Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Использование современных технологий в изучении истории для активизации познавательной деятельности"

статья

Автор: Тучина Ольга Федоровна, учитель истории и обществознания, МКОУ СОШ № 12, город Мирный, Архангельская область



В раздел основное общее образование




Тучина О.Ф.

учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ № 12

г. Мирный

Использование современных технологий в изучении истории для

активизации познавательной деятельности
В связи с тем, что сегодня образование перестает быть репродуктивным, становится актуальным изменение методик преподавания. Теперь главной задачей педагога является не просто изложение педагогом материала под запись, учащиеся должны быть вовлечены в самостоятельный поиск новых знаний, уметь анализировать, синтезировать и применять их. Среди многообразия современных технологий, наиболее эффективными, на мой взгляд, являются интерактивные технологии обучения, к которым относятся: проблемные лекции, тренинги, диспуты, дискуссии, деловые игры, мозговые штурмы и многое другое. Именно они позволяют учащимся проявить себя. Новая социально-экономическая ситуация в стране, новые требования к образованию обязывают нас переосмыслить предназначение урока, обновить его. Каждый из нас, педагогов, не раз задавал себе вопросы: «Как добиться результата на уроках с учетом современных требований? Как сделать процесс обучения доступным и увлекательным, эффективным и творческим?» Традиционная подача учебного материала приводит к тому, что учащиеся теряют интерес к изучаемому предмету. Они перегружены новыми понятиями, не успевают осмыслить их и научиться использовать. Можно еще назвать несколько причин, снижения положительной мотивации учащихся: снижение уровня жизни населения и падение интереса к учению. Данные проблемы подтолкнули учителя к поиску новых форм и методов работы. Проблема активизации познавательной деятельности и развитии творческих способностей школьников не нова для педагогической науки Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Наиболее актуальными в современный период являются методы системно-деятельностного подхода — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов учащихся. Они
исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.). На уроках истории я не отдаю предпочтение какой-либо современной инновационной технологии в целом, а использую отдельные элементы разных технологий, которые соответствуют особенности изучаемого материала и реальным возможностям учебного процесса. Стараюсь строить урок таким образом, чтобы дать ученику возможность не просто разобраться в предмете, но и проявить себя в роли социально активной личности. Это возможно только в процессе взаимного творчества учителя с учащимися, для которого характерны совместные целеполагание, деятельность и подведение итогов. Держу в своей педагогической копилке и часто использую метод «мозгового штурма», который позволяет не только вовлечь всех учащихся в урок, но и помогает разрешить поставленный вопрос, а также формирует у детей нестандартное мышление. Такая методика не ставит ученика в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. В процессе обсуждения различных тем и вопросов у ребят часто возникают спорные ситуации и альтернативные предложения по проблеме. Для того чтобы дети учились слушать и слышать друг друга, относились с уважением к мнению оппонента, логично и лаконично высказывали свои мысли, практикую проведение уроков-дебатов, на основе обмена мнениями в формах круглого стола и конференции. Тема формулируется в виде вопроса или тезиса, таким образом, чтобы не было однозначного ответа или решения. На таких уроках происходит изменение роли функций учителя и ученика. Учитель не воспитывает, не дает готовые знания, он извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его активность. Проблемная ситуация, которая обязательно присутствует на данном типе урока, перерастает в проблему и побуждает учащихся к поиску новых знаний и способов деятельности для её решения. Существует несколько уровней проблемности: 1. Учитель сам анализирует ситуацию и направляет учащихся на самостоятельный поиск пути решения; 2. Учитель вместе с учениками анализирует ситуацию, а они самостоятельно формируют задачу и решают её; 3. Самый высокий уровень когда учащиеся самостоятельно анализируют проблему и выбирают оптимальные пути решения этой проблемы. Примеры проблем:
1. «Природа и человек. Как решить проблему последствий человеческой деятельности?»; 2. «события октября 1917 года – насильственный переворот или закономерность в развитии событий?»; 3. «Перестройка: благо или несчастье для народа?»; Форму диспута я использую на повторительно - обобщающих уроках в 9-11 классах после изучения наиболее знаковых тем, которые требуют объемного знания материала и затрагивают вопросы актуальные в сегодняшней жизни. Эта форма работы позволяет привлекать учащихся не одного класса, а параллели в целом. Такая форма урока расширяет кругозор, позволяет ребятам учиться выстраивать цепочку доказательств, самостоятельно мыслить, защищать свою точку зрения, быть критичным к себе и терпимым к своим оппонентам. Использую на своих уроках ролевые игры. Эти методики позволяют детям не только проявлять свои, в том числе скрытые, таланты, но и учат лучше ориентироваться в окружающем мире, быть самостоятельными, уважать друг друга. Особенно ярко подобные элементы прослеживаются на уроках «Обществознания» в 9 - 10 классах. Например, «Показать элемент процесса выборов» или «Разыграть разговор работодателя с несовершеннолетним претендентом на вакансию и разработать текст трудового договора». Ученики проигрывают некоторые модели поведения, пытаясь понять, какие варианты наиболее приемлемы в реальной жизни. Далее мы обсуждаем увиденное, делаем замечания, выводы. В заключение ребята решают, какая группа наиболее ярко и убедительно показала сцену, а также разрабатывают правила успешного общения. В процессе ролевой игры каждый ученик «переживает» ту роль, которая ему дается, пытается найти оптимальную модель поведения в сложившейся ситуации. Поэтому любая игровая ситуация должна быть оценена и проанализирована. Ребятам необходимо понять, чему они научились во время игры, какие ошибки были допущены. Такая методика подразумевает самостоятельную деятельность учащихся по приобретению новых знаний, навыков. Нередко работу на уроке строю по принципу малых групп. Такая работа позволяет всем учащимся включаться в процесс урока, высказывать свое мнение, быть услышанными. Ученики могут решать конкретные задачи. Роли внутри группы ребята распределяют самостоятельно, т.е. кто-то работает с источниками, документами, кто-то записывает, а кто-то выступает. Так же микрогруппа может работать над решением проблемного задания. Сам принцип в инновационной педагогике актуален своим личностно- ориентированным подходом, т.е. потенциальной возможностью создания
разного – рядом. И чем больше будет этого разного, тем лучше. Появится больше возможностей для выбора. Но на фоне инновации нельзя исключать классические подходы, так как каждый урок не может и не должен быть нетрадиционным. Наиболее эффективны, на мой взгляд, инновации во внеурочной деятельности по предмету, которой я уделяю большое внимание. Именно эта работа позволяет в неформальной обстановке расширить спектр использования интерактивных методов. Посредством проектной деятельности, интегрированной с информатикой, учащиеся создают электронные экскурсии, презентации, видеопрезентации и самостоятельно представляют их. Не менее результативной является работа учеников по выпуску школьной исторической газеты, в которой развиваются творческие способности ученика, формируются его коммуникативные навыки и научно-историческое мировоззрение. Очень популярны среди учеников агитбригады, историческая игра «Лидер XXI века», разработанная мною совместно с коллегами и школьные конференции, в которых могут участвовать ученики как одного класса, так и параллели в целом. Эта работа ориентирована, прежде всего, на среднего и слабого ученика, не обладающего выдающимися способностями и не имеющего возможность проявить себя в олимпиадах разного уровня, научно-практических конференциях, конкурсах – городских, региональных, всероссийских. Таким образом, использование интерактивных методов во внеурочной работе по предмету повышает мотивацию к изучению истории и развивает творческое начало личности ученика. Несомненна мысль, что зарождающееся тысячелетие нуждается в личностях, имеющих не просто минимальный набор знаний, умений и навыков. Поэтому роль педагога, всегда значима и ценна и в современных условиях наполняется новым содержанием. На мой взгляд, если человек и способен чему-либо научить другого, то имеет смысл учить не вещам и системам их взаимодействия, не универсальным методикам и приемам обработки материалов и информации, а самостоятельному, творческому, личностному подходу к окружающей действительности, к своей личности и обществу.


В раздел основное общее образование