"Применение инновационных педагогических технологий в формировании духовно - нравственного здоровья учащихся в образовательном процессе"
Представление педагогического опыта
Автор: Баликоева Альбина Мурзаевна, учитель физики, МБОУ "СОШ им. Героя Советского Союза А.М. Селютина", село Михайловское Пригородного района РСО - Алания
В раздел основное общее образование
МБОУ «СОШ им. Героя Советского Союза А.М.Селютина»
с. Михайловское Пригородного района РСО – Алания.
Представление педагогического опыта на тему:
«Применение инновационных педагогических технологий в формировании
духовно – нравственного здоровья учащихся в образовательном процессе»
Учитель физики МБОУ СОШ Село Михайловское Пригородного района РСО - Алании Баликоева Альбина Мурзаевна …Сначала отделите Ребёнка от злости, потом
Приближайте к знаниям. Сначала притупите в Ребёнке зависть, потом обостряйте взор к знаниям. Сначала воспитывайте Ребёнка, потом обучайте... Шалва Амоношвили. Какие бы приёмы и методы образования на уроках мы не использовали, ребёнок, имеющий проблемы и переживания внутри себя, не в состоянии воспринимать и усваивать учебный материал. Это, равносильно тому, что стучаться в закрытые двери. Не секрет, что лучшими учениками становятся воспитанные дети. В связи с этим, задачи воспитания должны решаться параллельно в той же степени, что задачи образования в рамках учебных учреждений. Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения для детей эпохи цифровых технологий, которые с двух лет свободно разбираются в компьютере, мобильном пространстве, заставляют нас, педагогов, искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения. Такой новизной в воспитательной работе, являются интерактивные классные часы. За основу моей работы, взяты принципы « Гуманной педагогики », известного педагога Шалвы Амонашвили. Его взгляды дополнены современными педагогическими технологиями других авторов. В основном, инновационные - педагогические технологии взяты из книг « Развитие критического мышления на уроке » авторов С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавицкая и Селевко Г.К « Современные образовательные технологии » и некоторая другая педагогическая литература. Разработан цикл классных часов под общим названием «… В начале было слово…, или всё начинается с Любви! », позволяющих проследить в течение учебного года за результатами воспитания в процессе проведения интерактивных классных часов, с применением инновационных технологий. Все инновационные технологии, предлагаемые известными педагогами для уроков по различным предметам, перенесены для проведения интерактивных классных часов. Структура интерактивных классных часов построена по требованиям ФГОС второго поколения с применением инновационных технологий и организованы так, что в работу все учащиеся вовлечены максимально благодаря разнообразию форм, приёмов и методов работы. Такая форма организации работы резко отличается от организации традиционных классных часов, когда учитель фронтально, то есть одновременно со всем классом работает над темой. В результате того, что традиционная форма работы очень мало учитывает индивидуальные особенности учеников, активно работают обычно несколько лидеров, остальные учащиеся включаются в работу только время от времени или остаются пассивными, или же не слушают вообще информацию.
На интерактивных же классных часах преобладает взаимодействие « ученик- ученик ». Учитель организует ситуации, в которых учащиеся приходят к выводам о путях решения поставленных задач сами, и выбирают близкие им ценности при работе в группах ( технология КСО). Работая в группе, учащиеся получают индивидуальные задания на общую для группы тему. В результате каждый ученик включается в работу совместно с другими участниками, т.к. выводы общие, пассивным оставаться не остаётся возможности ни у одного ученика. Быстрая смена видов приёмов, методов, и плюс ко всему красочное оформление заготовок, вызывает большой интерес к процессу работы.
«
Чуткость, восприимчивость к красоте в
детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности.
Потребность к красивому - утверждает моральную красоту, рождая
непримиримость ко всему пошлому, уродливому
»
писал В.А.Сухомлинский. Ни для кого не секрет, что если учителю удаётся пробудить интерес у учащихся, то создаются предпосылки для самостоятельной творческой работы, и ученики будут стремиться к знаниям, преодолевая все трудности. В.А. Сухомлински:
«
Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться
»
А желание появляется тогда, когда есть интерес. Отличаются интерактивные классные часы от традиционных и тем, что учащиеся заранее ничего не заучивают, т.к. с охотой делают такую работу только некоторые активные ученики, остальные остаются в стороне. В лучшем случае, если даже не знают, а о чём будут говорить на данном классном часе, когда тему открывают они сами в процессе рассуждений и выполнения различных заданий. И самое главное условие удачного классного часа, это тщательная подготовка самого педагога, умелое построение хода работы, активная организация, и поддержание темпа работы. Всё это требует большой, кропотливой работы. Но говорят, у Бога нет случайностей. Если мы выбрали профессию педагога, значит, будем стараться свою миссию достойно нести. Отрадно отметить, что последние несколько недель, коллеги стали отмечать, что учащиеся класса, в котором проводились регулярно интерактивные классные часы, заметно изменились в лучшую сторону.
Педагогическая технология
- это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
Метод обучения -
это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач учебного процесса (Ю.К. Бабанский).
Методический приём
- это структурный элемент метода; это действие учителя, вызывающее ответную реакцию учащихся, соответствующую целям этого действия. Проблему обогащения нравственного опыта учащихся и повышения качества воспитательного процесса на интерактивных классных часах добилась путем внедрения следующих инновационных педагогических технологий, методов и приёмов ФГОС. -
Технология развития критического мышления.
Структура данной технологии состоит из трёх стадий: вызов, осмысление и рефлексия. На стадии
вызова
предполагается вызвать на «поверхность» имеющиеся у ребят знания. Учитель на стадии вызова побуждает учеников активно формулировать свои вопросы, идеи. Школьники с помощью вопросов и предположений, формулируют для себя значимые конкретные цели рассматриваемого материала и приходят к теме занятия. Традиционный взгляд на занятие:1. «Перескажи…»2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …»3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…»4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» Интерактивный подход:1.Постановка проблемы: - «С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?»3. Поиск решения: «По тексту определите …»4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» На стадии осмысления начинается основная интерактивная часть. Когда ребята читают текст, просматривают фильм, слушают учителя, они стараются найти ответы на поставленные на стадии вызова вопросы. Осмысли задание (что надо сделать?) Найди нужную информацию (текст, рис…) Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя. Чтобы сохранить интерес используются разные приёмы и методы: заполнение кластеров; установление причинно следственных связей между блоками информации; составление списка известной информации; метод инсерт, заполнение концептуальных таблиц. Развивает умение сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать, формулировать вопросы, искать ответы, делать выводы. На стадии рефлексии учитель и ученики возвращаются к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, сопоставляют новый материал с тем, что знали раньше. -Технология личностно - ориентированного подхода в организации интерактивных классных часов предполагает ценностный подход к детской личности, понимание того, что ребёнок имеет свою жизненную историю, своё собственное «Я», своё мнение, свой внутренний мир, свои переживания. Технологии личностно- ориентированного образования направлены на организацию поисковой деятельности, личностное развитие и индивидуальную поддержку учащихся и характеризуются такими чертами, как сотрудничество, диалогичность, предоставление ребенку
свободы принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения. Развивает умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, осмысливать, обобщать. Приёмы: оценочная линия, синквейн, ассоциативный куст, микрофон. Примеры оценочных линий: Ученик осмысливает своё личноеотношение к изучаемой теме и ставит знак «Я» в начале классного часа и в конце. Анализируя оценочные линии можно судить об эффективности классного часа.
Никогда не
говорю плохие
слова, и не буду
говорить. Есть
много добрых
слов
Не говорю, но
делаю
замечание, если
говорят рядом
плохие слова.
Не говорю, но
когда рядом
говорят,
приходится
слушать
Отношусь
спокойно,
иногда могу и
сказать, ничего
не будет.
Говорю, это
модно,
современно.
Пусть меня учат,
что это плохо.
Я- 2
Я-1
-
Абсолютно счастлив
Я- 2
Ищу пути приобретения этого чувства Иногда бывает состояние счастья Несчастлив Я-1 Заполнение таблиц каждым ребёнком на стадии вызова «З – Х – У» ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ Вредные привычки 1. 2. Какой вред приносят организму: Что об этом узнал. Технология системно – деятельного подхода . Применение системно-деятельного подхода на интерактивных классных часах позволяет увидеть ребёнка в процессе деятельности. Ребёнка надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно только ему, когда у него имеются определённые мотивы для её выполнения. Приёмы: соревнование, выпуск плакатов, лозунгов, коллективная работа при заполнении кластеров, игр, конкурсов. Каждый ребёнок вносит свой личный вклад в общий вид деятельности, при этом развивается творческое мышление.
-
Ситуативные технологии.
Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе, которая породила педагогические задачи, требующие решения. Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа» Например, классный час посвящённый сквернословию был проведён как необходимость, так как ученики класса вне школы могли себе это позволить.. На интерактивном классном часе это формы работы в малых или больших группах по решению возникшей проблемы, обсуждение с детьми пути решения произошедшего. Приём: поиск ответов, установление причинно – следственных связей, синтез мыслей. Грамотно выстроенный ход классного часа даст ребёнку самому лично прийти к выводу о собственном поведении, а окружающие участники и не поймут, что классный час адресован конкретной ситуации, конкретному ученику. -
Информационно - коммуникационные технологии ИКТ
. На классном часе используется для аудио, видео оформление. Демонстрация презентаций. Применение всех видов современных цифровых технологий. -
Дидактические технологии
позволяют организовать учебное пространство так, чтобы преобладало взаимодействие «ученик – ученик» или «ученик – учебный материал», чтобы учащиеся эффективно общались друг с другом в парах или в группах и могли легко меняться партнёрами в процессе выполнения поставленных задач. Приёмы: игра, конкурс, соревнование. Они вводят учащегося в реальный мир сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей
-
Кейс (ситуация) технология
– основана на использовании специально смоделированной ситуации в целях анализа. Совокупность действий персонажей, требующая разрешения путём анализа и принятия решения. Понятие «кейс» рассматривается как портфель с полным комплектом методических материалов, который может выдаваться учащимся как в печатном виде так и в электронном виде. В материалах сформулирована рассматриваемая проблема, в результате группа учащихся получают возможность работы на едином проблемном поле. Процесс изучения кейса, имитирует механизм принятия решения в жизни, адекватен жизненной ситуации, требует не только знания и понимания терминов, но и умения ими оперировать, выстраивать логические схемы решения проблемы, аргументировать своё мнение. Кейс состоит из трёх частей: Сюжетная часть – описание ситуации, которая содержит информацию, при котором развивалась ситуация. Информационная часть – информация, которая поможет правильно понять
развитие событий. Методическая часть. Кейсы могут быть: вопросный кейс, кейс – задание, сюжетный кейс, личностный и другие по форме работы.
-
Технология мозгового штурма
(Брэйнсторминг) стимулирует группу к быстрому генерированию большого количества новых оригинальных идей. Приёмы: поиск ответов на поставленные вопросы, обсуждение в группах, вопросы по Блуму.
- Информационно аналитическая технология
используется на классных часах для знакомства с историческими фактами или другой важной информацией. Приём: использование разрезного готового материала для всех участников или отдельных групп.
- Технология поощрения и стимулирования
даёт возможность сохранения активности работы на протяжении всего классного часа. Приём «Корзина идей», система баллов, очков, сюрпризов. -
Технология проектирования
используется при составлении программ саморазвития личности и создания положительных перспектив. Приём: составление программ, схем самовоспитания. Известный психолог Дейл Карнеги предлагает свою программу «Именно сегодня», которая очень поучительна. По его методике предлагаю учащимся составить свою программу самовоспитания, руководствуясь девизом «Сегодняшний день, мой главный день. Сегодняшнее слово моё главное слово» Каждый ученик составляет свою собственную программу из нескольких пунктов, например: именно сегодня я постараюсь быть лучше, начну работать над собой……
- Технология сотрудничества
предполагает работу в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для всех контактов. Приём: «Выбор цвета», или раздать пословицы на три темы, на каждую тему столько, сколько человек хотите в группе. Учащиеся с одной темой пословицы садятся в одну группу. -
Технология проблемного обучения
– предполагает поиск ответов на данную проблему. Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано со стремлением личности к гармонии. -
Здоровье сберегающие технологии
предполагают создание доброжелательной обстановки и психологического комфорта. Любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть здоровье сберегающей. Это положение сформулировано в законе РФ «Об образовании», 51 статья которого начинается с утверждения: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».
Учитывать активность учащихся: 5-25 минута — 80%;25-35-я минута — 60-40%; 35 —40-я минута — 10%. Приёмы: уместный юмор, спокойная беседа, позитивная реакция учителя, культура общения, гуманное отношение к ученикам, ситуация успеха.
Описание некоторых приёмов и методов:
КЛАСТЕР
(английское слово - гроздь) предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди. Например, в качестве основы взять «Человеческие пороки» или «Причины сквернословия» и Такая форма работы позволяет охватить большее количество информации. Приём может быть использован как на этапе вызова, так и на этапе осмысления. Примеры: … На классном часе «Почитай Отца имать» Каждая группа получит бланк задания, который заполняется всеми участниками группы в течение двух минут. Какие ценности лежат в основе семейных отношений? Каждая ценность, как кирпичик обеспечивающий крепость нашей семьи. А, что является фундаментом наших взаимоотношений в семье?
Этап рефлексии:
Задание: Заполните кластер. За что вы хотите поклониться родителям и поблагодарить. Каждая группа получает чистый бланк кластера. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Уважение Дружба Добро Прощение Терпение ЛЮБОВЬ Забота Понимание Помощь Доверие СЕМЬЯ Целуем руки Мамы и Папы Зз За Любовь За счастливое детство За ласку За заботу
На классном часе «Толерантность, милосердие, добро – дороги к миру на Земле» КОНКУРС: « ДОПИШИ» Каждая группа получает лист заготовки, в которой написано «ДОБРО» Задание: придумать слова, которые начинаются с этого слова.
Каждый участник группы должен ответить, что означает слово, которое они записали. Кого они считают таковым среди знакомых или одноклассников На классном часе
«Речь мерило нравственности»
чтобы разнообразить работу и поддержать интерес учащихся этап рефлексии провести не традиционным способом, а инновационными технологиями. Каждая группа получает свой пустой кластер с названием «К чему приводит сквернословие». Он заполняется и сдаётся преподавателю на проверку. Если позволяет время, ответы обсуждаются. За домашний ОЧАГ За доброту порядочный порядочный желательны й желательны й сердечный сердечный совестный совестный нравный нравный душный душный ДОБРО ДОБРО К чему приводит Сквернословие Подталкивает к дурным Поступкам. Определяет круг не лучших друзей Речь становится скудной. Влечёт уголовное наказание. Губит здоровье Опустошает духовно
СИНКВЕЙН
(фр. слово-пятистишье) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический приём на этапе рефлексии. Позволяет ребёнку глубоко обдумать смысл слова. Например, придумать синквейн на слово «Счастье». У каждого ребёнка свой, индивидуальный синквейн позволяющий судить о внутреннем мире ребёнка. Например, на классном часе «Почитай Отца и Мать» на слово семья синквейн СЕМЬЯ ДРУЖНАЯ, КРЕПКАЯ ОБЕРЕГАЕТ, ЦЕНИТ, ЛЮБИТ ВСЁ ЛУЧШЕЕ ПРОИСХОДИТ В СЕМЬЕ НАДЕЖДА
ИНСЕРТ
– маркировка текста значками по мере его чтения. «V» - уже знал, «+» - новое, « _» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы. Приём обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение. Приём и таблица делают зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому. Важным в этом приёме является обсуждение выводов.
БРЭЙНСТОРМИНГ
- название происходит от английских слов « мозг » и « буря » техника мозгового штурма. Такая техника предполагает наличие руководителя, который призывает участников классного часа или урока к свободному выдвижению и аккумулированию идей, высказываний, которые позже могут быть использованы для получения новых знаний, решения проблем, составления аргументов. Критика идей запрещается! На классных часах этап мозгового штурма целесообразно организовать по вопросам Блума.
ВОПРОСЫ ПО БЛУМУ
- - Простые вопросы. Для ответа на них нужны конкретные знания о понятиях. Например, а вы раньше знали, что такое сквернословие, что означает такая речь. - Уточняющие вопросы, например: « Если я правильно понял, то….. » То есть ты говоришь, что… - Интерпретационные, например: « Почему молодёжь использует в своей речи сквернословие…. - Творческие вопросы, например « Как вы думаете, что будет если….. » - Оценочные вопросы: « Почему вы считаете, что это хорошо, а что-то плохо…? Гасит Любовь в душе, а Значит Веру в Бога! Убирает Ангела хранителя.
- Практические вопросы: « Где в обычной жизни это встречается, наблюдается… »
ОЦЕНОЧНАЯ ЛИНИЯ
- этот метод применяется в тех случаях, когда необходимо, чтобы каждый из учащихся принял решение о своем отношении к определённой теме или проблеме. В разработках конкретные применения. Абсолютно счастлив
Я- 2
Ищу пути приобретения этого чувства Иногда бывает состояние счастья Несчастлив Я-1 Заполнение таблиц каждым ребёнком на стадии вызова «З – Х – У»
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
- используется для развития способности к мыслительным операциям анализа и синтеза при систематизации новой информации, когда сопоставимы три или более понятий или явлений. В разработках описание. Например, на интерактивном классном часе «Ялюблю тебя, жизнь!» на стадии рефлексии каждая группа получает концептуальную таблицу и заполняет её. Положительное Линия сравнения Отрицательное Альтернативное Насвай, спайсы наркотики алкоголь курение На интерактивном классном часе « Толерантность, милосердие, добро – дороги мира на земле» на стадии рефлексии участники групп заполняют концептуальную таблицу:
ДОБРО
Милосердие Толерантность ЛИНИЯ СРАВНЕНИЯ
терроризм
экстремизм
расизм
ЦЕЛЬ МЕТОДЫ ОСНОВА ИТОГ СТРАТЕГИЯ ТАКТИКА
Т-ГРАФИК
- таблица с двумя симметричными столбцами, позволяющая разделить информацию по критериям « хорошо-плохо », « за - против » ДА/хорошо/сильные стороны/ оправдано Нет/плохо/слабые стороны/неоправданно Например, доброта это простота человека или его сильная сторона характера.
ОБСУЖДЕНИЕ В ПАРАХ
– один из самых простых методов для стимулирования учащихся в обучении. С его помощью каждый ученик задумывается над изучаемым явлением, преодолевает неуверенность в своих знаниях.
ЭМПАТИЯ
- метод личной аналогии, когда ученик становится частью механизма или деталью, стараясь описать происходящий процесс от своего лица. Развивает образное мышление. Способность понимать и распознавать эмоциональное состояние другого человека, побыть в роли другого, например, описать своими словами, что испытывали
КОРЗИНА ИДЕЙ
– приём организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии работы, когда идёт актуализация имеющихся у учащихся опыта и знаний. На доске можно нарисовать условную корзину или сделать красочную корзину, в которой условно будет собрано то, ученики знают об изучаемой проблеме. Работа пока индивидуальная. Задаётся вопрос, что известно ученикам по той или иной проблеме (1 -2 мин.) Все сведения кратко записываются и собираются в «корзину идей) Далее идеи разбираются ошибки исправлются.
ЭССЕ
– приём используется для продолжения работы дома, с условием продолжения обсуждения выбранной темы. Результаты работы: Отрадно отметить, что последние несколько недель, коллеги стали отмечать, что учащиеся класса, в котором проводились регулярно интерактивные классные часы, заметно изменились в лучшую сторону. Интерактивные классные часы развивают следующие качества ученика:
1.
готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знаниях);
2.
гибкость (восприятие идей других);
3.
настойчивость (достижение цели);
4.
готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
5.
осознание (отслеживание хода рассуждений);
6.
способсвуют воспитанию духовно – нравственной личности.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов
образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных,
добрых, культурных, интеллигентных, трудолюбивых людей, поможет найти
детям своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на
благо Родины и своей семьи, жить в гармонии с природой.
«
Задача преподавателей не только раскрыть ученикам множество
мыслей почерпнутых из книг, но и развить горячее стремление к знаниям,
отыскать доброе начало в каждом сердце
» В.В Путин.
В раздел основное общее образование

