Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Автор "Слова о полку Игореве" - гражданин и художник"

творческая работа

Автор: Самашева Акжол Телегеновна, учитель русского языка и литературы, МКОУ "Жана-Аульская СОШ", село Жана-Аул Кош-Агачский район Республика Алтай



В раздел основное общее образование



МКОУ «Жана-Аульская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская

работа по литературе

Автор «Слова о полку Игореве» -

гражданин и художник
Автор: Осатаев Алимжан, обучающийся 9 класса Научный руководитель: Самашева Акжол Телегеновна, учитель русского языка и литературы Жана-Аул 2015

Тезисы
В декабре 1800 года в Москве вышло первое Издание памятника древнерусской литературы «Слова о полку Игореве». Именно оно стало для исследователей единственным «подлинником» этого произведения. Из обширного круга проблем современного «Слововедения» наиболее интересным является вопрос об авторе «Слова о полку Игореве». В основных контурах облик автора обозначился сто лет назад. Автор «Слова...» - это человек, обладающий явно незаурядными историческими познаниями. Обращение к походу Игоря вызвано потребностью автора страстно, доказательно защитить мысль о необходимости единства Руси. Автор мужественно и прямо обличает крамолу князей - своих современников и их предков. Он смело требует от князей согласованных действий против врагов Руси, укоряет их за бездеятельность. Если лучшие из князей, наделённые любовью к Родине, доблестью, силой и мужеством, не способны отдельными выступлениями защитить страну от «поганых»,то назревает необходимость общих действий. Уже в XI веке среди писателей того времени мы можем различить первые жертвы государственных репрессий против литературы. Служение литературе с самого начала приобрело черты жертвенности и мученичества. Но это не пугает и не останавливает автора «Слова...», патриота. И в его обращении есть что-то предвещающее властные и гневные обращения к царям Радищева, Пушкина, Лермонтова, Рылеева, Льва Толстого и многих других. Автор «Слова ...» показал себя как мастер, выразивший в своём произведении многовековой опыт культуры Отечественного языка, доведённого в XII веке до поразительной художественной высоты. Прежде всего, это мастерство ёмкого и точного выражения художественной мысли. Автор одухотворяет природу. Грандиозен пейзаж «Слова...», передающий ощущение бескрайних просторов Родины. От фольклора идут постоянные эпитеты, из устной поэзии заимствуется приём параллелизма и создаются незабываемые антитезы « сражение - песнь и молотьба», «сражение — брачный пир». Как отмечалось исследователями, автор принадлежит к музыкально одарённым личностям. Этим объясняется обилие лексических средств, обозначающих звуковые впечатления. Язык «Слова...» звучит подобно стихам. Ритмическая организация текста видна в повторах, в многообразной рифмовке, в вопросах и обращениях, в расположении аллитерации и ассонансов.

План
История обнаружения и издания «Слова о полку Игореве». Основные направления «Слововедения». Автор «Слова...», кто он, каков он: незаурядные исторические познания; патриотизм поэта, его мужество; талантливый поэт-профессионал. О вероятных авторах «Слова о полку Игореве». «Слово...» - свидетельство патриотизма и гражданственности лучших представителей русского общества XII столетия.
Автор «Слова полку Игореве»- гражданин и художник. Автор «Слова полку Игореве»- это Пушкин XII столетия. Б.А. Рыбаков Любовь к родине водила его пером и определила глубокую народность содержания и формы слова. Д.С. Лихачёв В декабре 1800 года в Москве вышла в свет книга, озаглавленная «Ироическая пъснь о походъ на половцовъ удельного князя Новагорода - Съверского ИгоряСвятославовича, писанная стариннымъ русскимъ языком въ исходъ XII столетияпереложением на употребляемое нынъ наръчие». Это было первое издание памятника древнерусской литературы «Слова о полку Игореве.» Первое известное нам упоминание о рукописи «Слова о полку Игореве» содержится в описи Спасо-Ярославского монастыря 1709 года. При перечислении «ризничных вещей» указывается «книга Гранограф писменная ву десть», то есть рукописный Хронограф форматом в лист. В состав этого сборника и входило «Слово...» Примерно в 1787 - 1788 годах, после упразднения Спасо-Ярославского монастыря и преобразования его в архиерейский дом, Хронограф был передан, вероятно Арсением Верещагиным, архиепископом Ростовским и Ярославским, екатерининскому вельможе А.И. Мусину-Пушкину. В связи с гибелью во время московского пожара 1812 года рукописи «Слова...» издание 18000 года стало для последующих поколений исследователей единственным «подлинником» этого произведения. Исследования «Слова о полку Игореве» - это весьма обширный округ проблем. История обнаружения Мусин-пушкинского списка «Слова...», история издания «Слова...» и принципы передачи нам текста памятника, история изучения «Слова...» в отечественной науке, «Слово...» и древнерусская литература, «Слово...» и Русь его времени, поэтика «Слова...», его жанр, его язык, проблема датировки памятника, вопрос об авторе «Слова...» - таков далеко не полный перечень направлений, по которым развивалось «слововедение» в последние десятилетия. Наиболее привлекает меня из этих тем вопрос об авторе «Слова...» Изученная мною литература показывает, что попытки установить имя автора памятника древнерусской литературы предпринимались исследователями неоднократно.
Однако нас интересует вместе с вопросом «Кто он?» и вопрос «Каков он, автор «Слова о полку Игореве?». В основных контурах облик Автора обозначился в науке уже сто лет тому назад: знатный дружинник, боярин, близкий к княжеским кругам; он образован, знает военное дело и, безусловно, очень талантлив как поэт. От многих современников его отличает широкий кругозор и умение взглянуть на события как бы с большой высоты; его излюбленный символ - сокол, взлетающий высоко над землёй. Автор «Слова...» - это человек, обладающий чрезвычайно широким историческим кругозором: он вспоминает о событиях давних лет, много рассказывает о современниках Академик Б.А.Рыбаков об этом пишет так: «Исторические экскурсы Автора поражают нас, во-первых, своей хронологической глубиной - ведь заглядывал он в прошлое более чем на тысячу лет от своего времени... Во- вторых, мы должны отдать должное точности его хронологических расчётов, а в третьих, благодаря его лаконичным строкам, мы получаем новое представление об уровне образованности русской аристократии (самого автора и его аудитории) конца XII века. Когда мы, опираясь на исторический комментарий, прочитываем «Слово...», вдумываясь в каждый намёк, в каждое упоминание — перед нами раскрывается во всей сложности и многогранности историческая обстановка на Руси конца XII. Упомянул Автор «сулицы ляцкие» - и это не просто указание на западное происхождение метательных копий, но и многозначный намёк на династические и политические связи князей с соседней Польшей. Сказал Автор: «И Володимир под ранами...» - и перед нами предстаёт судьба Владимира Переяславского, раненного тремя копьями во время отчаянной вылазки у стен родного города и отбитого у половцев подоспевшими соратниками – дружинниками Не все исторические реалии нам понятны, некоторые толкования и объяснения по сей день вызывают споры. Всё ещё нет единого мнения, где же находилась река Каяла, на берегах которой потерпел поражение князь Игорь. Н.В.Соболев и Ф.Гетманц считают, что это река Макатиха (приток реки Голая Долина), Протекавшая севернее современного города Славянска. В «Слове...» отражены реальные исторические события 1185 года - сепаратный поход Новгород-Северского князя Игоря и тяжёлые последствия этого похода. Автор ведёт повествование в двух планах: поход Игоря и судьба русской земли. Игорь жаждет свободы и готов смело защищать родную землю: «Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть». Игорь «поострил сердце своё мужеством» и повёл «храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Это, безусловно, вызывает одобрение автора. Но молодым князем руководит не только патриотизм, но и честолюбие, не только желание независимости, а и азарт покорения врагов.
Затмение солнца в поэме - это предупреждение природы и символ слепоты дерзкого желания: «Ум князя склонился перед желанием, и охота отведать Дон великий заслонила ему затмение». Служение литературе с самого начала приобрело черты жертвенности и мученичества. Так было и в последующие века: автора «Моления» Даниила заточают, Максима Грека переводят из одной монастырской тюрьмы в другую, Аввакума и его друга Епифания сжигают за «великие на царский дом хулы». В страстном и требовательном обращении «Слова» к русским князьям есть что-то предвещающее властные и гневные обращения к царям Радищева, Пушкина, Лермонтова, Рылеева, Льва Толстого и многих других русских писателей нового времени. Страстность, с которой написано «Слово...», поразительна. Оно полно сильных и волнующих чувств. Автор одухотворяет природу, заставляет ее отозваться на все происходящее среди людей. Животные, деревья, травы, цветы предупреждают русских о несчастьях, переживают с ними горе и радости. Грандиозен пейзаж «Слова...», всегда, тем не менее, конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут... быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого... земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется. Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, щекот соловьиный по ночам и галочий крик утром, вечерние зори и утренние всходы, море, овраги, реки составляют необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова...» передают ощущение бескрайних просторов родины. Автор «Слова...» показал себя как мастер, выразивший в своем произведении многовековой опыт культуры отечественного языка, доведенного в XII веке до поразительной художественной высоты. Прежде всего это мастерство создания емкого и точного выражения художественной мысли. Автор, например, пишет о гибели войска Изяслава Васильковича : «Дружину твою, князь, птицы крыльями приодели, звери кровь полизали». В сознании читателя того времени возникла картина, подобная той, которую много веков позднее создал В.М.Васнецов, где показано, как птицы, садясь на погибших воинов, прикрывают их своими крылами. Много других емких фразеологических оборотов: «... черная земля под копытами костьми была посеяна и кровью полита», «приуныли цветы от жалости, деревья в горе к земле склонились». Вспомним характеристику
курян: «А мои куряне ... под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены...», которая является языковым воспроизведением древних обрядов «посвящения и воспитания воинов». Автор «Слова...» - знаток фольклора. От фольклора идут постоянные эпитеты: чистое поле, острые мечи, каленые стрелы, синее море, черный ворон, красные девицы. Заимствован из устной народной поэзии прием параллелизма, в котором сражении е сопоставляется с земледельческим трудом - молотьбой, и посевом: «На Немиге снопы стелют из голов, молотят цепами харалужными, на току жизнь кладут, веют душу от тела. У Немиги кровавые берега не добром были засеяны — засеяны костьми русских сынов». Другая антитеза «сражение - брачный пир» появляется в следующих строках: «...тут кровавого вина недостало; тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую». Автор «Слова...» выступает как мастер светописи. Черный цвет и в поэме, и в древнерусском искусстве обычно связан со зловещими силами, со злобой, с печалью. Половцы - это и черные тучи, и черные вороны. Земля становится черной, когда она костьми посеяна и кровью полита. В тягостном сне Святослава его покрывают черной попоной. Близко к черному в отдельных определениях стоит и синий цвет (синее море, синий Дом, синее вино, с трудом смешанная , синяя мгла, синие молнии). Определение «белый» имеет противоположный смысл - добро и радость. Связаны с бел изною цвет красный и его разновидность багряный, а также серебряный, золотой является излюбленным в цветовой палитре автора. Белая хоругвь на красном(червленом) древке, червленые щиты русских воинов, серебряная седина, золотое стремя и золотой княжеский стол, жемчужная душа — все это связано с различными оттенками человеческой доброты и красоты. Как отмечалось исследователями «Слова...», автор принадлежал к музыкально одаренным личностям. Этим объясняется обилие лексических средств, обозначающих звуковые впечатления: ночь стонет, Киев и Чернигов стонут напастями, Русская земля стонет, стоит свист зверей, скрипят телеги, подобно распуженным лебедям и т.д. не только стон, но и пение раздается на Дунае. И даже за пределами Руси слышится звон, звенит и слава на Русской земле. Язык «Слова...» звучит подобно стихам. В.И.Стеллецкий приходит к выводу, что «Слово...» в большей части написано «архаическим интонационным стихом», что «около 260 ритмических единиц (из 504) можно посчитать стихами, около 170 - отнести к ритмической прозе, обладающей напевной риторической интонации. В «Слове...» необычайно сложная ритмическая организация языка, все время меняющаяся, она развивается вместе с развитием эмоционального содержания произведения, что убедительно показано Д.С.Лихачевым.
Таково «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы, созданный неизвестным автором. Да, имя поэта, создавшего его, затерялось в веках. Исследователями на роль автора выдвигались в разное время Тимофей Рагулович, Митуса, Рагуил Добрынич, Беловод Просович, Сам Игорь. Автора «Слова...» нельзя угадать; его можно обнаружить, лишь встретив другого древнерусского автора (от которого до нашего времени остались произведения), который бы по своей манере, по своему стилю был бы похож на автора «Слова...». Пока появилась единственная возможность для такого сопоставления: Б.А.Рыбаков обратил внимание, что киевский летописец Петр Бориславич (фрагменты принадлежащего его летописного текста, как полагает ученый, дошли в составе Ипатьевской летописи) по широте кругозора, по своим симпатиям и антипатиям, по осудительному отношению к междоусобным распрям и, наконец, по особенностям своего словоупотребления и стиля может быть сравним с автором «Слова...». И, несмотря на все эти совпадения, Б.А.Рыбаков подчеркивает, что перед нами все же гипотеза: «Нельзя доказать непреложно, что «Слово о полку Игореве» и летопись «Мстислава племени» действительно написаны одним человеком. Еще труднее подтвердить, что этим лицом был именно киевский тысяцкий Петр Бориславич. Здесь мы, вероятно, навсегда останемся в области гипотез». Как разительно отличается осторожная формулировка ученого от бездоказательных атрибуций некоторых исследователей и любителей «Слова...», которые тем не менее преподносят свои «открытия» с необычайной уверенностью и апломбом. Тем труднее определить автора «Слова...», что он был скромен - он не назвал себя, не намекнул на свое место в киевском обществе, но это достаточно почетное место угадывается по характеру самой его речи – поэмы. Итак, Автор «Слова...» был человеком широкого исторического кругозора, свободно переходивший от размышлений о событиях своего времени к историческим напоминаниям и аналогиям, это был подлинный патриот, которого волновали победы не одного князя, успех не одного княжества, а судьба всей русской земли. Наконец, мы знаем: автор «Слова...» - талантливый поэт-профессионал, в совершенстве владеющий литературным языком. Литературное творчество для него было постоянным занятием. «Слово...» - едва ли первое и едва ли единственное его произведение. Подведем итог. «Слово о полку Игореве» ценно для нас не только само по себе, но и как неоспоримое свидетельство высокого уровня культуры и литературного мастерства в Киевской Руси, как свидетельство патриотизма и гражданственности лучших представителей
русского общества того времени, к числу которых принадлежал и неизвестный нам автор «Слова о полку Игореве».
Литература
1. Лихачев Д.С. Слово о полку Игорове (Всупительная статья), М., Художественная литература, 1968г. 2. Маранцман В.Г. Литература (учебное пособие для 9 класса), М., Просвещение, 1993г. 3. Милов Л.В. Петр Борисович – вероятный автор «Слово о полку Игорове», литература в школе, 1983г №5. 4. Прокофьев Н.И. «Слово о полку Игорове», Литература в школе, 1985г., № 4. 5. Рыбаков Б.А. Как вникнуть в сущность «Слово о полку Игорове», Литература в школе, 1990г., № 4. 6. Творогов О.В. Литература Древней Руси. М. Просвещение, 1981г 7. Творогов О.В. «Слово о полку Игорове в исследованиях последних лет» Литература в школе, 1985г, № 4.


В раздел основное общее образование