"Особенности проявления сформированности профессиональной компетентности учителя при обучении иностранным языкам"
Реферат
Автор: Тимофеева Ирина Васильевна, учитель английского языка, МБОУ СОШ №155, Новосибирск
В раздел основное общее образование
ɆȻɈɍɋɈɒʋ
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Ɉɫɨɛɟɧɧɨɫɬɢɩɪɨɹɜɥɟɧɢɹɫɮɨɪɦɢɪɨɜɚɧɧɨɫɬɢ
ɩɪɨɮɟɫɫɢɨɧɚɥɶɧɨɣɤɨɦɩɟɬɟɧɬɧɨɫɬɢɭɱɢɬɟɥɹ
ɩɪɢɨɛɭɱɟɧɢɢɢɧɨɫɬɪɚɧɧɵɦɹɡɵɤɚɦ
Ɋɟɮɟɪɚɬ по курсу повышения квалификации Ɋɟɚɥɢɡɚɰɢɹ ɬɪɟɛɨɜɚɧɢɣɎȽɈɋɜɨɛɭɱɟɧɢɢɢɧɨɫɬɪɚɧɧɵɦɹɡɵɤɚɦɢ ɩɨɞɝɨɬɨɜɤɚɤȿȽɗ Выполнилɚ: Ɍɢɦɨɮɟɟɜɚɂɪɢɧɚȼɚɫɢɥɶɟɜɧɚ ɭɱɢɬɟɥɶɚɧɝɥɢɣɫɤɨɝɨɹɡɵɤɚ ɆȻɈɍɋɈɒʋ Новосибирск 2015 г.
2
ПЛАН
Введение. Основная часть: Профессиональная компетентность учителя при обучении иностранным языкам. Профессиональные знания учителя. Умение учителя планировать педагогическую деятельность. Основные пути развития профессиональной компетентности педагога. Этапы формирования профессиональной компетентности Заключение. Список литературы.
3
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня никто не станет спорить, что хорошее владение иностранным языком – навык, который необходим практически каждому. Изучение языков давно превратилось из занятия, которое рассматривалось, по большей части, в качестве хобби, в острую необходимость. Если раньше большинство людей строили карьеру в пределах одной страны и делали это довольно успешно, в наше время ситуация кардинально изменилась. Все больше и больше компаний из разных стран устанавливают партнерские отношения, все больше и больше крупных фирм разворачивают свой бизнес на международном уровне. Поэтому изучение иностранных языков – в первую очередь английского, как международного языка – становится одним из ключевых факторов достижения успеха. Очень небольшой процент детей, за время школьного обучения, в совершенстве овладели иностранным языком. Иностранный язык становится более востребован на уровне Государства и общества испытывающего действительную потребность в людях, практически, а зачастую и на профессиональном уровне, владеющих иностранным языком. Свободное практическое владение иностранным языком стало восприниматься как личностно значимое достижение человека. Иностранный язык на сегодняшний день в полной мере выполняет свои подлинные функции как средства общения, средства приобщения к другой национальной культуре, важного средства для развития интеллектуальных способностей людей. А школа в соответствии с ФГОС пересмотрела фундаментальные знания и умения которые необходимо получить соременному выпускнику школы. Возможно основная проблема в недостаточной компетенции школьных преподавателей? В связи с этим, тема выбранной работы видится мне актуальной.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
• Профессиональная компетентность учителя при обучении иностранным языкам: Профессиональная компетентность учителя иностранного языка – не простая сумма знаний, умений и навыков, которые он должен передать своим слушателям. Преподаватель должен стать проводником всего нового, что вырабатывает научная элита. Профессиональная компетентность реальна, она свойственна конкретной личности и зависит от усилий человека, это его личностная характеристика, совокупность его знаний, умений, навыков и гибкого мышления. Профессиональное мастерство — это взаимосвязь профессионально значимых знаний и опыта преподавания учителя, его творческих и личностных качеств. Иными словами, учитель иностранного
4 языка (далее ИЯ) должен знать предмет, который он преподает, и то, каким образом он должен строить педагогический процесс, чтобы добиться положительных результатов в достижении цели обучения ИЯ — развития у учащихся черт вторичной языковой личности. Он должен творчески относиться к своей профессии, преломляя свой педагогический опыт в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся и конкретными условиями обучения. Но чтобы быть настоящим профессионалом, недостаточно только знания предмета и умения его преподать. Важно желание учителя работать в данной сфере, его положительный настрой по отношению к учительскому труду и потребность совершенствовать свои профессиональные знания и умения [Введенский, 2003]. • Профессиональные знания учителя: Учитель должен обладать профессиональными знаниями: — системы языка и основных лингвистических и лингводидактических категорий, а также культуры страны изучаемого языка, ее истории и современных проблем развития, в том числе современных проблем зарубежных сверстников учащихся, с которыми ему приходится работать; — основных положений общеобразовательной концепции на определенном этапе развития общества государственной общеобразовательной политики, в том числе и по ИЯ; — психологии личности ученика в каждую конкретную «эпоху» ее развития, закономерностей усвоения ИЯ в учебных условиях; — основных требований, предъявляемых обществом и наукой к учителю, его уровню профессионального мастерства и личностным качествам; — основных закономерностей обучения ИЯ, а также содержания и специфики всех составляющих процесса обучения: целей, содержания, методов, средств обучения с точки зрения их исторического развития и современного состояния. Таким образом, под профессионально значимыми умениями учителя ИЯ понимаются умения педагогически, психологически и методически правильно осуществлять свою профессиональную деятельность, направленную на развитие у учащихся черт вторичной языковой личности, предопределяющих способность к участию в межкультурном общении. Профессионально значимые умения можно условно подразделить на четыре группы: 1. Умение познавать особенности личности обучаемого, которое формируется и развивается на основе процесса самопознания. 2. Умения, связанные с планированием речевого общения в учебном процессе. 3. Умения, связанные с реализацией спланированных профессиональных действий и оценкой их результатов. 4. Умения анализировать результаты организованного на уроке/занятии иноязычного общения [Гальскова Н.Д., Гез, 2007].
5 Иными словами, современный учитель ИЯ должен владеть не только наукой обучения и воспитания учащихся, но и искусством общения с ними и с каждым из них в отдельности, а также быть толерантным и справедливым к ним, открытым в проявлениях своих собственных интересов и эмоций. Ему необходимо уметь моделировать учебный процесс в соответствии с современными требованиями науки и практики и с учетом трех взаимосвязанных аспектов этого процесса: личностного, процессуально- психологического и педагогического. Владение учителем, названными выше знаниями и умениями, составляющими его профессиональную компетенцию, дает основание полагать, что он сможет реализовать современную образовательную политику в области обучения ИЯ. Лишь в условиях совместной творческой деятельности учителя и учащихся, имеющей для каждого из них личностный смысл (т.е. в условиях личностного взаимодействия), складываются между ними отношения партнерства. Эти отношения проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и обучаемых, в согласованности их речевых и неречевых поступков. • Умение учителя планировать педагогическую деятельность: Умение планировать свою педагогическую деятельность в целом, так и конкретный урок, является одним из необходимейших умений в работе учителя. В становлении данного умения учителю оказывается посильная помощь со стороны авторов УМК, но, как известно, ни программа, ни учебник не могут предоставить учителю готовую схему урока. Он должен конструировать его сам [Садомова, 1989 : 14]. Вместе с тем, пользуясь готовыми методическими разработками и указаниями из книг для учителя и не чувствуя необходимости в их адаптации к имеющимся условиям, индивидуальным особенностям учащихся, другим важным факторам, присутствующим в учебном процессе, учитель ограничивает себя в творчестве по самостоятельной переработке и разработке материалов для плана урока, да и самого плана в целом. • Основные пути развития профессиональной компетентности педагога: Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога: 1. Работа в методических объединениях, творческих группах; 2. Исследовательская, экспериментальная деятельность; 3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; 4. Различные формы педагогической поддержки;
6 5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер– классах, форумах и фестивалях; 6. Обобщение собственного педагогического опыта; 7. Использование ИКТ. Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. • Этапы формирования профессиональной компетентности: Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности: 1. самоанализ и осознание необходимости; 2. планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения); Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.
7 В школе №155 создана демократическая система управления. Разработана система стимулирования сотрудников(не работающая в реалиях режима экономии нашего государства ), и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, открытые уроки, на которых коллеги и учитель проводят анализ уровня сформированност профессиональной компетентности: конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы влияют на формирование благотворной психологической и творческой атмосферы в коллективе. Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность учителя – это совокупность умений структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных задач. Одним из инструментов компетенции самосовершенствования учителя иностранного языка является самоанализ урока. Именно он дает возможность формировать и развивать творческую сознательность, которая проявляется в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников. Основные показатели профессиональной компетентности учителя иностранного языка включают в себя необходимость умения развивать у учащихся коммуникативное и межличностное общение, компонентами которого являются лингвистическая, тематическая, социокультурная, учебно- познавательная компетенции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания - необходимое, но отнюдь не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико- практические и методические знания, являются предпосылками интеллектуальных и практических умений и навыков.
8 Свободно мыслящий педагог, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. В своей педагогической деятельности мы, учителя, должны стараться создать условия для проявления самостоятельности и творчества учащихся в решении коммуникативных задач, тем самым, позволять учащимся увидеть свой рост, свои достижения. Завершая работу можно прийти к выводу, «профессиональную компетентность» учителя иностранного языка мы определяем как интегративную характеристику личности, выражающееся в совокупности следующих признаков: мотивационный (наличие положительной мотивации к будущей профессии); когнитивный (профессиональные знания: иностранного языка, методики обучения, психолого-педагогические знания); деятельностный (профессиональные умения и навыки: умение логически строить общение на иностранном языке, умение преподавать, умение педагогического общения, умение самообразовательной деятельности); личностный компонент (профессионально-значимые личностные качества). [Т. С. Дубровина // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 86-89. ]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азимов, Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб., 1999. – 472 с. 2. Безукладников К.Э., Карпушина Е.Е. Оценка профессиональной ко мпетенции будущего учителя иностранного языка // Иностранные я зыки в школе. — № 6. — 2009. — С. 87. 3. Белоножкина Е.Г. Профессиональная компетенция учителя иностра нного языка // Иностранные языки в школе. — № 5. — 2009. — С. 74. 4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. СПб.: П итер, 2009. — 304 с. 5. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога//Педагогика.- 2003.- № 10.- С. 51 -55 6. Гальскова, Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам / Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с
9 7. Дидактика и компетентность в профессиональной деятельности пре подавателя медицинского вуза и колледжа. Руководство для препо давателей / Под ред. М.Г. Романцова, М.Ю. Ледванова, Т.В. Солог уб. Издательство «Академия Естествознания», 2010. [Электронный ресурс] Научная электронная библиотека монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: monographies73 (дата обращения 05.01.2013). 8. Дубровина Т. С. К вопросу о профессиональной компетентности будущих учителей иностранных языков [Текст] / Т. С. Дубровина // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 86-89. 9. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка. // Английский язык в школе. - 2006. - № 6. - С. 3 – 5. 10. Казарицкая Т., Голованова И., Каплич Л., Уварова И., Цветкова Т. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки [Э лектронный ресурс] — Режим доступа. — URL: conf- a.narod03.1-2.10.2012.pdf (дата обращения 05.01.2013). 11. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка. // Английский язык в школе. - 2006. - № 6. - С. 3 – 5. 12. Садомова, Л.В. К проблеме творчества учителя иностранного языка// Иностранные языки в школе. – 1989. - №6 – с.14
Ɉɫɨɛɟɧɧɨɫɬɢɩɪɨɹɜɥɟɧɢɹɫɮɨɪɦɢɪɨɜɚɧɧɨɫɬɢ
ɩɪɨɮɟɫɫɢɨɧɚɥɶɧɨɣɤɨɦɩɟɬɟɧɬɧɨɫɬɢɭɱɢɬɟɥɹ
ɩɪɢɨɛɭɱɟɧɢɢɢɧɨɫɬɪɚɧɧɵɦɹɡɵɤɚɦ
Ɋɟɮɟɪɚɬ по курсу повышения квалификации Ɋɟɚɥɢɡɚɰɢɹ ɬɪɟɛɨɜɚɧɢɣɎȽɈɋɜɨɛɭɱɟɧɢɢɢɧɨɫɬɪɚɧɧɵɦɹɡɵɤɚɦɢ ɩɨɞɝɨɬɨɜɤɚɤȿȽɗ Выполнилɚ: Ɍɢɦɨɮɟɟɜɚɂɪɢɧɚȼɚɫɢɥɶɟɜɧɚ ɭɱɢɬɟɥɶɚɧɝɥɢɣɫɤɨɝɨɹɡɵɤɚ ɆȻɈɍɋɈɒʋ Новосибирск 2015 г.
2
ПЛАН
Введение. Основная часть: Профессиональная компетентность учителя при обучении иностранным языкам. Профессиональные знания учителя. Умение учителя планировать педагогическую деятельность. Основные пути развития профессиональной компетентности педагога. Этапы формирования профессиональной компетентности Заключение. Список литературы.
3
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня никто не станет спорить, что хорошее владение иностранным языком – навык, который необходим практически каждому. Изучение языков давно превратилось из занятия, которое рассматривалось, по большей части, в качестве хобби, в острую необходимость. Если раньше большинство людей строили карьеру в пределах одной страны и делали это довольно успешно, в наше время ситуация кардинально изменилась. Все больше и больше компаний из разных стран устанавливают партнерские отношения, все больше и больше крупных фирм разворачивают свой бизнес на международном уровне. Поэтому изучение иностранных языков – в первую очередь английского, как международного языка – становится одним из ключевых факторов достижения успеха. Очень небольшой процент детей, за время школьного обучения, в совершенстве овладели иностранным языком. Иностранный язык становится более востребован на уровне Государства и общества испытывающего действительную потребность в людях, практически, а зачастую и на профессиональном уровне, владеющих иностранным языком. Свободное практическое владение иностранным языком стало восприниматься как личностно значимое достижение человека. Иностранный язык на сегодняшний день в полной мере выполняет свои подлинные функции как средства общения, средства приобщения к другой национальной культуре, важного средства для развития интеллектуальных способностей людей. А школа в соответствии с ФГОС пересмотрела фундаментальные знания и умения которые необходимо получить соременному выпускнику школы. Возможно основная проблема в недостаточной компетенции школьных преподавателей? В связи с этим, тема выбранной работы видится мне актуальной.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
• Профессиональная компетентность учителя при обучении иностранным языкам: Профессиональная компетентность учителя иностранного языка – не простая сумма знаний, умений и навыков, которые он должен передать своим слушателям. Преподаватель должен стать проводником всего нового, что вырабатывает научная элита. Профессиональная компетентность реальна, она свойственна конкретной личности и зависит от усилий человека, это его личностная характеристика, совокупность его знаний, умений, навыков и гибкого мышления. Профессиональное мастерство — это взаимосвязь профессионально значимых знаний и опыта преподавания учителя, его творческих и личностных качеств. Иными словами, учитель иностранного
4 языка (далее ИЯ) должен знать предмет, который он преподает, и то, каким образом он должен строить педагогический процесс, чтобы добиться положительных результатов в достижении цели обучения ИЯ — развития у учащихся черт вторичной языковой личности. Он должен творчески относиться к своей профессии, преломляя свой педагогический опыт в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся и конкретными условиями обучения. Но чтобы быть настоящим профессионалом, недостаточно только знания предмета и умения его преподать. Важно желание учителя работать в данной сфере, его положительный настрой по отношению к учительскому труду и потребность совершенствовать свои профессиональные знания и умения [Введенский, 2003]. • Профессиональные знания учителя: Учитель должен обладать профессиональными знаниями: — системы языка и основных лингвистических и лингводидактических категорий, а также культуры страны изучаемого языка, ее истории и современных проблем развития, в том числе современных проблем зарубежных сверстников учащихся, с которыми ему приходится работать; — основных положений общеобразовательной концепции на определенном этапе развития общества государственной общеобразовательной политики, в том числе и по ИЯ; — психологии личности ученика в каждую конкретную «эпоху» ее развития, закономерностей усвоения ИЯ в учебных условиях; — основных требований, предъявляемых обществом и наукой к учителю, его уровню профессионального мастерства и личностным качествам; — основных закономерностей обучения ИЯ, а также содержания и специфики всех составляющих процесса обучения: целей, содержания, методов, средств обучения с точки зрения их исторического развития и современного состояния. Таким образом, под профессионально значимыми умениями учителя ИЯ понимаются умения педагогически, психологически и методически правильно осуществлять свою профессиональную деятельность, направленную на развитие у учащихся черт вторичной языковой личности, предопределяющих способность к участию в межкультурном общении. Профессионально значимые умения можно условно подразделить на четыре группы: 1. Умение познавать особенности личности обучаемого, которое формируется и развивается на основе процесса самопознания. 2. Умения, связанные с планированием речевого общения в учебном процессе. 3. Умения, связанные с реализацией спланированных профессиональных действий и оценкой их результатов. 4. Умения анализировать результаты организованного на уроке/занятии иноязычного общения [Гальскова Н.Д., Гез, 2007].
5 Иными словами, современный учитель ИЯ должен владеть не только наукой обучения и воспитания учащихся, но и искусством общения с ними и с каждым из них в отдельности, а также быть толерантным и справедливым к ним, открытым в проявлениях своих собственных интересов и эмоций. Ему необходимо уметь моделировать учебный процесс в соответствии с современными требованиями науки и практики и с учетом трех взаимосвязанных аспектов этого процесса: личностного, процессуально- психологического и педагогического. Владение учителем, названными выше знаниями и умениями, составляющими его профессиональную компетенцию, дает основание полагать, что он сможет реализовать современную образовательную политику в области обучения ИЯ. Лишь в условиях совместной творческой деятельности учителя и учащихся, имеющей для каждого из них личностный смысл (т.е. в условиях личностного взаимодействия), складываются между ними отношения партнерства. Эти отношения проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и обучаемых, в согласованности их речевых и неречевых поступков. • Умение учителя планировать педагогическую деятельность: Умение планировать свою педагогическую деятельность в целом, так и конкретный урок, является одним из необходимейших умений в работе учителя. В становлении данного умения учителю оказывается посильная помощь со стороны авторов УМК, но, как известно, ни программа, ни учебник не могут предоставить учителю готовую схему урока. Он должен конструировать его сам [Садомова, 1989 : 14]. Вместе с тем, пользуясь готовыми методическими разработками и указаниями из книг для учителя и не чувствуя необходимости в их адаптации к имеющимся условиям, индивидуальным особенностям учащихся, другим важным факторам, присутствующим в учебном процессе, учитель ограничивает себя в творчестве по самостоятельной переработке и разработке материалов для плана урока, да и самого плана в целом. • Основные пути развития профессиональной компетентности педагога: Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога: 1. Работа в методических объединениях, творческих группах; 2. Исследовательская, экспериментальная деятельность; 3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; 4. Различные формы педагогической поддержки;
6 5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер– классах, форумах и фестивалях; 6. Обобщение собственного педагогического опыта; 7. Использование ИКТ. Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. • Этапы формирования профессиональной компетентности: Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности: 1. самоанализ и осознание необходимости; 2. планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения); Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.
7 В школе №155 создана демократическая система управления. Разработана система стимулирования сотрудников(не работающая в реалиях режима экономии нашего государства ), и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, открытые уроки, на которых коллеги и учитель проводят анализ уровня сформированност профессиональной компетентности: конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы влияют на формирование благотворной психологической и творческой атмосферы в коллективе. Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность учителя – это совокупность умений структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных задач. Одним из инструментов компетенции самосовершенствования учителя иностранного языка является самоанализ урока. Именно он дает возможность формировать и развивать творческую сознательность, которая проявляется в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников. Основные показатели профессиональной компетентности учителя иностранного языка включают в себя необходимость умения развивать у учащихся коммуникативное и межличностное общение, компонентами которого являются лингвистическая, тематическая, социокультурная, учебно- познавательная компетенции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания - необходимое, но отнюдь не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико- практические и методические знания, являются предпосылками интеллектуальных и практических умений и навыков.
8 Свободно мыслящий педагог, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. В своей педагогической деятельности мы, учителя, должны стараться создать условия для проявления самостоятельности и творчества учащихся в решении коммуникативных задач, тем самым, позволять учащимся увидеть свой рост, свои достижения. Завершая работу можно прийти к выводу, «профессиональную компетентность» учителя иностранного языка мы определяем как интегративную характеристику личности, выражающееся в совокупности следующих признаков: мотивационный (наличие положительной мотивации к будущей профессии); когнитивный (профессиональные знания: иностранного языка, методики обучения, психолого-педагогические знания); деятельностный (профессиональные умения и навыки: умение логически строить общение на иностранном языке, умение преподавать, умение педагогического общения, умение самообразовательной деятельности); личностный компонент (профессионально-значимые личностные качества). [Т. С. Дубровина // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 86-89. ]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азимов, Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб., 1999. – 472 с. 2. Безукладников К.Э., Карпушина Е.Е. Оценка профессиональной ко мпетенции будущего учителя иностранного языка // Иностранные я зыки в школе. — № 6. — 2009. — С. 87. 3. Белоножкина Е.Г. Профессиональная компетенция учителя иностра нного языка // Иностранные языки в школе. — № 5. — 2009. — С. 74. 4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. СПб.: П итер, 2009. — 304 с. 5. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога//Педагогика.- 2003.- № 10.- С. 51 -55 6. Гальскова, Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам / Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с
9 7. Дидактика и компетентность в профессиональной деятельности пре подавателя медицинского вуза и колледжа. Руководство для препо давателей / Под ред. М.Г. Романцова, М.Ю. Ледванова, Т.В. Солог уб. Издательство «Академия Естествознания», 2010. [Электронный ресурс] Научная электронная библиотека монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: monographies73 (дата обращения 05.01.2013). 8. Дубровина Т. С. К вопросу о профессиональной компетентности будущих учителей иностранных языков [Текст] / Т. С. Дубровина // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 86-89. 9. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка. // Английский язык в школе. - 2006. - № 6. - С. 3 – 5. 10. Казарицкая Т., Голованова И., Каплич Л., Уварова И., Цветкова Т. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки [Э лектронный ресурс] — Режим доступа. — URL: conf- a.narod03.1-2.10.2012.pdf (дата обращения 05.01.2013). 11. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка. // Английский язык в школе. - 2006. - № 6. - С. 3 – 5. 12. Садомова, Л.В. К проблеме творчества учителя иностранного языка// Иностранные языки в школе. – 1989. - №6 – с.14
В раздел основное общее образование

