Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие и коррекция свойств внимания учащихся школы VIII вида при проведении уроков ремесла"

статья

Автор: Ваулина Татьяна Владимировна, учитель профессионально-трудового обучения, МКОУ С(К)Ш № 107, город Новосибирск



В раздел основное общее образование




Развитие и коррекция свойств внимания учащихся школы VIII вида при

проведении уроков ремесла.
Учитель профессионально-трудового обучения, ремесла, работающий в школе VIII вида, систематически делает записи в коррекционном дневнике на каждого ученика, в котором отражаются наблюдения за ребёнком, намечаются коррекционные мероприятия в работе с ним. Для детей с ОВЗ, имеющих низкий уровень внимания, предусматриваются такие коррекционные мероприятия, как развивать внимание, развивать произвольное внимание, увеличивать объём внимания, развивать устойчивость внимания и такие производные от внимания, как сосредоточенность, целенаправленность, наблюдательность и т.д. Чтобы эти записи не носили формальный характер, учитель должен ответственно и профессионально подходить к вопросу развития и коррекции внимания умственно отсталых учащихся. Внимание – это психическое состояние личности, выраженное в направленности и сосредоточенности на чём-либо. В процессе организации учебной деятельности для лучшего усвоения учебного материала учителю постоянно приходится привлекать внимание школьников. Без внимания, одного из главных познавательных психических состояний, невозможно успешное усвоение школьниками учебного материала. Психологи выделяют 3 вида внимания: 1.Непроизвольное внимание. Этот вид внимания характерен для познавательной деятельности дошкольников. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой без усилия воли. В сознании детей фиксируется то, что ярко, броско, эмоционально, громко, необычно по вкусу, запаху. Проявления непроизвольного внимания можно наблюдать в разном возрасте. Неожиданный стук, громкий крик, яркая вспышка, резкий запах привлечёт внимание даже взрослого человека. Для детей с интеллектуальной недостаточностью этот вид внимания является преобладающим не только на начальном этапе обучения, но и сохраняется на протяжении длительного периода учебной деятельности. Поэтому при проведении занятий по ремеслу часто включаются игровые виды деятельности, используются яркие, красочные наглядные средства обучения, создаются проблемные ситуации с целью заинтересовать, привлечь внимание школьников к изучаемому материалу. 2.Произвольное внимание.
Оно начинает формироваться постепенно в процессе взросления ребёнка, когда он играет, общается, обучается. Произвольное внимание требует от ребёнка волевых усилий для своего возникновения. Оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что требуется, необходимо делать. Здесь от ребёнка требуется уже осознанность и целенаправленность. Л.С. Выготский отмечал, что направленное внимание играет огромную роль для процессов абстракции. Невозможность формирования понятий «…заключена у дебилов из-за несформированности внимания, потому что у них недоразвиты высшие формы произвольного внимания». 3.Послепроизвольное внимание. Оно возникает в процессе обучения, в процессе работы, когда появляются интерес, увлечённость, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. Ребёнок изготавливает поделку на выставку, или подарок другу, маме; что-то необходимое ему самому. Он так увлечён процессом, что уже нет необходимости привлекать и удерживать его внимание. Очень важно на уроках ремесла как можно чаще создавать такие ситуации успеха, заинтересованности, чтобы у ребёнка возникало желание делать что-то нужное и полезное себе и окружающим. При проведении занятий по ремеслу важно помнить, что большое влияние на успешность обучения оказывает уровень развития свойств внимания ребёнка. Чтобы понять, какие свойства внимания необходимо развивать, исправлять у каждого конкретного ученика, нужно диагностировать текущий уровень этих свойств. Это: 1.Объём внимания. По тому, сколько объектов ребёнок может удерживать в своём сознании в короткий промежуток времени, судим об объёме его внимания. 2.Устойчивость внимания. Это способность ребёнка долгое время сохранять сосредоточенность в деятельности. 3. Концентрация внимания. Насколько ребёнок сильно может быть сосредоточен на чём-то и его внимание сложно отвлечь от этого. 4. Переключение внимания. Это скорость сознательного перехода ребёнка от одного объекта или вида деятельности к другому. 5.Распределение внимания. Умение сосредоточиться на нескольких объектах в одно и то же время. Умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время. Для диагностики свойств внимания можно использовать разнообразные методики. 1.Для диагностики уровня внимания можно использовать задания:
- Найди сходства. -Найди различия. -Пройди лабиринт. -Найди одинаковые предметы на картинке. - Что добавили на картинке. -Что убрали на картинке. 2. Чтобы проверить объём и концентрацию внимания используем методику «Корректурная проба». 3. Для диагностики устойчивости внимания можно использовать задания: -Перепутанные линии. -Найди и вычеркни. 4. Для диагностики переключения внимания используем таблицу Шульте, а также разнообразные задания на основе этой таблицы. 5Для диагностики распределения внимания можно также использовать различные корректурные пробы. Кроме использования для диагностики свойств внимания школьников приведённых выше диагностических методик, педагог может судить о состоянии внимания ребёнка, исходя из повседневных наблюдений за ним. Положительные свойства внимания сочетаются с такими особенностями ребёнка, как спокойствие, устойчивость взгляда, устойчивость позы, организованность движений, жестов, немногословность. Отрицательные свойства внимания, как правило, сочетаются с частой отвлекаемостью ребёнка от основного дела, суетливостью, двигательным беспокойством, чрезмерной активностью, импульсивностью беспорядочным многословием. Часто среди учащихся коррекционной школы VIII вида встречаются дети с синдромом дефицита внимания. Этим детям особенно сложно заниматься на уроках ремесла, где требуется сосредоточиться на выполнении задания, на протяжении довольно длительного отрезка времени. Для таких детей характерно: -неумение сидеть спокойно, когда это требуется; -лёгкая отвлекаемость на посторонние раздражители; -нетерпение, неумение дождаться своей очереди в различных ситуациях; -неумение сосредоточиться, импульсивность (на вопросы часто отвечают, не задумываясь, не дослушав их до конца); -с трудом сохраняемое внимание при выполнении задания; -частые переходы от одного незавершённого действия к другому; -болтливость; -мешают другим, пристают к окружающим;
-не умеют общаться, играть тихо, спокойно; -часто теряют вещи, необходимые для занятий; -совершают опасные действия, не думая о последствиях (но не специально). В результате диагностики внимания у умственно отсталых учащихся и по результатам наблюдения за ними можно сделать выводы: 1.Уровень развития внимания большинства умственно отсталых учащихся очень низок. Непроизвольное внимание преобладает над произвольным вниманием. Все формы произвольного внимания недоразвиты. 2.Объём внимания узок. Часто объём внимания ограничивается 1-2мя объектами. 3.Внимание неустойчивое, быстро ослабевает, часто патологически отвлекаемо, трудно привлекается, плохо фиксируется, легко рассеивается. Оптимальная устойчивость внимания при выполнении однообразного вида деятельности сохраняется не более 5-10 минут. 4. Концентрация внимания низкая. 5.Распределение внимания малодоступно. Большинство умственно отсталых детей не способны распределять внимание на 2 вида деятельности. 6.Наблюдается адинамичность внимания, которое выражается в том, что внимание умственно отсталых школьников трудно привлечь к нужным объектам. Внимание нарушено у всех без исключения умственно отсталых школьников, хотя проявляются эти нарушения индивидуально. У каждого школьника есть сохранные стороны внимания. Наиболее оптимистичный прогноз развития и коррекции свойств внимания у учащихся с неосложнённой формой умственной отсталости. У тормозных олигофренов наблюдается относительно быстрая динамика развития основных свойств внимания, но объём внимания у них узкий. Эти учащиеся испытывают большие трудности в его расширении. У возбудимых олигофренов динамика развития внимания весьма замедленна. У них показатели устойчивости и распределения внимания ниже, чем у неосложнённой группы олигофренов. Внимание всех групп учащихся нужно постоянно организовывать. Это учитывается при проведении занятий по ремеслу. Для правильной организации внимания учащихся на занятиях по ремеслу важно соблюдать определенные условия: 1.Чёткое начало урока. Необходимо привлечь внимание детей, снять возбуждение в начале занятия. Например, сказать: «Внимание! Проверь дружок готов ли ты начать урок? Есть у на с девиз такой – всё, что нужно под рукой». Это является сигналом к началу работы. 2.Продуманная организация и хороший темп занятия.
3.Умение распределять учебный материал в течение урока. 4. Оптимальное чередование разнообразных методов обучения. 5.Чёткость, доступность, понятность, краткость пояснений, указаний учителя. Отсутствие лишних «ненужных» разговоров учителя с классом. 6.Использование различных наглядных средств обучения 7.Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Школьники не должны быть праздными наблюдателями, скучать на занятии. Необходимо максимально привлекать внимание детей, вовлекать в учебный процесс. 8.Умение педагога во время проведения занятия осуществлять индивидуальный подход с учётом структуры дефекта каждого учащегося, его психо - физических, личностных особенностей. 9.На уроках ремесла ребёнок должен быть максимально задействован в практической, трудовой деятельности. Девизом учителя при работе с умственно отсталыми детьми должны стать слова Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». 10. Для усвоения учебного материала умственно отсталый школьник нуждается в большом количестве повторений. Однообразие рассеивает внимание учащихся. Здесь учителю важно придерживаться принципа: «Повторяя, не повторяйся». 11.Бережное отношение учителя к вниманию детей. Следует избегать громких замечаний отдельным ученикам, когда весь класс уже работает. Дополнительные запоздалые объяснения тоже рассеивают внимание детей, как и ненужные хождения учителя по классу. Все учащиеся с умственной отсталостью нуждаются в развитии и коррекции всех свойств внимания. Так как на уроках ремесла ребёнку необходимо применять знания, полученные на других уроках, особенно математики, русского языка, чтения, то учитель ремесла, видя проблемы в овладении этими предметами, развивает «нужные» свойства внимания. Так при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания. Если у школьника возникают проблемы с математикой, то на занятиях по ремеслу нужно включать упражнения, направленные на увеличения объёма внимания. Успешность освоения русского языка связана с точностью распределения внимания. Ребёнок с проблемами по русскому языку должен выполнять больше упражнений с двумя разнонаправленными заданиями. Обучение чтению связано с устойчивостью внимания. Если ребёнок с трудом может прочитать простые инструкции на уроках ремесла, то ему
предлагаются упражнения, направленные на развитие и коррекцию устойчивости внимания. Учитываю, что разные свойства внимания подаются развитию в неодинаковой степени. Наименее всего подвержен влиянию, коррекции объём внимания. Он индивидуален. А вот такие свойства как распределение и устойчивость внимания можно и нужно тренировать. Систематическая работа по развитию всех свойств внимания учащихся с ОВЗ на занятиях ремесла даёт положительную динамику развития каждого, даже самого «сложного» ребёнка.


В раздел основное общее образование