"Развитие творческой деятельности учащихся с использованием разнообразных современных педагогических технологий".
Обощение опыта
Автор: Алборова Дзерасса Самсоновна, учитель осетинского языка и литературы, МБОУ "СОШ №1 с. Октябрьское", г. Владикавказ, Пригородный район
В раздел основное общее образование
МБОУ «СОШ №1 с. Октябрьское»
Обобщение педагогического опыта работы
учителя осетинского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №1 с. Октябрьское»
МО-Пригородный район
РСО-Алания
Алборовой Дзерассы Самсоновны
Тема опыта:
«Развитие творческой деятельности
учащихся с использованием разнообразных
современных педагогических технологий».
2016 г. 1
Содержание:
1.Сведения об авторе 2. Актуальность опыта
3.
Условия формирования опыта 4. Цель педагогического опыта 5.Описание опыта 6.Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках осетинского языка и литературы 7.Роль внеклассной работы по осетинскому языку и литературе в формировании познавательной активности учащихся 8. Актуальность и перспективность опыта 9.Результаты деятельности
1.
Сведения об авторе:
1.ФИО: Алборова Дзерасса Самсоновна 2.Образование: высшее, ЮОГПИ, 1995г 3. Специальность по диплому: учитель осетинского языка и литературы 4. Место работы: МБОУ «СОШ №1 с. Октябрьское» 5. Должность: учитель осетинского языка и литературы 6. Педагогический стаж: 23 года 7. Стаж работы в данном учреждении: 18 лет 8. Квалификационная категория: первая 2
«Развитие творческой деятельности
учащихся с использованием разнообразных
современных педагогических технологий».
Уча других - учишься сам. Сенека
1. Актуальность опыта
Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. Это противоречие определяет главную задачу: развитие совокупности творческих и нравственных качеств школьников, включающих мотивационные, инструментальные и когнитивные компетенции. Мотивационные компетенции включают в себя ценностные ориентации, потребности, созидательную направленность личности, способность брать на себя ответственность, способность защищать личные убеждения. Инструментальные компетенции состоят в освоении учащимися универсальных способов деятельности, видении ими вариативности достижения цели, планомерности и самоконтроле собственной деятельности. Когнитивные включают знания, предметные умения, навыки, владение творческими методами решения проблем. Ученику необходимо обладать высоким уровнем креативности, способностью брать ответственность за свое образование и нравственное развитие, активно участвовать в позитивном преобразовании общества и социума, раскрывая свой творческий потенциал. Содержание образования не должно ограничиваться предметной областью, а включать систему метапредметных способов деятельности и новые компетентности. Технологии обучения и воспитания ориентированы на субъект- субъектные отношения, активное включение учащихся в процесс целеполагания, экспертизу собственных результатов. Результат образования не ограничивается только знаниями, умениями и 3
навыками по предмету, а проявляется в сформированности творческих и нравственных умений как качеств креативной личности. Основное противоречие лежит между традиционными технологиями в образовании и ключевыми изменениями облика современной модели образования к 2020 году. Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Требование необходимости формирования инновационного поведения учащихся, означающего развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей, умения применять получаемые в процессе базового образования знания на практике, инициативности и ответственности стало основой становления моего педагогического опыта 2.Условия возникновения и становления опыта Внедрение новых педагогических технологий в работу; Создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т.д.; Постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся; Накопление краеведческого материала; Накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег; Наблюдение выраженной обратной связи в виде неподдельного интереса детей к изучению предметов.
3. Цель педагогического опыта
Разработка и создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках осетинского языка и литературы и во внеурочной деятельности. Задачи: обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности), развивать творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности. 4
4. Описание опыта
Один из принципов моей методики - отстаивание собственной точки зрения учащимися. Таким образом, я не только закладываю в детях чувство собственного достоинства, но и развиваю речь, логическое мышление, желание учиться и совершенствовать свои знания по осетинскому языку. Формы и методы, используемые мной на уроках: 1) объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов); 2) репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму); 3) эвристический метод (решение лингвистических задач); 4) методы самостоятельной работы учащихся; 5) метод дифференцированного обучения; 6) метод проектов. Стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению осетинского языка и литературы, включаю детей в исследовательскую деятельность. В целях достижения лучшего результата использую разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-модуль, урок- лекция, урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия, урок-праздник. Например, технология модульного обучения позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся, совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления. В чем я вижу плюсы такой технологии? Во-первых, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Во-вторых, учитель и ученик общаются совсем по-другому. Модули позволяют перевести обучение на субъектно-субъектную основу. 5
В-третьих, ученик максимум времени работает самостоятельно. Это дает ему возможность осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний по осетинскому языку и литературе, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. Конечно, учитель тоже управляет учебно- познавательной деятельностью учащихся через модуль, но это более мягкое, сугубо целенаправленное управление. В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учащимися. К активным формам обучения осетинскому языку я отношу лабораторные работы. Тематика лабораторных занятий должна удовлетворять комплексу требований учебной программы, касающихся характера, содержания материала, связи с другими формами учебной деятельности. Задания при исследовательской методике могут быть различными. Если лабораторные занятия предшествуют практическим, то ставится задача исследовать какой-то частный вопрос; если же лабораторные работы следуют после практических, то они носят обобщающий характер. Тема, начатая на практических занятиях, может быть продолжена в лабораторных работах и наоборот. Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок или его часть, можно давать на дом задание в виде лабораторной работы. Темы выступлений Информация о выступлениях Дата Уровень (федеральный, региональный, муниципальный , школьный) Название мероприятия Форма выступления (мастер-класс, лекция, семинар, доклад, сообщение, выступление для СМИ, представление педагогического опыта) « Мадæлон æвзаджы ахадындзинад удгоймаг 30.09.2015г Муниципальны й Доклад Представление педагогического опыта 6
хъомыл кæныны рæзынæн.» «Хъазты хуызтæ урочы». 30.09.2015г Муниципальны й Открытый урок Представление педагогического опыта
«Ирон фæндыр»
Хетæгкаты
Къостайы 156
азы райгуырæн
бонмæ.
16.10.2015г Школьный Внеклассное мероприятие Представление педагогического опыта
5. Использование информационно-коммуникационных
технологий на уроках осетинского языка и литературы
Сегодня, я считаю, компьютер на уроках осетинского языка и литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня. Я использую компьютер на своих уроках в различных целях: при объяснении нового материала для максимального его усвоения; для оптимального закрепления изученного материала; для улучшения контроля знаний учащихся; для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской. Многие учителя, которые уже применяют в преподавании своего предмета информационные технологии, надеюсь, согласятся со мной, что самым распространённым или популярным средством ИКТ в школе является презентация. В этом 7
случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение. Я сама очень люблю это средство наглядности и создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой. При этом презентация (как, впрочем, и любой готовый программный продукт) может использоваться в нескольких существенно различных ситуациях. Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом – рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях – демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, – они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему. Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия. Другое направление – это использование на уроках осетинской литературы презентаций - биографий писателей, в том числе подготовленных учащимися. Создание презентаций - процесс творческий. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к 8
оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений. Используя Интернет-ресурсы, мои ученики готовят различные доклады, рефераты, занимаются проектной деятельностью. Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ повышает уровень активности учащихся. Считаю, что внедрение регионального компонента в учебные программы и планы, действительно оправдано не только с научной, педагогической точки зрения, но и чисто человеческой, потому что это свое, родное, знать и беречь которое так необходимо. Региональный компонент, а именно его краеведческое направление, легко вписывается в любой из предметов гуманитарного цикла. На уроках осетинского языка (5-6 класс) учащиеся моих классов пишут творческие работы «Любимый уголок природы», «За что я люблю свой край», «Улица моего детства» и т.д. В 10-11 классах провожу специальные уроки по стилистике. Очень нравится детям наблюдать за особенностями речи земляков, анализировать отрывки из текстов писателей. Такая работа не может не активизировать мыслительную деятельность учащихся, повысить результат обученности. К подготовке и проведению этих уроков подхожу с огромной ответственностью. Считаю, что дети должны расти патриотами своей малой родины. В классе оформлен материал о поэтах и писателях, деятелях культуры и спорта нашего края, который мы используем как в урочной так и внеурочной деятельности.
6.Роль внеклассной работы по осетинскому
языку и литературе в формировании познавательной
активности учащихся
Внеклассная работа по предмету рассматривается как педагогическое явление в общеобразовательной школе, имеющее свою историю и законо мерности изменений. Развитие этого явления диктуется законами развития общества и общественных отношений, но в то же время оно детерминирова но объективными 9
возможностями региона, района, школы, учителя; оно проявляется в многообразных формах организации, видах деятельности учащихся и широком спектре содержания. Развитие интереса учащихся во внеклассной работе по предмету повышает требования к учителю на уроке. Возрастающий интеллектуальный фон и эмоциональное отношение к предмету классных коллективов за счет ребят, постоянно участвующих во внеклассной работе по осетинскому языку и литературе, создает более благо получные условия для повышения качества знаний и усиления воспитываю щего воздействия содержания учебного предмета, а это требует от учителя постоянного обогащения своего арсенала методов и средств обучения. Вне классная работа, таким образом, оказывает влияние не только на развитие учащихся, но и на профессиональное становление учителя, она становится неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. Считаю, что успех - важный стимул положительного отношения учащихся к деятельности. «Если ребенок не видит ус - пеха в своем труде, огонек жажды знаний гаснет... Успех в учении - источник внутренних сил, рождающих энергию преодоления трудностей, желания учиться», - писал В.А. Сухомлинский. Успех учебной деятельности, качество ответов, выполненных работ во многом определяется тем, как ученик готовит домашние задания. Зная воз можности, сильные и слабые стороны школьников, стараюсь давать посильные индивидуальные задания, конкретизирую задание, указываю способы работы; обращаясь к отдельным ученикам, предупреждаю о возможных трудностях и путях их преодоления. Успешная деятельность учащихся часто тормозится пробелами в знаниях, восполнение их осуществляется через индивидуальную работу на уроках и дополнительных занятиях. Успех деятельности закрепляется показом достижений, поощрением (сопутствующим, последующим) результатов деятельности, самостоятельности и инициативы, усилий, старательного отношения, быстроты, аккуратно сти, трудолюбия и т.д. Похвала за успех пробуждает готовность к новым усилиям в движении вперед, меняет отношение учащихся к деятельности. 10
Успех в учебной и внеучебной деятельности - это эффективное средство самоутверждения учащихся. С появлением успеха внешние стимулы - подбадривание, похвала отходят на второй план, а на первый выдвигается внутреннее удовлетворение от успеха. Обеспечение успеха в единстве учебной и внеучебной работе выступает важным стимулом положительного отношения к этим видам деятельности, средством его укрепления. 7. Результаты деятельности Приложение 1 Сведения о результатах качественного показателя и показателя успеваемости за 2011-2015гг. 2011-2012 учебный год. пп Класс Количество учащихся Оценка 5 Оценка 4 Успеваемос ть, % Качество знаний, % Степень обученности (СОУ) % Средний балл 11 «А» 8 3 5 100 100 77,5 4,38 2012-2013 учебный год. Класс Кол-во учащихся Оценка 5 Оценка 4 Успеваемость, % Качество знаний % Степень обученности (СОУ) % Средний балл 6 «Б» 12 2 10 100 100 70 4,17 2014-2015 учебный год. 11 Класс Кол-во учащихся Оценка 5 Оценка 4 Успеваемость, % Качество Знаний % Степень Обученности (СОУ) % Средний балл 8 «Б» 12 6 6 100 100 82 4,5
12
13
14
15
16
«Развитие творческой деятельности
учащихся с использованием разнообразных
современных педагогических технологий».
2016 г. 1
Содержание:
1.Сведения об авторе 2. Актуальность опыта
3.
Условия формирования опыта 4. Цель педагогического опыта 5.Описание опыта 6.Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках осетинского языка и литературы 7.Роль внеклассной работы по осетинскому языку и литературе в формировании познавательной активности учащихся 8. Актуальность и перспективность опыта 9.Результаты деятельности
1.
Сведения об авторе:
1.ФИО: Алборова Дзерасса Самсоновна 2.Образование: высшее, ЮОГПИ, 1995г 3. Специальность по диплому: учитель осетинского языка и литературы 4. Место работы: МБОУ «СОШ №1 с. Октябрьское» 5. Должность: учитель осетинского языка и литературы 6. Педагогический стаж: 23 года 7. Стаж работы в данном учреждении: 18 лет 8. Квалификационная категория: первая 2
«Развитие творческой деятельности
учащихся с использованием разнообразных
современных педагогических технологий».
Уча других - учишься сам. Сенека
1. Актуальность опыта
Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. Это противоречие определяет главную задачу: развитие совокупности творческих и нравственных качеств школьников, включающих мотивационные, инструментальные и когнитивные компетенции. Мотивационные компетенции включают в себя ценностные ориентации, потребности, созидательную направленность личности, способность брать на себя ответственность, способность защищать личные убеждения. Инструментальные компетенции состоят в освоении учащимися универсальных способов деятельности, видении ими вариативности достижения цели, планомерности и самоконтроле собственной деятельности. Когнитивные включают знания, предметные умения, навыки, владение творческими методами решения проблем. Ученику необходимо обладать высоким уровнем креативности, способностью брать ответственность за свое образование и нравственное развитие, активно участвовать в позитивном преобразовании общества и социума, раскрывая свой творческий потенциал. Содержание образования не должно ограничиваться предметной областью, а включать систему метапредметных способов деятельности и новые компетентности. Технологии обучения и воспитания ориентированы на субъект- субъектные отношения, активное включение учащихся в процесс целеполагания, экспертизу собственных результатов. Результат образования не ограничивается только знаниями, умениями и 3
навыками по предмету, а проявляется в сформированности творческих и нравственных умений как качеств креативной личности. Основное противоречие лежит между традиционными технологиями в образовании и ключевыми изменениями облика современной модели образования к 2020 году. Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Требование необходимости формирования инновационного поведения учащихся, означающего развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей, умения применять получаемые в процессе базового образования знания на практике, инициативности и ответственности стало основой становления моего педагогического опыта 2.Условия возникновения и становления опыта Внедрение новых педагогических технологий в работу; Создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т.д.; Постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся; Накопление краеведческого материала; Накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег; Наблюдение выраженной обратной связи в виде неподдельного интереса детей к изучению предметов.
3. Цель педагогического опыта
Разработка и создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках осетинского языка и литературы и во внеурочной деятельности. Задачи: обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности), развивать творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности. 4
4. Описание опыта
Один из принципов моей методики - отстаивание собственной точки зрения учащимися. Таким образом, я не только закладываю в детях чувство собственного достоинства, но и развиваю речь, логическое мышление, желание учиться и совершенствовать свои знания по осетинскому языку. Формы и методы, используемые мной на уроках: 1) объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов); 2) репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму); 3) эвристический метод (решение лингвистических задач); 4) методы самостоятельной работы учащихся; 5) метод дифференцированного обучения; 6) метод проектов. Стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению осетинского языка и литературы, включаю детей в исследовательскую деятельность. В целях достижения лучшего результата использую разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-модуль, урок- лекция, урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия, урок-праздник. Например, технология модульного обучения позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся, совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления. В чем я вижу плюсы такой технологии? Во-первых, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Во-вторых, учитель и ученик общаются совсем по-другому. Модули позволяют перевести обучение на субъектно-субъектную основу. 5
В-третьих, ученик максимум времени работает самостоятельно. Это дает ему возможность осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний по осетинскому языку и литературе, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. Конечно, учитель тоже управляет учебно- познавательной деятельностью учащихся через модуль, но это более мягкое, сугубо целенаправленное управление. В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учащимися. К активным формам обучения осетинскому языку я отношу лабораторные работы. Тематика лабораторных занятий должна удовлетворять комплексу требований учебной программы, касающихся характера, содержания материала, связи с другими формами учебной деятельности. Задания при исследовательской методике могут быть различными. Если лабораторные занятия предшествуют практическим, то ставится задача исследовать какой-то частный вопрос; если же лабораторные работы следуют после практических, то они носят обобщающий характер. Тема, начатая на практических занятиях, может быть продолжена в лабораторных работах и наоборот. Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок или его часть, можно давать на дом задание в виде лабораторной работы. Темы выступлений Информация о выступлениях Дата Уровень (федеральный, региональный, муниципальный , школьный) Название мероприятия Форма выступления (мастер-класс, лекция, семинар, доклад, сообщение, выступление для СМИ, представление педагогического опыта) « Мадæлон æвзаджы ахадындзинад удгоймаг 30.09.2015г Муниципальны й Доклад Представление педагогического опыта 6
хъомыл кæныны рæзынæн.» «Хъазты хуызтæ урочы». 30.09.2015г Муниципальны й Открытый урок Представление педагогического опыта
«Ирон фæндыр»
Хетæгкаты
Къостайы 156
азы райгуырæн
бонмæ.
16.10.2015г Школьный Внеклассное мероприятие Представление педагогического опыта
5. Использование информационно-коммуникационных
технологий на уроках осетинского языка и литературы
Сегодня, я считаю, компьютер на уроках осетинского языка и литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня. Я использую компьютер на своих уроках в различных целях: при объяснении нового материала для максимального его усвоения; для оптимального закрепления изученного материала; для улучшения контроля знаний учащихся; для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской. Многие учителя, которые уже применяют в преподавании своего предмета информационные технологии, надеюсь, согласятся со мной, что самым распространённым или популярным средством ИКТ в школе является презентация. В этом 7
случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение. Я сама очень люблю это средство наглядности и создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой. При этом презентация (как, впрочем, и любой готовый программный продукт) может использоваться в нескольких существенно различных ситуациях. Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом – рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях – демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, – они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему. Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия. Другое направление – это использование на уроках осетинской литературы презентаций - биографий писателей, в том числе подготовленных учащимися. Создание презентаций - процесс творческий. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к 8
оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений. Используя Интернет-ресурсы, мои ученики готовят различные доклады, рефераты, занимаются проектной деятельностью. Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ повышает уровень активности учащихся. Считаю, что внедрение регионального компонента в учебные программы и планы, действительно оправдано не только с научной, педагогической точки зрения, но и чисто человеческой, потому что это свое, родное, знать и беречь которое так необходимо. Региональный компонент, а именно его краеведческое направление, легко вписывается в любой из предметов гуманитарного цикла. На уроках осетинского языка (5-6 класс) учащиеся моих классов пишут творческие работы «Любимый уголок природы», «За что я люблю свой край», «Улица моего детства» и т.д. В 10-11 классах провожу специальные уроки по стилистике. Очень нравится детям наблюдать за особенностями речи земляков, анализировать отрывки из текстов писателей. Такая работа не может не активизировать мыслительную деятельность учащихся, повысить результат обученности. К подготовке и проведению этих уроков подхожу с огромной ответственностью. Считаю, что дети должны расти патриотами своей малой родины. В классе оформлен материал о поэтах и писателях, деятелях культуры и спорта нашего края, который мы используем как в урочной так и внеурочной деятельности.
6.Роль внеклассной работы по осетинскому
языку и литературе в формировании познавательной
активности учащихся
Внеклассная работа по предмету рассматривается как педагогическое явление в общеобразовательной школе, имеющее свою историю и законо мерности изменений. Развитие этого явления диктуется законами развития общества и общественных отношений, но в то же время оно детерминирова но объективными 9
возможностями региона, района, школы, учителя; оно проявляется в многообразных формах организации, видах деятельности учащихся и широком спектре содержания. Развитие интереса учащихся во внеклассной работе по предмету повышает требования к учителю на уроке. Возрастающий интеллектуальный фон и эмоциональное отношение к предмету классных коллективов за счет ребят, постоянно участвующих во внеклассной работе по осетинскому языку и литературе, создает более благо получные условия для повышения качества знаний и усиления воспитываю щего воздействия содержания учебного предмета, а это требует от учителя постоянного обогащения своего арсенала методов и средств обучения. Вне классная работа, таким образом, оказывает влияние не только на развитие учащихся, но и на профессиональное становление учителя, она становится неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. Считаю, что успех - важный стимул положительного отношения учащихся к деятельности. «Если ребенок не видит ус - пеха в своем труде, огонек жажды знаний гаснет... Успех в учении - источник внутренних сил, рождающих энергию преодоления трудностей, желания учиться», - писал В.А. Сухомлинский. Успех учебной деятельности, качество ответов, выполненных работ во многом определяется тем, как ученик готовит домашние задания. Зная воз можности, сильные и слабые стороны школьников, стараюсь давать посильные индивидуальные задания, конкретизирую задание, указываю способы работы; обращаясь к отдельным ученикам, предупреждаю о возможных трудностях и путях их преодоления. Успешная деятельность учащихся часто тормозится пробелами в знаниях, восполнение их осуществляется через индивидуальную работу на уроках и дополнительных занятиях. Успех деятельности закрепляется показом достижений, поощрением (сопутствующим, последующим) результатов деятельности, самостоятельности и инициативы, усилий, старательного отношения, быстроты, аккуратно сти, трудолюбия и т.д. Похвала за успех пробуждает готовность к новым усилиям в движении вперед, меняет отношение учащихся к деятельности. 10
Успех в учебной и внеучебной деятельности - это эффективное средство самоутверждения учащихся. С появлением успеха внешние стимулы - подбадривание, похвала отходят на второй план, а на первый выдвигается внутреннее удовлетворение от успеха. Обеспечение успеха в единстве учебной и внеучебной работе выступает важным стимулом положительного отношения к этим видам деятельности, средством его укрепления. 7. Результаты деятельности Приложение 1 Сведения о результатах качественного показателя и показателя успеваемости за 2011-2015гг. 2011-2012 учебный год. пп Класс Количество учащихся Оценка 5 Оценка 4 Успеваемос ть, % Качество знаний, % Степень обученности (СОУ) % Средний балл 11 «А» 8 3 5 100 100 77,5 4,38 2012-2013 учебный год. Класс Кол-во учащихся Оценка 5 Оценка 4 Успеваемость, % Качество знаний % Степень обученности (СОУ) % Средний балл 6 «Б» 12 2 10 100 100 70 4,17 2014-2015 учебный год. 11 Класс Кол-во учащихся Оценка 5 Оценка 4 Успеваемость, % Качество Знаний % Степень Обученности (СОУ) % Средний балл 8 «Б» 12 6 6 100 100 82 4,5
12
13
14
15
16
В раздел основное общее образование

