"Обобщение и систематизация сведений о деепричастии"
Разработка урока
Автор: Федосова Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Елизаровская основная общеобразовательная школа, Костромская область, Мантуровский район, деревня Елизарово
В раздел основное общее образование
Урок русского языка в 7 классе.
Тема:
Обобщение и систематизация сведений о о деепричастии.
Цель урока:
систематизировать и закрепить полученные знания о деепричастии; продолжать формировать навык различения деепричастия в тексте и умения его обособлять на письме; совершенствовать навыки употребления деепричастий в устной речи.
Ход урока.
1.
Сообщение темы и задач урока.
Сегодня на уроке мы обобщим сведения о деепричастии как самостоятельной части глагола, закрепим знания о правописании деепричастий, о выделений деепричастных оборотов запятыми на письме и об употреблении деепричастий речи.
2.
Актуализация знаний.
1) Работа со стихотворением, написанным на доске. … от свежего ветерка Чуть … крепыши – маслята … за руки, как ребята, Топают … вокруг пенька! (Э. Асадов) - Перед вами строки стихотворения Э. Асадова с пропущенными деепричастиями. Мы должны восстановить их в тексте, в этом нам помогут глаголы: посинеть, греться, ёжиться, взяться. 2) Повторение сведений о деепричастии. Итак, вспомним некоторые сведения о деепричастии. - Что мы называем деепричастием? - На какие группы делятся деепричастия? - Как образуются деепричастия несовершенного вида? - Как образуются деепричастия совершенного вида? - Образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного и совершенного вида. (Посинев, греясь, ёжась, взявшись). - Разберите их по составу. - А теперь необходимо найти место для каждого деепричастия в тексте и выразительно прочитать стихотворение. Ёжась от свежего ветерка, Чуть посинев, крепыши – маслята, Взявшись за руки, как ребята, Топают, греясь, вокруг пенька!
- Спишите, вставляя деепричастия и расставляя знаки препинания. Объясните их постановку (устно). - Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
3. Работа с текстом.
1. Прочитайте текст. Неожиданно подул ветер. Он прош..лся вдоль берега обломав сухие ветки. Птицы и(з,с)чезли. Работяги кроты строившие подземные царства спрятались в свои лабиринты. Солнце послав на землю последний луч(?) зарылось во мглу. Вся природа затаив дыхание замерла в ожидании чего(то). Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка. И вот бе(з,с)шумно пош..л снег засыпая и смягчая все (не)ровности на земле. Снежный ковёр изменяя обычный наряд леса лёг на ветви берёзы. Большой снег накрывает лесной поток останавливая течение у берегов. Снег поглотил все звуки погрузив всё лесное царство в мир безмолвия и сновидений. - К какому стилю речи относится? Каков тип текста? - Озаглавьте его. Можно ли озаглавить «Зима»? Заголовок должен отражать тему и основную мысль высказывания. («Первый снег», «Пришла зима» и другие). - Какие языковые изобразительно-выразительные средства использует автор, рисуя картину начала зимы? Назовём их. (олицетворения, метафоры, эпитеты). Приведите примеры. - С какой целью используется такое обилие изобразительных средств? 2. Найти в тексте предложения с деепричастными и причастными оборотами, выделить их, расставив знаки препинания. - Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. - Чем причастный оборот отличается от деепричастного? Одинаковы ли условия выделения запятыми причастных и деепричастных оборотов? (обращение к таблице). - Деепричастия какого вида преобладают в тексте? Почему во второй части используются деепричастия несовершенного вида? 3. Морфологический разбор деепричастия обломав.
4. Повторение правописания не с деепричастиями.
- Какая орфограмма связана с правописанием деепричастий? - Как пишется не с деепричастиями? Задание № 1. Раскрыть скобки, обозначить орфограмму. (Не)задумываясь (ни)(о)чём, (не)чувствуя холода, (не)навидя ложь, (не)доумевая по поводу случившегося, (не)зная правды. Задание № 2. Раскрыть скобки, указать часть речи. (Не)засеянное поле, поле (не)засеяно, (не)засеянное вовремя, (не)засеяв поле, (не)законченная работа, (не)законченная мною, (не)закончив работу.
5. Упражнение на употребление деепричастий в речи – «Корректор».
При употреблений в речи деепричастий надо всё время помнить, что они обозначают добавочное действие к основному, выраженному глаголом, а действующий предмет у них один. - Найдите ошибки в данных предложениях. Исправьте их и запишите в исправленном виде. 1) Ваня, поступив в школу, и очень её полюбил. 2) Дойдя до опушки леса, ему послышались крики. 3) Сидя у окна, в комнату влетел воробей. 4) Возвратясь домой, шёл дождь.
6. Тестовая работа.
I. Найти словосочетание с деепричастием. 1) Закутанный в тулуп. 2) Проложенный геологами. 3) Укрепил болт. 4) Запер на замок. 5) Вырастив урожай. 6) Раскачивающихся от ветра. II. Найти словосочетания с деепричастием. 1) выкрашенный краской; 2) выкрасив краской; 3) устроенный по проекту; 4) устроившись на ночлег; 5) запертый дома; 6) заперев дом. III. Найти предложение с деепричастным оборотом. 1) Блеснула яркая молния, и раздался удар грома. 2) Много тайн хранят леса, опалённые войной. 3) Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов. 4) Георгины, почерневшие от мороза, печально свешивали свои головки. 5) Не узнав горя, не узнаешь и радости. 6) Мальчик шёл и не разбирал дороги. IV. Найти предложения с деепричастным оборотом. 1) Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке. 2) Через тёмный лес, через глухие овраги пробирается с добычей старый волк. 3) Когда начал дуть сильный ветер, пуща вновь ожила. 4) Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались. 5) Я забыл о ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем.
7. Итог урока.
- Что мы повторили на уроке? - Чему научились? - Что особенно сегодня понравилось? - Как оцените свою работу?
8. Домашнее задание.
1) упр. 168, 2) выписать из повести «Тарас Бульба» предложения с деепричастными оборотами (гл. 9).
В раздел основное общее образование

