"Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в образовательном процессе"
методическая разработка
Автор: Гусарова Анна Николаевна, учитель технологии, МБОУ "СОШ № 37 имени Новикова Г.Г.", город Кемерово
В раздел основное общее образование
Психолого – педагогические возможности игровой деятельности в
образовательном процессе
Познавательные игры или дидактические - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение игры это стимуляция познавательного процесса. Такие стимулы учащиеся получают в игре, где они выступают активными преобразователями действительности. Первые игры применялись ещё в древних дидактических системах. Теории игры разрабатывали К. Гросс, Ф Шиллер, К. Бюлер. В нашей литературе попытки дать свою теорию игры сделал Д. Н. Узнадзе и Л. С. Выготский. Выготский и его ученики считают исходным определяющим в игре то, что ребёнок играя, создаёт себе мнимую ситуацию в место реальной и действует в ней, выполняя определённую роль, сообразно тем переносным значением, которые он при этом придаёт окружающим предметам. Игру с трудовой деятельностью связал Г. В. Плеханов. В письмах без адреса он доказывал, что игра является продолжением труда, возникая как бы из подражания трудовым процессам. В очередной раз интерес к игре обострился в середине 80-ых годов, когда в школах начали появляться мощные ЭВМ, позволяющие моделировать сложные ситуации.
По методам игры делятся на:
1) симуляционные (то есть способствующие воспроизведению определённого качества). Учащиеся учатся анализировать проблемы; примером может служить игра в парламент с анализом деятельности депутата и свои действия и выводы; 2) инсценизации (театр, заранее подготовленный диалог, дискуссия); 3) генерация идей («мозговая атака»). Игровая ситуация позволяет вовлечь обучающихся в условную, увлекательно развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим суггестивным воздействием, содержащую, изучаемые знания, умения, навыки.
Функции дидактических игр
: обеспечение приподнятой обстановки
восприятия знаний, облегчает восприятие материала, оказывает внушающие воздействия. Игровые ситуации позволяют переживать различные эмоционально – психологические состояния, углубляют познания, внутренне – стимулируют, вовлекают в учебную работу, снимают напряжение, усталость, перегруз. Игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений, драматизированные отношения героев на уроках истории. Элементы игры могут быть введены в любую форму обучения как часть в целое. Вместе с тем игра может быть основной и ведущей формой учебного процесса.
Обучающее значение игры
состоит в облегчении усвоения обучающимися сложного материала с помощью яркой эмоциональной и насыщенной формы его воспроизведения.
Развивающий эффект игры
за счёт импровизации, творчества в процессе воспроизведения усваивается учебный материал.
Воспитательный эффект игры
– позволяет преодолеть внутреннюю неуверенность, самоутверждает, раскрепощает.
Диагностический смысл игры
– увидеть учащегося свободным, раскрепощает, информирует о воображении, фантазии, активности, самочувствие в коллективе. Б. Лихачёв даёт следующую сравнительную оценку эффективности метода обучения. Таблица 1 Диагностика оценки эффективности метода обучения Кругозор, мировоззр ение Теоретическ ие знания практик а Умения добывать систематиз ировать знания самообразова ние Упрочнен ие знаний, умений + +! +! + ---- +! мышление Познаватель активно память воля Способ
ный интерес сть выражать мысли +! +! +! +! +! +! эмоции Продуктивн ое мышление Пример ные получен ные знания самостояте льность соревнователь ность Коллект ивное сотрудни чество +! +! +! +! +! +! И.П. Подласый даёт следующую оценку пригодности для выполнения методов обучения и функций: Таблица 2 Оценка пригодности для выполнения методов обучения и функций: обучающиеся развивающиес я воспитательны е побуждающие Контр- коррекции «4» «5» «5» «5» «4» Таким образом, игра также является прекрасным средством диагностики, как личности, так и группы. Кроме личного развития ребенка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чем нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра – всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно. На уроках истории наиболее важными, на наш взгляд, могут быть использование психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении. Во-первых, и это отмечалось многими исследователями, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса отчасти потому, что человеку по своей природе нравится иг рать, другой причиной является то, что мотивов в игре гораз до больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрад кина, исследуя
мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя пе ред коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п. . Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. В настоящее время ученые выяснили разницу функциональ ного назначения правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое - на пространственно-синтетических. Так, например, при активной работе правого полушария про является высокий' уровень ассоциаций, абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. «Образная память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного - это тоже правое полушарие, а также ориентироваться в простран стве: помнить обстановку в своей квартире, расположение рай онов и улиц в городе. Именно правое полушарие напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными приборами и приспособлениями». При исследовании творческого процесса можно выделить два разных типа: аналитический, рациональный - левополушарный; с доминированием интуиции - правополушарный. Существует мнение, что школа переоценивает левополушарное речевое мышление в ущерб правополушарному. Игра же эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок спо собен выполнить такой объем
работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В научно-педагогических исследованиях об игре даже появился термин «эмоциональный ускоритель» обучения. Чтобы понять причины подобной функциональной способ ности игры, необходимо вспомнить некоторые особенности под ростковой психологии. В подростковом возрасте устраняются все условности в действиях, игра приближается к жизни. Игра интересна, когда дается возможность не только познать что-то, но и применять свои знания и одновременно с этим, уйти «в мир желаемой фантазии, приоткрыть завесу будущего и побывать там хотя бы в игровой ситуации». В.М. Григорьев замечает, что умело организованные дидак тические игры позволяют задействовать в учебных целях энер гию, которую школьники расходуют на «подпольную игровую деятельность». Последняя ведется «на уроках всех (без исклю чения!) преподавателей... Способы «конспирации» оттачивались сотнями поколений школьников, а обмен опытом подполь ных проделок налажен с завидной оперативностью». При этом, если педагог «войной пошел» на игры ребят, он сам же ставит их в роль «подпольщиков», - и тогда найдите для подростков более привлекательную игру! Не лучше ли использовать игро вую энергию ребят «в мирных целях»? «Умело направив этот интерес и эту активность в нужное русло, учитель может извлечь из них педагогическую пользу. Многие из самостоятельных игр подростков могут стать материалом для разработки дидактических игр. Подростковый возраст характеризуется психологами как «переломный» период в развитии личности, отличающийся трудностью учения, быстрой утомляемостью, неустойчивостью психики, что связано с переходом на новую ступень умствен ного и психического развития. Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и в том числе истории, у подрост ков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привле кательности самого процесса деятельности. (Эмоциональность игры - очень важная ее особенность,
которая делает ее успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков). Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадно го стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятель ности. Важно утвердиться в коллективе, следовательно, мнение одноклассников важнее для него, чем отношение учителя. Под ростку присуще стремление отмежеваться от всего. Свойственна тяга к новому, неожиданному, необычному, ко всему, что дает пищу для воображения. Подросткам нравятся коллектив ные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, соревнованиях или игровой ситуации, разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы; с трудом перено сятся паузы. Учителю необходимо реализовать стремления подростков поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, ин- терес к перевоплощениям и импровизациям. Все это прекрасно реализуется в игре. В подростковом возрас те внешние игровые действия свертываются и переносятся в во ображение (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Ф. И. Фрадкина и др.). Уникальная особенность игры в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, «вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было». Игра создает особые условия, при которых может развивать ся творчество. Суть этих условий заключается в общении «на равных», где исчезает робость, возникает ощущение - «я тоже могу», т. е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обу чения действием. В игре органично заложена познавательная задача. В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний. В игре проходит огромная воспитательная работа, что неоднок ратно рассматривалось в трудах многих педагогов. Достаточно ярко воспитательную сущность игры показывает в своей работе В.М. Букатов:
«Для педагога, работающего в социо - игровой стилистике, учебный материал - это россыпи счастливых предло гов для того, чтобы каждый из учеников занялся установлением деловых взаимоотношений со сверстниками. Идеал социо-игровой педагогики не «передача знаний», а формирование поколения. Начинается оно с появления у учеников чувства ровесничества, при котором для учеников очевидна и уважаема взаимная и равная заинтересованность в проявлении себя друг перед другом. Тривиальный стиль обучения открывает глаза ученикам на неравенство. Это, конечно, не способствует формированию поколения. Поэтому оно начинает формироваться не в классе, а во дворе, в подво ротне, на дискотеке, в подвале. «Лучше там, чем нигде!» - счи тают юные представители грядущего поколения. Лучше в счас тье, пусть иллюзорном или подозрительном, чем в трясине скуки! Но для них было бы лучше, если - в стенах школы! во время урока! легально! на дневном свету, когда, казалось бы, все условия для доброго знакомства друг с другом, для открытия в других и в себе родственной таинственности, человечес кой прозрачности. Но чаще всего дневной свет используется для выявления и демонстрирования неравенства...».В игре же «именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения инте - реса и уважения друг к другу, а по ходу - и «обретения себя». Таким образом, игра – это интерес, азарт, поиск, неожиданные находки и открытия в познание окружающего мира. Особенно это касается тех игр, которые специально предназначены для развития умственных способностей, тренировки памяти, внимания, то есть игр интеллектуальных.
В раздел основное общее образование

