"Самообразование – один из важнейших показателей успешной работы педагога в современной школе".
Статья
Автор: Байрхаева Татьяна Викторовна, учитель английского языка, МБОУ СШ с.Рыткучи, с.Рыткучи
В раздел основное общее образование
Байрхаева Татьяна Викторовна
учитель английского языка
МОУ УЧСОШ с. Рыткучи
Самообразование – один из важнейших показателей
успешной работы педагога в современной школе
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить». А. Дистервег Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование. Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Самообразование будет продуктивным, если в процессе реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию; учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно является открытым для изменений; педагогическая рефлексия станет необходимым атрибутом учителя-профессионала; программа профессионального развития учителя будет включать в себя исследовательскую, поисковую деятельность; если будет осуществляться взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития. Уровни самообразовательной деятельности: - адаптивный - проблемно - поисковый - инновационный
Технология самообразования: - общение с высокопрофессиональными педагогами - решение конкретной задачи, имеющей практический характер - критический обзор периодической печати - индивидуальный план самообразования. В начале каждого учебного года все педагоги выбирают тему самообразования и фиксируют ее в планах методического объединения. Тема самообразования формируется, исходя из методической темы учреждения, с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от двух до трех лет. Сроки работы над темой зависят, в первую очередь, от ее глубины и значимости, как для педагога, так и учреждения образования. Новые темы самообразовательной работы вполне могут быть логическим продолжением предшествовавшей самообразовательной работы.
Работа педагога над индивидуальной методической темой
Цель работы – систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня. Задачи: - совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса; - овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей; - изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий. Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. Для того чтобы самообразование носило целенаправленный системный характер и было результативным, членам методического объединения необходимо разработать индивидуальные программы (планы) саморазвития. План самообразования учителя должен включать: перечень литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок завершения работы;
предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.). Существуют разные варианты написания индивидуального плана самообразования. Представляю вашему вниманию примерный план работы над темой. В ходе работы в план могут вноситься коррективы и изменения, предусматривающие иные способы достижения прогнозируемых результатов.
Примерный план работы педагога над темой самообразования
Этапы Содержание работы Сроки Форма представления результато в 1.Диагност ический 1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта Первый год работы над темой Собеседование с руково - дителем МО, заместителем директора школы II. Прогност ический 1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирован ие результатов Первый год работы над темой Выступление на заседании МО III. Практи- ческий 1. Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы. 2.Формирование Второй год работы над темой Открытые уроки, выступ - ления на заседании МО
методического комплекса. 3.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 4. Корректировка работы IV. Обобща- ющий 1. Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы по теме самообразования. 3.Представление материалов Третий год работы над темой Творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, выступления на заседании МС, на заседании педаго - гического совета ; посещение с обсуждением открытых мероприятий V. Внедрен- ческий 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение опыта В ходе дальнейшей педагогическ ой деятельности Реферат, индивидуальный творческий проект и др. .
Структура плана по самообразованию
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. В плане указываются: • название темы; • цели; • задачи; • предполагаемый результат;
• этапы работы; • сроки выполнения каждого этапа; • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; • предполагаемые результаты, способ демонстрации результата проделанной работы.
Форма плана самообразования
№ п/ п Содержание Сроки Форма завершения работы Примечание Разделы: 1. Изучение инструктивно-нормативной документации 2. Научно-теоретическая подготовка по предмету 3. Практическая реализация изученных материалов в УВП 4. Научно-методическая подготовка Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов , которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования • разработка новых форм, методов и приемов обучения • доклады, выступления • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей • выработка методических рекомендаций по применению новой технологии • разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования • проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме). Таким образом, организация самоконтроля дает возможность: Четко планировать свою работу; Осуществлять систематический контроль за своей работой; Организовывать дифференцированный подход к деятельности обучающихся; Более эффективно осуществлять работу по самообразованию; Улучшить самоорганизацию, повысить качество своей работы; Найти потенциальные возможности для собственного роста и роста обучающихся.
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Что для этого необходимо делать? � Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения. Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога: • Чтение конкретных педагогических периодических изданий • Чтение методической, педагогической и предметной литературы • Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации • Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег • Организация кружковой и внеклассной деятельности • Изучение информационно-компьютерных технологий Завершается работа над индивидуальной темой самоанализом и самооценкой эффективности ее исполнения. Отводится время для обобщения и оформления материалов. Пополняется авторская методическая копилка, в качестве которой может выступать индивидуальное профессиональное портфолио. Ежегодно - в конце учебного года - педагог представляет отчет об итогах работы над темой самообразования. Формы представления могут быть различны: выступление на заседании МО, МС, ПС, конференции, семинаре; мастер-класс, открытый урок (занятие); письменный отчет; реферат; статья в периодическом издании; обучение коллег новым методикам; практикум (тренинг); лекция; дидактический материал; методическое пособие; научно-методическая работа; исследовательская работа. Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях.
Самообразование педагога будет продуктивным, если: • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию. • Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, а следовательно, является открытым для изменений. • Педагог обладает развитой способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству. • Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития. Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет не обеспечить, самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Человек, вставший за учительский стол, ответственен за всё, всё знает и умеет. Какими будут результаты труда педагогов сегодня – таким будет наше общество завтра.
Самообразование – один из важнейших показателей
успешной работы педагога в современной школе
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить». А. Дистервег Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование. Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Самообразование будет продуктивным, если в процессе реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию; учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно является открытым для изменений; педагогическая рефлексия станет необходимым атрибутом учителя-профессионала; программа профессионального развития учителя будет включать в себя исследовательскую, поисковую деятельность; если будет осуществляться взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития. Уровни самообразовательной деятельности: - адаптивный - проблемно - поисковый - инновационный
Технология самообразования: - общение с высокопрофессиональными педагогами - решение конкретной задачи, имеющей практический характер - критический обзор периодической печати - индивидуальный план самообразования. В начале каждого учебного года все педагоги выбирают тему самообразования и фиксируют ее в планах методического объединения. Тема самообразования формируется, исходя из методической темы учреждения, с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от двух до трех лет. Сроки работы над темой зависят, в первую очередь, от ее глубины и значимости, как для педагога, так и учреждения образования. Новые темы самообразовательной работы вполне могут быть логическим продолжением предшествовавшей самообразовательной работы.
Работа педагога над индивидуальной методической темой
Цель работы – систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня. Задачи: - совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса; - овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей; - изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий. Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. Для того чтобы самообразование носило целенаправленный системный характер и было результативным, членам методического объединения необходимо разработать индивидуальные программы (планы) саморазвития. План самообразования учителя должен включать: перечень литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок завершения работы;
предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.). Существуют разные варианты написания индивидуального плана самообразования. Представляю вашему вниманию примерный план работы над темой. В ходе работы в план могут вноситься коррективы и изменения, предусматривающие иные способы достижения прогнозируемых результатов.
Примерный план работы педагога над темой самообразования
Этапы Содержание работы Сроки Форма представления результато в 1.Диагност ический 1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта Первый год работы над темой Собеседование с руково - дителем МО, заместителем директора школы II. Прогност ический 1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирован ие результатов Первый год работы над темой Выступление на заседании МО III. Практи- ческий 1. Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы. 2.Формирование Второй год работы над темой Открытые уроки, выступ - ления на заседании МО
методического комплекса. 3.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 4. Корректировка работы IV. Обобща- ющий 1. Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы по теме самообразования. 3.Представление материалов Третий год работы над темой Творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, выступления на заседании МС, на заседании педаго - гического совета ; посещение с обсуждением открытых мероприятий V. Внедрен- ческий 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение опыта В ходе дальнейшей педагогическ ой деятельности Реферат, индивидуальный творческий проект и др. .
Структура плана по самообразованию
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. В плане указываются: • название темы; • цели; • задачи; • предполагаемый результат;
• этапы работы; • сроки выполнения каждого этапа; • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; • предполагаемые результаты, способ демонстрации результата проделанной работы.
Форма плана самообразования
№ п/ п Содержание Сроки Форма завершения работы Примечание Разделы: 1. Изучение инструктивно-нормативной документации 2. Научно-теоретическая подготовка по предмету 3. Практическая реализация изученных материалов в УВП 4. Научно-методическая подготовка Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов , которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования • разработка новых форм, методов и приемов обучения • доклады, выступления • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей • выработка методических рекомендаций по применению новой технологии • разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования • проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме). Таким образом, организация самоконтроля дает возможность: Четко планировать свою работу; Осуществлять систематический контроль за своей работой; Организовывать дифференцированный подход к деятельности обучающихся; Более эффективно осуществлять работу по самообразованию; Улучшить самоорганизацию, повысить качество своей работы; Найти потенциальные возможности для собственного роста и роста обучающихся.
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Что для этого необходимо делать? � Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения. Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога: • Чтение конкретных педагогических периодических изданий • Чтение методической, педагогической и предметной литературы • Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации • Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег • Организация кружковой и внеклассной деятельности • Изучение информационно-компьютерных технологий Завершается работа над индивидуальной темой самоанализом и самооценкой эффективности ее исполнения. Отводится время для обобщения и оформления материалов. Пополняется авторская методическая копилка, в качестве которой может выступать индивидуальное профессиональное портфолио. Ежегодно - в конце учебного года - педагог представляет отчет об итогах работы над темой самообразования. Формы представления могут быть различны: выступление на заседании МО, МС, ПС, конференции, семинаре; мастер-класс, открытый урок (занятие); письменный отчет; реферат; статья в периодическом издании; обучение коллег новым методикам; практикум (тренинг); лекция; дидактический материал; методическое пособие; научно-методическая работа; исследовательская работа. Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях.
Самообразование педагога будет продуктивным, если: • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию. • Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, а следовательно, является открытым для изменений. • Педагог обладает развитой способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству. • Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития. Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет не обеспечить, самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Человек, вставший за учительский стол, ответственен за всё, всё знает и умеет. Какими будут результаты труда педагогов сегодня – таким будет наше общество завтра.
В раздел основное общее образование

