Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Творческий подход в преподавании географии".

мастер- класс

Автор: Желнина Яна Витальевна, учитель географии, МБОУ СОШ №3, город Ноябрьск, ЯНАО



В раздел основное общее образование




Творческий подход в преподавании географии.
Огромное значение в преподавании географии имеет мотивация. Как добиться этого ? Учитель, вот, от кого зависит развитие в ученике желания заниматься географией, участвовать и побеждать в олимпиадах. Главное- творческий подход, интересный урок, захватывающие домашние задания. Одним из приемов учителя можетбыть использование эвристического метода Под содержанием обучения эвристической деятельности понимают педагогически адаптированный социальный опыт: педагогически адаптированную систему знаний, способов деятельности интеллектуального и практического характера, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, или систему четырех элементов социального опыта, отображенную в видах и отраслях деятельности.
Выделяют следующие условия усвоения содержания обучения:
1. мотивация, актуализация необходимых знаний и способов деятельности; 2. объективизация необходимых знаний и способов деятельности; 3. алгоритмизация способов деятельности; 4. система творческих задач, как интеллектуального так и практического характера, которые предполагают определенные процессуальные черты творческой личности; 5. активизация учебно-познавательной деятельности. Содержание обучения, осуществляемое в процессе формирования эвристической деятельности учащихся включает следующие
компоненты:
а) систему научных знаний; б) систему способов учебной деятельности; в) систему способов творческой деятельности; г) эмоционально-чувственный компонент. При этом ведущим компонентом содержания образования является система способов творческой деятельности. Для педагогической практики эвристическая деятельность предоставляет учащимся средства самостоятельного приобретения новых способов деятельности и дает практическую основу творческой деятельности. Программа курса «эвристика» составлена И.Я. Лернером. По его мнению, она
должна содержать:
А) краткие знания о творчестве, его роли и процессе; Б) изолированные, но выразительные знания из истории творчества; В) знания о приемах, облегчающих творческий поиск; Г) знания о процедурах творческой деятельности; 1
Д) творческий тренинг; Е) решение проблемных задач (практические занятия). Разработанная программа курса «эвристика»
состоит из трех блоков:

1 блок
– Логика и интуиция – как основы творчества, в котором ученики знакомятся с интуитивными и логическими операциями эвристической деятельности;
2 блок
– Задачи, их формирование и поиск решения, в котором используются знания и умения полученные при изучении первого блока для решения нестандартных задач ( в основном жизненного содержания);
3 блок
– Как делать открытия? Здесь учащиеся знакомятся и пытаются практически реализовать технологии изобретения и открытия. При отборе учебного материала
его содержание должно как минимум отвечать

следующим требованиям:
-быть доступным учащимся данного класса; -включать типологию аспектных проблем; -раскрывать этапы аспектных проблем и объектные проблемы, решение которых направлено на эти этапы; -показать целостное решение аспектной проблемы; -обеспечить реализацию различных способов творческой деятельности.
Классификация эвристических задач в связи с их использованием для

развития творческих способностей личности.



Виды

учебно-творческих задач

Типы

учебно-творческих задач

Развиваемые компоненты

творческих способностей

личности

1
Задачи-проблемы Задачи с явно выраженным противоречием Видение противоречия, способность формулировать проблему
2
Задачи-парадоксы
3
Задачи-антиномии
4
Задачи с недостаточной исходной информацией Задачи с некорректно предоставленной информацией Способность находить нужную информацию и переносить ее, применять в условиях задачи
5
Задачи с избыточной исходной информацией
6
Задачи с противоречивой исходной информацией
7
Задачи, в которых практически отсутствует исходная информация, а есть только цель деятельности
8
Задачи на непосредственное Задачи на прогнозирование Способность генерировать идеи, 2
выдвижение гипотезы выдвигать гипотезы
9
Задачи на выбор оптимального решения Задачи на оптимизацию Гибкость, рационализм мышления
10
Задачи на оптимизацию процесса
11
Задачи на оптимизацию затрат, средств деятельности
12
Задачи на обнаружение ошибок Задачи на рецензирование Критичность мышления, способность к оценочным суждениям
13
Задачи на проверку результата
14
Задачи на оценку процесса и результата
15
Задачи скрытого вопроса Задачи на обнаружение противоречий и формулировку проблемы Способность к видению проблемы и противоречий
16
Задачи на конструирование задачных ситуаций
17
Задачи на обнаружение мнимых противоречий
18
Задачи на формулировку проблемы
19
Задачи на разработку алгоритма На разработку алгоритмических и эвристических предписаний Способность к обобщению и свертыванию мыслительных операций, к рефлексии мышления
20
Задачи на разработку эвристических предписаний, правил
21
Задачи на уточнение цели На корректную постановку задачи Способность формулировать и переформулировать
22
Задачи на уточнения условия
23
Задачи на уточнение требований
24
Задачи на моделирование Исследовательские задачи Способность к широкому переносу методов познания в новые ситуации
25
Задачи графические
26
Экспериментальные задачи
27
На описание явлений, процессов Логические задачи Интеллектуально- логические способности
28
Задачи на определение понятий
29
На объяснение и доказательства
30
На установление причинно-следственных связей
31
На выработку целей, стратегии деятельности Задачи на управление Способность к самоуправлению учебно- творческой деятельности
32
На планирование деятельности
33
На организацию деятельности
34
На контроль и оценку деятельности 3

35
На нормирование времени деятельности
Приведем примеры отбора учебных задач при организации эвристической

деятельности.

1. Я часто использую задачи с явно выраженным противоречием:
Например, при изучении темы «Австралия» из курса географии материков и океанов в 7 классе:
А) Задача-парадокс.
Вопрос №1. Как вы думаете, почему самое большое по площади озеро Австралии – Эйр – расположено на Центральной низменности, в самом сухом месте материка? Ответ: во-первых, это самое низкое место, куда стекает дождевая вода; во- вторых, здесь ближе всего к поверхности подходят грунтовые воды, которые тоже питают озеро.
Б) Задача-проблема.
Вопрос №2. Как вы думаете, почему Австралия, будучи самым сухим материком, очень богата подземными водами. Почему их нельзя использовать для питья? Ответ: в рельефе Австралия напоминает блюдце с приподнятыми краями, следовательно, можно предположить, что подобным образом залегают и водоупорные пласты (понижаясь к центру); поэтому подземные воды преимущественно не стекают в океан, а накапливаются в центральном понижении. Из-за жаркого и сухого климата подземные воды испаряются, а соли накапливаются, и это приводит к засолению подземных вод (поэтому их нельзя использовать для питья).
Решение таких учебно-творческих задач развивает у учащихся способность

видеть противоречия и формулировать проблему.

2. Задачи на прогнозирование.
Например: Вопрос №3. Предположите, как бы изменилась речная сеть Австралии, если бы на востоке исчезли горы? 4
Ответ: если бы на востоке исчезли горы, то климат стал бы влажнее, следовательно, в Австралии стало бы больше рек (и меньше криков). Задача №4:
«Вперед в пещеры»
Добыча полезных ископаемых приводит к появлению огромных незаполненных пещер в толще поверхностного слоя Земли. Какие последствия этого явления можно спрогнозировать? Как будут использовать внутриземельные пространства люди?
Задачи на прогнозирование формируют способность генерировать идеи и

выдвигать гипотезы. Они предполагают анализ положительных и отрицательных

последствий известных всем явлений, открытий или решений.

3. Исследовательские задачи.

А) Задачи графические
Вопрос №5. Расшифруйте эту схему. Какой океан зашифрован под цифрой 2? Какой материк больше – 1 или 2? Какой океан глубже – 1 или 3? Как называется пролив между океаном 2 и 3?
Такие задания развивают способность к широкому переносу методов познания

в новые ситуации.

4. Задачи на рецензирование.
5
Задание №6. Найди ошибки
.
Перед вами отрывок из воспоминаний одного путешественника о его поездке в Индию: «… Я пробирался между колючими кустами кактусов, с ветвей которых свешивались хищные анаконды, готовые загрызть очередную жертву. На фоне общего однообразия выделялись яркие цветы оливок - главной пищи местных жителей. Пару раз тропинку пересекали следы львов и горилл - страшных врагов лесных бизонов. Из гнилого болота в зарослях кипариса выбежал косматый броненосец и с топотом устремился в чащу. Из ветвей местной разновидности секвойи на меня посмотрел хищный сумчатый медведь». Какие ошибки вы нашли в описании?
Задачи на рецензирования развивают в учащихся критичность мышления,

способность к оценочным суждениям.

5. Задачи на логику

А) Задачи на установление причинно-следственных связей
Вопрос №7. Почему Австралия не дала миру ни одного культурного растения и домашнего животного? Ответ: местные жители – аборигены – не знали, что такое земледелие и животноводство, а занимались охотой, рыболовством и собирательством.
Б) Задания на объяснение и доказательство.
Задание №8. Герб, какой страны показан на рисунке. Прокомментируйте подробно каждый элемент герба. Задание №9. Сгруппируйте географические объекты по смыслу и по материкам: Триполи, Муррей, Калахари, Большая Песчаная, Замбези, Парана, Атакама, Руб- Эль-Хали, Долина Смерти, Мехико, Лима, Юкон, Сидней, Токио. 6

Задачи на логику формируют у учеников интеллектуально-логические

способности.

Предложенная система задач направлена на формирование нового способа

деятельности при максимальном использовании самоуправления личности

учащегося, в процессе решения которых ведущее место занимают интуитивные

приемы деятельности.
7


В раздел основное общее образование