Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Креативные методики в образовательном процессе"

мастер- класс

Автор: Трубченинова Светлана Ильмаровна, учитель географии, МБОУ СОШ №3, город Ноябрьск, ЯНАО



В раздел основное общее образование




Добрый день, представляю вам мастер класс по теме

Креативные методики в образовательном процессе
Мастер-класс начну со слов Н. Бехтеревой «У человека лишь один инструмент-его личная мыслительная система» В 60-ых годах прошлого столетия один отчаявшийся студент безуспешно пытался справиться с огромным количеством учебного материала, и ему грозил провал на экзаменах. Это был Тони Бьюзен. Бьюзен искал в университетской библиотеке литературу об эффективном использовании способностей мозга, хотел узнать, как его функции — восприятие, запоминание, анализ, выражение и управление информацией — могут быть наилучшим образом использованы в учебном процессе. Ему посоветовали обратиться в отдел медицинский литературы. Там он нашел книги по физиологии мозга. На его замечание о том, что он не собирается делать операций на мозге, а хочет его использовать, как мыслительный инструмент, библиотекарь ответила, что книг по такой тематике не существует. Этот факт стал предысторией для создания креативной методики «mind maps», что в переводе означает- метод интеллект карт или метод ментальных карт. Способ представления информации в форме схем известен уже три тысячи лет, однако, технологии их составления в то время не было. Великие мыслители, такие как Леонардо Да Винчи использовали рисунки, коды и соединительные линии. Решением, к которому стремился Бьюзен, был мыслительный инструмент, основанный на ≪ естественном функционировании человеческого мозга ≫ .
Цель мастер класса: познакомить с методом интеллект-карт, показать

универсальность его использования в обучении.
Чтобы Вам понять суть метода, для демонстрации я
приглашаю 6

помощников.

Обращаюсь к группам
Интелект – карта практически универсальна, ее можно использовать в самых разных ситуациях: для прояснения какого-либо вопроса, для сбора информации, для принятия решения. Лучше всего использовать этот метод на этапе, когда необходимо структурировать новые идеи. Понять структуру интеллект-карты нам помогут схемы: 1. Основу методики составляет процесс радиантного мышления – берется основная проблема и от нее, как от ствола дерева, ответвляются различные идеи, связанные с ней.
Старт начинается с середины листа, где вы в квадрате или в круге обозначаете тему (проблему). Затем от нее проводятся в виде жирных линий ветви, обозначающие основные идеи, связанные с этой темой. 2. Обращаю Ваше внимание на структуру интеллект карт. Значимость мыслей выделяется с помощью толщины линий, от главных ветвей, могут идти второстепенные (производный уровень). Сегодня мы рассмотрим 2 варианта работы с интеллект-картами:
1 группа
Среди Вас есть учителя географии? А те, кто в школе учил географию на «5» и помнит алгоритм описания страны? Ну тогда я вам в помощь предлагаю этот алгоритм. Ваша задача, составить ИНТЕЛЕКТУАЛЬНУЮ КАРТУ для описания характеристики страны.
Даю карту с заданием

Вам понятна учебная задача?

2 группа

Ваша задача-
По готовой карте попытается определить центральную тему и основные идеи, связанные с этой темой, используя для этого второстепенную информацию.
Вам понятна учебная задача?

На работу групп отводится 7 минут, по истечение которых группы представят

результат залу.

Спускаюсь в зал
Я уверена, что многим И.К. напомнили опорные конспекты. Но опорные конспекты представляют наглядную схему, в которой заложена информация, подлежащая усвоению. При этом, объем информации ограничен темой и возрастными особенностями учащимхся. РАСТЕНИЯ ТУНДРЫ!!! В отличие от них, в ИК отражены связи и закономерности. Информация располагается в логическом порядке от общего к частному. Основное отличие заключается в направленности ИК на развитие творческого мышления и объём представленной информации ограничивается только уровнем развития мышления. Карта может использоваться в жизни, носит метапредметный и универсальный характер. ОБРАТИТЬСЯ К СЛАЙДУ Хочу заметить, что составление интеллектуальных карт и чтение готовых, требует подготовительной работы и это не умение рисовать, а способность творчески мыслить. Продемонстрирую некоторые задания, направленные на развитие
креативного

мышления, которые я обычно использую на уроках.

Подхожу к жюри

Предлагаю близ сидящим выполнить следующее задание: написать названия морей: Желтое, Красное, Чёрное, так, чтобы цвет карандаша, не совпадал с цветом моря. (На слайд)
ВАМ БЫЛО ТРУДНО?

Вам было предложено упражнение:

Конфликт в мозге
≫ Одно простое упражнение показывает, как при обработке информации в мозге нарастает ≪ конфликт ≫ Покажу следующий приём, направленный на развитие творческого мышления –это
«Ассоциативное заблуждение». Например:
при изучении темы КЛИМАТ Учащимся предлагается ответить на ?
Вопрос к зрителям На каком полюсе холоднее - южном или

северном?
Вот и дети часто отвечают также. Срабатывает метод ассоциаций-юг-тепло, и наоборот.
Хотя правильный ответ
Количество тепла и света, получаемое на обоих полюсах, одинаково. Однако ….. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ и ЮЖНЫЙ УРАЛ
Следующее задание
Существует много вариантов заданий в форме загадок-головоломок, рисунков, глядя на которые невозможно точно сказать, что на них изображено. Ценность их заключается в том, что единственного правильного ответа не бывает. В качестве упражнения необходимо назвать максимальное количество возможных вариантов того, что изображено на рисунке. Ответы не обязаны быть реалистичными. Давайте попробуем ответить, что здесь нарисовано. (Картинки)
4 картинки
Вообще-то творческий человек всегда найдет задания для развитие своего творческого мышления.
Наприме в облаках или на стенах рисунок обоев

Ну, а теперь посмотрим, как группы справились с заданием.

Начнем со группы, которая выполняла это занятие СЛАЙД

Вторая группа. Какая у вас была учебная задача?
Обратите внимание, как интеллект карта позволила превратить беспорядочную, некую надуманную информацию о несуществующей стране в запоминающуюся и структурированную форму.

Вывод: таким образом,
работа групп показала, что с помощью интеллект-карт можно отобразить и систематизировать разнообразную информацию. Их можно использовать в самых различных ситуациях и с разными целями и на любом предмете. (Схемы). Слайд Обратите внимание- можно применять их на уроках химии и литературе
Но для уроков географии он имеет особое значение.
Т. К. он помогает формировать умение графически иилюстрировать мысль, образно говоря, происходит картирование мышления.
ФИНАЛ!!!!

Интеллект-карты — это карты духа, мысли и памяти. Карта наглядно отражает

ассоциативные связи в мозге человека.

Спасибо вам за помощь.

В заключении предлагаю Помощникам м
етодические рекомендации по составлению интеллект-карт, которые вы сможете использовать в своих целях.
Достоинства:
Одно из его достоинств - это наглядность и легкость восприятия представленной информации, на карте видно все, как на раскрытой ладони. Не надо ничего листать или перематывать. Поэтому большие массивы самой разной информации структурируются и легко укладываются в голове.
Чем лучше какая-то идея, тем она мимолетнее.


В раздел основное общее образование