"В самом центре войны…". По рассказу В.П. Астафьева "Старая лошадь"
Конспект урока
Автор: Кутузов Аркадий Александрович, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ № 45", город Чита Забайкальского края
В раздел основное общее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ № 45» г. Читы
Предмет – литература
Класс – 6
Учитель -
Кутузов Аркадий Александрович
Тема урока
: «В самом центре войны…». По рассказу В.П. Астафьева «Старая лошадь»
Эпиграф
к уроку: «
Память
моя,
память
, что ты делаешь со мной?!», «Страшнее войны только война» (Виктор Астафьев). Кто говорит, что на войне не страшно. Тот ничего не знает о войне. (Ю. Друнина)
Тип урока
: открытие нового знания Методы: словесный (слово учителя, сообщения детей, творческая беседа-диалог по тексту рассказа, элементы дискуссии), наглядный (иллюстрации, презентации, отрывок из фильма), практический (создание собственного текста-сочинения)
Цель урока:
привести учащихся к пониманию сущности войны, как ненормального и противоестественного явления, к пониманию нравственного и этического содержания произведения через анализ текста рассказа. Задачи: - знакомство учащихся с личностью автора – В.П. Астафьева; - смысловое чтение текста рассказа: 1 фаза - восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла; 2 фаза - извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста; 3 фаза - создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. - анализ текста рассказа, нравственных качеств героев: сержанта Данилы, Ванягина, - с помощью изобразительно-выразительных средств; определение авторской позиции. - Ожидаемый результат: Созданы условия для учебной деятельности посредством формирования навыков анализа литературного произведения. Формируются эмоционально - ценностное отношение к действительности через приобщение к литературе, нравственные качества личности. Появился интерес к творчеству В.П. Астафьева. Созданы условия для дальнейшего развития общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, классификации, обобщения и самоконтроля, самоанализа. Развиваются творческие способности учащихся посредством выполнения заданий. Формируются конструктивные, доброжелательные взаимоотношения в классе.
Формируются умения грамотно оформлять связанную устную речь, умение доказывать свою точку зрения, прислушиваться к различным мнениям, умение слушать друг друга. Формируется уважительное, бережное отношение к родителям, друг к другу, к животным, гуманное отношения ко всему окружающему. Демонстрационный материал: 1) Текст рассказа В. Астафьева «Старая лошадь» в формате (раздаточный материал) 2) Отрывок из документального фильма «Всему свой час. С Виктором Астафьевым по Енисею» 2) «Незнакомые слова в тексте». Презентация с иллюстрациями. Учащиеся 3) Презентация «Лошади» (с музыкальным сопровождением под чтение стихотворения Оксаны Кукс «В забытом храме встану у порога…») 4) «Посвящается лошади» - музыкальный клип 5) Фотографии В. Астафьева и книги (обратиться к ним) Ход урока 1 урок
1. Мотивация к учебной деятельности. Введение в урок (целеполагание). Запись эпиграфа.
- Когда мы читаем новое произведение, то чего от него ждем? - А что главное мы хотим узнать об авторе произведения?
Презентация о жизни В. Астафьева
(ученики)
Отрывок из фильма с участием В. Астафьева
- Каким человеком предстает этот писатель? «
Память
моя,
память
, что ты делаешь со мной?! Всё прямее, всё уже твои дороги, всё морочней образ земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение. И реже путники встречь, которым хотелось бы поклониться, а воспоминания, необходимые живой
душе
, осыпаются осенним листом. Стою на житейском ветру голым деревом, завывают во мне ветры, выдувая звуки и краски той жизни, которую я так любил и в которой умел находить радости даже в тяжёлые свои дни и годы. И всё не умолкает во мне война, сотрясая усталую
душу
…» (В. Астафьев). - Как вы понимаете эпиграф к уроку? (Прошлое, отжившее всегда хранит и вскармливает настоящее, отдавая ему свою живительную силу прошедшей жизни, воспоминания о прошлой войне, о страданиях людей, природы, о погибших болью отзываются в душе автора, выжившего в лихолетье, позволяют острее ощутить радость и наслаждение жизни.) - О чем говорит писатель? Память. Впечатления и переживания жизни легли в основу произведений В. Астафьева. - Почему это так тревожило В. Астафьева?
Чтение ученицей стихотворения
Р. Рождественского «Помните! Через века, через года,- помните!» - Зачем помнить о тех, кто воевал в той страшной кровопролитной войне с фашизмом?
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном
действии.
Дома вы прочитали рассказ Виктора Петровича Астафьева «Старая лошадь». -И начнем с самого главного. Зачитываю отрывок:
«Никто не отозвался, никто не пришел на ее
робкий призыв. Так и стояла она между двумя враждебными мирами, в самом центре войны.
Она будто знала, что если упадет, то больше никогда не поднимется и не увидит той дороги,
что звала ее вперед и обещала что-то…»
-Какими главными словами из этого отрывка можно назвать тему нашего урока? («В самом центре войны…».) - Насколько важна эта ТЕМА? (Мы будем говорить о старой лошади) - У нас есть тема урока: «В самом центре войны…». Как бы вы прояснили тему? Что может находиться в центре войны? (не только люди, но и эта лошадь). - О чем мы будем говорить? - Какую бы вы поставили перед собой задачу? - Что будем предпринимать, чтобы решить эти задачи? (Перечитывать и анализировать текст) Да, сегодня на уроке мы поработаем над этим рассказом, попытаемся осмыслить прочитанное и понять замысел писателя. - В тексте есть незнакомые слова. Смысл каких надо выяснить, чтобы хорошо понимать текст? -
Учащиеся смотрят презентацию
с иллюстрациями (идет объяснение слов и запись) - Почему мы затрудняемся при объяснении этих слов? (война от нас далека, много связано с лошадью)
Чтение первой части текста
. Вопросы к обсуждению 1 ч. - Какие вопросы у вас появились к тексту, что непонятно? Мы уже знаем героев этой истории - Зачем нам знать подробности: кто они, кем были до войны, про наказание «губой», что они оба рыжеволосые? (Говорят, рыжеволосые имеют другую чувствительность к боли). (сержант Данила в годах, в голосе жалость просквозила, молчали
, яростно
курили (
Какое настроение героев?
), на обыкновенную службу. Диалог! Разведчик Ванягин. Кем работали. Все стоит и стоит. Нейтральная полоса…) - Почему сержант Данила просился на обыкновенную службу, к обыкновенным пехотинцам? (крестьянин) Сержант – крестьянин, для него лошадь всегда была кормилицей, сокровищем, выручкой и подмогой. Он и просился в пехоту, потому что в пехоте в основном служили люди, не особо обученные, из простых крестьян. Ванягин его хорошо понимал, ведь он был тоже обычным рабочим.
Да и армия называлась тогда – рабоче-крестьянская. Вот такие люди, как Ванягин, сержант Данила, солдат Виктор Астафьев и победили фашизм.
Крестьянская психология
(В лошади для крестьянина всё его богатство; нет её у него, -- он нищий, а у кого их две или три, того в деревне считают богачом. Лошадь -- первая помощница крестьянина в тяжелых деревенских трудах, кормилица всей его семьи. Раннею весною, прежде чем начинаются полевые работы, крестьянин обстраивается или чинит свою старую постройку: лошадь возит доски, бревна, кирпичи, камни, колья и другие тяжести. Летом и осенью она помогает ему решительно во всем: вывозит навоз в поле, сено высохло -- отвезет его в сарай. Зимою она возит дрова из лесу, хлеб на мельницу; покончены эти домашние работы, и крестьянин вместе с нею нанимается в город воду возить или перетаскивать какие-нибудь тяжести. Одним словом, лошадь вместе с крестьянином круглый год в постоянной работе. И берегут же лошадей в деревнях. Если вам случится узнать, что лошадь дня два не ела, то будьте уверены, что её хозяин уже с неделю ни разу порядком не обедал. Крестьянин едва ли так заботится о сыне как о ней; он не забывает её не только днем, но и ночью: встает несколько раз с фонарем посмотреть, как она ест корм, не случилось ли с нею чего-нибудь недоброго.
Е. Н. Водовозова)
(Всё, что крестьянин создавал, он должен был создать сам. Творчество было необходимостью для крестьянского труда, ведь земля не станок - она живая. В конце концов, он создавал своим трудом то, что сотворить способны только земля и природа. земля не даётся каждому - а только сильным, поэтому русский мужик "собирался толпами, селился миром". Земля - это не власть, а сила, которая "сплачивала русских людей в особый трудовой союз". То есть земля всё же отдаёт свою силу, наделяя ею тех, в ком зависимость от земного благоденствия пробуждает чувство ответственности, сопричастности. Б. Можаев) Что их объединяет? (война, чувства, не любили разговаривать…) В основе 1 части – диалог, что он нам помогает понять? (естественная форма общения, характеры героев. Ведение диалога должно приводить к совместному познанию, раскрытию характеров…) О ком они говорят? Кто же там стоит три дня и где?
3. Выявление места и причины затруднения.
Чтение 2 части - почему в 1 части ее никак не называют? (чувство вины…) - а как называют ее герои и рассказчик? Заполняем табличку Сержант Данила Разведчик Ванягин Другие рассказчик Яшка она живучая милый Раненая лошадь, белолобый жеребенок, спутанная коняга, конь, коняга, - земля поддерживала ее… Как она ее поддерживала? (Земля издревле начало всего, земля живет, чувствует, понимает, имеет свои желания и борется за существование, сохраняет все живущее на ней. Земля издавна почиталась особо: ее называли божья, праведная, святая. Земля - мать, которая рождает все необходимое для жизни. Земля считалась самым верным свидетелем, поэтому крестьяне
при наивысшей клятве в доказательство правды и верности ели или целовали землю и хоронили в нее.) - Почему рассказ называется «Старая лошадь»? (Она – воин. Кто помогал нашим дедам и прадедам на войне? Конечно лошади. Сильные, выносливые и быстрые. Им досталась та же доля, как и людям на войне и всё равно они пытались спасти нашу Родину. Они перевозили раненых солдат, они перевозили тяжёлые грузы, они смело шли в бой с солдатами на спине, они делали всё что было в их силах. В конце войны в России практически не осталось лошадей. Во время блокады г Ленинграда, когда замерзло легендарное Ладожское озеро, по нему пошли лошади, запряженные в сани и повозки. Они в город везли боеприпасы и продовольствие, а обратно вывозили раненых - лошади тогда спасли множество человеческих жизней, рискуя своей - так как можно было провалится под лед и попасть под обстрел вражеских орудий, но лошади спасали людей, обогревая своим теплом) - почему тоска и недоумение в глазах лошади? - зачем в тексте рассказывается о детстве коняги? Про жеребенка и мать? (по дороге, убегающей вдаль, к горизонту… край земли, конец дороги, что-то неведомое; а дороге не было конца, она вела- вела и привела туда, где грохот- война) (Доброта к любому живому существу — это и есть то, что делает человека нравственно богатым. Нравственные ценности — это приобретения, которые нельзя сравнить ни с какими другими сокровищами. В душе человека — опыт предыдущих поколений. И то, как он относится к родной земле, к своим близким, к природе, он передает следующему поколению.) - Какие средства выразительности использует автор, создавая образ лошади? (струйка гривы потекла по гибкой шее - метафора) - Постепенно сливается голос рассказчика и ее внутренний голос - рассказ о жизни до и во время войны. (является способом признать и выразить специфическую субъективность животных, а также вызвать в читателе желание стать более чувствительным к их условиям жизни. скрываются заботы и тревоги, связанные с миром людей, а не животных. Очищающее сопереживание, желание глубже понять животных переплетается с необходимостью выражать собственные эмоции.) - трудно человеку на войне? Страшно? А животному? Понимает лошадь, что такое война?
Чтение 3 части
Продолжим заполнять табличку Сержант Данила Разведчик Ванягин Другие рассказчик Яшка она живучая Милый, трудяга Раненая лошадь, белолобый жеребенок, спутанная коняга, конь, коняга, лошадь - Почему чаще называет «Она»? (близкая человеку, они понимают, о ком говорят) - Когда ее «зацепило», словно не поверив тому, что произошло - когда эта война только и кончится – сказал солдат - хомут снял, а что такое хомут для лошади? Хомут до блеска…() - ей хотелось к людям, почему? -- этот рассказ о войне, но нет боя, а где мы видим войну? - так и стояла она между двумя враждебными мирами, в самом центре войны… (дорога)
Чтение 4 части Впишем в табличку – конь-работник (Данила) Добавим в табличку героя – Яшка Голоухин – советский конь.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-
Как в рассказе соотносятся настоящее, прошлое и будущее (композиция: наст – прошлое – наст - будущее) - Почему «Слава Богу», когда ушел сержант? (сам не мог, для крестьянина лошадь …) - Почему решил идти убивать лошадь? Правильно ли он сделал, что пристрелил лошадь? - Что он за человек, который не может успокоиться, смотреть как мучается лошадь, идти, рискуя своей жизнью. (Несмотря на войну, человек остается человеком, он не ожесточился!) - Что вы поняли из того, что написал В. Астафьев? - что бы вы сказали писателю за рассказ? - в чем мастерство писателя? - Заканчивается рассказ таким предложением: «Лошадь та снится Ванягину и по сей день…»
Задание: ответьте на вопрос в небольшом сочинении на этот вопрос -
почему? Я хочу закончить урок словами самого В. П. Астафьева: «Память войны. Счастлив тот, кто не знает ее, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: не знать ее никогда, не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие его».
Лошадь воспринимает человека, как себе подобного
Кутузов Аркадий Александрович
Тема урока
: «В самом центре войны…». По рассказу В.П. Астафьева «Старая лошадь»
Эпиграф
к уроку: «
Память
моя,
память
, что ты делаешь со мной?!», «Страшнее войны только война» (Виктор Астафьев). Кто говорит, что на войне не страшно. Тот ничего не знает о войне. (Ю. Друнина)
Тип урока
: открытие нового знания Методы: словесный (слово учителя, сообщения детей, творческая беседа-диалог по тексту рассказа, элементы дискуссии), наглядный (иллюстрации, презентации, отрывок из фильма), практический (создание собственного текста-сочинения)
Цель урока:
привести учащихся к пониманию сущности войны, как ненормального и противоестественного явления, к пониманию нравственного и этического содержания произведения через анализ текста рассказа. Задачи: - знакомство учащихся с личностью автора – В.П. Астафьева; - смысловое чтение текста рассказа: 1 фаза - восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла; 2 фаза - извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста; 3 фаза - создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. - анализ текста рассказа, нравственных качеств героев: сержанта Данилы, Ванягина, - с помощью изобразительно-выразительных средств; определение авторской позиции. - Ожидаемый результат: Созданы условия для учебной деятельности посредством формирования навыков анализа литературного произведения. Формируются эмоционально - ценностное отношение к действительности через приобщение к литературе, нравственные качества личности. Появился интерес к творчеству В.П. Астафьева. Созданы условия для дальнейшего развития общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, классификации, обобщения и самоконтроля, самоанализа. Развиваются творческие способности учащихся посредством выполнения заданий. Формируются конструктивные, доброжелательные взаимоотношения в классе.
Формируются умения грамотно оформлять связанную устную речь, умение доказывать свою точку зрения, прислушиваться к различным мнениям, умение слушать друг друга. Формируется уважительное, бережное отношение к родителям, друг к другу, к животным, гуманное отношения ко всему окружающему. Демонстрационный материал: 1) Текст рассказа В. Астафьева «Старая лошадь» в формате (раздаточный материал) 2) Отрывок из документального фильма «Всему свой час. С Виктором Астафьевым по Енисею» 2) «Незнакомые слова в тексте». Презентация с иллюстрациями. Учащиеся 3) Презентация «Лошади» (с музыкальным сопровождением под чтение стихотворения Оксаны Кукс «В забытом храме встану у порога…») 4) «Посвящается лошади» - музыкальный клип 5) Фотографии В. Астафьева и книги (обратиться к ним) Ход урока 1 урок
1. Мотивация к учебной деятельности. Введение в урок (целеполагание). Запись эпиграфа.
- Когда мы читаем новое произведение, то чего от него ждем? - А что главное мы хотим узнать об авторе произведения?
Презентация о жизни В. Астафьева
(ученики)
Отрывок из фильма с участием В. Астафьева
- Каким человеком предстает этот писатель? «
Память
моя,
память
, что ты делаешь со мной?! Всё прямее, всё уже твои дороги, всё морочней образ земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение. И реже путники встречь, которым хотелось бы поклониться, а воспоминания, необходимые живой
душе
, осыпаются осенним листом. Стою на житейском ветру голым деревом, завывают во мне ветры, выдувая звуки и краски той жизни, которую я так любил и в которой умел находить радости даже в тяжёлые свои дни и годы. И всё не умолкает во мне война, сотрясая усталую
душу
…» (В. Астафьев). - Как вы понимаете эпиграф к уроку? (Прошлое, отжившее всегда хранит и вскармливает настоящее, отдавая ему свою живительную силу прошедшей жизни, воспоминания о прошлой войне, о страданиях людей, природы, о погибших болью отзываются в душе автора, выжившего в лихолетье, позволяют острее ощутить радость и наслаждение жизни.) - О чем говорит писатель? Память. Впечатления и переживания жизни легли в основу произведений В. Астафьева. - Почему это так тревожило В. Астафьева?
Чтение ученицей стихотворения
Р. Рождественского «Помните! Через века, через года,- помните!» - Зачем помнить о тех, кто воевал в той страшной кровопролитной войне с фашизмом?
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном
действии.
Дома вы прочитали рассказ Виктора Петровича Астафьева «Старая лошадь». -И начнем с самого главного. Зачитываю отрывок:
«Никто не отозвался, никто не пришел на ее
робкий призыв. Так и стояла она между двумя враждебными мирами, в самом центре войны.
Она будто знала, что если упадет, то больше никогда не поднимется и не увидит той дороги,
что звала ее вперед и обещала что-то…»
-Какими главными словами из этого отрывка можно назвать тему нашего урока? («В самом центре войны…».) - Насколько важна эта ТЕМА? (Мы будем говорить о старой лошади) - У нас есть тема урока: «В самом центре войны…». Как бы вы прояснили тему? Что может находиться в центре войны? (не только люди, но и эта лошадь). - О чем мы будем говорить? - Какую бы вы поставили перед собой задачу? - Что будем предпринимать, чтобы решить эти задачи? (Перечитывать и анализировать текст) Да, сегодня на уроке мы поработаем над этим рассказом, попытаемся осмыслить прочитанное и понять замысел писателя. - В тексте есть незнакомые слова. Смысл каких надо выяснить, чтобы хорошо понимать текст? -
Учащиеся смотрят презентацию
с иллюстрациями (идет объяснение слов и запись) - Почему мы затрудняемся при объяснении этих слов? (война от нас далека, много связано с лошадью)
Чтение первой части текста
. Вопросы к обсуждению 1 ч. - Какие вопросы у вас появились к тексту, что непонятно? Мы уже знаем героев этой истории - Зачем нам знать подробности: кто они, кем были до войны, про наказание «губой», что они оба рыжеволосые? (Говорят, рыжеволосые имеют другую чувствительность к боли). (сержант Данила в годах, в голосе жалость просквозила, молчали
, яростно
курили (
Какое настроение героев?
), на обыкновенную службу. Диалог! Разведчик Ванягин. Кем работали. Все стоит и стоит. Нейтральная полоса…) - Почему сержант Данила просился на обыкновенную службу, к обыкновенным пехотинцам? (крестьянин) Сержант – крестьянин, для него лошадь всегда была кормилицей, сокровищем, выручкой и подмогой. Он и просился в пехоту, потому что в пехоте в основном служили люди, не особо обученные, из простых крестьян. Ванягин его хорошо понимал, ведь он был тоже обычным рабочим.
Да и армия называлась тогда – рабоче-крестьянская. Вот такие люди, как Ванягин, сержант Данила, солдат Виктор Астафьев и победили фашизм.
Крестьянская психология
(В лошади для крестьянина всё его богатство; нет её у него, -- он нищий, а у кого их две или три, того в деревне считают богачом. Лошадь -- первая помощница крестьянина в тяжелых деревенских трудах, кормилица всей его семьи. Раннею весною, прежде чем начинаются полевые работы, крестьянин обстраивается или чинит свою старую постройку: лошадь возит доски, бревна, кирпичи, камни, колья и другие тяжести. Летом и осенью она помогает ему решительно во всем: вывозит навоз в поле, сено высохло -- отвезет его в сарай. Зимою она возит дрова из лесу, хлеб на мельницу; покончены эти домашние работы, и крестьянин вместе с нею нанимается в город воду возить или перетаскивать какие-нибудь тяжести. Одним словом, лошадь вместе с крестьянином круглый год в постоянной работе. И берегут же лошадей в деревнях. Если вам случится узнать, что лошадь дня два не ела, то будьте уверены, что её хозяин уже с неделю ни разу порядком не обедал. Крестьянин едва ли так заботится о сыне как о ней; он не забывает её не только днем, но и ночью: встает несколько раз с фонарем посмотреть, как она ест корм, не случилось ли с нею чего-нибудь недоброго.
Е. Н. Водовозова)
(Всё, что крестьянин создавал, он должен был создать сам. Творчество было необходимостью для крестьянского труда, ведь земля не станок - она живая. В конце концов, он создавал своим трудом то, что сотворить способны только земля и природа. земля не даётся каждому - а только сильным, поэтому русский мужик "собирался толпами, селился миром". Земля - это не власть, а сила, которая "сплачивала русских людей в особый трудовой союз". То есть земля всё же отдаёт свою силу, наделяя ею тех, в ком зависимость от земного благоденствия пробуждает чувство ответственности, сопричастности. Б. Можаев) Что их объединяет? (война, чувства, не любили разговаривать…) В основе 1 части – диалог, что он нам помогает понять? (естественная форма общения, характеры героев. Ведение диалога должно приводить к совместному познанию, раскрытию характеров…) О ком они говорят? Кто же там стоит три дня и где?
3. Выявление места и причины затруднения.
Чтение 2 части - почему в 1 части ее никак не называют? (чувство вины…) - а как называют ее герои и рассказчик? Заполняем табличку Сержант Данила Разведчик Ванягин Другие рассказчик Яшка она живучая милый Раненая лошадь, белолобый жеребенок, спутанная коняга, конь, коняга, - земля поддерживала ее… Как она ее поддерживала? (Земля издревле начало всего, земля живет, чувствует, понимает, имеет свои желания и борется за существование, сохраняет все живущее на ней. Земля издавна почиталась особо: ее называли божья, праведная, святая. Земля - мать, которая рождает все необходимое для жизни. Земля считалась самым верным свидетелем, поэтому крестьяне
при наивысшей клятве в доказательство правды и верности ели или целовали землю и хоронили в нее.) - Почему рассказ называется «Старая лошадь»? (Она – воин. Кто помогал нашим дедам и прадедам на войне? Конечно лошади. Сильные, выносливые и быстрые. Им досталась та же доля, как и людям на войне и всё равно они пытались спасти нашу Родину. Они перевозили раненых солдат, они перевозили тяжёлые грузы, они смело шли в бой с солдатами на спине, они делали всё что было в их силах. В конце войны в России практически не осталось лошадей. Во время блокады г Ленинграда, когда замерзло легендарное Ладожское озеро, по нему пошли лошади, запряженные в сани и повозки. Они в город везли боеприпасы и продовольствие, а обратно вывозили раненых - лошади тогда спасли множество человеческих жизней, рискуя своей - так как можно было провалится под лед и попасть под обстрел вражеских орудий, но лошади спасали людей, обогревая своим теплом) - почему тоска и недоумение в глазах лошади? - зачем в тексте рассказывается о детстве коняги? Про жеребенка и мать? (по дороге, убегающей вдаль, к горизонту… край земли, конец дороги, что-то неведомое; а дороге не было конца, она вела- вела и привела туда, где грохот- война) (Доброта к любому живому существу — это и есть то, что делает человека нравственно богатым. Нравственные ценности — это приобретения, которые нельзя сравнить ни с какими другими сокровищами. В душе человека — опыт предыдущих поколений. И то, как он относится к родной земле, к своим близким, к природе, он передает следующему поколению.) - Какие средства выразительности использует автор, создавая образ лошади? (струйка гривы потекла по гибкой шее - метафора) - Постепенно сливается голос рассказчика и ее внутренний голос - рассказ о жизни до и во время войны. (является способом признать и выразить специфическую субъективность животных, а также вызвать в читателе желание стать более чувствительным к их условиям жизни. скрываются заботы и тревоги, связанные с миром людей, а не животных. Очищающее сопереживание, желание глубже понять животных переплетается с необходимостью выражать собственные эмоции.) - трудно человеку на войне? Страшно? А животному? Понимает лошадь, что такое война?
Чтение 3 части
Продолжим заполнять табличку Сержант Данила Разведчик Ванягин Другие рассказчик Яшка она живучая Милый, трудяга Раненая лошадь, белолобый жеребенок, спутанная коняга, конь, коняга, лошадь - Почему чаще называет «Она»? (близкая человеку, они понимают, о ком говорят) - Когда ее «зацепило», словно не поверив тому, что произошло - когда эта война только и кончится – сказал солдат - хомут снял, а что такое хомут для лошади? Хомут до блеска…() - ей хотелось к людям, почему? -- этот рассказ о войне, но нет боя, а где мы видим войну? - так и стояла она между двумя враждебными мирами, в самом центре войны… (дорога)
Чтение 4 части Впишем в табличку – конь-работник (Данила) Добавим в табличку героя – Яшка Голоухин – советский конь.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-
Как в рассказе соотносятся настоящее, прошлое и будущее (композиция: наст – прошлое – наст - будущее) - Почему «Слава Богу», когда ушел сержант? (сам не мог, для крестьянина лошадь …) - Почему решил идти убивать лошадь? Правильно ли он сделал, что пристрелил лошадь? - Что он за человек, который не может успокоиться, смотреть как мучается лошадь, идти, рискуя своей жизнью. (Несмотря на войну, человек остается человеком, он не ожесточился!) - Что вы поняли из того, что написал В. Астафьев? - что бы вы сказали писателю за рассказ? - в чем мастерство писателя? - Заканчивается рассказ таким предложением: «Лошадь та снится Ванягину и по сей день…»
Задание: ответьте на вопрос в небольшом сочинении на этот вопрос -
почему? Я хочу закончить урок словами самого В. П. Астафьева: «Память войны. Счастлив тот, кто не знает ее, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: не знать ее никогда, не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие его».
Лошадь воспринимает человека, как себе подобного
В раздел основное общее образование

