Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Работа с несовершеннолетними "группы риска" и семьями, находящимися в социально опасном положении в МБОУ "СОШ № 7" г. Нефтеюганска"

статья

Автор: Попова Марина Юрьевна, социальный педагог, МБОУ "СОШ № 7", г.Нефтеюганск, ХМАО-Югра.



В раздел основное общее образование



«Работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально опасном положении в МБОУ «СОШ № 7» г. Нефтеюганска» Попова М.Ю. социальный педагог МБОУ «СОШ № 7» (г. Нефтеюганск) "Как нет человека без самолюбия,— так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” К.Д.Ушинский. «Фактические и статистические данные последних лет, приводимые в еже- годных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации», свидетельствуют о кризисном социально-экономическом положении детей в на- шем обществе: - резко обозначилось противоречие между миром взрослых и миром детства, возросло непонимание и отчуждение взрослых по отношению к миру детства. Дети стали самостоятельнее, более независимыми от родителей, в то время как во взрослом обществе отсутствуют реальные возможности и механизмы поэтапного включения подростков в серьезные дела общества; - основные качественные показатели жизнеобеспечения детей остаются низ- кими: расширение масштабов бедности российских семей; ухудшение здоровья детей и подростков, рост числа социально обусловленных и социально значимых заболеваний детей; ухудшение показателей физического развития; особо трудное положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инва- лидов; - высок уровень социальной патологии в детской среде: наблюдается тен- денция роста детской преступности, безнадзорность и беспризорность детей; рас- тет число социальных сирот в связи с ростом числа родителей, злостно не выпол- 1
няющих свои обязанности. В современной России предпринят широкий спектр социально-экономиче- ских и правовых мер в аспекте реализации Конвенции ООН «О правах ребенка», создан специальный механизм контроля за соблюдением принятых обязательств. Наиболее характерной тенденцией развития современной российской системы со- циальной защиты детства является более детальная дифференциация объектов со- циальной помощи, в частности, переход от системы социального обеспечения всех детей без учета индивидуальных особенностей каждого ребенка к социаль- ной защите конкретных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ока- зание им адресной помощи, расширение субъектов помощи. К сожалению, несмотря на предпринимаемые усилия государства, современ- ное состояние защиты детства и реализация прав ребенка вызывает обоснованную тревогу. Сегодня мы должны признать, что социальные катаклизмы в детской сре- де, достигли опасных для российского общества масштабов, являясь мощным де- стабилизирующим фактором длительного действия, угрожая социальной безопас- ности общества. Сложившаяся ситуация определяет высокую степень настоятель- ной потребности значительной части детского населения страны в поддержке». Одним из направлений в работе педагогического коллектива МБОУ «СОШ № 7» с учащимися – формирование опыта социального поведения, соответствую- щего принятым этическим нормам и традициям; нравственных привычек, нрав- ственного сознания, основными категориями которого является нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этические оценки. Система воспитательной работы в школе включает в себя комплекс меро- приятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся, и не мо- жет оставаться в неизменном виде. Отдельные направления воспитательной рабо- ты проводятся сквозь весь период обучения и воспитания. Соблюдается принцип разнообразия форм воспитательных мероприятий. В жизни любой страны мира важную роль играет подрастающее поколение. И это поколение нуждается в орга- низации, которая объединяет, привлечет к краеведческой деятельности, к самоусо- вершенствованию, пробудит интерес к изучению истории родного края, ее обыча- ям и традициям. В школе ведется такая работа. 2
Особое место в воспитательной работе школы отводится профилактике пра- вонарушений, которая реализуется также через работу совета профилактики, си- стему наставничества, привлечение к кружковой и внеклассной работе и учащихся «группы риска», и учащихся, находящихся под наблюдением классного руководи- теля, контроль за посещаемостью, проведение тематических недель, декад, месяч- ники правовых знаний, рейды родительских патрулей, договоры о совместной дея- тельности с общественными организациями, ученическим самоуправлением, ро- дительским комитетом (собраниями). В своей работе с несовершеннолетними учащимися «группы риска» и се- мьями, находящимися в социально опасном положении, ОО основывается на уста- новленные законодательные акты, кроме того в школе разработаны программы, проекты и локальные акты, регламентирующие систему работы образовательного учреждения по работе с обучающимися и их родителями/законными представите- лями:
1.
Программа «Школа адаптации»: «Адаптация и социализация детей ми- грантов в социальное и культурное пространство ХМАО – Югры» (создание моде- ли школы, обеспечивающей детям – мигрантам условия для развития коммуника- ционный компетентности, востребованной для дальнейшего проживания и трудо- устройства на территории Российской Федерации. Дети мигранты 6-17 лет).
2.
Программа развития образовательного учреждения «Школа содружества». 

«Школа № 7 – территория толерантности» (формирование жизненных ценностей и культуры развивающейся личности обучающихся; обучение толе- рантности через систему школьного образования; разработка и внедрение методов прогнозирования, диагностики и предупреждения антигуманных проявлений в об- разовательной среде школы; вовлечение учащихся в движение «Молодёжь строит будущее Нефтеюганска», «Мир во всём мире и я в этом мире»: создание условий для самоопределения школьника как свободного и ответственного гражданина об- щества, содействие социализации личности, ее вхождению в социум и успешной адаптации к быстрым социальным изменениям; выделение вопросов толерантно- сти в программах базовых предметов; психолого-педагогическая поддержка уча- щихся в личностно-ориентированном обучении и воспитании с целью создания 3
социальной и психологической атмосферы, способствующей восприятию культу- ры мира; расширение блока дополнительного образования объединениями гра- жданско-патриотического и духовно-нравственного направления.
3.
«Музей мира» (создание поликультурного образовательного пространства через организацию работы по функционированию «Музея Мира»: воспитание ува- жения и любви к традициям своего народа и других народов России; привлечение к музейному сообществу как можно большего числа детей, развитие детского самоуправления; организация творческого досуга учащихся, привлечение к уча- стию в культурных программах городского, регионального, всероссийского уров- ней; укрепление связей между образовательными организациями, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания чувства гражданственности и патриотизма, воспитания толерантности по отношению к иным культурам и традициям, народам.
4.
Web-сайт психолога « WEB -сайт как виртуальное средство оказания пси- хологической помощи через сайт» - оказание виртуальной консультативной психо- логической помощи той категории людей, которые в силу определенных обстоя- тельств (удаленность территории проживания, религиозные моменты, невозмож- ность физического передвижения, острая специфика психологической проблемы) 4
не могут получать непосредственную квалифицированную помощь на базе МБОУ «СОШ № 7».
5.
Положение о Центре здоровья: в этом направлении работает программа «Здоровье школьника» - это не только организация сбалансированного питания в школе, но и проведение дня открытых дверей с презентацией школьных завтраков и обедов (в нашей школе организовано питание учащихся по комплексному меню). Особое место занимает пропаганда здорового образа жизни: Дни здоро- вья, спортивные состязания (Папа, мама, я – спортивная семья, весёлые старты).
6.
Положение о профилактике неуспеваемости – разработан алгоритм дей- ствий по организации дополнительных мер для оказания помощи в ликвидации пробелов в обучении, как для учащихся, так и для родителей/законных представи- телей.
7.
Положение о клубе родителей «Родник» - это воспитание семейных ценностей. Контингент: учащиеся МБОУ «СОШ № 7», их родители, педагоги и другие. Создание детско-взрослых коалиций, направленных на преодоление проблемных ситуаций в процессе сотрудничества.
8.
Школьное объединение «Горячие сердца»: члены ДО «Горячие сердца» - активные участники окружной акции «Твори добро». Волонтерская работа ведёт- ся в 3х направлениях: пропаганда здорового образа жизни; забота о ветеранах ВОВ, тружениках тыла, проживающих в 11, 11а микрорайонах, малообеспечен- ных, многодетных семьях, о детях, которые находятся в трудной жизненной ситуа- ции, о Доме для одиноких пожилых людей; забота о родном городе, проведение экологических акций. В школе выстроена система социального воспитания школь- ников: у учащихся сформированы социальные качества личности: милосердие, 5
доброжелательное отношение к окружающим людям любой национальности, способность сопереживать, оказывать помощь нуждающимся; развита потреб- ность в осознанной добровольческой деятельности;. развито правовое сознание.
9.
Школьная служба безопасности - «ШСБ» - контингент: дети от 10 до 11 лет. Реализация «ШСБ» - развитие социальной активности молодежи, ее гра- жданского самосознания, что позволяет обеспечить защиту прав и законных ин- тересов несовершеннолетних и предупредить случаи жестокого обращения в от- ношении их, выявить детей с противоправным поведением, выстраивание такого взаимодействия между участниками воспитательного процесса, которое обеспечи- ло бы воспитание достойного гражданина России. Эти учащиеся являются участ- ники проекта для молодого поколения «Школа выживания»
10.
Проект «Добровольчество» - организация досуга, занятости, воспитания гражданственности. Разработка, теоретическое обоснование, проверить концеп- цию и систему социального воспитания школьников на практике для повышения уровня сформированности гражданственности, межкультурной толерантности и 6
успешной социализации школьников: определить аспекты проблемы, проанализи- ровать различные точки зрения относительно сущности и особенностей добро- вольчества как фактора социализации школьников; построить и теоретически об- основать концепцию социального воспитания школьников; разработать систему добровольчества, обеспечивающую успешную социализацию школьников; во- влечь обучающихся, их родителей/законных представителей/ в добровольческое движение через создание и реализацию сетевых социально-значимых проектов, способствующих социализации, а также профилактике экстремизма, гармониза- ции межэтнических и межкультурных отношений, повышению уровня толерант- ности; создать безбарьерную толерантную среду, создающую условия для актив- ного включения молодежи в социально - экономическую, политическую и культурную жизнь школы, города, округа, страны. В 2005 году школа стала победителем муниципального этапа конкурса ва- риативных программ в сфере молодежной политики в номинации «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи». Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 7» г. Нефтеюганска имеет специфические особенности – это многонациональная шко- ла. В 2007-2008 год педагогический коллектив работал над разработкой програм- мы воспитания «МОУ СОШ № 7 - территория толерантности». В настоящее время образовательная организация является региональной ин- новационной площадкой по теме «Адаптация и социализация детей мигрантов в социальное и культурное пространство ХМАО – Югры» (в 2015-2016 учебном году школа продолжает работать по реализации проекта «Адаптация детей ми- грантов»). Решение поставленных задач в работе ОО с учащимися, несовершеннолет- ними «группы риска» и семьями, находящимися в социально опасном положении (социального педагога, педагога-психолога, заместителя директора по УВР, педа- гогов организаторов) направлено на:  пропаганда и профилактика здорового образа жизни среди учащихся и взрослого населения 7
 развитие у учащихся критического мышления к социальным проблемам (наркомании, алкоголизма, курения)  выявление проблем и определение причин их возникновения среди учащих- ся и взрослого населения  формирование у учащихся способности к самоопределению, саморазвитию  содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психо- логического климата в школе/семье Реализация этого осуществляется и строится по нескольким направлениям де- ятельности. 1. Работа с несовершеннолетними учащимися и семьями, находящимися в со- циально опасном положении. Основная проблема учащихся, находящихся в социально опасном положении - это нарушения поведения, пропуски уроков по неуважительным причинам, сла- бая успеваемость; бесконтрольность со стороны родителей: безразличие, безрабо- тица и конфликты в семье, что приводит к совершению правонарушений и пре- ступлений. Во многих семьях сложная обстановка в отношениях среди родителей или же отсутствие должного внимания со стороны родителей к ребёнку; трудная жизненная ситуация – материальная или отсутствие работы; алкоголизм роди- телей. Проблемы тяжелого материального положения родителей, безнадзорность, алкоголизм, и как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность и/или нежелание заниматься полно- ценным воспитанием детей; связанные с неблагополучием семьи. Это является основной проблемой при работе с несовершеннолетними уча- щимися, необходим контроль и помощь ребенку от окружающих его взрослых. Большинство родителей понимают ответственность за детей и становятся образ- цом для подражания и оказания помощи в сложившейся ситуации. Но есть и другие ситуации, когда ребёнку/семье необходима помощь со сто- роны педагогического коллектива. Организовываются дополнительные индивиду- альные занятия и консультации для ликвидации пробелов в обучении, как для уче- ника, так и для его родителей/законных представителей (родительский всеобуч). Оказывается психологическая помощь со стороны педагога-психолога для уча- 8
щихся и их родителей/законных представителей, в нормализации микроклимата семьи и школьной адаптации ребёнка. Работа педагога-психолога простраивается в соответствии с программами (по индивидуальным диагностикам, анкетирова- нию, консультированию учащихся и их родителей/законных представителей). В среднем и старшем звене педагог-психолог проводит занятия по профориентации. В МБОУ «СОШ № 7» ведётся активная работа по вовлечению учащихся в кружковую и внеурочную деятельность. Основная занятость ученического контин- гента в кружках и секциях приходится на начальное и среднее звено. Большинство учащихся занимаются в спортивных кружках и секциях (большинство в городских – борьба, дзюдо, бокс) и многие из них имеют значительные результаты во мно- гих видах спорта муниципального, регионального и окружного значения. Все уча- щиеся «группы риска» охвачены внеурочной деятельностью. На постоянном контроле находится включённость учащихся в дела класса, школы, города, выполнение поручений, занятость в системе дополнительного об- разования, создание особой развивающей среды, ситуации успеха, которая дает ребенку возможность пробовать, выбирать и принимать самостоятельные реше- ния, достигать успеха: (участие детей и родителей в мероприятиях, ставшими тра- дицией Школы: «Упех+», «Минута Славы», «Гражданский форум», линейка «Мир во всём мире и я в этом мире», конференция родителей «Семья – основа государ- ства», социальный проект «Дом без одиночества», Смотр инсценированной песни, Смотр песни и строя). 9
В МБОУ «СОШ № 7» работает отделение дополнительного образования «Юные краеведы», «О, Русь, малиновое поле!», «Наш край – Россия!»: сводный хор до 125 человек - учащиеся, их родители, педагоги, иные работники школы, выпускники прошлых лет; «Сценический образ - народный костюм», «Игры наро- дов Севера», «Волшебный мир дерева». Ансамбль юношей «Юность» призёры многих конкурсов: 10
. Практическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально опасном положении выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их возникновения. После проведения социальной диагностики разрабатывается индивидуальная про- грамма или план работы с учащимся/семьей, определяются цели и задачи, формы и методы работы, определяются сроки проведения конкретных мероприятий. При организации помощи ребёнку и семье, находящейся в социально опасном положе- нии, специалисты школы помнят об иждивенческих и маргинальных настроениях ее членов. Поэтому, важное значение приобретает "воспитательная" работа с та- кой категорией учащихся, направленная на повышение мотивации по изменению сложившейся ситуации собственными силами, изыскание внутренних резервов се- мейного и классного коллектива. На протяжении нескольких лет (а именно, с 2010 по 2015год) в МБОУ «СОШ № 7» наблюдается тенденция к повышению интереса со стороны роди- телей к процессу обучения и внеурочной деятельности своих детей. Это следствие того, что учащийся и его семья, полностью вовлекаются в школьную жизнь под наблюдением специалистов ОО, а также, активизируется внимание на решение бытовых и социальных проблем семьи во взаимодействии со службами системы 11
профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних (Отдел психолого педагогической и социальной помощи и центр занятости несо- вершеннолетних в МБУ «ЦМИ»; ОДН ОМВД России по г.Нефтеюганску; «ЦСПСиД «Веста»). 2. В организационно – методическую деятельность входят мониторинги, ве- дение банка данных по учащимся (национальный состав, социальный паспорт учащихся/родителей/, информация по учащимся группы риска, статистический учет; информация о правонарушениях; о не приступивших к обучению, о пропус- кающих занятия; информация о семьях, в которых дети находятся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации; информация в Управле- ние опеки и попечительства (по запросу и по форме о нарушении прав несовер- шеннолетних детей); ведется банк данных по учащимся, состоящим на учёте в ОДН ОМВД России по г.Нефтеюганску, КДНиЗП по г.Нефтеюганску. Результатом положительной работы является уменьшение количества уча- щихся, состоящих на учёте (учащихся и семей). Рост правонарушений приходит- ся, в основном, на каникулярный период (как раз в то время, когда несовершенно- летние находятся в семьях и родители не достаточно уделяют внимания детям). В ОО ведётся мониторинг занятости несовершеннолетних в каникулярное время и проводится профилактическая работа по привлечению родителей к организации занятости своих несовершеннолетних детей. 3. В рамках социально – педагогической защиты прав ребёнка и консульта- ций проводятся индивидуальные и групповые беседы с учащимися и их родителя- ми по ситуациям: «Здесь и Сейчас!»; Тренинговые занятия со специалистами цен- тра медицинской профилактики, «ЦСПСиД «Веста», отдела психолого педагоги- ческой и социальной помощи МБУ «ЦМИ» (ранее «Ювенальная служба») 12
Индивидуальные рекомендации педагога-психолога (консультации, занятия), по- сещение семей (по необходимости и по плану) и проведение с родителями консультаций по соблюдению и защите прав ребёнка (как на родительских собра- ниях, так и в индивидуальном порядке). 4. В охранно – правовом направлении применяется проведение единых те- матических классных часов и просматривается тематика индивидуально для каж- дого класса: в этом случае ведётся работа с классными руководителями (обсужда- ются, утверждаются темы и формы проведения, оснащение пакетом необходимых документов для классного уголка по правовым вопросам для учащихся и роди- телей/законных представителей), ознакомление и обсуждение в классных коллек- тивах и на родительских собраниях класса законодательных актов. Профилактика потребления токсических и наркотических веществ несовершеннолетними в об- разовательной организации проводится через реализацию детского проекта «Осторожно! Насвай!» и детско – взрослого проекта «Безопасность детей глазами детей». Кроме того в школе проводятся встречи с представителями диаспор, меди- цинских учреждений. Школа старается предоставить подросткам достаточную ин- формацию о негативных последствиях потребления одурманивающих веществ, выявить учащихся, употребляющих алкогольные, наркотические средства, в том числе синтетического происхождения, предложить помощь подростку и его семье 13
5. В направлении «Социально - педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация» проводятся заседание клуба «Родник» по темам: «Ребенок и его права. Как помочь неуспевающему ребенку. Позитивное родительство: Потребно- сти ребёнка; Детско-родительские отношения в семье. Условия эффективного вза- имодействия с детьми; Семья как система отношений. Условия, необходимые для хороших отношений в семье; Административная и уголовная ответственность; Помощь подростку в трудной ситуации; Мы – вместе!» (в работу включены специ- алисты школы: социальный педагог, педагог-психолог, зам.директора по УВР, а также специалисты «ЦСПСиД «Веста»; ОДН ОМВД России по г.Нефтеюганску; Межрайонная прокуратура в г.Нефтеюганске; ОППиСП МБУ «ЦМИ»; Библиотека Семейного Чтения). Третий год Школа работает по такому направлению, как наставничество: за каждым учеником/семьёй/ «группы риска» закрепляется педагог-наставник, кото- рый оказывает непосредственную помощь (психолого-педагогическую) как само- му ученику, так и его родителям, стаёт первым и значительным звеном между школой и семьёй. Особое место занимает направление в работе по привлечение родителей к участию в жизни школы и класса, и совместные участия с детьми в мероприятиях школы/класса/города. Такие мероприятия, как конференция «Нефтеюганск сего- дня: какие мы?»; круглый стол «Пусть мы разные и что ж, только ты меня пой- 14
мёшь»; круглый стол для старшеклассников «Разговор о главном»; конференция родителей «История семьи в истории страны», «Стена толерантности»; «Гра- жданский форум»; конкурс «Я – ученик школы № 7» (проект «Мир во всем мире и я в этом мире!»), «День Здоровья», «Марафон добрых дел», «Высадка гумани- тарно-экологический десанта на территорию микрорайона»; акция «Журавлик», линейка, посвященная 9 мая и 1 июня «Мир во всём мире и я в этом мире», завое- вали статус традиционных мероприятий и были признаны широким кругом обще- ственности как эффективные средства формирования гражданской активности мо- лодёжи , а также, стали гордостью школьного коллектива. Положительный опыт других, разные формы "поощрения", стимулирования (морально, материально и т.п.), а также специфические формы воздействия с при- влечением и взаимодействием с общественными организациями: диаспоры, Управляющий Совет, Совет школы, Совет ветеранов, совет ветеранов афганской, чеченской войны, «Молодая гвардия», «РМиД», «Гражданский клуб», «Новая ци- вилизация»; участкового инспектора полиции; департамента образования, адми- нистрации города, департамента культуры, партии «Единая Россия» - все это в 15
профессиональном арсенале наших специалистов и педагогов по работе с такой категорией учащихся. Результатом практической работы является решение проблем ребёнка/его се- мьи. Немаловажную роль в воспитании молодого поколения играет создание и функционирование школьного «Музея мира» - ежегодно пополняется экспоната- ми, различными материалами, тем самым становясь общим делом не только шко- лы, но и всего города. На сегодня в музее создано 18 экспозиций по 18 националь- ностям. Все педагоги и ученики (а также их родители!), задействованные в реали- зации музея. Музей уже является открытой площадкой для проведения уроков по ОРКСЭ в 4 классах по темам о многонациональности России и культуре других народов и является центром воспитательной работы в школе. На базе музея прово- дятся круглые столы, семинары, конференции, слёты краеведов. Для гостей школы (любых мероприятий) ученики проводят экскурсии по «Музею мира». Таким об- разом, происходит сетевое взаимодействие детей - подростков – родителей между собой и с различными социальными институтами города по формированию культуры коммуникации в молодёжной среде. Особое значение уделяется фор- 16
мированию эстетических взглядов, вкусов, которые базируются на народной эсте- тике и лучших приобретений цивилизации. Значительное место в воспитании учащихся занимают встречи с ветерана- ми и тружениками тыла в годы ВОВ, свидетелей страшных военных лет, с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Уважение к старшему поколению, к пожилым людям формируется через социальные проекты: «Музей Мира», «Дом без одиночества», «Школьная служба безопасности», «Веб – сайт как средство оказания психологической помощи», «Добровольчество», «Дерево счастья», «У войны недетское лицо», акции «Мило- сердия» (во всех школьных проектах задействованы учащиеся из «группы риска» и их семьи) 17
6. Во взаимодействии с социальным службами города и службами системы профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних про- строена работа ОО: БУ «Центр национальных культур», «Библиотека семейного чтения», «Детская школа искусств № 2», «Дом детского творчества», «Центр со- циальной помощи семье и детям «Веста», «Детская поликлиника», Школы города, Центр медицинской профилактики на основе договорных отношений; ОДН ОМВД России по г.Нефтеюганску, «ЦСПСиД «Веста», ТКДН и ЗП по г.Нефтеюганску, Координационный совет, Управление опеки и попечительства, отдел психолого 18
педагогической и социальной помощи МБУ «ЦМИ», ОГИБДД по г.Нефтеюганску (проводятся совместные мероприятия, концерты, индивидуальные встречи, собра- ния, лекционные мероприятия, акции). Со всеми специалистами и службами города поддерживается контакт, школа приглашает их на мероприятия и своевременно проходит обмен информа- цией. 7. Также, проводятся социально – диагностические обследования: по ран- нему выявлению учащихся, находящихся в социально опасном положении. В этом направлении важную роль выполняют классные руководители, которые являются первым и связующим звеном между школой и учеником/его семьёй. Проводится анкетирование (на основе добровольного согласия) детей с целью выявления ком- фортности учащихся. 8. Оказание социальной помощи является не маловажной составляющей в работе с учащимися и их семьями. В ОО стало традицией проводить Акции «Помощь ближнему», «Подарок пожилым, ветеранам». При организации льготно- 19
го питания в школе оказывается помощь (в виде рекомендаций) для сбора доку- ментов на социальные пособия, восстановление документов. Тем семьям, которые оказались в затруднительной жизненной ситуации и не могут обеспечить выезд детей из города на лето, предлагается устроить их в летний/осенний/весенний пришкольный лагерь: в нашей школе это называется «Каникулы Особого Назначения» (КОН). Большая часть учащихся школы на лето выезжают за пределы города (на малую Родину, либо на отдых с родителями). В течение года осуществляется «патронаж» семей: группы риска, опекаемых детей, находящихся в социально-опасном положении для оказания своевременной помощи несовершеннолетним. Ведётся работа по активизации внимания классных руководителей к данной категории детей. Проводится текущий контроль посещаемости учеников, выясняются причи- ны их отсутствия или опозданий, поддерживается тесная связь с классными руко- водителями и родителями. 9. В направлении «Работа классного руководителя» затронуты все вышеопи- санные направления, т.к. качественная организация работы классного руководите- ля заключается не только в систематическом контроле над учащимися (не остав- лять без внимания пропуски уроков, чаще приглашать родителей в школу на уроки и на мероприятия, принятие участия в организации внеурочной деятельности ребёнка), но и своевременно обращаться за помощью к специалистам школы для решения создавшейся проблемы (с учеником/семьёй), для оказания своевремен- ной помощи и организации проведения профилактической работы/индивидуаль- ных собеседований, по профилактике правонарушений, профилактике алкоголиз- ма, экстремизма, наркомании/в виде индивидуальных собеседований и классных часов/. Классный руководитель тесно взаимодействует с социальным педагогом и другими работниками образовательного процесса, он призванный быть посредни- ком между личностью ребёнка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов учащихся; при непосредственном участии социального пе- дагога организует социально значимую деятельность учащихся. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. В нашей школе классные 20
руководители в начале каждого учебного года составляют социальный паспорт класса: это учёт категорий семей, состава семьи, индивидуальных особенностей учащихся, занятость родителей и детей, совершают подворный обход семей. Для того чтобы взаимодействие классного руководителя было максимально продуктивным, в начале учебного года социальный педагог рассматривает с классными руководителями вопросы, касающиеся работы с учащимися по профи- лактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних (и в течение года), обсуждается перечень необходимой документации, которую они должны вести и выполнение ряда воспитательных мероприятий с учащимися и их родите- лями. В конце учебного года проводится анализ воспитательной работы и внесе- ние корректировок в дальнейшее планирование деятельности. Кроме того, классные руководители с социальным педагогом контролируют вопрос занятости учащихся во внеурочное время, проводят мероприятия создаю- щие ситуацию успеха, организовывают участие учащихся и их родителей в меро- приятиях не только нашей школы, а также и в городских мероприятиях. Планомерное и постоянное взаимодействие классных руководителей с соци- альным педагогом и другими специалистами школы, позволяет качественно орга- 21
низовать профилактическую работу, своевременно выявлять учащихся, находя- щихся в социально опасном положении, оказывать своевременную помощь при возникновении конфликтных ситуаций в классе, имеет своей целью совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем и проведения социально- педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. С целью повышения педагогической культуры родителей, укрепления взаи- модействия школы и семьи, усиления её воспитательного потенциала используют- ся массовые, групповые, индивидуальные формы и методы работы с родителями. Большая часть из них стала настоящими помощниками и друзьями школы. Степень включенности родителей в воспитательное пространство школы Учебные года Формы взаимодействия Посещение родитель- ских собраний Участие в делах класса Участие в общешкольных делах, в реализации проектов 2012-2013 50-80% 5-20% 10-20% 2013-2014 54-80% 10-20% 10-30% 2014-2015 70-92% 20-40% 59% Удовлетворенность организацией образовательного процесса в школе среди родителей № Уровень 2012-2013 2013-2014 2014-2015 1 Высокий уровень 82% 88% 95% 2 Средний уровень 18% 12% 5% 3 Низкий уровень - - - Удовлетворённость родителей образовательным процессом по итогам социо- логического опроса в 2014-2015 году составляет 95%. Это хороший показатель ра- боты Школы. Ведущими критериями оценки работы является готовность специалистов школы/социальных институтов/ к созданию условий: a) Для становления личности как субъекта социальной жизни и создания педаго- гической целесообразной среды 22
b) Осознание педагогами идеи, что главной ценностью был и остается ребенок, а главным критерием эффективности воспитания является личность выпускника. c) Для разрешения проблем социальной жизни ребенка, т.е. посредничество меж- ду ребенком и его социальным окружением. d) Для соблюдения прав и обязанностей ребенка в социуме, т.е. к представлению его интересов в государственных и общественных структурах. В основе «социально опасного положения/трудной жизненной ситуации» ле- жит совокупность факторов, причин, форм. К детям, оказавшимся в социально опасном положении /трудной ситуации/, относятся дети, жизнедеятельность кото- рых объективно нарушена сложившимися обстоятельствами, характеризуется неопределенностью исхода, возможным неблагополучием в определенных сферах, которые они не в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью семьи. Сущность оказания социально-педагогической поддержки и помощи таких детей/семей/ заключается в совместном с ребенком проектировании путей преодо- ления трудностей, разрешении проблем, усиления жизненных ресурсов личности, их целесообразном использовании в новых условиях для самореализации, самоза- щиты, самовоспитания . В МБОУ «СОШ № 7» созданы условия для развивающей образовательно- воспитательной среды, базирующейся на принципах безусловного уважения лич- ности ребенка, его фундаментальных потребностей и интересов, собственной ак- тивности воспитанников в общении, деятельности, взаимодействии с другими людьми, мотивации на успех и благополучие в самостоятельной жизни, обогаще- ние социального опыта; проведение целенаправленной подготовки детей к само- стоятельной жизни в процессе реализации комплекса программ и проектов. 23
Список литературы 1. Галагузова М. А. Социальная педагогика. М.: Владос, 2006. 416 с. 2. Гуров В.Н.. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. Пе- дагогическое общество Россиян. М., 2006. 320 с. 3. Гончаров Н.М. /Особенности воспитательной работы с проблемными учащимися: планирование, мониторинг развития учащихся, разработки занятий с педагогами и родителями/ Волгоград: Учитель, 2007.-157с. 4. Фоминичева И.Ю. и др. /Социальный педагог в школе. – Вып.2/ Волгоград: Учитель, 2010. – 254с. 24


В раздел основное общее образование