"Труд и отношение к нему в различные исторические эпохи"
эссе
Автор: Максименко Наталья Геннадьевна, учитель истории и обществознания, МБОУ Ново-Лакедемоновская СОШ, Неклиновский район, Ростовская область
В раздел основное общее образование
Эссе на тему:
Труд и отношение к нему в различные
исторические эпохи.
Выполнила: ученица 10 класса, Шулика Мария Геннадьевна,
почтовый адрес: Ростовская область, Неклиновский район,
пос. Золотая Коса ул.Жукова, дом 2
novo-lak@list 346845
адрес школы: Ростовская область, Неклиновский район,
МБОУ Ново-Лакедемоновская СОШ,
х.Ново-Лакедемоновска, ул.Октябрьская 23 а,
novo-lak@list, 346845
8(86347) 45954
руководитель: учитель истории и обществознания
Максименко Наталья Геннадьевна
Ростовская область, Неклиновский район
с.Русская Слободка, ул.Октябрьская,73
novo-lak@list, 346845
8(86347)45954
2015 год
Прежде чем отвечать на этот вопрос, давайте узнает, что же такое труд.
Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная
на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели. .
Труд
— это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому. По определению А.Маршалла , труд — это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого- либо результата, не считая удовлетворения получаемого непосредственно от самой проделанной работы. Человек, создавая новый продукт сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, используя физическую и умственную энергию своего организма.
Предмет труда
включает: сырьевые материалы; средства труда; затраты живого труда. Результатом взаимодействия этих трех составляющих является
продукт
труда
— новое вещество природы, приспособленное к потребностям человека. Изменение характера труда в человеческой истории
В античной философии принято выделять три основных представления: труд как сакральный акт единения человека и природы; труд как тягость или наказание; труд как поле повседневной деятельности, перемежаемой праздниками1 . Освящение труда как естественного процесса, аналогичного движению планет или росту деревьев, придавало ему положительную окраску, тогда как миф о труде как о форме кары, постигшей людей за неповиновение богам, предполагал его негативное восприятие. Античности было свойственно совмещение различных оценок труда. С одной стороны, широко известна позиция Платона и Аристотеля, интерпретировавших физический труд как удел рабов и занятие, недостойное свободного человека. Даже изобразительное искусство, столь почитаемое древними греками, несло на себе отпечаток близости к неблагородному занятию2 . С другой стороны, древнегреческая мифология содержит массу примеров выполнения какой- либо работы олимпийскими божествами, как-то: Гефест является профессиональным кузнецом, Гермес покровительствует торговле, и т.д. Очевидно, что деятельность, которой занимаются боги, не может презираться людьми, а, напротив, должна служить образцом для подражания. В своих творениях Гомер и Гесиод уделяют значительное внимание процессу изготовления предметов быта, земледельческим работам, используют понятие ратного труда3 . Таким образом, несмотря на социальную девальвацию физической работы, обусловленную рабовладельческим строем, интерес эллинов к данной сфере жизни был весьма высоким. Античная онтология включает миф о золотом веке, повествующий о давних временах, когда людям не нужно было работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Впоследствии гнев Зевса лишил человечество легкого доступа к пище, и процесс ее добывания стал весьма трудоёмким. Предосудительное поведение людей и реакция на него сверхъестественных сил служили объяснением факта неизбежности и необходимости труда. В Средневековье на Руси, как и во всем христианском мире той поры, определяющее влияние на сознание человека оказывала религия: средневековому мышлению был свойственен приоритет теоретического осмысления реального мира через религиозную картину мира. Человеческий разум принимал как данность и не подвергал сомнению существование разума высшего, то есть Бога, Который направляет человека на путях спасения. Связь между несовершенным земным миром и Богом закреплялась благодаря детальности Церкви. Поэтому и значение Церкви в жизни средневекового человека было огромно. Церковь занимала особое положение в структуре общества, и в первую очередь ее высшие представители (архиереи, настоятели крупных монастырей) играли видную роль в жизни страны. Большим влиянием пользовались также и те, чей образ жизни представлялся современникам особенно благочестивым. Речь идет о подвижниках – видных монахах, а также юродивых. Влияние Русской Церкви зиждилось на авторитете слова Божия – Священного Писания, а также на Священном Предании. Именно то, что было санкционировано священными
текстами, являлось идеалом, к которому следовало стремиться в повседневной жизни, и ложилось в основу поведенческих моделей человека. Положения Священного Писания комментируются и развиваются уже в работах ранних христианских богословов. В их трудах начинает формироваться представление о труде не как о производственном процесс, а как о процессе педагогическом, воспитательном и ведущем к конечной цели – спасению души. Помимо этого, безусловно, труд должен иметь и созидательное значение. Именно такой труд является праведным. Сопряженным с трудом и вытекающим из него является вопрос о накоплении материальных ценностей и в конечном счете богатства. Труды отцов и учителей Церкви оказывали мощное влияние на русскую средневековую концепцию этики труда. Исторические и культурные особенности Нового времени неразрывно связаны с образом жизни, основанном на определенном отношении к миру и людям. Его наиболее существенные черты сформировались еще в эпоху Возрождения и Реформации (XIV-XVI вв.). В XVII-XIX вв. этот образ жизни является господствующим. Главным его элементом становится новое понимание. Отличное от средневекового отношение к труду возникает в городской торгово-ремесленной (буржуазной, бюргерской) среде. Его отдельные проявления фиксируются уже в XII–XIII вв. (особенно в Италии), а в XV-XVI вв. они приобретают характер мощной тенденции в развитии Европы. Труд превращается в «дело» (бизнес), главной целью и критерием успеха которого являются получение прибыли, ее постоянный рост и связанное с этим расширение дела. Поначалу такого рода деятельность могла существовать лишь на задворках феодального общества и была связана с торговлей предметами роскоши и финансированием придворной жизни. Шаг за шагом бизнес отвоевывает позиции в сфере ремесленного производства и сельского хозяйства. Важнейшую роль начинают играть денежные отношения. Банки и биржи регулируют движение товаров и денег, вкладываемых в дело, долговых обязательств и т.п. Капитал, т.е. деньги, приносящие деньги (прибыль), становится самостоятельной силой, не зависящей от сословной принадлежности своего владельца. Рассмотрим, что рассказывает современная наука о труде. Современная наука о труде включает ряд основных дисциплин: 1.
Экономика труда
традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, человеческого капитала, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности, проблемы нормирования труда. 2.
Экономика персонала
исследует поведение работников при выполнении ими должностных обязанностей. Дисциплина изучает влияние различных факторов на результативность труда.
3.
Медицина труда
— изучает связанные с трудом факторы, которые могут вызвать травмы, заболевания или причинить другой вред здоровью работника. 4.
Физиология труда
исследует функции человеческого организма в процессе труда: физиология двигательного аппарата, выработка и тренировка трудовых навыков, работоспособность и ее регуляция, санитарно-гигиенические условия труда, тяжесть труда. 5.
Психология труда
исследует требования к психике человека, связанные с его отношением к работе. 6.
Управление персоналом
изучает проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовых коллективах, процедур управления. 7.
Социология труда
изучает воздействие работников на общество и наоборот — общества на работника. 8.
Педагогика труда
как наука рассматривает вопросы обучения работников. 9.
Эргономика
изучает организацию процесса приспособления средств труда к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма. 10.
Менеджмент труда
изучает основы проектирования трудовых процессов рабочих мест. Рассматриваются такие вопросы, как выявление потребности в персонале, вербовка и выбор персонала, задействование работников, их высвобождение, развитие, контроллинг персонала, т.е. управление, координация и информирование структурирование работ, политика вознаграждения, участие в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками. 11.
Безопасность труда
исследует комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасной трудовой деятельности. 12.
Трудовое право
анализирует комплекс юридических аспектов труда и управления. Это особенно важно при найме и увольнении, разработке систем поощрений и наказаний, решении имущественных проблем, управлении социальными конфликтами. Так каково же отношение к труду в современном обществе. Давайте попробуем разобраться. Одним из самых важных и показательных качеств человека является трудолюбие. А сам труд считается необходимым условием для полноценного существования и регулярного развития современного общества. Деятельность каждого человека, которая связана с трудом, направлена на создание материальных и духовных ценностей. А без этих ценностей общество и человек в частности не могут развиваться. И много лет тому назад, и в современном мире труд имеет большое значение. Главным показателем этого является то, что право на труд закреплено во многих международных правовых документов.
Право на труд
Если рассматривать вопрос о праве на труд, то нельзя обойтись без упоминания Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Организацией Объединенных Наций в 1948 году. Данная декларация провозгласила, что каждый человек в этом мире имеет право на труд. Значит, каждый человек имеет право свободно выбирать работу, а также имеет право на комфортные и справедливые условия труда. Также этот документ провозглашает защиту от безработицы. Это международная декларация, которая относится ко всем странам. А в каждой стране есть свои законодательные положения, которые закрепляют право человека на труд и на справедливые условия труда. В России также есть ряд законов, регулирующих эти процессы. Прежде всего, это Конституция РФ, в которой закреплено положение о том, что труд граждан России является свободным. Это означает, что каждый гражданин может выбирать себе профессию по своему смотрению. Закон также предусматривает и защиту от безработицы – функционируют специальные органы занятости, которые помогают безработным найти наиболее подходящую им работу. А безработными принято считать тех, кто не имеет постоянного рабочего места и заработка, и находятся в поисках работы. Также безработным россиянам выплачивается пособие. Законодательно закреплена ответственность работодателей, которые должны создавать и соблюдать справедливые условия труда для своих работников.
Трудовой договор и нормы трудового права
В Трудовом кодексе РФ закреплены права и обязанности наемного работника и работодателя. По этой причине трудовой кодекс и принято считать важным законом, который регулирует трудовую деятельность в России и все, что с ней связано. В нем закреплены правила приема на работу, условия заключения трудового договора и условия его расторжения, ответственности за нарушение трудовой дисциплины и нормы продолжительности труда и отдыха. Трудоустройство разрешено с 16 лет, но есть и исключение – с 14 лет допускает трудовая деятельность подростков, естественно – в свободное от учебы время. В данном случае, труд должен быть легким, он не должен нарушать процесс обучения и не наносить вред здоровью. А для того, чтобы заключить договор в таком возрасте, необходимо согласие одного из родителей или опекуна. Трудовой договор заключается между работником и работодателем. Договор выступает в роли письменного документа, закрепляющего права и
обязанности обеих сторон. Тогда на работника заводится трудовая книжка, а в ней указывается место работы и должность. Один экземпляр договора должен находиться у работодателя, а другой – у работника, так как этот документ является доказательством того, что работодатель должен предоставить определенные условия труда и заработную плату, а работник должен соблюдать трудовую дисциплину и ответственно относится к имуществу своего работодателя. Из всего выше сказанного делаем выводы: Труд является важной составляющей в жизни человека во все исторические эпохи. Человек находит свою самореализацию в нём. Человек должен чувствовать свою нужность, полезность, важность обществу и миру в котором он живёт. Трудом он несёт добро в мир, своё отношение к этому миру.
на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели. .
Труд
— это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому. По определению А.Маршалла , труд — это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого- либо результата, не считая удовлетворения получаемого непосредственно от самой проделанной работы. Человек, создавая новый продукт сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, используя физическую и умственную энергию своего организма.
Предмет труда
включает: сырьевые материалы; средства труда; затраты живого труда. Результатом взаимодействия этих трех составляющих является
продукт
труда
— новое вещество природы, приспособленное к потребностям человека. Изменение характера труда в человеческой истории
В античной философии принято выделять три основных представления: труд как сакральный акт единения человека и природы; труд как тягость или наказание; труд как поле повседневной деятельности, перемежаемой праздниками1 . Освящение труда как естественного процесса, аналогичного движению планет или росту деревьев, придавало ему положительную окраску, тогда как миф о труде как о форме кары, постигшей людей за неповиновение богам, предполагал его негативное восприятие. Античности было свойственно совмещение различных оценок труда. С одной стороны, широко известна позиция Платона и Аристотеля, интерпретировавших физический труд как удел рабов и занятие, недостойное свободного человека. Даже изобразительное искусство, столь почитаемое древними греками, несло на себе отпечаток близости к неблагородному занятию2 . С другой стороны, древнегреческая мифология содержит массу примеров выполнения какой- либо работы олимпийскими божествами, как-то: Гефест является профессиональным кузнецом, Гермес покровительствует торговле, и т.д. Очевидно, что деятельность, которой занимаются боги, не может презираться людьми, а, напротив, должна служить образцом для подражания. В своих творениях Гомер и Гесиод уделяют значительное внимание процессу изготовления предметов быта, земледельческим работам, используют понятие ратного труда3 . Таким образом, несмотря на социальную девальвацию физической работы, обусловленную рабовладельческим строем, интерес эллинов к данной сфере жизни был весьма высоким. Античная онтология включает миф о золотом веке, повествующий о давних временах, когда людям не нужно было работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Впоследствии гнев Зевса лишил человечество легкого доступа к пище, и процесс ее добывания стал весьма трудоёмким. Предосудительное поведение людей и реакция на него сверхъестественных сил служили объяснением факта неизбежности и необходимости труда. В Средневековье на Руси, как и во всем христианском мире той поры, определяющее влияние на сознание человека оказывала религия: средневековому мышлению был свойственен приоритет теоретического осмысления реального мира через религиозную картину мира. Человеческий разум принимал как данность и не подвергал сомнению существование разума высшего, то есть Бога, Который направляет человека на путях спасения. Связь между несовершенным земным миром и Богом закреплялась благодаря детальности Церкви. Поэтому и значение Церкви в жизни средневекового человека было огромно. Церковь занимала особое положение в структуре общества, и в первую очередь ее высшие представители (архиереи, настоятели крупных монастырей) играли видную роль в жизни страны. Большим влиянием пользовались также и те, чей образ жизни представлялся современникам особенно благочестивым. Речь идет о подвижниках – видных монахах, а также юродивых. Влияние Русской Церкви зиждилось на авторитете слова Божия – Священного Писания, а также на Священном Предании. Именно то, что было санкционировано священными
текстами, являлось идеалом, к которому следовало стремиться в повседневной жизни, и ложилось в основу поведенческих моделей человека. Положения Священного Писания комментируются и развиваются уже в работах ранних христианских богословов. В их трудах начинает формироваться представление о труде не как о производственном процесс, а как о процессе педагогическом, воспитательном и ведущем к конечной цели – спасению души. Помимо этого, безусловно, труд должен иметь и созидательное значение. Именно такой труд является праведным. Сопряженным с трудом и вытекающим из него является вопрос о накоплении материальных ценностей и в конечном счете богатства. Труды отцов и учителей Церкви оказывали мощное влияние на русскую средневековую концепцию этики труда. Исторические и культурные особенности Нового времени неразрывно связаны с образом жизни, основанном на определенном отношении к миру и людям. Его наиболее существенные черты сформировались еще в эпоху Возрождения и Реформации (XIV-XVI вв.). В XVII-XIX вв. этот образ жизни является господствующим. Главным его элементом становится новое понимание. Отличное от средневекового отношение к труду возникает в городской торгово-ремесленной (буржуазной, бюргерской) среде. Его отдельные проявления фиксируются уже в XII–XIII вв. (особенно в Италии), а в XV-XVI вв. они приобретают характер мощной тенденции в развитии Европы. Труд превращается в «дело» (бизнес), главной целью и критерием успеха которого являются получение прибыли, ее постоянный рост и связанное с этим расширение дела. Поначалу такого рода деятельность могла существовать лишь на задворках феодального общества и была связана с торговлей предметами роскоши и финансированием придворной жизни. Шаг за шагом бизнес отвоевывает позиции в сфере ремесленного производства и сельского хозяйства. Важнейшую роль начинают играть денежные отношения. Банки и биржи регулируют движение товаров и денег, вкладываемых в дело, долговых обязательств и т.п. Капитал, т.е. деньги, приносящие деньги (прибыль), становится самостоятельной силой, не зависящей от сословной принадлежности своего владельца. Рассмотрим, что рассказывает современная наука о труде. Современная наука о труде включает ряд основных дисциплин: 1.
Экономика труда
традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, человеческого капитала, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности, проблемы нормирования труда. 2.
Экономика персонала
исследует поведение работников при выполнении ими должностных обязанностей. Дисциплина изучает влияние различных факторов на результативность труда.
3.
Медицина труда
— изучает связанные с трудом факторы, которые могут вызвать травмы, заболевания или причинить другой вред здоровью работника. 4.
Физиология труда
исследует функции человеческого организма в процессе труда: физиология двигательного аппарата, выработка и тренировка трудовых навыков, работоспособность и ее регуляция, санитарно-гигиенические условия труда, тяжесть труда. 5.
Психология труда
исследует требования к психике человека, связанные с его отношением к работе. 6.
Управление персоналом
изучает проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовых коллективах, процедур управления. 7.
Социология труда
изучает воздействие работников на общество и наоборот — общества на работника. 8.
Педагогика труда
как наука рассматривает вопросы обучения работников. 9.
Эргономика
изучает организацию процесса приспособления средств труда к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма. 10.
Менеджмент труда
изучает основы проектирования трудовых процессов рабочих мест. Рассматриваются такие вопросы, как выявление потребности в персонале, вербовка и выбор персонала, задействование работников, их высвобождение, развитие, контроллинг персонала, т.е. управление, координация и информирование структурирование работ, политика вознаграждения, участие в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками. 11.
Безопасность труда
исследует комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасной трудовой деятельности. 12.
Трудовое право
анализирует комплекс юридических аспектов труда и управления. Это особенно важно при найме и увольнении, разработке систем поощрений и наказаний, решении имущественных проблем, управлении социальными конфликтами. Так каково же отношение к труду в современном обществе. Давайте попробуем разобраться. Одним из самых важных и показательных качеств человека является трудолюбие. А сам труд считается необходимым условием для полноценного существования и регулярного развития современного общества. Деятельность каждого человека, которая связана с трудом, направлена на создание материальных и духовных ценностей. А без этих ценностей общество и человек в частности не могут развиваться. И много лет тому назад, и в современном мире труд имеет большое значение. Главным показателем этого является то, что право на труд закреплено во многих международных правовых документов.
Право на труд
Если рассматривать вопрос о праве на труд, то нельзя обойтись без упоминания Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Организацией Объединенных Наций в 1948 году. Данная декларация провозгласила, что каждый человек в этом мире имеет право на труд. Значит, каждый человек имеет право свободно выбирать работу, а также имеет право на комфортные и справедливые условия труда. Также этот документ провозглашает защиту от безработицы. Это международная декларация, которая относится ко всем странам. А в каждой стране есть свои законодательные положения, которые закрепляют право человека на труд и на справедливые условия труда. В России также есть ряд законов, регулирующих эти процессы. Прежде всего, это Конституция РФ, в которой закреплено положение о том, что труд граждан России является свободным. Это означает, что каждый гражданин может выбирать себе профессию по своему смотрению. Закон также предусматривает и защиту от безработицы – функционируют специальные органы занятости, которые помогают безработным найти наиболее подходящую им работу. А безработными принято считать тех, кто не имеет постоянного рабочего места и заработка, и находятся в поисках работы. Также безработным россиянам выплачивается пособие. Законодательно закреплена ответственность работодателей, которые должны создавать и соблюдать справедливые условия труда для своих работников.
Трудовой договор и нормы трудового права
В Трудовом кодексе РФ закреплены права и обязанности наемного работника и работодателя. По этой причине трудовой кодекс и принято считать важным законом, который регулирует трудовую деятельность в России и все, что с ней связано. В нем закреплены правила приема на работу, условия заключения трудового договора и условия его расторжения, ответственности за нарушение трудовой дисциплины и нормы продолжительности труда и отдыха. Трудоустройство разрешено с 16 лет, но есть и исключение – с 14 лет допускает трудовая деятельность подростков, естественно – в свободное от учебы время. В данном случае, труд должен быть легким, он не должен нарушать процесс обучения и не наносить вред здоровью. А для того, чтобы заключить договор в таком возрасте, необходимо согласие одного из родителей или опекуна. Трудовой договор заключается между работником и работодателем. Договор выступает в роли письменного документа, закрепляющего права и
обязанности обеих сторон. Тогда на работника заводится трудовая книжка, а в ней указывается место работы и должность. Один экземпляр договора должен находиться у работодателя, а другой – у работника, так как этот документ является доказательством того, что работодатель должен предоставить определенные условия труда и заработную плату, а работник должен соблюдать трудовую дисциплину и ответственно относится к имуществу своего работодателя. Из всего выше сказанного делаем выводы: Труд является важной составляющей в жизни человека во все исторические эпохи. Человек находит свою самореализацию в нём. Человек должен чувствовать свою нужность, полезность, важность обществу и миру в котором он живёт. Трудом он несёт добро в мир, своё отношение к этому миру.
В раздел основное общее образование

