Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Трейлер-технология, как средство развития речи слабослышащих учащихся"

статья

Автор: Бакастова Алла Петровна, Коротаев Олег Рудольфович, учитель русского языка и литературы и учитель истории, ГБОУ АО "СКОШИ I-II вида", город Астрахань



В раздел основное общее образование



Трейлер-технология, как средство развития речи слабослышащих учащихся. Чтобы помочь слабослышащему ребёнку войти в мир театрализации, педагогами проводится огромная и разнообразная работа. Прежде всего, необходимо приучить ребёнка высказывать вслух свои мысли, убедить его, что произнесённое неправильно слово – это не страшно, что ошибки можно исправить. И, при должном старании, у него всё получится. Однако, есть дети, у которых выступление на публике вызывает страх, неуверенность в своих силах. В то же время они не хотят находиться «за кулисами» школьного праздника. Наш преподавательский долг – помочь такому ребёнку не сдаваться перед трудностями, находить другие методы и формы обучения, которые, возможно, окажутся более эффективными. Л. С. Выготский считал, что драматизация позволяет развить не только эмоциональную восприимчивость учащихся, но и логическое мышление, двигательную и речевую активность. В современном информационном пространстве открываются огромные возможности для работы педагога и воплощения в учебный процесс новых творческих идей. Не секрет, что учителя гуманитарного цикла сталкиваются с проблемой малочитаемости современных школьников. Часто они предпочитают посмотреть фильм или киносериал, чем прочитать книгу, даже небольшую по объёму. Всё это ведёт к ограниченности словарного запаса, что и вызывает затруднения у слабослышащих учащихся как в общении, так и выступлении на публике. Для развития творческих способностей слабослышащих учащихся мы разработали технологию, которую решили назвать «трейлер-технологией». Цели этого метода: - создание условий для преодоления речевой замкнутости, нерешительности слабослышащих учащихся с дефектами произношения; - развитие навыков звукового контроля речи; - повышение мотивации к обучению. Суть метода состоит в том, что учащиеся, применяя ИКТ, создают видео трейлер к изучаемому художественному произведению. Разумеется, в отличие от трейлеров, являющихся рекламой фильмов, данный проект имеет свои специфические черты. Мы взяли самые интересные и удачные реплики из книги. Каждый из учащихся выбирал такого литературного персонажа, который ему нравился, такие фразы, которые были ему по силам для произношения. Для предотвращения стрессовых переживаний у застенчивых учащихся с дефектами произношения, мы решили отказаться от сценических костюмов и декораций, которые принесли бы только лишнюю суету в работу. Заучивание реплик и съёмка участников, задействованных в проекте, на видеокамеру проводились в классе, где находились их одноклассники. Привычная, «домашняя», обстановка, искренняя поддержка товарищей производили неожиданный, но замечательный эффект. Дети раскрепощались,
радостно и эмоционально исполняли свои роли. Для того, чтобы удалить ненужные отрезки из видеороликов, мы использовали бесплатный видеоконвертер Free Make Video Converter. Подготовленные видеоматериалы мы накладывали на выбранные иллюстрации к книге (вместо иллюстраций можно использовать видео треки) так, чтобы на фоне иллюстрации появился видео трек с учащимся (эффект «картинка в картинке»). Подробнее об эффекте «картинка в картинке» можно узнать на сайте Movavi. Продолжительность такого видео трейлера, по-нашему мнению, не должна превышать 1,5 – 2 минут. С учащимися 5 и 6 классов мы сделали трейлер по сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» для внеклассного мероприятия «Загадки знаменитой книги». Неподдельный интерес и положительные эмоции детей, вызванные работой над проектом, вдохновили нас на совместное создание новых видео трейлеров, используемых нами на других внеклассных мероприятиях. Таким образом, слабослышащие учащиеся нашего интерната получили возможность стать активными участниками внеклассной работы. Разумеется, они обрели новый способ преодолеть речевую замкнутость и стимулировать потребности в литературном познании.


В раздел основное общее образование