Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Рабочая программа, разработанная, по ФГОС нового поколения"

рабочая программа по искусству с ктп 9 класс

Автор: Густова Нэлли Николаевна, учитель МХК, КОУ "Средняя школа №2 (очно-заочная), город Омск



В раздел основное общее образование




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ

9 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по искусству для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по искусству и авторской программы Г.И. Даниловой. Курс «Искусство» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов. Учебный предмет «Искусство» пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно- коммуникативных технологий. Знакомство учащихся с шедеврами мирового искусства — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами гуманитарно-художественного направления. Интегративный характер курса «Искусство», выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования. Программа курса «Искусство» предусматривает изучение искусства на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Определяет образовательные задачи и универсальные учебные действия на уроке, раскрывает дополнительную внеурочную деятельность, направленную на усвоение предмета. Рассчитана на 36 учебных часа из расчета один час в неделю.
Цели курса:
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов; - формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стилях и направлениях, важнейших закономерностях их смены и развития в истории человеческой цивилизации; - осознание роли и места человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства; - постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира; - освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления; - знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
- интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия. - помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры; - способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы; развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры; - подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, заинтересованного в активном диалоге с произведением искусства; - развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства; - создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и в краеведческой работе. Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе наблюдения (восприятия) произведений искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий.
Задачи курса:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - логично выстраивать устные высказывания, монолог, вести дискуссию, при этом следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; - выполнять познавательные и практические задания; - выполнять причинно-следственный анализ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты изучения искусства подразумевают:
- формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства; - развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства; - накопление опыта эстетического переживания; - формирование творческого отношения к проблемам; - развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности; - гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности; - подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные результаты изучения искусства отражают
: - формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством; - выявление причинно-следственных связей; - поиск аналогов в искусстве; - развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения; - формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений; - применение методов познания через художественный образ;
- использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации; - определение целей и задач учебной деятельности; - выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике; - самостоятельную оценка достигнутых результатов.
Предметные результаты изучения искусства включают
: - наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства; - восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства; - представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества; - представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства; - усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства; - различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла; - классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников; - осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа; - уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала; - формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи; - развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора; - умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства; - реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСКУССТВУ (9 класс)
№ п/п Дат а (ИК 7,3) Тема раздела, учебного занятия Кол- во часо в Содержание Планируем результаты Виды учебных действий Образователь ный продукт Объект и инструментарий Личностные Метапредметные Предметные Самооц енка Оценки учителя
Героический эпос, праздники и обряды народов мира (9 часов).
1 Художестве нные традиции народов мира. 1 Значение понятия « традиция», Виды и типы традиций. Умеют определять понятия, вступать в речевое общение, работать с книгой. Получат возможность научиться ориентироваться на понимание причин успехов в учебе; формировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации в учебнике, допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение. Знать понятие: « традиция» Уметь различать виды традиций. Работа с книгой Таблица «Виды и типы традиций» Образец Шкала 2 Герои и темы народного эпоса 1 Эпические произведения разных этносов. Сотворение мира. Чудесное рождение героя. Описание битвы защита Отечества. Русские герои. Плач Гильгамеша. Умеют вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, владеть способами совместной деятельности оценивать собственные личностные качества. Получат возможность научиться, допускать существование различных точек зрения; формулировать собственное мнение; сохранять мотивацию к учебной деятельности; планировать свои действия; анализировать объекты, выделять Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их эпохе Работа с текстом. Фронтальная беседа Схема. «Эпические произведения разных этносов» Критерий Шкала
главное. 3 Карело – финский эпос « Калевала». 1 Главные герои «Калевала». Маленькая волшебная мельница – символ изобилия. Чудесные превращения. Умеют проводить сравнительный анализ, сопоставлять рассуждать. Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль, приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание. Знать понятие: « Эпос» Уметь различать его виды. Эвристиче-ская беседа. Диалог «Что такое – Эпос?» Критерий Шкала 4,5 Всякая душа празднику рада. 2 Праздник. Обряды: религиозные, семейно- бытовые, календарные. Обычаи. Умеют вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, владеть способами совместной деятельности оценивать собственные личностные качества. Получат возможность научиться владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, различать способ и результат действия, развивать способность к самооценке. Уметь различать праздники. Знать виды праздников. Работа с текстом Составление кластера «обряды» Образец Шкала 6,7 Религиозны е праздники и обряды народов мира 2 Крещение Руси. Православная служба. Образы Вечерни, Утрени, Литургии. Православный церковный год. Мусульманские праздники и традиции. Мекка, Кааба, Хадж. Умеют определять понятия, вступать в речевое общение, работать с книгой. Получат возможность научиться развивать способность к самооценки. Осуществлять поиск нужной информации; формулировать собственное мнение. Знать религиозные праздники. Уметь их анализировать. Работа с текстом. Беседа. Таблица «обряды народов мира» Критерии Шкала
8,9 Карнавалы народов мира 2 Традиции современных карнавалов. Венецианские карнавалы. Бразильские карнавалы. Карнавалы в США, Швейцарии, Испании. Умеют обосновывать суждения, приводить доказательства. Получат возможность научиться ориентироваться на понимание причин успехов в учебе; формировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации в учебнике, допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение. Знать виды карнавалов. Уметь видеть структуру. Работа с текстом Составление таблицы «Виды карнавалов» Образец Шкала
Своеобразие архитектурных традиций. Изобразительное искусство народов мира (11 часов).
10 Особенност и храмового зодчества. 1 Христианский храм. Базилика. Крестово- купольный храм. Шатровые храмы. Алтарь. Умеют определять понятия, вступать в речевое общение, работать с книгой. Получат возможность научиться владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, различать способ и результат действия, развивать способность к самооценке. Знать архитектурные стили. Уметь определять их виды, типы. Уметь анализировать виды Работа с текстом. Беседа Презентации «храмовое зодчество» Критерий Шкала 11 Дом – жилище человека. 1 Первые жилые дома. Древнегречески й дом. Дома древнего Рима. Русские дома. Русская изба. Яранга. Иглу. Чум. Юрты. Дома народов Африки. Японские дома. Умеют работать в парах, распределять обязанности, проявлять способности к взаимодействия м. Получат возможность научиться сохранять мотивацию к учебе. Задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия, ориентироваться на различные способы решения поставленной задачи. Знать типы и виды домов. Уметь определить их. Работа с текстом. Таблица «типы и виды домов» Критерии Шкала
12, 13, 14 Многообраз ие стилей храмового зодчества. 3 Буддийский храм – Борободур. Культовые постройки ислама. Умеют работать в парах, распределять обязанности, проявлять способности к взаимодействия м. Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль, приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание. Знать стили зодчества Уметь определять виды, типы. Работа с текстом Конспект Критерии Шкала 15, 16 Древнерусс кая иконопись. 2 Создание икон. Мир иконы – книга для неграмотных. Символизм икон. Умеют проводить сравнительный анализ, сопоставлять рассуждать. Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль, приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание. Знать виды иконописи. Уметь анализировать типы. Работа с книгой Схема «создание икон» Критерии Шкала 17, 18 Искусство Византийск ой мозаики. 2 Античные мозаики, мозаики Византии, мозаики Равенны, мозаики церкви Успения в Никее, русские мозаики. Умеют проводить сравнительный анализ, сопоставлять рассуждать. Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль, Знать традиции. Уметь различать разные традиции и соотносить с эпохой. Работа с текстом Презентация «Политические партии и их программы» Критерии Шкала
приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание. 19 Искусство книжной миниатюры Востока. 1 Книги древнего Востока. Создание книжной миниатюры как сложный и творческий процесс. Форма и цвет. Сюжеты. Художник К.Бехзад (1450е-1530е). Умеют определять понятия, высказывать собственные суждения, владеют навыками работы с разными источниками информации. Получат возможность научиться развивать способность к самооценки; осуществлять поиск нужной информации; формулировать собственное мнение и позицию Знать традиции. Уметь различать разные традиции и соотносить с эпохой. Знать основу литературы Востока. Работа с текстом Схема «создания книжной миниатюры» Критерии Шкала 20 Скульптура Тропическо й и Южной Африки. 1 Деревянная скульптура народов Африки. Маски. Символизм костюмов. Разнообразие художественно й трактовки образов. Скульптурные произведения Нигерии. Умеют обосновывать суждения, приводить доказательства. Получат возможность научиться проявлять эмпатию- понимание чувств других, осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться таблицами, высказываться в письменной и устной форме. Допускать существование различных точек зрения. Принимать другое мнение и позицию. Знать традиции. Уметь различать разные традиции и соотносить с эпохой. Работа с текстом Таблица «художественна я трактовка образов» Критерии Шкала
Своеобразие музыкальной культуры. Театр народов мира. (7 часов)
21 Музыка в храме. 1 Хоровое пение, интонации, манера исполнения. Умеют определять понятия вступать в Получат возможность научиться владеть основами Знать основы создания музыки. Уметь различать стили. Работа с текстом Беседа. Конспект Критерий Шкала
Знаменное пение. Партесное пение. Музыка ислама. Азан. Буддийская музыка. Система буддийских музыкальных традиций. речевое общение, осуществлять индивидуальну ю образовательну ю траекторию. смыслового чтения текста, анализировать объекты, различать способ и результат действия, развивать способность к самооценке. 22 В песне – душа народа. 1 Песенное творчество. «Как сложили песню. » Календарные, обрядовые, лирические песни. Символизм в песнях. Плясовые и хороводные. Умеют проводить сравнительный анализ, сопоставлять рассуждать. Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль, приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание. Уметь слышать музыку, различать образы. Работа с текстом Составление таблиц «виды и характеристика песен» Критерий Шкала 23 У истоков народной американск ой музыки. 1 Истоки джаза. Спиричуэл, блюз, регтайм. Гершвин. Музыка кантри. Музыка «вестерн». Рок- н-ролл, творчество Элвиса Пресли. Умеют определять понятия вступать в речевое общение, работать с книгой. Получат возможность научиться допускать существование различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию, анализировать объекты, выделять главное. Знать основы создания музыки. Работа с текстом. Беседа Таблица «музыкальные направления и их характеристики» Критерии Шкала 24 Рождение русской народной драмы. 1 Народные театральные зрелища, сюжеты, костюмы. Голос Умеют определять понятия вступать в речевое Получат возможность научиться владеть основами смыслового чтения Знать истоки зарождения народной драмы. Беседа. Работа с книгой Конспект. Критерии Шкала
и интонация. Импровизацион ность, драматизм, лиричность монологов. Условный характер персонажей. общение, работать с книгой. текста, анализировать объекты, различать способ и результат действия, развивать способность к самооценке. 25 В музыкальн ых театрах мира. 1 Рождение оперы. Камерата. Лучшие театры мира. Балет и выдающиеся балерины. Пекинский театр. Великолепная игра актеров. Символизм. Умеют проводить сравнительный анализ, сопоставлять рассуждать. Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль, приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание. Уметь различать театральное искусство разных народов Работа с текстом. Схема «театры народов мира» Критерии Шкала 26, 27 Искусство кукольного театра. 2 Древнейшие куклы. Кукольный театр Древнего Рима, средневековой Европы. Итальянский кукольный театр. Русский Петрушка. Индонезийский кукольный театр теней. Умеют проводить сравнительный анализ, сопоставлять рассуждать. Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль, приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание. Знать виды кукольного театра. Работа с текстом Схема «развитие кукольного театра» Критерии Шкала
Самобытность танцевальной культуры.(5 часов)

28 Страстные ритмы фламенко. 1 Испанские танцы. Фламенко. Умеют определять понятия вступать в речевое общение, работать с книгой. Получат возможность научиться ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; высказывать собственную точку зрения; извлекать необходимую информацию из нужных источников. Знать название, структуру, содержание танцев. Работа с текстом. Беседа Таблица «Испанские танцы» Критерий Шкала 29, 30 Радуга русского танца. 2 Истоки русского народного танца – языческие игрища. Искусство скоморохов. Хоровод. Пляски- кадрили. Трепак. Умеют определять понятия вступать в речевое общение, работать с книгой. Получат возможность научиться сохранять мотивацию к учебе. Задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия, ориентироваться на различные способы решения поставленной задачи. Знать название, структуру, содержание танцев. Работа с текстом Создание кластера «Радуга русского танца» Критерий Шкала 31 Искусство индийского танца. 1 Истоки индийского танца. Система индийского танца. Синтетический характер танца. Язык танца. Костюмы Умеют определять понятия, вступать в речевое общение, работать с книгой. Получат возможность научиться владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, различать способ и результат действия, развивать способность к самооценке. Знать название, структуру, содержание танцев Работа с текстом. Беседа Таблица «Название, структуру, содержание индийских танцев» критерии Шкала
32 Под звуки тамтамов (танцы народов Африки). 1 Чувство ритма и пластики. Движения танцоров. Танцы отдыха, соревнования- игрища, трудовые занятия в танце, танцы, посвященные различным этапам жизни людей, а также магические танцы. Танцы перевоплощени я в животных. Умеют проводить сравнительный анализ, сопоставлять рассуждать. Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль, приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание. Знать название, структуру, содержание танцев. Работа с текстом Таблица «Название, структура, содержание танцев народов Африки.» Критерий Шкала 33, 34 Повторение разделов «Героическ ий эпос, праздники и обряды народов мира», «Своеобраз ие архитектур ных традиций. Изобразите льное искусство народов мира» 2 Умеют проводить сравнительный анализ, сопоставлять рассуждать. Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль, приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание. Научатся решать проблемные задания, работать с тестовым материалом. Работа с текстом Презентация На выбранную тему Критерии Шкала 35, 36 Повторение разделов «Своеобраз ие музыкально й культуры. Театр народов мира»,«Сам 2 Умеют определять понятия, вступать в речевое общение, работать с книгой. Получат возможность научиться ориентироваться на понимание причин успехов в учебе. Осуществлять поиск нужной информации в Научатся решать проблемные задания, работать с тестовым материалом. Работа с текстом. Презентации на выбранную тему Критерии Шкала
обытность танцевальн ой культуры.» учебники.


В раздел основное общее образование