"Аналитический отчет"
Методическая разработка
Автор: Казакова Оксана Ивановна, старший воспитатель, ГБУ ЦССВ "Синяя птица", г. Москва
В раздел основное общее образование
Аналитический отчет
Основной особенностью социализации воспитанников Центра содействия семейному воспитанию является замещение одного из основных институтов социализации семьи – учреждением. ЦССВ является особой формой воспитания детей оставшихся без попечения родителей, близкой по своему содержанию к приемной семье. Семейное воспитание в условиях государственного учреждения – одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Все аспекты жизнедеятельности центра направлены на становление, сохранение и развитие именно семейной внутренней атмосферы. Каждая семья проживает в отдельной трехкомнатной квартире, имеющей прихожую, гостиную, две спальни, санузел с душем. В семье дети разновозрастные и разнополые как и в обычных семьях, что позволяет воспитанникам простраивать реальную семейную модель межличностного взаимодействия близких людей и присваивать поло- ролевой характер семейного жизнеуклада под умелым руководством мамы-воспитателя.
Сведения о социальном статусе воспитанников ЦССВ
Сведения о социальном статусе воспитанников ЦССВ
Object 3
Период г.г. Категория Дети-сироты Дети без попечения родителей ТЖС СОП 2012-2013 18% 42% 36% 4% 2013-2014 12% 48% 32% 8% 2014-2015 12% 54% 26% 8%
Сведения о возрастном цензе воспитанников ЦССВ
Сведения о возрастном цензе воспитанников ЦССВ
Object 5
Период г.г. Возраст 3-7 7-12 12-14 14-18 2012-2013 8% 21% 22% 49% 2013-2014 12% 15% 23% 50% 2014-2015 10% 14% 25% 51% Данная таблица наглядно демонстрирует референтный интервал возрастного состава воспитанников.
Гендерный состав воспитанников ГБУ ЦССВ
Гендерный состав воспитанников ГБУ ЦССВ
Object 7
Каждый ребенок, попадающий в семью, прежде всего проходит систему первичного мониторингового обследования, которое традиционно начинается с интервьюирования ребенка. В ходе доверительных бесед с, включенных наблюдений воспитатели стараются выяснить круг вопросов, информация о которых в дальнейшем помогает им в построении карты маршрутного сопровождения каждого воспитанника, а так же позволяет определить круг интересов ребенка или подростка, характер его увлечений, интересов, отношений со сверстниками, учителями, другими лицами. Главное условие успеха – участие детей в ежедневной разнообразной практической деятельности. Эффективность подготовки детей-сирот к жизни через систему внеклассной и урочной работы зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Все воспитанники центра являются активными участниками спортивных соревнований и конкурсов различных уровнях. Участие в конкурсах Участие в конкурсах
Object 9
Успех нашего дела во многом зависит от правильного подбора и расстановки кадров, поэтому при знакомстве с новым педагогом выявляю профессиональную принадлежность и желание работать, собираю данные и информирую о требованиях и условиях работы, о правах, о технике безопасности. Это дает возможность не только лучше познакомиться с новым педагогом, но и правильно расставить кадры. Использую метод делегирования своих полномочий, привлекая опытных воспитателей: в проведение консультаций, мастер-классов, в подготовке педсоветов и т.д., что способствует повышению ответственности, стремлению повысить свой профессиональный уровень. Такую индивидуальную форму
работы, как наставничество вводим при наличии молодых специалистов или вновь принятых на работу педагогов. В учреждении разработана циклограмма работы с вновь принятыми педагогами и молодыми специалистами. Образование воспитателей ЦССВ Образование воспитателей ЦССВ
Object 11
Возрастной ценз кадрового состава Возрастной ценз кадрового состава
Object 13
Главное условие успеха в воспитании детей педагоги видят в организации систематической и целенаправленной работы по повышению своей профессиональной компетентности, так как специального образования по организации работы с воспитанниками учреждений данного вида не имеет ни один педагог. Поэтому каждый педагог должен овладеть системой наиболее обоснованных в теории, проверенных практикой приемов и методов обучения и воспитания детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей . И хотя на сегодняшний день уровень кадрового и методического обеспечения в нашем учреждении достаточно высок, всё же ещё имеется необходимость вовлечения
большего числа педагогов в системную исследовательскую работу по совершенствованию содержания и методики воспитания детей. Поэтому в условиях реализации основных направлений опытно- экспериментальной работы одним из направлений, способствующих профессиональному росту, развитию профессиональных интересов педагогов, является организация работы методического кабинета. Это своеобразный центр оперативной помощи педагогам в совершенствовании своего профессионального мастерства. Вся работа организуется в соответствии с годовым планом. Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов, оказание помощи в поисках эффективных форм работы с детьми. Традиционно используются коллективные и индивидуальные формы методической работы. Методами моей работы являются: - формирование и коррекция сознания личности (убеждение, пример); - организация деятельности и формирования поведения (педагогическое требование, коллективное мнение, приучение, упражнение, воспитывающие ситуации); - стимулирование поведения и деятельности (поощрение, ситуации успеха). Существует такая индивидуальная форма работы педагогов, как самообразование. Важными направлениями самообразования являются: изучение новых программ, освоение технических средств обучения, изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес и систематическое изучение новинок педагогической, психологической, художественной и периодической литературы. Курсы повышения квалификации и Курсы повышения квалификации и переподготовки педагогов ЦССВ переподготовки педагогов ЦССВ
Object 16
Одним из направлений моей деятельности является аттестация педагогов, которая стимулирует и профессиональный рост педагога, и влияет на материальное положение. Помогаю педагогу провести самооценку своей деятельности, правильно собрать письменно свои достижения, чтобы «подать»
себя в самом выгодном свете. Очень важно при подготовке и прохождении этой процедуры, чтобы воспитатель чувствовал поддержку и заинтересованность в положительном результате. За период с 2013 по 2015 годы педагоги аттестовались на более высокую квалификационную категорию. Квалификационные категории педагогов ЦССВ Квалификационные категории педагогов ЦССВ
Object 19
В копилке методического кабинета представлены воспитательные программы педагогов и методическое сопровождение к ним. Этими материалами пользуются все педагоги, что позволяет более качественно проводить занятия с воспитанниками и сэкономить время педагога на их разработку. При подготовке к профессиональным конкурсам педагоги могут воспользоваться материалами методического кабинета: при подготовке открытого воспитательного занятия, составлении мультимедийного сопровождения к презентации воспитательной программы, а также пополнить арсенал своих знаний в области педагогики и психологии. Результатом их работы стала подготовка 10 авторских программ и методических рекомендаций для работы в учреждении для детей-сирот. Опыт работы педагогов учреждения широко представлялся на педагогических чтениях, педагогических конференциях, на областных и Всероссийских конкурсах профессионального мастерства. Имеется ряд публикаций в средствах массовой информации, в которых педагоги делятся наработанным опытом. Достижения в области научно-методических исследований нашего педагогического коллектива представлены в сборниках международных научно- практических конференциях. Анализируя участие в конкурсах профессионального мастерства, можно сделать вывод, что ежегодно количество педагогов, желающих принять участие, возрастает. За период с 2013 по 2015 гг. в конкурсе «Московские мастера» приняли участие 3 педагога, таким образом, все авторские программы, разработанные членами коллектива, были представлены на данном конкурсе.
Участие педагогов ЦССВ в конкурсах Участие педагогов ЦССВ в конкурсах
Object 21
Таким образом, результаты педагогической деятельности коллектива центра содействия доказывают, что методическая работа направлена на всестороннее повышение квалификации и профессиональное мастерство каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижений оптимального уровня воспитания и развития воспитанников учреждения.
Социальная
адаптированность
Социальная
адаптированность
воспитанников
СВГ
воспитанников
СВГ
Object 24
Х арактер сформированных качеств и способностей дает определенный старт комплексной готовности воспитанника к самостоятельной полноценной жизни в открытом социуме. Мониторинг готовности выпускников Мониторинг готовности выпускников к самостоятельной жизни к самостоятельной жизни
Object 26
Сводные измеряемые показатели демонстрируют грамотность выбранных форм воздействия воспитателей центра и всех сотрудников в целом. Итогом правильно проведенной реабилитационной работы в семейных группах должно быть желание воспитанника жить в семье. Критерии такой готовности в числе прочих служат: - снижение эмоционального напряжения, смягчение негативных поведенческих проявлений – эмоциональное восстановление;
- позитивная динамика в познавательном развитии – интеллектуальное восстановление; - интерес воспитанника к возможности устройства в семью. Диаграмма выбывших воспитанников Диаграмма выбывших воспитанников
Object 28
Несмотря на наличие положительной динамики в развитии детей, необходимо отметить трудности, с которыми сталкиваются воспитатели и специалисты. Трудности связаны с особенностями развития эмоционально- волевой сферы, низкой мотивацией к обучению, наследственным фактором, физическим состоянием на момент поступления к нам воспитанника. Нет рецептов на все случаи жизни. Есть один – стараться помочь ребенку. Важно сделать все, чтобы каждый воспитанник постепенно учился понимать ценность своей жизни, уникальность своей судьбы. Хочется верить, что став взрослым, любовь и тепло, ставшее потребностью его души, он передаст своим близким! Старший воспитатель должен обладать социально-психологической компетентностью, уметь ориентироваться в различных ситуациях и свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения. Все формы и методы позволили мне сформировать педагогический коллектив единомышленников, объединенных едиными целями, где царит благоприятный морально-психологический климат.
В раздел основное общее образование

