"Рабочая программа по биологии 7кл. Сонин Н.И."
статья
Автор: Виноградова Ольга Ивановна, учитель биологии и химии, МБОУ средняя школа №8, г.Норильск, Красноярский край
В раздел основное общее образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
освоение знаний
о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
овладение умениями
применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развитие
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих
способностей
в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание
позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи
обучения
:
создать
условия для формирования у учащихся предметной и учебно- исследовательской компетентностей обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике растений и животных в соответствии со стандартом биологического образования через систему уроков;
продолжить
развивать у детей общеучебные умения: особое внимание уделить развитию у семиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания; закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков; развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий.
развития:
создать
условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер:
продолжить
развитие внимания, памяти;
особое
внимание обратить на развитие мышления (способности производить анализ и синтез);
развивать
стремление добиваться особых успехов;
продолжить
формирование положительного отношения к учёбе через учебный материал уроков.
воспитания:
способствовать
воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией»;
формированию
у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей (особое внимание обратить на воспитание у семиклассников желания охранять природу);
продолжить
развивать умение жить в коллективе (через учебный материал уроков, экскурсии, использование ТСО).
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана
рабочая программа
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» 2013 г. - Приказ Минобразования РФ от 05.03 2004 г. № 1089 (с изменениями от 31.012012 г.) «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» - Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. (с изменениями от 01.02.2012 г.) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования» - Приказ Минобразования РФ от 09. 12.2008 г. № 379 «Об утверждении федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010г. № 189 в редакции изменений №1, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011г. №85 - Устав МБОУ «СОШ№8» - Учебный план МБОУ «СОШ №8» на 2013 – 2014 учебный год - Положение о порядке разработки, утверждений рабочих программ МБОУ «СОШ №8» - Годовой календарный учебный график на 2013-2014 учебный год.
Сведения о программе
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. / авт.-сост. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2009г. Примерная программа рассчитана на 70 часов.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской
программой
Программа скорректирована за счет резервных часов.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая
программа
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение «Биологии» в 7 классе определено 2 часа в неделю. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №8» на изучение в 7 классе определено 2 часа в неделю. В соответствии с годовым учебным графиком на 2013-2014 учебный год продолжительность учебного года в 7 классах 34 учебных недели.
Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 68 часов.
Ведущие формы и методы, технологии обучения
Программа составлена для обучающихся параллели 7-х классов. Предусматривается изложение одного и того же материала с использованием различных методов и средств. Средствами мониторинга качества знаний обучающихся являются: -разноуровневые тесты -отчеты по лабораторным и практическим работам -диктанты по теме -самостоятельные работы -творческие работы -защита проектов -участие в подготовке и проведению урока -зачеты -отчеты по результатам экскурсий Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
-Методами организации
и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
-Методами стимулирования
и мотивации учебной деятельности: познавательных и деловых игр.
-Методами контроля
и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
-Используются следующие средства обучения
: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
В рамках преподавания курса могут
быть освоены и
эффективно
использованы современные информационные и коммуникационные технологии
(на элементарном уровне).
- Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. - Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др. - Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц); - Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); - Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
Формы, способы, средства проверки и оценки результатов обучения
Оценка ЗУН – это сравнивание со стандартом, который существует, определен МО РФ. Высший уровень требования учителя остается на уровне стандарта. В процессе изучения курса используются следующие
формы промежуточного контроля
: -разноуровневые тесты -отчеты по лабораторным и практическим работам -диктанты по теме -самостоятельные работы -творческие работы
УСТНЫЙ ОТВЕТ
ТЕСТОВО
Е
ЗАДАНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА
«5»
Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов 91-100% Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради.
«4»
Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров. 71-90% Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради.
«3»
При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах 50-70% Опыт проведен верно, но имеются недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное.
«2»
Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют Менее 50% Не соблюдаются правила ТБ, не соблюдается порядок проведения опыта. Ученик
понять материал. не может объяснить результат. Оформление в тетради небрежное.
«1»
Отказ от ответа. Отказ от выполнения теста. Отказ от выполнения работы.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
1.Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2010. -272с; 2. Н.Ю. Захарова «Тематическое и поурочное планирование по биологии»: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: – М.: Дрофа, 2008;
Содержание программы
Тематический план
№ п/п Название темы Количество часов Практические и лабораторные работы по примерной программе по рабочей программе 1 Введение 3 3 2 Раздел 1. Царство Прокариоты 3 3 3 РАЗДЕЛ 2. Царство Грибы 3 4 1л.р./ 1п.р. 4 Отдел Лишайники 1 1 5 Раздел 3. Царство Растения 16 16 5л.р /1 п.р. 6 Раздел 4. Царство Животные 37 39 7л.р./ 1п.р. 7 Раздел 5. Вирусы 2 2 8 Заключение 1 0 9 Резерв 4 0
Итого
70
68
13л.р./3п.р.
Введение (3 часа)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы. РАЗДЕЛ 1
Царство Прокариоты (3 часа)
Тема 1.1
Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических
организмов (3 часа)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая
роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии). Демонстрация Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий. Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно- функциональная единица всего живого. Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности прокариот. РАЗДЕЛ 2
Царство Грибы
(4 часа)
Тема 2.1
Общая характеристика грибов (4 часа)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Демонстрация. Схемы строения представителей Различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторная работа №1.Строение плесневого гриба мукора.
Практическая работа №1.Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Тема 2.2 Лишайники (1 час)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников. Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников. Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Умения. Объяснять строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах. РАЗДЕЛ 3
Царство Растения
(16 часов)
Тема 3.1. Общая характеристика растений (2 часа)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема3.2.Низшие растения (2 часа)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение. Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторная работа №2. Внешнее строение водорослей.
Тема 3.3. Высшие растения (3 часа)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах. Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников.
Лабораторная работа №3. Изучение внешнего строения мхов.
Лабораторная работа №4. Изучение внешнего строения папоротника.
Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения (2 часа)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение. Демонстрация. Схемы строения голосеменных, циклразвития сосны. Различные представители голосеменных.
Лабораторная работа №5. Изучение строения и многообразия голосеменных
растений.
Тема3.5.Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения(7часов)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторная работа №6. Изучение строения покрытосеменных растений
.
Практическая работа №2. Распознавание наиболее распространенных
растений своей местности.
Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли. Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит. Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит. Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит. Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах. РАЗДЕЛ 4
Царство Животные (39 часов)
Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 час)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 часа)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах. Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.
Лабораторная работа №7.Строение инфузории туфельки.
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные (1 час)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение. Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тема 4.4.Тип Кишечнополостные(3 часа)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах. Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Тема 4.5. Тип Плоские черви (2 часа)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний. Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 4.6. Тип Круглые черви (1 час)
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза. Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 часа)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах. Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
Тема 4.8. Тип Моллюски (2 часа)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
Лабораторная работа №8.Внешнее строение моллюсков.
Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 часов)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.
Лабораторная работа№9. Изучение внешнего строения и многообразия
членистоногих.
Тема 4.10 Тип Иглокожие (изучается по усмотрению учителя) Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение. Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения. Демонстрация. Схема строения ланцетника.
Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб. Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.
Лабораторная работа № 10. Особенности внешнего строения рыб.
Тема 4.13. Класс Земноводные (2 часа)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных. Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.
Лабораторная работа №11.Особенности внешнего строения лягушки.
Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 часа)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся. Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.
Тема 4.15. Класс Птицы (4 часа)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и
привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.
Лабораторная работа №12.Особенности внешнего строения птиц в связи с
образом жизни.
Тема 4.16. Класс Млекопитающие (6 часов)
Происхождение млекопитающих. Первозвери(утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающихна примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные). Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.
Лабораторные и практические работы №13. Изучение строения
млекопитающих.
Практическая работа №3. Распознавание животных своей местности.
Основные понятия. Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация. Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом). Моллюски. Смешанная полость тела. Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек. Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость. Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела. Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания. Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания. Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания. Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих. Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах. Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах. Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах. Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах. Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении. Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении. Объяснять принципы организации амфибий, выделить прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рыбами. Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – амфибиями. Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рептилиями. Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями. РАЗДЕЛ 5.
Царство Вирусы (2 часа)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов. Демонстрация. Модели различных вирусных частииц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний. Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики. Умения. Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:
знать/понимать
-особенности жизни как формы существования материи; -фундаментальные понятия биологии; -о существовании эволюционной теории; -основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
-пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека; -давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; -работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований; -работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; -владеть языком предмета. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию Полученных знаний программой предусматривает выполнение ряда лабораторных работ, которые проходятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Перечень литературы и средств обучения
ЛИТЕРАТУРА
литература для учащихся
1. В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2008. - 272с; 2. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с:ил.
литература для учителя:
1. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009; 2. «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» - М.: Дрофа, 2006. - 256с; 3. Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304с.
MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:
1.
Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс
(электронное
учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
2.
1С:Школа. Биология 6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники
3.
СD. Биология 5-7 классы: дидактический и раздаточный материал. Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы и интерактивных средств обучения в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
Приложение
Календарно-тематический
план
№
дата
Тема
План
Факт
Введение 3(часа)
1(1) 03.09 Мир живых организмов. Уровни организации живого. 2(2) 04.09 Ч. Дарвин и происхождение видов. 3(3) 10.09 Многообразие организмов и их классификация.
Раздел 1. Царство Прокариоты (3часа)
4(1) 11.09 Общая характеристика прокариот. 5(2) 17.09 Особенности строения и жизнедеятельности прокариот, их роль в природе и практическое значение. 6(3) 18.09 Подцарство Оксифотобактерии. Особенности организации, роль в природе, практическое значение.
РАЗДЕЛ 2. ЦАРСТВО ГРИБЫ (4 часа)
7(1) 24.09 Общая характеристика грибов. 8(2) 25.09 Многообразие грибов
Л.Р.1 «Строение плесневого гриба мукора »
9(3) 01.10 Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
П.Р. 1«Распознавание съедобных и ядовитых грибов»
10(4) 02.10 Обобщающий урок по темам «Бактерии», «Грибы»
Отдел Лишайники (1час)
11(1) 08.10 Общая характеристика лишайников
Раздел 3. Царство Растения ( 16 часов)
ТЕМА 3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ
12(1) 09.10 Растительный организм как целостная система. 13(2) 15.10 Особенности жизнедеятельности растений, фотосинтез, пигменты. Систематика растений.
ТЕМА 3.2. ПОДЦАРСТВО НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ
14(1) 16.10 Строение и жизнедеятельность водорослей.
Л.Р.2 .Внешнее строение водорослей
15(2) 22.10 Значение и многообразие водорослей. 1 16(1) 23.10 Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности
Л.р. №3 «Изучение внешнего строения мхов»
17(2) 29.10 Отдел Плауновидные и отдел Хвощевидные. 18(3) 30.10 Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности
Л.р. №4 «Изучение внешнего строения папоротника»
Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения 2(часа)
19(1) 12.11 Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности
Л.р. №5 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»
20(2) 13.11 Многообразие голосеменных.
Тема 3.5. Отдел покрытосеменные (Цветковые) растения (7часов)
21(1) 19.11 Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение.
Л.р. №6 «Изучение строения покрытосеменных растений»
22(2) 20.11 Размножение покрытосеменных растений. 23(3) 26.11 Класс Двудольные.Характерные особенности семейства Розоцветные. 1 24(4) 27.11 Характерные особенности растений семейства Крестоцветные и Пасленовые. 25(5) 03.12 Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки. 26(6) 04.12 Характерные признаки семейства Лилейные. 27(7) 10.12 Повторительно-обобщающий урок по темам: Царства Прокариоты, Грибы, Растения.
П.Р. 2«Распознавание наиболее распространенных растений своей
местности»
Раздел 4. Царство Животные (39 часов)
Тема 4.1. Общая характеристика животных (1час)
28(1) 11.12 Общая характеристика царства животных.
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные животные (2часа)
29(1) 17.12 Общая характеристика простейших. 30(2) 18.12 Многообразие и значение простейших
Л.р. №7 «Строение инфузории-туфельки».
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные (1час)
31(1) 24.12 Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки.
Тема 4.4. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные (3часа)
32(1) 25.12 Особенности строения кишечнополостных 33(2) 14.01 Особенности жизнедеятельности кишечнополостных 34(3) 15.01 Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах.
Тема 4.5. Трехслойные животные. Тип Плоские черви (2часа)
35 21.01 Общая характеристика типа Плоские черви. 36 22.01 Многообразие и значение плоских червей.
Тема 4.6. Первичнополостные. Тип Круглые черви (1час)
37 28.01 Общая характеристика типа Круглые черви.
Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3часа)
38 29.01 Общая характеристика типа Кольчатые черви. 39 04.02 Многообразие кольчатых червей. 40 05.02 Проверочная работа по темам «Плоские, круглые и кольчатые черви»
Тема 4.8. Тип Моллюски (2часа)
41 11.02 Общая характеристика типа Моллюски.
Л.р. №8 «Внешнее строение моллюсков»
42 12.02 Многообразие и значение моллюсков.
Тема 4.9. Тип Членистоногие (7часов)
43 18.02 Происхождение членистоногих и особенности организации. 44 19.02 Класс Ракообразные. 45 25.02 Класс Паукообразные. 46 26.02 Общая характеристика насекомых.
Л.р.№9 «Изучение внешнего строение и многообразия членистоногих»
47 03.03 Размножение и развитие насекомых. 48 04.03 Значение и многообразие насекомых. 49 17.03 Обобщающий урок по теме «Тип членистоногие»
Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные (1час)
50 18.03 Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные.
Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2часа)
51 24.03 Происхождение рыб. Хрящевые рыбы.
Л.р. №10 «Особенности внешнего строения рыб»
52 25.03 Костные рыбы.
Тема 4.13. Класс Земноводные (2часа)
53 31.03 Общая характеристика земноводных.
Л.Р. №11 «Особенности внешнего строения лягушки»
54 01.04 Размножение и развитие земноводных. Многообразие и роль в природе и жизни человека.
Тема 4.14. Класс пресмыкающиеся (2часа)
55 07.04 Общая характеристика пресмыкающихся. 56 08.04 Многообразие пресмыкающихся. Их роль в природе и жизни чело
Тема 4.15. Класс Птицы (4часа)
57 14.04 Общая характеристика птиц.
Л.р. №12 «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни»
58 15.04 Внутреннее строение птиц. Размножение птиц. 59 21.04 Экологические группы Роль птиц в природе и жизни человека 60 22.04 Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»
Тема 4.16. Класс млекопитающие (6часов)
61 28.04 Общая характеристика. Млекопитающих
Л. Р. №13»Изучение строения млекопитающих»
62 29.04 Внутреннее строение млекопитающих. 63 05.05 Размножение и развитие млекопитающих. 64 06.05 Многообразие млекопитающих
П.Р. 3 «Распознавание животных своей местности»
65 12.05 Многообразие млекопитающих 66 13.05 Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие »
Раздел 5. Вирусы (2часа)
67 19.05 Общая характеристика вирусов. 68 20.05 Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека.
График практических и лабораторных работ
№ n/n Даты прохождения практической работы Тема практической, лабораторной работы 1 Л.Р.1 «Строение плесневого гриба м мукора» 2 П.Р. 1«Распознавание съедобных и ядовитых грибов» 3 Л.Р.2 .Внешнее строение водорослей 4 Л.р. №3 «Изучение внешнего строения мхов» 5 Л.р. №4 «Изучение внешнего строения папоротника» 6 Л.р. №4 «Изучение внешнего строения папоротника» 7 Л.р. №6 «Изучение строения покрытосеменных растений» 8 П.Р. 2«Распознавание наиболее распространенных растений своей местности» 9 Л.р. №7 «Строение инфузории-туфельки». 10 Л.р. №8 «Внешнее строение моллюсков» 11 Л.р.№9 «Изучение внешнего строение и многообразия членистоногих 12 Л.р. №10 «Особенности внешнего строения рыб» 13 Л.Р. №11 «Особенности внешнего строения лягушки» 14 Л.р. №12 «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни 15 Л. Р. №13»Изучение строения млекопитающих» 16 П.Р. 3 «Распознавание животных своей местности»
В раздел основное общее образование

