"Внеурочная деятельность в условиях ФГОС ООО"
статья
Автор: Камсарина Галина Васильевна, учитель физической культуры, МКОУ Новокурлакская СОШ, с.Новый Курлак, Аннинский район, Воронежская область
В раздел основное общее образование
Внеурочная деятельность в условиях ФГОС ООО
Камсарина Г.В., учитель физической культуры, МКОУ Новокурлакская СОШ, Аннинский муниципальный район, Воронежская область С 1 сентября 2015г. введен федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Процесс работы над внедрением новых стандартов ООО в школе начался еще в прошлом учебном году и осуществлялся через изучение нормативно - правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней по внедрению ФГОС ООО, составление основной образовательной программы образовательного учреждения, создание плана методической работы по внедрению ФГОС ООО, внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС ООО, информирование родителей всех ступеней о подготовке к переходу на новые стандарты. Одно из нововведений в рамках реализации ФГОС ООО- появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. Внеурочные занятия – не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появилась возможность выбрать себе интересное дело по 5 различным направлениям. Направления образовательной деятельности
Количество курсов
Всего
(часов)
Спортивно- оздоровительное 2 1 Общекультурное 3 2,5 Общеинтеллектуальное 5 3,75 Духовно-нравственное 1 2 Социальное 1 0,25 Итого
12
9,5
В школе используется оптимизационная модель внеурочной деятельности. При разработке учебного плана в части внеурочной деятельности учитывались следующие условия: - распределение часов по направлениям внеурочной деятельности является примерным; - содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, необходимо формировать с учетом различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения (экскурсии, кружки, конференции, общественно-полезные практики и многие другие); - время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся; - право выбора обучающимися направлений внеурочной деятельности в соответствии с интересами и потребностями обучающихся допускает возможность выбора не всех заявленных направлений и курсов по учебному плану; - часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию и запросу учащихся и их родителей.
Внеурочная деятельность обучающихся организована с учётом пожеланий родителей и самих пятиклассников силами школы и во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования: ДДТ, сельскими библиотеками, сельскими Домамикультуры (дети обучаются из 4 сел). Разработана система коллективных творческих дел и циклы классных часов для 5-го класса по основным направлениям внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения: Дни здоровья, экскурсии, акции«Здоровый школьник», «Зеленая аллея памяти», «Доброе дело», выставки технического творчества «Золотая осень», «Новогодние игрушки», «Вторая жизнь ненужных вещей», Вахта Памяти и уроки мужества, военно-патриотическая игра «Зарница»,предметные недели и многое другое. На выбор обучающимся предложены следующие программы: «Я познаю мир», «Реальная математика»,«Графическая лаборатория»,«Английский язык»,«Подвижные игры»,«Народные игры», «Музейное дело»,«Риторика», «Театр и школа»,«Кружевница», «Юный краевед», «Мир растений», «Флористика», «Природа родного края», «Растениеводство».Кроме того, ученики с удовольствием участвуют в мероприятиях, конкурсах и олимпиадах. Большое место в нашей школе отведено формированию физической культуры личности. Это подразумевает мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение знаниями, умениями и навыками
физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность. Для более полной реализации целей и задач по физической культуре в нашей школе уроки физической культуры дополняются внеклассными формами занятий (внеурочная деятельность, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, физкультминутки, подвижные перемены,утренняя зарядка до уроков, спортивные кружки, секции, соревнования). В соответствии с учебным планом учебный предмет «Физическая культура» является обязательным в начальной, основной и старшей школе и на его преподавание отводится 99 (1 классы), 102 (2-4,9, 11 классы), 105(5-8,10 классы) часа в год при трехразовых занятиях в неделю. Разработана программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Народные игры», направленную на формирование у детей двигательной активности, через проведение русских народных игр. Программа «Народные игры» ориентирована на применение широкого комплекса подвижных русских народных игр.Новизна программы в том, что она объединила в себе теоретические сведения об игровых традициях русского народа, учитывает потребность детей в двигательной активности. Позволяет формировать осознанный выбор здорового образа жизни, создает эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. В условиях введения ФГОС ООО особенно актуальны вопросы методического сопровождения
образовательной практики. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима и важна мотивационная и методическая готовность учителей школы. Продуман, составлен и утвержден план методической работы, сопровождающий переход на ФГОС ООО, основной целью,которой является: обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС ООО через создание системы непрерывного профессионального развития.Была определена приоритетная задача: обеспечить повышение профессиональной компетенции педагогических работников по вопросам ФГОС. Методическое сопровождение ФГОС ООО предполагает то, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам). При этом необходимо отметить, что особо обращается внимание на изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов, предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации, в том числе и дистанционно. Примером может служить тот факт, что все учителя прошли курсы повышения квалификации по ФГОС, постоянно участвуют в вебинарах издательств «Дрофа» и «Просвещение», публикуют свои работы в различных изданиях и на федеральных сайтах. Традиционными формами методической работы в нашей
школеявляются тематические методические и педагогические советы, тематические заседания ШМО, самообразование педагогов, семинары и практикумы, педагогические лектории, открытые уроки, взаимопосещение уроков, предметные недели, творческие отчеты, презентация методических наработок. Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию. В заключении хочется сказать, высокий уровень педагогического мастерства позволит не только создать в нашей школе условия для реализации Основной образовательной программы основного общего образования, прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах, решать в совершенстве поставленные задачи, которые в свою очередь выведут на качественно новый результат образования. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это веяние времени. Список литературы:
1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012года №273-ФЗ). 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644). 3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», (зарегистрирован Минюстом России 06.02.2015, регистрационный № 35915). 4 .. Киселев П.А., Киселева С.Б.. Настольная книга учителя физической культуры. М.: Изд-во «Глобус», 2008.
В раздел основное общее образование

