"Патриотизм-основа нравственного воспитания"
Программа внеурочной деятельности
Автор: Михайлова Мария Михайловна, воспитатель, ГБОУ "Национальная президентская общеобразовательная ш основного общего образования", город Йошкар-Ола, республика Марий Эл
В раздел основное общее образование
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
Протокол №
от « »__________________ 2015 года
_________________________ Ялкаева А.С.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ РМЭ «Национальная
президентская общеобразовательная
школа-интернат основного общего
образования»
« » __________________2015 года
___________________ Иксановва Л.Г..
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Марий
Эл
«Национальная президентская общеобразовательная школа-интернат
основного общего образования»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Патриотизм-основа нравственного воспитания»
Составила: Михайлова М.М.
г.Йошкар- Ола 2015 г. ГБОУ РМЭ «Национальная президентская общеобразовательная школа- интернат основного общего образования»
Программа
внеурочной деятельности 7 А класса
«Патриотизм-основа нравственного воспитания»
на 2015-2016 учебный год
Программу составила воспитатель: Михайлова М.М
.
Йошкар-Ола 2015 год
Пояснительная записка
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Патриотическое воспитание в рамках данной программы рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей учащихся. Цели программы достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций. Программа воспитательной работы 7 А класса составлена с учетом нормативных документов: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования», зарегистрирован в Министерстве юстиции России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"). При планировании работы с классом учитывались возрастные и психологические особенности классного коллектива. Подростковый период - это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Ученик рассматривается как целостная личность со всеми присущими ему талантами. Возраст от 11 - 12- ти до 15-ти лет - переходный от детства к юности (5-9 кл.) характеризуется
глубокой перестройкой всего организма. Это вносит серьёзные изменения в жизнь ребёнка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. Особенность возраста - избирательность внимания. Обучающиеся откликаются на необычные захватывающие уроки и классные дела. Значимая особенность - критичность. У ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Проблема - несогласованность убеждений, идей с поступками. Для этого возраста характерны упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Работа внеклассных мероприятий должна быть направлена на формирование нравственного опыта, справедливых оценочных суждений. Педагоги должны быть внимательны к внутреннему миру ребёнка, решать проблемы с ним наедине В этом возрасте у детей возникают проблемы с учителями, происходит падение интереса к учению. Классному руководителю и воспитателю необходимо исследовать причины учебных проблем и работать по их устранению.
Цели, задачи:
Цель:
формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города; сохранение истории нашего края для будущих поколений; воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Задачи:
сформировать основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Марий Эл. сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения культуры, спорта. воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа. организовать экскурсии по историческим местам ; сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании. вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
В качестве принципов, определяющих цель, содержание, пути и
способы воспитания выступают следующее:
1. Принцип гуманизации. Он подразумевает организацию личностно- ориентированного подхода к организации воспитательного процесса.
2. Принцип природосообразности предполагает, воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов. 3. Принцип культуросообразности. Этот принцип требует приобщения ребёнка к различным ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы воспитания должны отражать культурные ценности, присущие социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторические традиции. 4.Принцип системности. Данный принцип рассматривает воспитание не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся в зависимости, но и как часть другой системы во многом влияющей на её функционирование. 5. Принцип диалогичности ( сотрудничество, сотворчество классного руководителя, воспитателя,детей и их родителей). Человек может проявить себя и может быть понят только через диалог. И только в совместном творчестве равных партнёров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего успешность воспитания. 6. Принцип адаптивности. Предполагает создание условий и мотивацию. 7. Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении. 8. Принцип творческой самостоятельности учащихся, самоорганизация и развитие интересов. Практическое овладение учащимися соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений, навыков в многоплановой деятельности.
Содержание воспитательной работы
Основной составляющей воспитательной работы в классе является участие класса в общешкольных мероприятиях согласно годовому плану работы школы. Это позволит четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, будет способствовать: • Повышению уровня общительности каждого; • Развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой - школа; • Формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника. Участие класса в общешкольных мероприятиях поможет заполнить досуг детей интересными и познавательными, весёлыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для подростков.
Работа с родителями учащихся
Идеальным вариантом воспитательной работы является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребёнка, классного руководителя и воспитателя. Взаимодействие осуществляется по средством вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. Чтобы совместная деятельность классного руководителя, воспитателя и родителей была успешной и привела к желаемым результатам, был составлен план.
Индивидуальная работа
В повседневной жизни воспитателя возникает множество ситуаций, которые выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно классифицировать создавшееся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом надо помнить о том, что хвалить ребёнка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине. В первом случае это поможет поднять авторитет учащегося среди одноклассников, во втором окажет благотворное влияние на взаимоотношения воспитателя и данного конкретного ребёнка, что поможет ему принять правильное решение или задуматься над поставленной проблемой. Таким образом, роль индивидуальной работы очень велика, причем в равной степени и с детьми, и с родителями. Индивидуальную работу с родителями необходимо строить так, чтобы, придя в школу однажды, родитель того или иного ребёнка выразил желание посетить её ещё раз, так как абсолютно уверен, что все говорящееся классным руководителем заслуживает внимания и защищает их ребёнка. Даже ругая, нужно найти повод для похвалы - это закон индивидуальной работы воспитателя с родителями.
Предполагаемые формы контроля и критерии оценки
планируемых образовательных результатов:
классные часы; беседы; экскурсии; конкурсы; конференции; выставки; викторины; сочинения-миниатюры; рисунки, фотографии для выставки; альбомы или презентации по материалу
Планируемые образовательные результаты курса
: 1. Развивать эмоционально-ценностное отношение к себе, своей семье, к другим людям, жизни, общечеловеческим и национальным духовным ценностям. 2. Развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности и принятие коллективных решений. 3. Приобщить учащихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности. Способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, развитию чувства сопричастности судьбе Отечества и ответственности за будущее России.
Результаты реализации освоения программы:
• ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению; • знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения данного курса являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
• сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, воспитатель, классный руководитель и школьный коллектив.), определение своего места и роли в этих сообществах; • умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах; Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания: • ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа; • умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни: • ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; • осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии: • понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве; • начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту; Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание): • интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;
• опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества.
Учебно-тематический план и содержание программы.
Внеурочная деятельность на базе образовательного учреждения реализуется через системы неаудиторной занятости, дополнительного образования и работу воспитателей по следующим направлениям развития личности: 1.Физкультурно-спортивное и оздоровительное 2. Духовно-нравственное 3. Социальное 4. Общеинтеллектуальное 5. Общекультурное. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся. Проведение занятий в кружках, спортивных секциях – 40 мин в день. Внеурочная деятельность реализуется в объеме 2 часов в неделю. Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная через беседы, игры, акции, , экскурсии, заочные путешествия и другие.
Физкультурно-спортивное и оздоровительное направление
Целесообразность
данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Основные задачи:
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; - развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. Данное направление реализуется программами занятости спортивной секции: инструктаж «Меры безопасности в играх», «Пионербол», «Волейбол», «Баскетбол», «Теннис»,«Народные игры», «Командные салки». По итогам работы в данном направлении проводятся соревнования, дни здоровья.
Духовно-нравственное направление
Целесообразность
названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи.
Основные задачи:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»; ·- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; - формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма; ·- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; ·- принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей; ·- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей; ·- формирование основ российской гражданской идентичности; - пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; ·- формирование патриотизма и гражданской солидарности; - развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, детьми в решении общих проблем; В основу работы по данному направлению предусмотрены занятия: «История заселения Марийского края», «Диалекты марийского языка», «Традиционное хозяйство»,«Народный костюм»,«Обряды марийцев», «Марийский фольклор», «Профессиональная музыкальная культура»,
Социальное направление
Целесообразность
названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени общего образования, в формировании
социальных и коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
Основными задачами являются
: - формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; - формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование основы культуры межэтнического общения; - формирование отношения к семье как к основе российского общества; - воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению. В данном направлении предусмотрены занятия: «Быть трудолюбивым – это хорошо или плохо?», «Вредные привычки», «Ты и твои друзья», «Я и мое настроение», «Эмоции и поведение», «Как можно узнать настроение человека?», «В стране чувств».
Общеинтеллектуальное направление
Целесообразность
названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования.
Основными задачами являются:
- формирование навыков научно-интеллектуального труда; - развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; - формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; - овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования. По данному направлению предусмотрены занятия, разгадывания кроссвордов, ребусов: «Йыван Кырля», «Узнайте!», «Очертания озер РМЭ», «Мозговой штурм», «Предметы домашнего быта», «Совершим путешествие», криптограмма «Марийские композиторы». По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела.
Общекультурное направление
Целесообразность
данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно- этическими ценностями многонационального народа России .
Основными задачами являются:
- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; - становление активной жизненной позиции; - воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры. По данному направлению предусмотрены занятия: «Знай, люби и гордись своим городом», «Многонациональная республика Марий Эл», «Наш край в годы ВОВ», «Праздники марийского народа», «Знаменитости нашего города», «Достопримечательности города», «Заповедники нашей республики». По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защита проектов. Занятия групп проводятся в кабинетах на базе школы, в спортивном зале, библиотеке, актовом зале. План внеурочной деятельности на 2015-2016 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.
Мониторинговая карта определения результатов
освоения программы.
Анкета «Мы-патриоты»
Внимательно прочтите каждое утверждение (индикатор) и, оценив его применительно к себе, в бланке для ответов проставьте напротив номера соответствующего индикатора номер выбранного варианта ответа: 1) - да; 2)- скорее да, чем нет; 3)- скорее нет, чем да; 4) - нет. 1. Интересуюсь историческим прошлым своей страны. 2. Испытываю гордость за Россию. 3. Интересуюсь культурными ценностями (литература, искусство, архитектура и т.п.) своей страны. 4. Слежу за культурными событиями в жизни нашей страны.
5. Вызывают чувство гордости политические и экономические успехи РФ. 6. Слежу за современными политическими событиями в нашей стране. 7. Знаю Конституцию РФ. 8. Считаю, что Россия обладает достаточным потенциалом для статуса великой мировой державы. 9. Знаю основные гражданские права и обязанности граждан РФ. 10. Слежу за современными экономическими событиями в нашей стране. 11. Знаю основные положения Всеобщей декларации прав человека. 12. Осведомлен об общественно-политических событиях, происходящих в нашей стране. 13. Соблюдаю обязанности гражданина РФ. 14. Проявляю бережное отношение к историческому наследию страны. 15. Осведомлен о современном положении РФ на международной арене. 16. Проявляю бережное отношение к общественному достоянию. 17. Вызывают чувство гордости спортивные достижения России. 18. Знаю основные положения Конвенции о правах ребенка. 19. Вызывают чувство гордости технические и научные достижения РФ. 20. Активно отстаиваю свои гражданские права. 21. Вызывают чувство гордости исторические победы вооруженных сил России. 22. Проявляю бережное отношение к частной собственности. 23. Испытываю чувство гордости, когда звучит гимн России. 24. Участвую в общественной жизни учебного заведения (города, страны). 25. Проявляю бережливость и экономность в отношении личной собственности. 26. Готов отстаивать гражданские права окружающих. 27. Стремлюсь поступать достойно, уважая достоинство других. 28. Не мирюсь с бестактным поведением других по отношению к окружающим. 29. Считаю, что участие в выборах – это проявление активной гражданской позиции. 30. Участвую в деятельности общественных организаций. 31. Считаю, что, проходя службу в армии, юноши становятся настоящими мужчинами. 32. Знаю государственную символику РФ. 33. Соблюдаю правила поведения в общественных местах. 34. Считаю обязательной воинскую службу по призыву. 35. Хочу сменить гражданство. 36. Готов вести благотворительную деятельность в пользу нуждающихся. 37. Хочу служить в современной Российской армии по контракту. 38. Считаю, что защита природных ресурсов России - дело каждого. 39. Готов вести шефскую или волонтерскую деятельность. 40. Использую знания базовых ценностей мировой культуры для личностного и общекультурного развития 41. Готов трудиться на благо своей страны.
42. Считаю, что каждый гражданин РФ должен заботиться о сохранении экологического баланса. 43. Терпимо отношусь к представителям разных национальностей, проживающих в России. 44. Считаю, что многонациональность России обогащает ее культуру. 45. Предан своему отечеству. 46. Считаю, что главное в жизни – делать нечто важное, значимое для других и страны в целом. 47. Уважительно отношусь к прошлому историческому опыту своей страны. 48. Считаю, что Россия полиэтническая страна и в ней должны жить представители разных национальностей. 49. Готов уехать за границу на постоянное место жительства. 50. Уважительно отношусь к традициям представителей других национальностей проживающих в России. 51. Считаю своим долгом оказывать посильную помощь пожилым и престарелым людям. 52. Горжусь победой советского народа в Великой Отечественной войне. 53. Считаю себя патриотом своей страны. В зависимости от значения полученного индивидуального балла все участники анкетирования делятся по уровню сформированности патриотизма на 4 категории: - от 0 до 40 баллов – очень низкий уровень; - от 41 до 80 баллов – низкий уровень; - от 81 до 120 – средний уровень; - от 121 до 159 – высокий уровень;
Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью.
Цель: определить степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью. Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать ( прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4- совершенно согласен; 3- согласен; 2- трудно сказать; 1- не согласен; 0- совершенно не согласен. 1. Я иду утром в школу с радостью. 2. В школе у меня обычно хорошее настроение. 3. В нашем классе хороший классный руководитель. 4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель. 6. В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение. 7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. 8. У меня есть любимые школьные предметы. 9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. 10. На летних каникулах я скучаю по школе. Обработка полученных данных. Показателем удовлетворённости учащихся школьной жизнью "У” является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если "У” больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворённости. Если же "У” больше 2, но меньше 3 или "У” меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью.
Методика выявления уровня развития самоуправления
Цель: определение уровня развития детского самоуправления. Проведение. Каждый ребёнок заполняет бланк, в котором указаны номера приведённых ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценке: 4- " да”, 3- "скорее да, чем нет”, 2- "трудно сказать”, 1-"скорее нет, чем да”, 0-"нет”. пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка 1 5 9 13 17 21 2 6 10 14 18 22 3 7 11 15 19 23 4 8 12 16 20 24 1. Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим. 2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 3. самостоятельно организую интересные дела со своими друзьями. 4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям. 6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между всеми. 7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива. 8. Считаю, что актив хорошо и самостоятельно справляется со своими
обязанностями. 9. Считаю, что все в нашем классе добросовестно относятся к выполнению своих обязанностей. 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом. 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед классом, были выполнены. 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. 13. Мы хорошо представляем задачи, которые стоят перед коллективом. 14. Мои товарищи часто участвуют в организации разнообразных мероприятий для всей школы. 15. Мы стремимся помочь представителям нашего класса, состоящим в органах самоуправления школы, в решении задач, стоящих перед школой. 16. Мои друзья и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед школой. 17. Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих перед школой, с другими классами, организациями и объединениями. 18. Удовлетворён отношением моих друзей к учащимся других классов, объединений. 19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в решении трудностей, возникающих перед ними. 20. Считаю, что товарищи, выбранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом. 21. Мои друзья добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива. 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы, объединения достиг более высоких результатов. 23. Готов отстаивать интересы школы в других коллективах и общественных организациях. 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всей школы, объединения.
Обработка результатов
. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на шесть групп. Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления: 1. Включённость учащихся в самоуправленческую деятельность ( предложения 1,2,3,4); 2. Организованность классного коллектива (предложения 5,6,7,8); 3. Ответственность за результаты совместной работы в коллективе ( предложения 9,10,11,12); 4. Участие коллектива в управлении делами школы (предложения 13,14,15,16); 5. Взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни (
предложения 17,18,19,20); 6. Осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы, объединения ( предложения 21,22,23,24). Микроисследование « Атмосфера в классе» Учащимся класса раздаются листочки, включающие противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в классе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре они поместят знак ”Х”, тем более выражен, по их мнению, этот признак в классе. Каждым учащимся заполняется следующий бланк. 1. Дружелюбие 5 4 3 2 1 Враждебность 2. Согласие 5 4 3 2 1 Несогласие 3. Удовлетворённость 5 4 3 2 1 Неудовлетворённость 4. Увлечённость 5 4 3 2 1 Равнодушие 5. Взаимоподдержка 5 4 3 2 1 Недоброжелательность 6. Теплота 5 4 3 2 1 Холодность 7. Сотрудничество 5 4 3 2 1 Отсутствие сотрудничества 8. Взаимовыручка 5 4 3 2 1 Отсутствие взаимовыручки 9. Занимательность 5 4 3 2 1 Скука 10. Успешность 5 4 3 2 1 Неуспешность Обработка результатов проходит следующим образом: складываются все значения по каждому пункту, находится среднее арифметическое значение, которое делится на количество учащихся в классе и умножается на сто процентов. Подсчет результатов можно доверить ученикам класса, так как анкеты проводится анонимно.
Материально-технического обеспечение.
Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения: - настенные классные и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала, - экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов, - демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр) - вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и видеотехника). А также экранно-звуковые пособия: - мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации. Библиотечный фонд:
- энциклопедическая и справочная литература, - научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.
Список литературы:
1.Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 — №4 – с. 23. 2.Борщанская М. С. Создание воспитательной системы в школе VIII вида / 3.Борщанская М. С. // Дефектология. – 2001. — №4 – с. 37. 4.Выгодский Л. С. Нравственное воспитание / — Пед. Психология. – М.: 1991- с. 138. 5.Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 — №8 – с.17. 6.Научно-методический журнал «Классный руководитель», Москва 2013 — №1 — с. 22. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. «795 «О государственной программе«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.г.». 7.Роготнева А. В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях // Пособие для педагогов, М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 8.Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Патриотизм-основа нравственного воспитания»
Составила: Михайлова М.М.
г.Йошкар- Ола 2015 г. ГБОУ РМЭ «Национальная президентская общеобразовательная школа- интернат основного общего образования»
Программа
внеурочной деятельности 7 А класса
«Патриотизм-основа нравственного воспитания»
на 2015-2016 учебный год
Программу составила воспитатель: Михайлова М.М
.
Йошкар-Ола 2015 год
Пояснительная записка
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Патриотическое воспитание в рамках данной программы рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей учащихся. Цели программы достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций. Программа воспитательной работы 7 А класса составлена с учетом нормативных документов: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования», зарегистрирован в Министерстве юстиции России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"). При планировании работы с классом учитывались возрастные и психологические особенности классного коллектива. Подростковый период - это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Ученик рассматривается как целостная личность со всеми присущими ему талантами. Возраст от 11 - 12- ти до 15-ти лет - переходный от детства к юности (5-9 кл.) характеризуется
глубокой перестройкой всего организма. Это вносит серьёзные изменения в жизнь ребёнка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. Особенность возраста - избирательность внимания. Обучающиеся откликаются на необычные захватывающие уроки и классные дела. Значимая особенность - критичность. У ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Проблема - несогласованность убеждений, идей с поступками. Для этого возраста характерны упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Работа внеклассных мероприятий должна быть направлена на формирование нравственного опыта, справедливых оценочных суждений. Педагоги должны быть внимательны к внутреннему миру ребёнка, решать проблемы с ним наедине В этом возрасте у детей возникают проблемы с учителями, происходит падение интереса к учению. Классному руководителю и воспитателю необходимо исследовать причины учебных проблем и работать по их устранению.
Цели, задачи:
Цель:
формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города; сохранение истории нашего края для будущих поколений; воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Задачи:
сформировать основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Марий Эл. сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения культуры, спорта. воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа. организовать экскурсии по историческим местам ; сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании. вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
В качестве принципов, определяющих цель, содержание, пути и
способы воспитания выступают следующее:
1. Принцип гуманизации. Он подразумевает организацию личностно- ориентированного подхода к организации воспитательного процесса.
2. Принцип природосообразности предполагает, воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов. 3. Принцип культуросообразности. Этот принцип требует приобщения ребёнка к различным ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы воспитания должны отражать культурные ценности, присущие социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторические традиции. 4.Принцип системности. Данный принцип рассматривает воспитание не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся в зависимости, но и как часть другой системы во многом влияющей на её функционирование. 5. Принцип диалогичности ( сотрудничество, сотворчество классного руководителя, воспитателя,детей и их родителей). Человек может проявить себя и может быть понят только через диалог. И только в совместном творчестве равных партнёров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего успешность воспитания. 6. Принцип адаптивности. Предполагает создание условий и мотивацию. 7. Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении. 8. Принцип творческой самостоятельности учащихся, самоорганизация и развитие интересов. Практическое овладение учащимися соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений, навыков в многоплановой деятельности.
Содержание воспитательной работы
Основной составляющей воспитательной работы в классе является участие класса в общешкольных мероприятиях согласно годовому плану работы школы. Это позволит четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, будет способствовать: • Повышению уровня общительности каждого; • Развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой - школа; • Формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника. Участие класса в общешкольных мероприятиях поможет заполнить досуг детей интересными и познавательными, весёлыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для подростков.
Работа с родителями учащихся
Идеальным вариантом воспитательной работы является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребёнка, классного руководителя и воспитателя. Взаимодействие осуществляется по средством вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. Чтобы совместная деятельность классного руководителя, воспитателя и родителей была успешной и привела к желаемым результатам, был составлен план.
Индивидуальная работа
В повседневной жизни воспитателя возникает множество ситуаций, которые выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно классифицировать создавшееся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом надо помнить о том, что хвалить ребёнка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине. В первом случае это поможет поднять авторитет учащегося среди одноклассников, во втором окажет благотворное влияние на взаимоотношения воспитателя и данного конкретного ребёнка, что поможет ему принять правильное решение или задуматься над поставленной проблемой. Таким образом, роль индивидуальной работы очень велика, причем в равной степени и с детьми, и с родителями. Индивидуальную работу с родителями необходимо строить так, чтобы, придя в школу однажды, родитель того или иного ребёнка выразил желание посетить её ещё раз, так как абсолютно уверен, что все говорящееся классным руководителем заслуживает внимания и защищает их ребёнка. Даже ругая, нужно найти повод для похвалы - это закон индивидуальной работы воспитателя с родителями.
Предполагаемые формы контроля и критерии оценки
планируемых образовательных результатов:
классные часы; беседы; экскурсии; конкурсы; конференции; выставки; викторины; сочинения-миниатюры; рисунки, фотографии для выставки; альбомы или презентации по материалу
Планируемые образовательные результаты курса
: 1. Развивать эмоционально-ценностное отношение к себе, своей семье, к другим людям, жизни, общечеловеческим и национальным духовным ценностям. 2. Развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности и принятие коллективных решений. 3. Приобщить учащихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности. Способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, развитию чувства сопричастности судьбе Отечества и ответственности за будущее России.
Результаты реализации освоения программы:
• ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению; • знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения данного курса являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
• сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, воспитатель, классный руководитель и школьный коллектив.), определение своего места и роли в этих сообществах; • умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах; Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания: • ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа; • умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни: • ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; • осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии: • понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве; • начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту; Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание): • интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;
• опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества.
Учебно-тематический план и содержание программы.
Внеурочная деятельность на базе образовательного учреждения реализуется через системы неаудиторной занятости, дополнительного образования и работу воспитателей по следующим направлениям развития личности: 1.Физкультурно-спортивное и оздоровительное 2. Духовно-нравственное 3. Социальное 4. Общеинтеллектуальное 5. Общекультурное. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся. Проведение занятий в кружках, спортивных секциях – 40 мин в день. Внеурочная деятельность реализуется в объеме 2 часов в неделю. Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная через беседы, игры, акции, , экскурсии, заочные путешествия и другие.
Физкультурно-спортивное и оздоровительное направление
Целесообразность
данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Основные задачи:
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; - развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. Данное направление реализуется программами занятости спортивной секции: инструктаж «Меры безопасности в играх», «Пионербол», «Волейбол», «Баскетбол», «Теннис»,«Народные игры», «Командные салки». По итогам работы в данном направлении проводятся соревнования, дни здоровья.
Духовно-нравственное направление
Целесообразность
названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи.
Основные задачи:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»; ·- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; - формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма; ·- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; ·- принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей; ·- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей; ·- формирование основ российской гражданской идентичности; - пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; ·- формирование патриотизма и гражданской солидарности; - развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, детьми в решении общих проблем; В основу работы по данному направлению предусмотрены занятия: «История заселения Марийского края», «Диалекты марийского языка», «Традиционное хозяйство»,«Народный костюм»,«Обряды марийцев», «Марийский фольклор», «Профессиональная музыкальная культура»,
Социальное направление
Целесообразность
названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени общего образования, в формировании
социальных и коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
Основными задачами являются
: - формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; - формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование основы культуры межэтнического общения; - формирование отношения к семье как к основе российского общества; - воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению. В данном направлении предусмотрены занятия: «Быть трудолюбивым – это хорошо или плохо?», «Вредные привычки», «Ты и твои друзья», «Я и мое настроение», «Эмоции и поведение», «Как можно узнать настроение человека?», «В стране чувств».
Общеинтеллектуальное направление
Целесообразность
названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования.
Основными задачами являются:
- формирование навыков научно-интеллектуального труда; - развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; - формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; - овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования. По данному направлению предусмотрены занятия, разгадывания кроссвордов, ребусов: «Йыван Кырля», «Узнайте!», «Очертания озер РМЭ», «Мозговой штурм», «Предметы домашнего быта», «Совершим путешествие», криптограмма «Марийские композиторы». По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела.
Общекультурное направление
Целесообразность
данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно- этическими ценностями многонационального народа России .
Основными задачами являются:
- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; - становление активной жизненной позиции; - воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры. По данному направлению предусмотрены занятия: «Знай, люби и гордись своим городом», «Многонациональная республика Марий Эл», «Наш край в годы ВОВ», «Праздники марийского народа», «Знаменитости нашего города», «Достопримечательности города», «Заповедники нашей республики». По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защита проектов. Занятия групп проводятся в кабинетах на базе школы, в спортивном зале, библиотеке, актовом зале. План внеурочной деятельности на 2015-2016 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.
Мониторинговая карта определения результатов
освоения программы.
Анкета «Мы-патриоты»
Внимательно прочтите каждое утверждение (индикатор) и, оценив его применительно к себе, в бланке для ответов проставьте напротив номера соответствующего индикатора номер выбранного варианта ответа: 1) - да; 2)- скорее да, чем нет; 3)- скорее нет, чем да; 4) - нет. 1. Интересуюсь историческим прошлым своей страны. 2. Испытываю гордость за Россию. 3. Интересуюсь культурными ценностями (литература, искусство, архитектура и т.п.) своей страны. 4. Слежу за культурными событиями в жизни нашей страны.
5. Вызывают чувство гордости политические и экономические успехи РФ. 6. Слежу за современными политическими событиями в нашей стране. 7. Знаю Конституцию РФ. 8. Считаю, что Россия обладает достаточным потенциалом для статуса великой мировой державы. 9. Знаю основные гражданские права и обязанности граждан РФ. 10. Слежу за современными экономическими событиями в нашей стране. 11. Знаю основные положения Всеобщей декларации прав человека. 12. Осведомлен об общественно-политических событиях, происходящих в нашей стране. 13. Соблюдаю обязанности гражданина РФ. 14. Проявляю бережное отношение к историческому наследию страны. 15. Осведомлен о современном положении РФ на международной арене. 16. Проявляю бережное отношение к общественному достоянию. 17. Вызывают чувство гордости спортивные достижения России. 18. Знаю основные положения Конвенции о правах ребенка. 19. Вызывают чувство гордости технические и научные достижения РФ. 20. Активно отстаиваю свои гражданские права. 21. Вызывают чувство гордости исторические победы вооруженных сил России. 22. Проявляю бережное отношение к частной собственности. 23. Испытываю чувство гордости, когда звучит гимн России. 24. Участвую в общественной жизни учебного заведения (города, страны). 25. Проявляю бережливость и экономность в отношении личной собственности. 26. Готов отстаивать гражданские права окружающих. 27. Стремлюсь поступать достойно, уважая достоинство других. 28. Не мирюсь с бестактным поведением других по отношению к окружающим. 29. Считаю, что участие в выборах – это проявление активной гражданской позиции. 30. Участвую в деятельности общественных организаций. 31. Считаю, что, проходя службу в армии, юноши становятся настоящими мужчинами. 32. Знаю государственную символику РФ. 33. Соблюдаю правила поведения в общественных местах. 34. Считаю обязательной воинскую службу по призыву. 35. Хочу сменить гражданство. 36. Готов вести благотворительную деятельность в пользу нуждающихся. 37. Хочу служить в современной Российской армии по контракту. 38. Считаю, что защита природных ресурсов России - дело каждого. 39. Готов вести шефскую или волонтерскую деятельность. 40. Использую знания базовых ценностей мировой культуры для личностного и общекультурного развития 41. Готов трудиться на благо своей страны.
42. Считаю, что каждый гражданин РФ должен заботиться о сохранении экологического баланса. 43. Терпимо отношусь к представителям разных национальностей, проживающих в России. 44. Считаю, что многонациональность России обогащает ее культуру. 45. Предан своему отечеству. 46. Считаю, что главное в жизни – делать нечто важное, значимое для других и страны в целом. 47. Уважительно отношусь к прошлому историческому опыту своей страны. 48. Считаю, что Россия полиэтническая страна и в ней должны жить представители разных национальностей. 49. Готов уехать за границу на постоянное место жительства. 50. Уважительно отношусь к традициям представителей других национальностей проживающих в России. 51. Считаю своим долгом оказывать посильную помощь пожилым и престарелым людям. 52. Горжусь победой советского народа в Великой Отечественной войне. 53. Считаю себя патриотом своей страны. В зависимости от значения полученного индивидуального балла все участники анкетирования делятся по уровню сформированности патриотизма на 4 категории: - от 0 до 40 баллов – очень низкий уровень; - от 41 до 80 баллов – низкий уровень; - от 81 до 120 – средний уровень; - от 121 до 159 – высокий уровень;
Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью.
Цель: определить степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью. Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать ( прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4- совершенно согласен; 3- согласен; 2- трудно сказать; 1- не согласен; 0- совершенно не согласен. 1. Я иду утром в школу с радостью. 2. В школе у меня обычно хорошее настроение. 3. В нашем классе хороший классный руководитель. 4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель. 6. В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение. 7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. 8. У меня есть любимые школьные предметы. 9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. 10. На летних каникулах я скучаю по школе. Обработка полученных данных. Показателем удовлетворённости учащихся школьной жизнью "У” является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если "У” больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворённости. Если же "У” больше 2, но меньше 3 или "У” меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью.
Методика выявления уровня развития самоуправления
Цель: определение уровня развития детского самоуправления. Проведение. Каждый ребёнок заполняет бланк, в котором указаны номера приведённых ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценке: 4- " да”, 3- "скорее да, чем нет”, 2- "трудно сказать”, 1-"скорее нет, чем да”, 0-"нет”. пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка 1 5 9 13 17 21 2 6 10 14 18 22 3 7 11 15 19 23 4 8 12 16 20 24 1. Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим. 2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 3. самостоятельно организую интересные дела со своими друзьями. 4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям. 6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между всеми. 7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива. 8. Считаю, что актив хорошо и самостоятельно справляется со своими
обязанностями. 9. Считаю, что все в нашем классе добросовестно относятся к выполнению своих обязанностей. 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом. 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед классом, были выполнены. 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. 13. Мы хорошо представляем задачи, которые стоят перед коллективом. 14. Мои товарищи часто участвуют в организации разнообразных мероприятий для всей школы. 15. Мы стремимся помочь представителям нашего класса, состоящим в органах самоуправления школы, в решении задач, стоящих перед школой. 16. Мои друзья и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед школой. 17. Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих перед школой, с другими классами, организациями и объединениями. 18. Удовлетворён отношением моих друзей к учащимся других классов, объединений. 19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в решении трудностей, возникающих перед ними. 20. Считаю, что товарищи, выбранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом. 21. Мои друзья добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива. 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы, объединения достиг более высоких результатов. 23. Готов отстаивать интересы школы в других коллективах и общественных организациях. 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всей школы, объединения.
Обработка результатов
. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на шесть групп. Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления: 1. Включённость учащихся в самоуправленческую деятельность ( предложения 1,2,3,4); 2. Организованность классного коллектива (предложения 5,6,7,8); 3. Ответственность за результаты совместной работы в коллективе ( предложения 9,10,11,12); 4. Участие коллектива в управлении делами школы (предложения 13,14,15,16); 5. Взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни (
предложения 17,18,19,20); 6. Осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы, объединения ( предложения 21,22,23,24). Микроисследование « Атмосфера в классе» Учащимся класса раздаются листочки, включающие противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в классе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре они поместят знак ”Х”, тем более выражен, по их мнению, этот признак в классе. Каждым учащимся заполняется следующий бланк. 1. Дружелюбие 5 4 3 2 1 Враждебность 2. Согласие 5 4 3 2 1 Несогласие 3. Удовлетворённость 5 4 3 2 1 Неудовлетворённость 4. Увлечённость 5 4 3 2 1 Равнодушие 5. Взаимоподдержка 5 4 3 2 1 Недоброжелательность 6. Теплота 5 4 3 2 1 Холодность 7. Сотрудничество 5 4 3 2 1 Отсутствие сотрудничества 8. Взаимовыручка 5 4 3 2 1 Отсутствие взаимовыручки 9. Занимательность 5 4 3 2 1 Скука 10. Успешность 5 4 3 2 1 Неуспешность Обработка результатов проходит следующим образом: складываются все значения по каждому пункту, находится среднее арифметическое значение, которое делится на количество учащихся в классе и умножается на сто процентов. Подсчет результатов можно доверить ученикам класса, так как анкеты проводится анонимно.
Материально-технического обеспечение.
Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения: - настенные классные и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала, - экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов, - демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр) - вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и видеотехника). А также экранно-звуковые пособия: - мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации. Библиотечный фонд:
- энциклопедическая и справочная литература, - научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.
Список литературы:
1.Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 — №4 – с. 23. 2.Борщанская М. С. Создание воспитательной системы в школе VIII вида / 3.Борщанская М. С. // Дефектология. – 2001. — №4 – с. 37. 4.Выгодский Л. С. Нравственное воспитание / — Пед. Психология. – М.: 1991- с. 138. 5.Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 — №8 – с.17. 6.Научно-методический журнал «Классный руководитель», Москва 2013 — №1 — с. 22. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. «795 «О государственной программе«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.г.». 7.Роготнева А. В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях // Пособие для педагогов, М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 8.Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005.
В раздел основное общее образование

