Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие критического мышления"

Выступление на семинаре

Автор: Спирина Галина Николаевна, учитель математики, МБОУ "Верхнестарицкая СОШ", Пермский край, Гайнский район, п.В-Старица



В раздел основное общее образование



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнестарицкая средняя общеобразовательная школа»
Моделирование урока по технологии

развития критического мышления
Выступление на семинаре Спирина Г.Н. Учитель математики п. В-Старица 2014

Выступление на семинаре по теме:

«Моделирование урока по технологии развития критического мышления».

Цель:
обучение педагогов методике использования технологии развития критического мышления, повышения педагогического мастерства и опыта учителей.
План семинара:
 ТРКМ: задачи и функции стадий технологии (вызов, осмысление, рефлексия).  Знакомство с методами и приемами, используемыми на стадии вызова и осмысления.  Методические рекомендации по использованию конкретных приёмов для разных типов уроков.
Оборудование:
 Мультимедийная презентация.  Конспекты уроков №1,№2.
1.Вызов.
Рады вас приветствовать. Сегодня мы познакомимся с технологией критического мышления посредством чтения и письма. Сегодняшнее занятие мы начнем с мудрой притчи. Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил: - Назови, что ты выбираешь из них. - Ложку, - ответил юноша. - Произнеси это 5 раз. - Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз. - Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет с пищей. Надо… - Продолжите ответ. Так что же надо сделать? (Протянуть руку и взять ложку). Ложка – это всего лишь инструмент. Надо лишь захотеть, совершить действие и применить этот инструмент правильно. Вот и вам нужно научиться применять на практике свои знания. Желаем удачи! Урок, построенный в ТРКМ, имеет свою структуру, основан на определенных принципах и приемах. Урок в ТРКМ содержит три стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии. (Слайд )
Основной задачей стадии вызова
является активизация имевшихся ранее знаний, пробуждение интереса к теме. На этой стадии можно использовать разнообразные приёмы: лото, кроссворд, кластер и многое другие. Я предлагаю вам познакомиться с
конспектами уроков
, построенных на использовании ТРКМ. Рассмотрим какие приемы использую я в разработках на стадии вызова (5 минут). - Вы познакомились с конспектами. Предлагаем высказать
свои мнения.
Очень важно подобрать удачные приёмы для стадии вызова, ведь начало урока задаёт определенный темп всему занятию. Не зря говорят: «Хорошее начало – это половина дела».
2. Осмысление.
Теперь рассмотрим приемы, которые можно использовать на стадиях осмысления и рефлексии. Выбор приема и их сочетание зависят от того, какую цель ставит учитель, чего он пытается достигнуть на уроке.
«Каждый педагогический прием – это нить, которая, переплетаясь, складывается в нечто целое, в систему», - считал Анатолий Гин. (Слайд 3) - Обратимся к конспектам и проанализируем, какие приемы я использовала на стадии осмысления
Работа с конспектами.

-
Предлагаем вам высказать
свои мнения.

Теоретический материал.
На стадии осмысления и рефлексии можно использовать разнообразные приемы: всевозможные таблицы, прием толстых и тонких вопросов, «зигзаг», рафт, акростих и т.д. Рассмотрим несколько новых приемов ТРКМ.
«Таблица – ЗХУ»
(Слайды ) Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда возможно использовать таблицу «знаю – хочу знать – узнал»: З - что мы знаем Х - что мы хотим узнать У - что мы узнали, и что нам осталось узнать Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии
«Инсерт»
помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал». Цели ее применения: 1. Обучение умению определять уровень собственных знаний. 2. Пробуждение интереса к получению новой информации. 3. Обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями. Таблицы существует разнообразные. Еще один вид «
Таблица-синтез».
(Слайд ) На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает
прием

«толстых» и «тонких» вопросов
. (Слайд ) Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного .

«Вопросительные слова». (Слайд )

Типы вопросов:
Вопросы на воспроизведение событий (простые вопросы) Вопросы на установление причинно – следственных связей ( интерпретационные) Вопросы обобщающего характера (оценочные)
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
(Слайд 9) Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы.
Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы.
Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?».
Интерпретационные (объясняющие) вопросы
Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы.
Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
Оценочные вопросы
. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
Практические вопросы
. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
«Шесть шляп мышления»
(Слайды 10-12) Существует еще метод «шесть шляп». В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как
«призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами. Почему именно шляпы? Вот как на этот вопрос ответили сами дети: «Шляпа прикрывает голову, а значит наши мысли». «Человек, выходя из дома, может надеть то одну шляпу, то другую. Также когда он говорит, он должен думать, правильно выражать свои чувства, как бы надевать разные шляпы». А вот как это объясняет Эдвард де Боно: «Шесть шляп позволят нам «дирижировать оркестром своих мыслей». Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание». Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.). Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы. Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе. Но будем помнить, что важная задача фазы рефлексии – определение направлений для дальнейшего развития… В начале нашего семинара каждый из вас выбрал понравившуюся шляпу. Попробуйте с точки зрения выбранной шляпы высказать свои мысли, попробовать дать оценку работе по технологии ТРКМ.
Белая шляпа
– мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д.
Желтая шляпа.
Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Например, «Наиболее эффективным решением экологической проблемы в Северо-Западном регионе будет строительство частных магистралей, потому что…».
Черная шляпа.
Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. «Эта химическая реакция осталась для нас непонятной, потому что мы мало решали задачи, связанные с ней».
Красная шляпа
– эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. «Финал “Поединка” вызвал у меня чувство растерянности и обреченности».
Зеленая шляпа
– творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным».

Синяя шляпа
– философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить
Работа в группах.

3.Рефлексия
Подводя итоги сегодняшнего семинара, мы познакомимся ещё с одним эффективным приёмом.
Акростих — (
греч. akrostichís, от ákros крайний и stíchos - строка) - стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово или фразу. Акростих появился в древнегреческой поэзии.
Т
ак держать - технология разума!
Р
иск велик, но он стоит того.
К
репкой ниточкой с жизнью ты связана.
М
ы сегодня с тобой заодно!
Составление и чтение акростиха.
Метод шести шляп и акростихи, составленные вами еще раз подтвердили, что технология критического мышления вас заинтересовала. В соответствии с рекомендациями по использованию конкретных приёмов для разных типов уроков, творчески подходя к заданию, попробуйте свои силы в составлении сценария урока в ТРКМ.
Источники:
 cerm. Практико-ориентированная Интернет-мастерская «Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления».  Дэвид Клустер. Что такое критическое мышление? // Интернет-журнал. Русский язык. – Издательский дом «Первое сентября». – № 29. – 2002.  Игорь Загашев. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками». – Педагогический университет «Первое сентября»  Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. –  Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон. Творческое и критическое мышление. –  В.А.Болотов, Спиро, Джоди. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы. // Директор школы. 1995. № 1. С. 67-73. –


В раздел основное общее образование