Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Патриотическое воспитание на уроках искусства"

статья "Проектная деятельность на уроках искусства"

Автор: Редька Елена Васильевна, учитель музыки, искусства, МБОУ " Средняя общеобразовательная школа №22", город Симферополь Республики Крым



В раздел основное общее образование




Проектная деятельность на уроках искусства

УРОК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОПЕРЕЖИВАНИЯ

ДЕТСТВО, ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ
Мы столько тогда за войну повидали, Что жизни не хватит иным (Юрий Олейников, член Симферопольской общественной организации «Дети войны»)
Цель:
Переориентация ценности жизни по нормам добра, осознание учащимися через исторический материал ценности каждой человеческой жизни, неприятие идей насилия.
Задачи:

обучающая –
получение основанных на исторических источниках и широкой документальной базе (в том числе, краеведческой) сведений по истории Великой Отечественной войны; 
воспитательная –
формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины; 
развивающая –
развитие абстрактно-теоретического мышления на основе активизации поисково-исследовательской деятельности.
Зрительный ряд:
слайды с использованием компьютерных технологий (в основном – фотографии военных лет), детские рисунки.
Звуковой ряд:
песни в исполнении участников вокального ансамбля (по сценарию) и фонограммы песен военных лет.
Форма:
музыкально-литературная композиция
Место проведения:
школа, актовый зал
Особенности урока (аннотация):
Уроку предшествует большая кропотливая работа всех учащихся класса. Это поисково-краеведческая работа, осуществляемая в течение месяца, в виде проекта. Тему проекта подсказала сама жизнь. Во время экскурсии по городу мы оказались около памятника детям войны и заинтересовались его историей. Обратились за информацией в Симферопольскую городскую общественную организацию «Дети войны». Оказалось, что памятник (кстати, единственный на постсоветском пространстве) построен по инициативе и на деньги именно этой организации. Мы познакомились с Серафимом Федоровичем Антоновым, руководителем Симферопольской организации «Дети войны», другим ее членами. Какими
же интересными собеседниками и рассказчиками оказались сам Антонов С.Ф., Мартынов С.Г. и другие. С.Ф.Антонов даже подарил нам свою книгу «Дети войны», в которой размышления автора, воспоминания членов организации Дети войны», стихи, материалы о детях войны. Их рассказы о жизни во время войны, об участии в подпольных организациях в дни оккупации Симферополя, о сыновьях полка взволновали и заинтересовали всех ребят в классе. И тогда на общем собрании класса было принято решение: к юбилейной годовщине Дня Победы найти информацию о детях войны из Симферополя, рассказать об их подвиге всем ребятам в школе. Так родилась идея проекта «Детство, опаленное войной». На следующем этапе нашей работы мы разбились на группы и начали собирать фактический материал. Оказалось, что в Симферополе есть улицы, названные в честь молодых подпольщиков. Первая группа учащихся собирала материал о членах подпольной группы «Сокол» - актерах и работниках Крымского государственного театра и Олеге Савватееве, ученике Николая Барышева. Вторая группа искала материал о группе молодых подпольщиков под руководством Семена Кусакина и Зои Жильцовой. Третья группа готовила информацию о семье Боронаевых. Наша работа началась в библиотеках: мы искали любые упоминания о наших героях. Накапливая материал, мы посетили Краеведческий музей, Музей боевой славы в Симферопольской гимназии № 1, побывали в Крымском русском драматическом театре, провели экскурсию к мемориальному комплексу около с. Дубки, нашли улицы, названные именами героев. Большую помощь в работе нам оказали С.Ф.Антонов и С.Г.Мартынов, члены Симферопольской организации «Дети войны». Закончив поисковую работу, мы приступили ко второму этапу: написанию сценария мероприятия. Мы решили провести общешкольное воспитательное мероприятие «Детство, опаленное войной» и рассказать всем учащимся нашей школы о том подвиге, который совершили дети во время Великой Отечественной войны. Ребята сами систематизировали материал, подбирали стихи, песни, делали компьютерные слайды. В целом, проект «Детство, опаленное войной» - это коллективная работа всех учащихся 7-А класса и моя . Но мы считаем наш проект незаконченным. В процессе подбора материала и подготовки сценария многие ученики класса обращались за помощью к своим родителям. Оказалось, что практически в каждой семье есть своя история, связанная с Великой Отечественной войной. Почти в каждой семье есть дедушки и бабушки, чьи детство и юность пришлись на годы войны. Поэтому мы планируем осуществить вторую часть проекта «Детство, опаленное войной»: собрать материал и сделать альбом, посвященный нашим родным и близким в годы Великой Отечественной войны. Я считаю, что такая практическая работа намного эффективнее любых разговоров и приносит ощутимую пользу как детям, участвующим в проекте, так и взрослым.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель: 22 июня 1941 года. Эта дата знакома все-таки каждому – начало войны. Для кого-то – безлико – второй мировой. Для миллионов, проживавших тогда на огромной территории Страны Советов, – Отечественной. Великой Отечественной. Такой она стала, конечно, и для большинства крымчан. На экране – плакат «Родина-мать зовет» (слайд № 001)
Чтец.
Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны стар и млад. Но насколько трагично потерянное детство, детство, лишенное радости и смеха, наполненное страданиями, голодом, смертями самых близких людей. Учитель: Людям, потерявшим детство, посвящен проект «Детство, опаленное войной». У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия – невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в сорок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа. Мы увидим всю глубину трагедии Великой Отечественной войны через детские судьбы.
Исполняется песня «Дети войны» (слова Т.Фроловой, музыка

И.Фроловой) – вокальный ансамбль
Учитель: Их детство прервалось 22 июня 1941 года:
Чтец.
Войны кровавое крыло Коснулось детской колыбели, И материнских рук тепло Впитать мы с детства не успели. Мы мокли и мерзли в товарных вагонах, Топтали нас звери в немецких погонах. Мы в сотнях приютов голодной страны – Дети войны, дети войны. И день мы и ночь за колючей оградой Под рев самолетов точили снаряды. И с детских мы лет лишены тишины – Дети войны, дети войны… (Серафим Антонов, председатель совета организации «Дети войны»)
Чтец.
Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать! Потому что и сейчас, в наше время где-то рвутся снаряды, свистят пули, рассыпаются в пыль взорванные дома, горят детские кроватки.
Учитель: Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:
Чтец.
«Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите. Сына уведите, чтобы не смотрел…»
Чтец.
«Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве, открыла глаза: - Ира, мне надо тебе рассказать… - Мама, я не хочу… Мне казалось, что если она мне скажет то, что хочет, она умрет»
Чтец.
Моих двух братьев Юру, Толика и сестричку Валю немцы расстреляли за то, что они взяли из машины, которая стояла в нашем дворе, ящик с галетами. На глазах у всего дома. Мама в 32 года полностью поседела»
Чтец.
«Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы с ней пойдем домой», - умоляла солдата маленькая девочка.
Чтец.
Фашистское вторжение прокатилось по человеческим судьбам. Горькое сиротство, разрушенные дома, вражеские лагеря, угон в германское рабство, бесправное голодное существование – вот что стало уделом сотен тысяч детей.
Инсценировка «Дети войны»
Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет. Сестра. Как холодно! И мама не идет. Быть может, хлебушка она нам принесет? Ну хоть бы крошечку где отыскать, Голодной страшно мне идти в кровать. Брат. А разве я есть не хочу? Хочу! Но все равно молчу. Ведь там, где папа наш сейчас, Потяжелее, чем у нас. Не разрываются снаряды здесь, И дом у нас с тобою есть. А главное – фашисты далеко. Да и кому в стране легко? Сестра. А помнишь блинчики с вареньем, Чай с маминым печеньем, Которое по праздникам пекла она? Сейчас я съела б все одна! Брат. Опять ты о еде заговорила! Уж лучше б душу не травила! Чем чаще вспоминаешь ты о ней, Тем голод чувствуешь сильней. А мне воспоминанья эти не нужны. Сестра. А вот и мамины шаги слышны! Брат (строго). Не вздумай хныкать перед ней, Дай отдохнуть немного ей.
Учитель: «Наше поколение по возрастной причине не участвовало в Великой Отечественной войне, но горечь первых отступлений, страдания под гнетом оккупации, липкий хлеб эвакуации пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках наших матерей, смертельный страх потерять продуктовые карточки – все это было суровой начальной школой нашего поколения» - писал Евгений Евтушенко.
Чтец.
Среди сугробов и воронок, В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись, ребенок – Последний гражданин села. Испуганный котенок белый, Обломок печки и трубы – И это все, что уцелело От прежней жизни и избы. Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик, без слез, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенес. При нём избу его спалили, Угнали маму со двора, И в наспех вырытой могиле Лежит убитая сестра. Не выпускай, боец, винтовки, Пока не отомстишь врагу За кровь, пролитую в Поповке, И за ребенка на снегу. (С.Я.Маршак) Стихотворение читается на фоне слайдов № 002 - 013
Чтец.
Организованная эвакуация в тыл страны, забота государства и милосердие многих людей позволили спасти жизни многих детей. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг – несмотря на голод и страх, дети продолжали учиться.
Чтец.
«Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанты на газетах, между строк сообщений Информбюро, и мы были сами похожи на эти хрупкие, неуверенные буковки между строками истории нашего народа», - вспоминает Е.Евтушенко, известный поэт, который в годы войны был ребенком.
Чтец.
Я учился писать… Мимо школы – колонны, колонны… Колыхались рекой И впадали в невидимый фронт… Я учился писать, Не спеша, с нажимом, с наклоном, И скрипело стальное, Защитного цвета перо… Я учился писать…
Где-то плавились танки, Где-то люди кричали, Умирая в огне и дыму… Я учился писать Изложения о Каштанке, Я учился страдать Над судьбою Герасима и Муму. Я учился писать, И хрустящие хлебные карточки От себя отрывала По клеточке мать, Чтоб меня не тошнило, Чтоб меня не шатало за партою… Я учился писать! (Е.Евтушенко)
Чтец.
«Собирая колоски на полях, лекарственные растения в лесах, шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, дети войны чувствовали себя маленькими солдатами Красной Армии, борющейся против фашистских захватчиков». Учитель: «Война круто все изменила, - вспоминает Валентин Шевцов, ныне доцент Крымского медицинского университета, член Симферопольской общественной организации «Дети войны» - Мы сразу повзрослели. С 1941 по 1944 год я учился в 5-6-7 классах, а все лето работал в колхозе. Подростки косили, скирдовали сено, убирали зерновые культуры, а осенью копали картофель. Все тяготы легли на наши плечи, так как односельчан с 17 лет до 55 призывали в Красную Армию – кого на фронт, а кого в трудовую армию. Остались дети, женщины, старики. Четырнадцатилетние мальчики работали на тракторах. Многие бросили школу, уехали работать на заводы…»
Чтец.
По данным 1944г. среди рабочего класса Советского Союза насчитывалось 2,5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тыс. подростков. Известно, что 14-летнему Алексею Бойченко, ежедневно перевыполнявшему установленный минимум трудодней в 6-7 раз, было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Во время чтения идет показ слайдов № 027 - 036
Чтец.
Во время войны самым срочным и массовым видом ремонта был ремонт кровли. «Заплаточный ремонт» - чинили крыши домов после артобстрелов и бомбежек. Бригадир одной из бригад кровельщиков в докладной записке жаловался на одну из своих работниц: «…она плохо работала, потому что принесла с собой куклу и играла на крыше с куклой. Когда я сделал ей замечание, то она после обеда принесла, кроме куклы, еще и куклину кровать. Прошу принять меры». Странная докладная, не правда ли? Но все становиться понятным, если учесть, что случай этот, произошел в детской бригаде. Ее бригадиром, составившим эту докладную, был 15-летний мальчик. Сколько же лет было
той «работнице бригады», которая ходила чинить крыши многоэтажных домов с любимой куклой?!


Песня «Дети войны» Ильи Резника – исполняет …..
На фоне песни демонстрируются слайды № 14 – 25
Чтец.
Самые страшные страницы истории ВОВ – дети, прошедшие через лагеря смерти. Показывается слайд № 26
Чтец.
И почти каждый мальчишка в то тяжелое время мечтал попасть на фронт. Послушайте воспоминания этих ребят:
Чтец.
«…Боялся, что война без меня кончится. А она была такая длинная: началась – я вступил в пионеры, кончилась – я уже комсомолец» (Костя Илькевич, сын полка с 10 лет)
Чтец.
«Направили меня в Тамбовское суворовское училище. А до войны я успел окончить только три класса и диктант в училище написал на единицу. Испугался и удрал на фронт…» (Валя Дачник, сын полка с 10 лет)
Чтец.
А когда они оказывались на фронте, командиры не знали, что с ними делать. «Что мне делать с тобой, парень? Ты же меньше винтовки», - сказал командир Пете Филоненко, одиннадцатилетнему сыну полка. Это потом они становились сыновьями полков, а сначала были простыми беспризорниками. Эти голодные, измученные мальчишки отчаянно рвались воевать, они хотели защищать Родину, мстить врагу. Они воевали наравне с взрослыми воинами и даже совершали подвиги, за что награждались медалями и боевыми орденами. Некоторые посмертно…
Чтец.
Собирая материалы к уроку, мы узнали о судьбе крымчанина Алексея Байкова. 12-летнему пацану наши солдаты, державшие оборону, доверяли в подводе возить раненых бойцов за 40 километров в тыл. На обратном пути вез снаряды и патроны. Гордился поручением. Однажды Алешу послали в глубь обороны с мотком провода для связистов. А осень была ранняя, холодная. Вдруг слышит: «Хальт!» Немцы! Побежал, над головой засвистели пули. Не раздумывая, парнишка сиганул в холодную реку. Сколько просидел в холодной воде – не помнит. Но катушку донес… А через полгода Алеше пришлось гореть в огне – немцы подожгли их хату вместе со всей семьей. Только по счастливой случайности им удалось спастись. Но и на этом не закончились мытарства Алексея Байкова. Попал он в облаву, немцы повезли захваченных людей, в основном молодежь, в Псков, оттуда – в Латвию, потом – в Восточную Пруссию. Всюду заставляли тяжело работать. Потом – побег… Полвека Алексей Иванович живет в Крыму, активно участвует в работе организации «Дети войны».
Чтец.
Юные герои вместе с воинами Красной Армии встали на борьбу с врагом. Сыны полков боролись за победу с оружием в руках. В тылу дети активно участвовали в партизанском и подпольном движении. Вспомним их имена.
Чтец.
Юные герои Шура Кобер и Витя Хоменко были награждены орденами Отечественной войны за свой подвиг. По заданию подпольного центра они
перешли линию фронта, чтобы сообщить в Москву секретный шифр фашистов, и тем самым спасли жизнь тысячам солдат.
Чтец.
Гитлеровцы захватили Украину. Разгорается пламя всенародной борьбы против поработителей. Отступающие фашисты под угрозой смерти требуют, чтобы мальчик – Гриша Мовиан – провел их в обход района, занятого партизанами. Мальчик завел их в непроходимую болотную трясину. Здесь они и были уничтожены.
Чтец.
Винницкая партизанская бригада вела бои с карателями. Юному герою Володе Саморухе было поручено найти отряд, который имеет связь с Москвой, чтобы передать важные сведения. Мальчик прошел по оккупированной фашистами территории много сотен километров, попал в партизанский отряд Медведева под Ровно. Выполнил задание. За этот подвиг он был награжден орденом Красной звезды.
Чтец.
Когда началась война, Выговскому В. Было 12 лет. Он стал участником Киевского подполья, а потом партизаном-разведчиком. После войны Выговский В.С. написал книгу «Огонь юного сердца» о военных днях. В книге описаны подлинные события, герой назван Петей Вишняком.
Чтец.
Витя Коробков жил в Феодосии. Когда в город ворвались немцы, он стал подпольщиком, потом разведчиком в партизанском отряде. Героически погиб, выполняя задание.
Чтец.
Максим Попков взорвал немецкий эшелон с танками.
Чтец.
Сережа Корнилов пробрался к войскам и спас партизан, попавших в окружение.
Чтец.
Не так уж много на свете мальчиков, именем которых названы улицы. Имя юного партизана Володи Дубинина носит улица в Керчи. Он во время войны был героем-разведчиком, выполнял ответственные задания партизанского отряда.
Чтец.
Ноябрьской ночью 1941 года у деревни Алсу под Севастополем фашисты подкрались к партизанскому отряду. Внезапно скалы осветила сигнальная ракета. Так юный разведчик Вилор Чекмак предупредил товарищей об опасности. Каратели были разбиты.
Чтец.
Вася Борзов активно помогал бойцам Крымского подполья и партизанам. О нем и других юных героях написал книгу Луговой Н.Д., участник Великой Отечественной войны, руководитель партизанского движения в Крыму. Книга называется «Опаленное детство».
Чтец.
Шестилетний Сережа Алешков награжден медалью «За боевые заслуги» в дни Сталинградской битвы.
Чтец.
Жора Артеменков – участник штурма Рейхстага.
Чтец.
Костя Кравчук, юный киевлянин, спас в дни фашистской оккупации два полковых знамени и за это награжден орденом боевого Красного знамени.
Чтец.
В военных днях Мы так и не узнали: Меж юностью и детством Где черта?..
Нам в сорок третьем Выдали медали И только в сорок пятом – Паспорта. И в этом нет беды. Но взрослым людям, Уже прожившим многие года, Вдруг страшно от того, Что мы не будем Ни старше, ни взрослее, Чем тогда. Демонстрация слайдов № 037 - 051
Чтец.
Май 1942 года. Подземный гарнизон в Аджимушкайских каменоломнях жил и сражался. Полгода под землей, сто семьдесят дней непрерывных схваток с врагом. В условиях вечной подземной темноты и сырости, полуголодные, лишенные воды и медикаментов воины проявляли удивительные стойкость и мужество. Металл не выдерживал. Ржавело и отказывало оружие. А люди стояли насмерть! Среди них были и дети. Например, юный разведчик Володя Дубинин. Он не раз спасал товарищей. Володя похоронен в партизанской могиле, неподалеку от каменоломен. Его имя носит школа в городе Керчи и улица, ведущая от горы Митридат к морю.
Чтец.
Аджимушкайские мальчишки, Десятилетние солдаты, Как рано вы из детства вышли И на учет войною взяты. Темно здесь. Не видны морщины. Не видно ранней седины, Десятилетние мужчины, Вам детские лишь снятся сны. Вам встретить детство не случится. Второму детству не бывать. Из вашей сказки кровь сочится, И нечем раны бинтовать. Свой взрослый долг исполнив честно, Под небом мирной синевы К мальчишкам солнечного детства Героями идете вы. (Б.Е.Серман) На фоне чтения стихотворения демонстрируются иллюстрации Н.Я.Бута «Герои Аджимушкая»
Учитель.
Готовясь к этому вечеру, мы с ребятами провели большую исследовательскую работу. Мы узнали о крымчанах, детях войны, вставших на защиту Крыма вместе со взрослыми во время оккупации.
Чтец.
16 июля 1941 на совещании Гитлера с руководителями нацистского рейха о целях войны против Советского Союза решено, что «Крым должен быть освобожден от всех чужаков и заселен немцами», стать «областью
империи». «Готенланд» - такое название фашисты решили дать полуострову. Симферополь должен был стать Готтенбургом.
Чтец.
Но не судьба. Народ встал на защиту города, Родины. В Симферополе из крымчан сформировалась 51 армия, прославившая себя в боях за Крым. Основу армии составляли симферопольцы.
Чтец.
Призванных в армию на производствах, у станков, в совхозах, в тракторных бригадах заменяли женщины, старики, дети.
Чтец.
Собирали для солдат теплые вещи, сдавали кровь, деньги, ценности – в фонд обороны. Каждый старался внести свой вклад в общее дело – для фронта, для Победы.
Чтец.
В ночь на 2 ноября 1941 года в Симферополь вошли фашисты. Первые облавы, первые виселицы на центральных улицах, концлагеря, пытки, расстрелы. А в ответ – борьба партизан. В Крымских лесах сформировано три партизанских соединения – Северное, Южное, Восточное. Организации подпольщиков – в каждом городе, поселке.
Чтец.
В Симферополе первую подпольную организацию создал Ф.И.Беленков, подпольщики были арестованы и расстреляны в декабре. Одновременно появляются одиночки, срывающие немецкие приказы, разрозненные группы, совершающие мелкие диверсии. Город вступил в схватку с врагом. Комсомольцы, бывшие одноклассники, друзья по школам, дворам объединяются. Сначала робко, не зная, по сути, как, но искренне жаждущие бороться с ненавистным врагом.
Чтец.
Невысокого роста паренька с щедро усыпанным веснушками лицом, держащего в руках сверток театральных афиш и банку клейстера, часто можно было встретить на улицах оккупированного Симферополя. Многие фашисты оказались любителями искусства, позволив актерам Крымского гостеатра возобновить спектакли. Оккупанты и не догадывались, что играющие героев на сцене стали героями в жизни. Театральные работники создали подпольную группу «Сокол» - это была подпольная кличка руководителя, заслуженного деятеля искусств Крымской АССР художника-декоратора Николая Барышева. Актеры Дмитрий Добромыслов, Александра Перегонец, Зоя Яковлева, костюмер Илья Озеров, машинист сцены Павел Чечеткин, уборщица Прасковья Ефимова и тот самый невысокий мальчишка с афишами - ученик художника Олег Савватеев. Они доставали медикаменты, теплые вещи и продукты для партизан, распространяли листовки, принимали участие в сборе информации о военных объектах немцев.
Чтец.
Парнишке доверяли в группе не только агитационную работу. Июль 1943 года. Партизанам требовались документы и мундиры фашистских офицеров. Олег попросил поручить дело ему и в тот же вечер до наступления комендантского часа пробрался в обгорелое здание на улице Желябова. Спрятавшись в дымоходе, стал наблюдать за соседним офицерским общежитием. И вот, наконец, шанс: через открытые окна парень увидел, что немцы, сложив обмундирование на стулья, собираются спать. Выждав еще немного, мальчик разулся, ползком подобрался к зданию и по водосточной
трубе полез к окну. Прислушался. Тишина. Только из комнаты доносится мерный храп. Рывок – и Олег уже внутри. Мундиры, полевые сумки – все в мешок – и назад. На следующий день содержимое мешка доставили на явочную квартиру.
Чтец.
До долгожданного дня освобождения Симферополя оставался месяц. Членов подпольной группы «Сокол» арестовали. Пытки, пытки, пытки… и молчание в ответ. 10 апреля 1944 года их расстреляли.
Чтец.
Упал последний занавес. Конец. А дальше не цветы, не комплименты, И загрохочут не аплодисменты, А загрохочет вражеский свинец. Все дальше город… Пригород все дальше… Все дальше жизнь… Все ближе смерть и кровь. А кровь и смерть – они не терпят фальши, Не терпят фальши Правда и Любовь. А если так, то разве им пристало Просить пощады у врагов своих? Пред ними многомиллионным залом Лежит страна, взлелеявшая их. Глядит страна устало и тревожно. Пусть им не быть, но ей-то вечно быть! И перед ней сфальшивить невозможно, Как невозможно смерть перехитрить. И этот зал нельзя унизить ноткой, А только – возвеличить всей душой. Последней ролью – самою короткой, И самою бессмертной и большой.
Чтец.
А спустя 2 недели, 25 апреля 1944 года, в газете «Красный Крым» (так называлась во время войны «Крымская правда») появилась заметка. «При раскопках массовых могил в районе деревни Дубки 22 апреля обнаружены трупы зверски изуродованных в застенках гестапо, а затем расстрелянных работников Крымгостеатра». Тело шестнадцатилетнего Олега, по воспоминаниям очевидцев, было изодрано клыками собак, ладони пробиты гвоздями. В последний момент он прижался к своему учителю и другу Николаю Андреевичу Барышеву.
Чтец.
Они остались вместе и на карте города – в ноябре 1966 года пересекающиеся переулок и улицу в районе Новосергеевки переименовали в память героев группы «Сокол».
Чтец.
Имена подпольщиков выбиты на мемориальной доске, установленной на здании Крымского академического русского драматического театра, а имя Олега и на здании школы, где он учился – ныне симферопольской гимназии № 1. В память о них поставлены спектакли и снят художественный фильм. Демонстрируется слайд с фотографией театра № 052

Чтец.
Худощавый смуглый юноша со скованными наручниками руками шел между двух полицаев и пел: «Крутится, вертится шар голубой, крутится, вертится над головой…» Так, нелепо попавший в руки фашистских прихвостней, девятнадцатилетний секретарь Симферопольской молодежной подпольной организации Семён Кусакин пытался сообщить друзьям о своем аресте.
Чтец.
Многие жители оккупированного Симферополя не могли смириться с тем, что в городе хозяйничали враги. Не смирились с этим и пионеры и комсомольцы. Сначала от руки переписывали сводки Совинформбюро, которые тайком слушали по самодеятельному радиоприемнику, и разбрасывали листовки по городу. Потом, когда надежных ребят стало больше, решили создать комсомольско-молодежную организацию для борьбы с оккупантами. Возглавил ее бывший ученик симферопольской школы № 1 Семен Кусакин. Одна из главных задач – связь с лесом, с партизанами.
Чтец.
В группе оказался предатель. Арестованного Кусакина доставили в Гестапо на Студенческой. Семена бросили в подвал, предварительно забрав обувь. Липкие стены, ни койки, ни табурета…Вдруг откуда-то сверху полилась ледяная вода. Поток прекратился, когда ноги Семена оказались скованы холодным кольцом выше колен. Пытка ледяной водой, избиение, вздергивание на дыбу не сломили героя. Его отправили в лагерь смерти в совхозе «Красный».
Чтец.
Позже кто-то расскажет друзьям-комсомольцам о том, как гестаповцы вели парня с разбитым лицом на казнь, а он, превозмогая боль, пел «Крутится, вертится шар голубой…»
Чтец.
Сегодняшним симферопольцам о Семене напоминают улица в районе Таврического университета, названная в честь подпольщика в 1985 году, строчка на мемориальной доске на здании школы, где он учился (ныне симферопольская гимназия № 1), и фотография парня в школьном музее и музее боевой славы Симферополя.
Чтец.
Они не были коренными крымчанами, родились в Белоруссии, приехали в Крым в 1936 году. Отец, Боронаев Елисей Яковлевич, преподавал в Крымском государственном институте специальных культур имени М.И.Калинина (ныне – наш Агроуниверситет). Евгения Ивановна работала на швейной фабрике. Володя учился в первой школе, в 1938-м первоклассником стал и Леня.
Чтец.
Началась война. Отец ушел на фронт. В 1942-м город оккупировали фашисты. Сначала Володя действовал в одиночку, но вскоре ему удалось установить связь с группой подпольщиков. На квартире Боронаевых, на конспиративной квартире, часто собирались подпольщики. Хлеб, консервы, папиросы для партизан Володя доставал в немецком железнодорожном продуктовом магазине, куда устроился работать в 1942 году. Оружие помогал доставать десятилетний Леня, часто вместе со школьными друзьями Леней Архиповым, Димой Новиковым и Геной Клейтманом, часто потайным
ходом забиравшиеся в подвал мединститута, где фашисты хранили боеприпасы.
Чтец.
Владимир Боронаев в совершенстве владел немецким языком, возможно, именно поэтому начальство магазина доверило парню сопровождать в Севастополь вагоны с продуктами для немцев. Подпольщики тут же воспользовались такой возможностью. Во все поездки Володя брал оружие, литературу, листовки, узнавал места расположения и количество немецких сил, закладывал мины.
Чтец.
Кто-то предал подпольщиков. 6 февраля 1944 года арестовали Володю, его маму, брата и даже четырехлетнюю сестру Надю. Два месяца жесточайших пыток не сделали Евгению Ивановну, Владимира и Леонида предателями. Их молчание спасло многих подпольщиков. А мать и сыновей фашисты расстреляли в лагере совхоза «Красный», когда Красная Армия уже подходила к Симферополю. В мае 44-го вернулся с фронта Елисей Боронаев, но вместо встречи ему довелось увидеть истерзанные тела родных, которые как раз достали из ямы, куда фашисты сбрасывали свои жертвы.
Чтец.
Сейчас на этом месте стоит памятник. Дубки... Болью отзывается в сердцах людей это слово. Здесь гитлеровские палачи замучили около 8000 советских граждан, томившихся в заключении в концлагере на территории совхоза "Красный". Всего за годы оккупации Крыма фашисты уничтожили около 90 000 мирных граждан и свыше 45 000 советских военнопленных. В лагере смерти под Симферополем людей расстреливали, травили газами в душегубках, сжигали на кострах, сбрасывали в колодцы живыми. Узников избивали плетьми из бычьих жил и проволоки, морили голодом, впрягали в повозки вместо лошадей...
Чтец
. В 1973 г. на месте массовых расстрелов советских патриотов, на 2-м километре шоссе Симферополь - Николаевка, сооружен мемориальный комплекс. Ведущая к мемориалу аллея скорби - это дорога, по которой шли на смерть тысячи узников концлагеря. Ступени ведут на холм, что возвышается надо рвом, где были найдены останки погибших. В центре композиции - установленная на вершине холма семиметровая фигура женщины, тяжелые складки одежды придают скульптуре строгую торжественность, возвышенную монументальность. Руки женщины, поднятые вверх, гневно сжаты в кулаки, широко раскрытые глаза горят ненавистью к мучителям.
Чтец
. Место расстрелов отмечено мемориальной стелой с барельефными изображениями человеческих лиц. Женщина, зажавшая руками рот, чтобы не крикнуть перед палачами... Раненый боец, гордо глядящий в глаза смерти... Мать, прикрывающая испуганного ребенка, - в могилах были найдены останки детей, не достигших и года...
Чтец
. Мемориальный ансамбль в Дубках стал одним из наиболее значительных памятников Крыма. Авторы его - скульпторы Л. С. Смерчинский и Е. И. Максименко, архитекторы Е. В. Попов и Е. Д. Бычков. Во время рассказа демонстрируются слайды с изображением мемориального комплекса № 053, 054

Чтец.
Члены симферопольской комсомольско-молодежной подпольно- патриотической группы Владимир, Леонид и Евгения Боронаевы посмертно награждены медалями «За отвагу».
Чтец.
О юных подпольщиках Владимире и Леониде Боронаевых напоминает мемориальная доска на фасаде гимназии № 1 имени К.Ушинского. В школьном музее есть стенд, посвященный братьям.
Чтец.
Давно заросший травой едва заметный холмик на опушке леса. Могила Зои. Несколько месяцев не дожила отважная комсомолка до дня освобождения Симферополя. Подпольщица Зоя Жильцова.
Чтец.
Она руководит второй диверсионной группой. Сколько их, диверсий в оккупированном городе, на боевом счету ее группы! Как радовалась девушка, когда вместе с Володей Боронаевым смогла устроить «салют» в честь годовщины Октябрьской революции: фашистский эшелон потерпел крушение недалеко от города – сработала мина, заложенная в одном из вагонов.
Чтец.
Зоя была тяжело больна. Но боролась за Родину! Молодых подпольщиков предали. Начались облавы. Друзья решили эвакуировать Зою в лес – к партизанам. Может, они надеялись, что удастся переправить девушку и на Большую землю, в госпиталь. Удалось донести только до кромки леса. Сердце Зои Жильцовой не выдержало. Ей было 19. 17 декабря 1948 года в родном городе подпольщицы появилась улица ее имени.
Чтец.
13 апреля 1944 года. День освобождения Симферополя. Вместе с частями Красной Армии фашистов с родной земли изгоняли партизаны и подпольщики. Утром к окраинам города вышли партизаны первой бригады (командир – Ф.Федоренко) Северного соединения. В городе действовали группы подпольщиков под руководством Анатолий Косухина и Василия Бабия. Вместе с передовыми частями Красной Армии они заняли железнодорожную станцию и вокзал, телеграф, радиостанцию. Участвовали в разминировании городских объектов. В каждой группе подпольщиков были пионеры и комсомольцы. К 16 часам город был полностью освобожден. До Победы оставался еще один год!
Чтец
. День Победы – это один из самых ярких и трагических праздников в истории всего человечества, в истории нашей страны. Это день всенародной гордости и всенародной скорби. Это день окончания страшной, безмерно жестокой войны. От Бреста, где война началась, до Москвы, где фашистов остановили, - 1000 км. От Москвы до Берлина, где война окончилась, - 1600 км. Итого: 2600 км. Это если считать по прямой. Так мало, правда? 2600 км. – это, если поездом, то меньше 4 суток, самолетом – примерно 4 часа… С боями, перебежками и ползком – 4 года! 4 года! 1418 дней. И 27 миллионов погибших соотечественников… 27 миллионов погибших… Вы представляете себе такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…43 года! 27 миллионов за 1418 дней! Это значит погибало 13 человек каждую минуту… Вот что такое 27 миллионов. Из них 13 миллионов – дети.
Чтец.
Наступает минута молчания…
Даже птицы примолкли, молчат. Лишь сердца над страной опечаленной Оглушительно громко стучат. Наступает минута молчания… Стиснем зубы и помолчим. Если кто вдруг заплачет нечаянно – Мы его и поймем, и простим. Наступает минута молчания… И идет по скорбящей стране День последней войны окончания Весь в цветах, орденах, седине. (Валерий Субботенко) Показ слайдов № 055 - 059
Чтец.
Почтим минутой молчания память павших в Великой Отечественной войне
Чтец.
Сегодня дети войны – это особое поколение. Сегодня они – последние свидетели тех трагических дней. Последние свидетели Великой Отечественной войны. За ними больше никого! Сейчас – это уже пожилые люди. Но свое военное детство они не забудут никогда…
Чтец.
Мы люди того поколенья, Что вместе с отцами несли Все тяготы и униженья Великой, жестокой войны. Несём мы в себе горький привкус Той страшной и жуткой беды. Не зря нам присвоили статус, Отныне мы – дети войны. (Валентина Бунина, член организации «Дети войны»)
Учитель.
Сегодня на нашем уроке присутствуют гости – Серафим Федорович Антонов, председатель совета Симферопольской городской общественной организации «Дети войны» и Мартынов Станислав Георгиевич, активный член организации «Дети войны», мастер спорта СССР по велоспорту, мотоспорту. Симферопольская городская общественная организация «Дети войны» возникла 7 мая 2005 года. В Украине сейчас проживают 8 миллионов детей войны, В Крыму - 230 тысяч детей войны, в Симферополе – 40 тысяч. Верховный Совет Крыма объявил 2009 год годом ветеранов Великой Отечественной войны. Показ фотографий ветеранов № 060 - 064
Чтец.
7 мая 2009 года в Симферополе на проспекте Кирова напротив парка Тренева состоялось торжественное открытие памятного знака в честь детей и подростков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Памятный знак был установлен по инициативе и на членские взносы Республиканской Крымской общественной организации «Дети войны». Это первый такого рода памятник на всем пространстве СНГ.

Чтец.
Памятный знак задуман в виде колокола и несет глубокий символический смысл. Колокольный звон напоминает нам о погибших, набатом напоминает всем нам, что фашизм никогда больше не должен пройти на нашу землю. Колокольный звон зовет нас к единству в наше непростое время. На экране – фотография памятника «Дети войны» № 065 - 067
Чтец
. Весной сорок второго года во время блокады множество ленинградцев носило на груди жетон – ласточку с письмом в клюве. Этот жетон обозначал, что человек ждет письма: письма с фронта, от родных и близких
Чтец
. Сквозь года и радость, и невзгоды Вечно будет мне сиять одна – Та весна сорок второго года, В осажденном городе весна. Маленькую ласточку из жести Я носила на груди сама. Это было знаком доброй вести, Это означало: «Жду письма». Сколько писем с той поры мне было. Отчего же кажется самой, Что доныне я не получила Самое желанное письмо?! Кто не написал его? Не выслал? Счастье ли? Победа ли? Беда? Или друг, который не отыскан И не узнан мною навсегда? Или где-нибудь доныне бродит То письмо, желанное, как свет? Ищет адрес мой и не находит И, томясь, тоскует: где ж ответ? Или близок день, и непременно В час большой душевной тишины Я приму неслыханной, нетленной Весть, идущую еще с войны… (О.Берггольц)
Учитель:
Ребята! Мне кажется, что сегодня, слушая рассказы о жизни детей в войну, об их страшной, недетской, но героической жизни, вы переживали вместе с ними, любили и ненавидели, сражались, погибали и побеждали. Давайте сейчас напишем письма. Может быть, это будут письма в прошлое, тем людям, которых уже нет с нами, но память о них жива в наших сердцах. Может быть, это будут письма живым – им, детям войны, им нужны наши внимание и поддержка сейчас. А быть может, это будут даже письма в будущее, вашим детям, о том, какой ужас несет с собой война, и о том, что войны не должно больше быть на нашей земле. А сохранит и передаст наши письма та самая блокадная ласточка.
Дети пишут письма. В это время на экране демонстрируются слайды с картинами художников о войне № 072 – 098 и звучат песни военных лет. Когда дети закончили работу, желающие прочитают свои письма. Все письма прикрепляют к ласточке (рисунок на листе ватмана). Звучит метроном, гаснет свет, на экране – слайды детских рисунков о войне № 068 - 071 (первые два куплета песни «Рисуют мальчики войну»): Рисуют мальчики войну, Рисуют танки и «катюши», Висят во всю листа длину Снаряды толстые, как груши, Рисуют мальчики войну… Рисуют мальчики бои, Что им, по счастью, незнакомы, И берегут они свои Огнем кричащие альбомы. Песня обрывается, звучит метроном – на экране детские фотографии военных лет. Потом опять тихо вступает песня – один куплет: Да будет светлой жизнь детей! Как светел мир в глазах открытых! О, не разрушь и не убей – Земле достаточно убитых! Рисуют мальчики войну… Я хочу, чтоб на нашей планете Никогда не печалились дети. Чтоб не плакал никто, не болел, Только б хор наш ребячий звенел. Чтоб навек все сердцами сроднились. Доброте чтобы все научились. Чтоб забыла планета Земля, Что такое вражда и война.
Чтец.
Мир – заветное желание всех жителей планеты Земля. А на Земле самый лучший народ – дети.
Чтец.
Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним - и наше прошлое, и наше будущее?
Чтец.
Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать миллионов детей. 19 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети. Так будем помнить и чтить память погибших.
Исполняется песня «Облака» С.Егорова.

Учитель:
Через несколько дней наступит великий праздник всего нашего народа – годовщина Великой Победы. Дорогие ребята, я думаю, что в этот день вы постараетесь поздравить и окружить вниманием и заботой не только живущих среди нас ветеранов войны и тыла, но и людей, чье детство
пришлось на суровые годы войны. Ведь сегодня вы узнали, через какие испытания пришлось пройти им, какие жертвы они принесли во имя этого светлого дня – Дня Победы! А наш урок подошел к концу. Всего вам доброго.


В раздел основное общее образование