"Действия с десятичными дробями"
конспект урока
Автор: Судакова Ольга Анатольевна, учитель математики, МБОУ лицей архитектуры и дизайна №3, город пенза, Пензенская область
В раздел основное общее образование
Конспект урока по теме « Действия с десятичными дробями. Обобщающий
урок».
Судакова Ольга Анатольевна, учитель математики МБОУ лицей архитектуры
и дизайна №3 г.Пензы.
Цель урока (занятия): образовательная повторить правила сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей; уметь выполнять действия с десятичными дробями; Воспитательная воспитывать дружеские отношения в классе; умение работать в группах, развивать интерес к математике. Развивающая развивать логическое мышление, внимание и наблюдательность, память развивать математическую речь расширение знаний учеников об окружающей природе воспитание бережного отношения к ней
Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)
1 .
Организационный момент
, включающий: • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия); • определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе урока (занятия); • описание методов организации работы учащихся (воспитанников) на начальном этапе урока (занятия), настроя учащихся (воспитанников) на учебную деятельность (или др. деятельность), предмет и тему урока (занятия) (с учетом реальных особенностей класса Дорогие ребята сегодня мы на нашем уроке совершим необычайное путешествие на остров «Десятичная дробь». Нам предстоит сесть в корабль и преодолеть несколько препятствий, чтобы добраться до этого острова вовремя, а именно в 19 часов 15 минут, где нас будут встречать родители. Но чтобы наше плаванье прошло благополучно, необходимо нам вспомнить основные правила вычислений с десятичными дробями. Урок путешествие с использованием ИКТ (обобщающий урок по теме) Давайте разделимся на 3 команды: 1. «Экипаж корабля» 2. «Пассажиры» 3. «Обслуживающий персонал»
(группы), с которым(ой) работает педагог) Лучшая команда получит оценку «5» в конце путешествия. (Результаты каждого конкурса записываются на доске в виде таблицы) 2 .
Опрос учащихся (воспитанников)
по заданному на дом материалу
(или актуализация знаний для
изучения нового учебного
материала)
, включающий: • определение цели, которую педагог ставит перед учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками)); • определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе урока (занятия); • описание методов, способствующих решению поставленной цели; • описание критериев достижения цели данного этапа урока (занятия); • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся (воспитанникам) не удается достичь поставленной цели; • описание методов организации совместной деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), с которым(ой) работает педагог; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе опроса; • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся (воспитанников) в ходе опроса. Готовы ли вы к путешествию? Устроим «Математическую перестрелку». Вопросы высвечиваются на доске по одному. Вопросы: 1. правило сложения десятичных дробей. 2. как сравнить две десятичные дроби? 3. как формулируется правило вычитания дробей? 4. что называют произведением десятичной дроби на натуральное число? 5. как умножить десятичную дробь на натуральное число? 6. как умножить десятичную дробь на 10? 100? 1000? 7. что значит разделить десятичную дробь на натуральное число? 8. как разделить десятичную дробь на натуральное число? (командам заносятся баллы в таблицу (3,2,1 )) Ну вот, мы готовы к отплытию! Вперёд! Главное не опоздать к нашим родителям! На экране – корабль «Удача», затем появляется карта с тремя островами. Вот по этой карте совершается наше плавание. Внимание! На горизонте показался первый остров. Давайте посетим его. (На экране высвечивается дерево, на котором сидят бабочки, у каждой из которых цифра и буква.) Ой, какие красивые бабочки!? Как они называются? Кто - то знает об этом? Нет. Тогда выполним математические вычисления и узнаем её название. (каждая группа решает самостоятельно. Тот кто решает первым получает 3 балла (2;1 соответственно)). 6,8 : 2 =
10,5 : 5= 80,64 : 8= 0,3 :6= 2,4 : 4 = 1 :4 = Ответ: «МОНАРХ» Молодцы! Вы справились с заданием. А знаете ли вы, что эта бабочка улетает на зимовку из Северной Америки в Южную, преодолевая расстояние более 3000 км. Ребята, а как же мы назовём этот остров? (ответ: остров деления). А какое здесь деление? (ответ: деление на натуральное число). А как от этого деления перейти к делению на десятичную дробь? (каждая команда придумывает свой пример на деление и объясняет его решение). 3 .
Изучение нового учебного
материала.
Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия)); • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия); • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; • описание форм и методов изложения нового учебного Поплыли дальше! (да) На горизонте новый остров. В подзорную трубу капитан увидел крепость, над которой веет пиратский флаг.( картинка высвечивается на экране). Что это то? Пираты увидели наш корабль и хотят взять нас в плен! Нас может спасти только чудо – цепочка, состоящая из примеров на сложение и вычитание десятичных дробей. (примеры высвечиваются на экране и результаты выполнения команд оцениваются баллами, и заносятся в таблицу). Ура! Пираты позади. Почему нам сопутствовал успех? Ответ: потому что знаем правила сложения и вычитание десятичных дробей. Что является самым главным при сложении десятичных дробей столбиком?
материала; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), в котором(ой) работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся (воспитанников) к излагаемому педагогом учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе освоения нового учебного материала. Ответ: записывать запятую под запятой. Устали? А не отдохнуть ли нам? (физкультминутка) Плывём дальше. На доске ещё один остров. Смотрите, ребята, какие огромные деревья здесь растут? А их плоды напоминают небольшие колбаски до 60 см. этими колбасками охотно питаются животные, но для человека они не съедобны. Их используют для производства некоторых лекарств и красок.( На экране – дерево с плодами виде колбасок, на каждой из которых написано цифра и буква). Как же это дерево называется? Найдём ответ, решив следующие примеры.(на доске высвечиваются примеры на умножение десятичных дробей). Ответ: КИГАЛИЯ Результаты в таблицу. Покидаем остров и отправляемся к большой Земле. 4 .
Закрепление учебного
материала
, предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия); • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия); • описание форм и методов достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся (воспитанников), с которыми работает педагог; • описание критериев, позволяющих определить степень Внимание! Земля! Наш корабль входит в русло реки, скорость течения которой 2,8 км/ч, а собственная скорость 80,5 км/ч. С какой скоростью наш корабль плывёт сейчас? Успеем ли мы к 19 ч 15 мин, если нам осталось плыть 155,4 км, а время сейчас 17ч 15 мин? (краткое условие учитель записывает на доске). Команды решают эту задачу и приходят к выводу. Что прибуду они вовремя. (Результаты заносятся в таблицу.) И перед встречей с родителями последнее испытание. (высвечиваются 3 задания каждой команде ) Даны числа 0,3;7,7;0,125. поставьте между ними такие знаки, чтобы в результате выполнения действий получилась 1. Даны две суммы (2,18+4,36+6,53+8,77) и (7,82+5,56+3,47+1,23) найти сумму
усвоения учащимися (воспитанниками) нового учебного материала; • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся (воспитанников) не освоила новый учебный материал. этих сумм. Найти значение выражения (13- 2,46: 3,54)(0,5- ½) (Результаты внесли в таблицу) Ну что же, наше путешествие закончилось. Надеюсь, что оно прошло с пользой для вас. Мы повторили и закрепили все правила действий с десятичными дробями. Благодаря своим знаниям, умениям, логическому мышлению, ответственно отнеслись к поставленной задаче и выполнили её. Полученные знания о природе используйте на других уроках, а при встрече с родителями спросите их, знают ли они как называется самая красивая бабочка и «колбасное» дерево. В результате команда- победитель награждается оценкой «5»(оценки выставляются в дневник) 5 .
Задание на дом
, включающее: • постановку цели самостоятельной работы для учащихся (воспитанников) (что должны сделать учащиеся (воспитанники) в ходе выполнения домашнего задания); • определение цели, которую хочет достичь педагог, давая задание на дом; • определение и разъяснение учащимся (воспитанникам) технологии успешного выполнения домашнего задания. №1465(б),1462(в),1468,1461 Задача практического содержания :в ванной комнате длиной 4м, шириной 3 м и высотой 2,5м нужно обложить стены пол плиткой квадратной формы, сторона квадрата 0,25м. окно и дверь занимают 1/8 площади всех стен. Сколько нужно купить плиток? Для интересующихся: посмотреть понятие «Проценты»
В раздел основное общее образование

