"Новые краски музыки XX века. Авангардизм (крайние формы)".
Конспект урока
Автор: Ушакова Елена Леонидовна, учитель музыки, МБОУ "СОШ № 45", город Чита, Забайкальский край
В раздел основное общее образование
Урок музыки в 7 классе, учитель Ушакова Елена Леонидовна
Тип урока
: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Тема урока
: Новые краски музыки XX века. Авангардизм (крайние формы). Цель
урока
: формирование представления об особенностях направления музыки XX века – «Авангардизме (крайние формы)». Задачи
:
1. Образовательная (обучающая): помочь обучающимся овладеть новыми знаниями о музыке XX века; научить их разграничивать понятия в музыке «традиции» и «новаторство»; сформировать знания о музыкальном течении XXвека - «Авангардизме»; научить отличать направления авангардизма (алеаторика, додекафония, коллаж, сонористика и др.). 2. Развивающая: продолжить развитие музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; интереса к музыке и музыкальной деятельности; образного и ассоциативного мышления и воображения; развитие музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. 3. Воспитательная: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству; художественный вкус; нравственные и эстетические чувства; уважение к истории и традициям музыкальной культуры своего народа и других народов мира.
Вид урока
: урок-экскурсия.
Информационно-методическое
обеспечение
: презентация, «Музыкальный словарь», «Музыкальная энциклопедия», В.В. Алеев «Поурочное планирование уроков музыки 8 класс» стр.39-41, нотный сборник «Бардовская песня».
Оборудование:
ТСО (мультимедиа проектор, экран, компьютер, проигрыватель (музыкальный центр); фортепиано, синтезатор, гитара, балалайка, диски.
Новые понятия и термины
: авангардизм, алеаторика, додекафония, сонористика, коллаж, консонанс, диссонанс, квартет, новаторство, традиции.
Используемые методы
: 1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: учебной дискуссии, создание ситуации успеха в учении, разъяснение, поощрение; 2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические (упражнения, трудовые действия); 3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: метод устного контроля и самоконтроля в обучении.
Прогнозируемый результат
: эмоциональный отклик на музыку, осмысленное овладение новыми знаниями, сформированное представление об особенностях направления музыки XX века – «Авангардизме (крайние формы)», реализация творческого потенциала в коллективной и индивидуальной деятельности, умение строить речевые высказывания о музыке.
Формы работы учащихся
: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Структура и ход урока:
1. Организационная часть. 2. Актуализация знаний. 3. Сообщение нового материала. 4. Физ. минутка. 5. Закрепление изученного материала. 6. Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели).
7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. 8. Комментированное выставление оценок.
Структура и ход урока
№
Этапы урока
Содержание этапа
Название ЭОР (презентация и № слайда)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1 2 3 4 5
Мотивационно - ориентированный компонент
1. Организационный момент Музыкальное приветствие. Цель: Обеспечить благоприятный настрой на урок. Объяснение хода урока (называет тему урока), его цель. Музыкальное приветствие – ответ. Настраиваются на работу урока. Слушают информацию, что будут делать на уроке. Презентация Power Point (слайд 1). 2. Актуализация опорных знаний. Организует работу по усвоению новых знаний. Ставит учебную проблему и познавательные задачи. - Рассказывает о современной музыке и традициях (музыка не может не обновляться). Нельзя представить, чтобы те преобразования, которые в XX веке охватили все стороны жизни общества, никак не коснулись музыки, её образов, стилей, средств выразительности. Но любая эпоха обобщает всё, что создано предыдущим. В искусстве всегда существовала связь времён. Современная музыка при всём своём новаторском облике не отрывается от классической Запись темы урока в тетради. Слушают рассказ учителя, настраиваются на дальнейшие ответы и анализ услышанного.
3. Сообщение и изучение нового материала. традиции, она как бы вырастает из неё, хотя и обновляется благодаря индивидуальности автора и веянью современной жизни. - Как вы понимаете слова «традиции» и «новаторство»? Цель: разобраться в понятиях, что такое «традиции» и «новаторство», взаимосвязь между ними. - В искусстве новаторство заключается не в само цельном поиске необычных (никем и никогда не использованных!) выразительных средств, а в новом взгляде на жизнь, постановке новых проблем, рождении новых мыслей и чувств, правдивое выражение которых приводит к появлению новых средств выразительности. Поэтому нет «плохих» или «запрещённых» выразительных средств. Всё зависит от того, как и для чего они использованы.
Операционно-исполнительный компонент
Учитель обобщает высказывания детей и подводит их к восприятию нового понятия «Авангардизм» в музыке (новое направление в музыке XX века). Цель: восприятие и эмоционально-ценностный отклик на новое в музыкальном искусстве, анализ и выводы. - В искусстве красота неразделима с жизненной правдой, если нет правды, то нет красоты. Искусство исчезнет. Представители крайнего авангардизма сознательно «перерубают корни», связывающие современное искусство с прошлым. Они напрочь отрицают художественную традицию. В их произведениях вы не услышите ни песенности, ни маршевости, ни танцевальности. Проверяется выполнение домашнего задания. Ответы на вопрос, делают выводы, анализируют и сравнивают понятия: - Традиции – то, что переходит от одного поколения к другому, то, что унаследовано (идеи, взгляды, вкусы, образы, обычаи); - Новаторство – это прогрессивные, новые приёмы, принципы, идеи, образы в музыке. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы учителя, знакомятся с новым понятием. Слайд 2-3. Слайд 4.
Оценивает выполнение задания, обобщает ответы детей. Зачитывается высказывание французского авангардиста Пьера Булеза: «Существует 3 вещи, из которых нельзя создавать музыку – мелодия, гармония, ритм». Приводятся примеры крайнего авангардизма: додекафония, алеаторика, конкретная музыка, сонористика, коллаж. Додекафония – двенадцатизвучие, внетональное звучание (Пример играет учитель). Алеаторика – в основе принцип случайности (учитель проигрывает «произведения» детей). Конкретная музыка – манипуляции со звуками окружающего мира (используется пластинка – меняется скорость при звучании знакомого произведения, или шумы и звуки природы). Сонористика – комбинации небывалых звучностей. Коллаж – соединение фрагментов сочинений других авторов. (проигрывается музыка составленная из фрагментов знакомых детских песен). Цель: иметь представление о музыке крайнего авангардизма, уметь оценить «важность и ценность» такой музыки для человека. Приводятся примеры «произведений» композиторов – представителей авангардизма: 1.Джон Кейди. Пьеса «4.33». Дается пояснение к восприятию этого произведения. Зачитывают (несколько вариантов) определение слову «Авангардизм» анализируют, делают выводы. Ключевые слова фразы, дети, читают хором. Анализируют фразу высказывая мнения, делают выводы. Участвуют в раскрытии смыслового понятия терминов. Зачитывают сообщения о направлениях авангардизма, записывают в тетрадь термины, выступают в роли «композитора» (предлагают исполнить свои «сочинения» в стиле алеаторика). При звучании музыки в стиле «коллаж» - определяют на слух знакомые фрагменты, знакомых мелодий. Высказывают свои впечатления. Участвуют в «исполнении». Слайд 5. Слайд 6. Слайд 7.
4. Физ. минутка. 2.»Произведение» с фестиваля музыки. Учитель приглашает 4 учащихся, для участия в демонстрации произведения. 3.Петер Шнайдер «Вавилон». Предлагает желающим пройти и взять инструменты, подойти к инструментам (фортепиано, гитара, балалайка, синтезатор, гудок) и продемонстрировать звучание пьесы «Вавилон». - Какое знакомое литературное произведение вам напоминает это исполнение? Давайте послушаем фрагмент музыки наших «горе» музыкантов. Учитель включает пластинку (диск) со звучанием музыки раскрывающей понятия знакомых музыкальных терминов: консонанс и диссонанс. (Звучит отрывок музыки диссонанс и фрагмент «Квартета № 2» Бородина А.П.) Цель: сравнить музыку авангардизма и традиционную на примере классического произведения. - Предлагаю всем дирижировать, когда будет звучать музыка – консонанс. Подберите правильные движения. Цель: рефлексия – отдых. 1. Предлагается всему классу помолчать «4.33» минуты (можно сократить время), ни одной звучащей ноты в произведении Кейди. Дети дают оценку «исполнения». 2.Приглашаются 4 учащихся, они пожимают друг - другу руки и уходят. «Слушатели», оценивают «сие» исполнение. 3. 4-5 учащихся играют на инструментах – впервые. Остальные анализируют прозвучавшее произведение. Дети вспоминают «Квартет» И.А.Крылова. Называют состав квартета и определение. Учащиеся внимательно слушают. При слушании выполняют плавные движения руками. После прослушивания дети Слайд 9-10. Слайд 11-12. Слайд 13.
- Ответьте на вопрос, что вам напоминает прозвучавший 1фрагмент? И к какой музыке можно отнести прозвучавшее произведение «Квартет» А.П.Бородина? (Учитель вешает на доску портрет композитора Бородина А.П.) Цель: подвести учащихся к итогу урока – выводу разговора (какая же музыка наиболее ценна для человека). - Ещё один пример традиционной музыки прозвучит сегодня в классе. В исполнении учащейся класса (или учителя) прозвучит произведение классическое, в котором сохранены все традиционные средства музыкального языка. Цель: понимание детьми ценности художественного и эстетического смысла произведения написанного в традиционной форме. Если есть дополнительное время, можно исполнить фрагмент или всю знакомую, ранее разученную песню: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» О.Митяева. оценивают звучание, дополняя его и связывая с терминами: консонанс и диссонанс дают им определение. Дети отвечают на вопрос. Музыку первого фрагмента можно отнести (условно) к музыке авангардизма, а музыку композитора Бородина относим к традиционной, образцовой – классической музыке. Слушают исполнение произведения, делают для себя выводы. Краткий ответ – произведение художественно и эстетически ценное, потому что сохранило в себе главные 3 составляющие всей музыки: мелодию, гармонию, ритм. И передало слушателю свои чувства, настроение. Поют выразительно, соблюдая в пении чистоту интонирования, хорошую дикцию, эмоциональный настрой. Слайд 14.
Рефлексивно - оценочный компонент
5. Подведение итогов урока, рефлексия достижения цели. Обобщает работу урока вместе с учащимися делает вывод из того что прозвучало на уроке. - Какая музыка ближе массовому слушателю и почему? Учитель помогает сделать выводы. - Каждый человек вправе выбирать, какая музыка ему нравится, традиционная или новая - новаторская. Самое главное, чтобы выбранная человеком музыка несла ему радость, и была не низкопробной, а высоко - художественно ценной. Подводит итог урока, предлагает учащимся продолжить фразу: « Сегодня на уроке я научился…» «Я узнал что…» «Я могу…» Цель: анализируются ответы учащихся, оценивается их деятельность на уроке. Предполагаемые ответы: - Массовому слушателю ближе музыка традиционная, в которой сохранены главные три составляющие всей музыки: мелодия, гармония, ритм. Музыка, которая может волновать человека своей красотой, художественным и эмоциональным содержанием, вызывать у человека определённые чувства, настроения и мысли. 6. Информация о - Предлагаю всем побывать в роли композитора. Сочините Запоминают и записывают
домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. музыку в стиле алеаторика (возьмите лист бумаги, начертите 2-3 нотоносца (можно взять лист нотной бумаги) и разбрызгайте по листу жидкую краску или тушь). домашнее задание в дневниках. 7. Комментирование и выставление оценок Оценивает результаты работы учащихся на уроке. Выставляет оценки за урок. - Спасибо за внимание! Урок окончен. До свидания. Анализируют результаты своей работы.
Приложение к плану-конспекту урока
«Новые краски музыки XX века»
№ Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления
информации
(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий
доступ к ЭОР
1 Тема урока : «Новые краски в музыке XX века» Мультимедиа Презентация Слайд1 2 Новаторство Слайд2
3 Традиции Слайд3 4 Авангардизм Слайд4 5 Пьер Булез – французский авангардист Слайд5 6 Течения авангардизма (додекафония, алеаторика, конкретная музыка, сонористика, коллаж) Слайд6 7 Джон Кейдж – композитор авангардист Слайд7 8 Пьеса «4,33» Слайд8 9 Петер Шнайдер – композитор авангардист Слайд9 10 Картина «Строительство Вавилонской башни» Петер Брейгель Cлайд10 11 И.А.Крылов – писатель, баснописец. Слайд11 12 Рисунок к басне Крылова И.А. Слайд12 13 Консонанс – благозвучие Слайд13
14 Диссонанс – не благозвучие Слайд14
В раздел основное общее образование

