"Межвидовые отношения организмов"
Конспект урока
Автор: Лифанова Елена Эдуардовна, учитель биологии, МБОУ "СОШ № 45", город Чита, Забайкальский край
В раздел основное общее образование
Лифанова Елена Эдуардовна,
учитель биологии
Урок биологии, 9 класс
Тема урока:
Межвидовые отношения организмов
Цель урока:
Создание условий для формирования у учащихся представления о типах биотических взаимоотношений.
Задачи:
1. Способствовать: Формированию понятий «нейтрализм», «аменсализм», «комменсализм», «симбиоз», «протокооперация», «мутуализм», «конкуренция», «хищничество», «паразитизм»; Развитию экологического мышления; 2. Способствовать развитию умений и навыков групповой самостоятельной работы, выделять главное, делать выводы; 3. Содействовать воспитанию уважения к противоположному мнению.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны: Определять понятия «нейтрализм», «аменсализм», «комменсализм», «симбиоз», «протокооперация», «мутуализм», «конкуренция», «хищничество», «паразитизм»; Иметь представления о многообразии различных форм межвидовых отношений; Уметь приводить примеры межвидовых взаимоотношений.
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь: Определять понятия, формируемые в процессе изучения темы; Формулировать выводы;
Применять схемы для решения учебных задач; Организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Личностные результаты обучения:
Признание права каждого на собственное мнение.
Оборудование:
Компьютер; Проектор, мультимедийная презентация.
Технологическая карта урока
Этапы работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Проверка внешней и внутренней готовности учащихся к уроку. Приветствие учащихся. Психологическая подготовка к уроку. Приветствие учителя. Настрой на работу, подготовка рабочего места.
Актуализация знаний
Работа с текстом из книги Г. Адамова «Тайна двух океанов». Проблемный вопрос: верите ли вы, что один организм, одна популяция или вид способны к изолированному существованию? Приведите кратко доказательства. Отвечают на вопрос, приводят примеры и обоснования.
Целеполагание
Учитель просит по аналогии с человеческим обществом назвать типы взаимоотношений. С помощью учителя, учащиеся приходят к выводу, что на уроке будем изучать основные типы межвидовых взаимоотношений, для чего это необходимо знать, чему они научатся на уроке.
Изучение нового учебного
материала
Объяснение учителя с использованием презентации. В процессе объяснения учитель через каждые несколько минут задает короткие задания на Ответы на вопросы учителя, приводят свои примеры, участвуют в обсуждении. Заполнение схемы.
понимание, объяснение и применение, которые сопровождаются демонстрацией слайдов с фотографиями и примерами, иллюстрирующими типы взаимоотношений организмов. В презентации показаны только 4 типа взаимоотношений. Вопрос: каких двух типов взаимоотношений не хватает в схеме? Работа в парах
Физкульт. минутка
Закрепление учебного
материала
Учитель демонстрирует слайды с изображением биотических взаимоотношений. Учащиеся заполняют таблицу и участвуют в обсуждении.
Контроль и самопроверка
знаний
Учитель дает задание для выполнения в группах После выполнения заданий группы защищают свои схемы.
Рефлексия
-какие примеры положительных и отрицательных взаимоотношений вам известны? -что представляют собой лишайники с точки зрения взаимоотношений организмов? Устные ответы на вопросы, замечания и комментарии к уроку.
Подведение итогов урока
Учитель просит учащихся высказать свои выводы о пройденном материале. Ответы и комментарии к уроку
Домашнее задание
Прочитать параграф 9.5 и составить кроссворд по изученным темам Текст из книги Г. Адамова «Тайна двух океанов». Медленно проплыла прозрачная, как будто вылитая из чистейшего стекла, розовато-фиолетовая медуза. Ее студенистое колокольчатое тело по нижнему краю было окаймлено нежной бахромой, а из середины его спускались, развеваясь, как пучок разноцветных шнурков, длинные щупальца. Медуза плавно неслась, непрерывно сжимая и раздувая края своего колокола. Возле одного из этих нежных созданий мелькнула маленькая серебристая рыбка, и вмиг картина изменилась. Щупальца прилипли к спине рыбки, рыбка замерла, словно парализованная; стрекательные нити, выброшенные из щупалец, вонзились в ее тело, впущенный яд моментально оглушил ее. Щупальца сжались, подтянулись под колокол, ко рту медузы, и в
следующее мгновение Павлик увидел уже сквозь ее прозрачное тело темные очертания перевариваемой рыбки; целиком она не поместилась в желудке медузы, и хвост торчал еще через рот наружу. - Бичо, смотри, что делает рак-отшельник! Павлик оглянулся. Рак совсем вылез из своей завитой, как рожок, раковины. Сгибая и разгибая голое розовое брюшко, он подполз к другой такой же раковине, но побольше, сунул в нее клешню и вытащил несколько песчинок. - Что он делает? - спросил Павлик. - Сам поймешь сейчас, Бичо. Мне тоже в первый раз удается видеть эту операцию не на картинках, а в натуре, собственными глазами. Рак-отшельник вновь исследовал клешней внутренность раковины и, видимо, остался доволен. Вполз брюшком вперед в раковину и посидел в ней немного, устраиваясь там. Потом он вылез и подполз к прежнему своему жилищу. Красавица актиния, с невысоким цилиндрическим стволом, окрашенным в темно-красный цвет с чернильными полосами и пятнами, стояла свежая, роскошная, то сжимаясь, то разжимаясь и далеко распустив вокруг себя свои длинные фиолетовые, с фиолетово-красными концами щупальца. Щупальца играли, шевелились, извиваясь, окружая вершину ствола букетом гибких цветистых змеек. Две маленькие рыбки, не то в веселой игре, не то в погоне друг за другом, мелькнули серебристыми каплями, задев щупальца актинии. В одно мгновение обе рыбки оказались опутанными клубком щупалец -- беспомощные, не в силах даже шевельнуть хвостом. В следующий момент клубок с добычей исчез в широко раскрывшемся на вершине ствола, в центре венца щупалец, ротовом отверстии. Еще момент - и над актинией вновь распустился очаровательный цветок с красивыми, нежными, слабыми на вид лепестками. Пораженный этой невиданной охотой и коварством, прикрытым красотой и изяществом, Павлик с разгоревшимися глазами машинально повторял: - Вот здорово! Какая красивая злючка! Какая злючка красивая! Зоолог сделал попытку пожать металлическими плечами:
- Не злая, Бичо, и не добрая. Она просто живет и борется за жизнь. А к капусте и к кондитерскому печенью ее никто не приучал. В это время к актинии подполз рак и, приподнявшись, начал ощупывать края ее плоской круглой подошвы, которой актиния прикрепилась к раковине. Потом он ловко и с большим знанием дела, при помощи своих острых ножек, начал отделять подошву актинии от раковины. Он немало потрудился, прежде чем актиния, которая никак не протестовала против действий своего сожителя, очутилась в его обеих клешнях, высоко приподнятая над дном. Рак медленно полз к новому жилищу, бережно неся свою красавицу. Приблизившись к раковине, он поставил на нее актинию, крепко придавил ее подошву к изогнутой поверхности и долго придерживал ее клешнями в таком положении. Павлик следил за этим переездом на новую квартиру - затаив дыхание, боясь пошевельнуться. Минут через десять, когда рак отнял клешни, великолепная актиния прочно стояла на новом месте во всей красе, распустив вокруг себя свои гибкие, нежные щупальца.
Урок биологии, 9 класс
Тема урока:
Межвидовые отношения организмов
Цель урока:
Создание условий для формирования у учащихся представления о типах биотических взаимоотношений.
Задачи:
1. Способствовать: Формированию понятий «нейтрализм», «аменсализм», «комменсализм», «симбиоз», «протокооперация», «мутуализм», «конкуренция», «хищничество», «паразитизм»; Развитию экологического мышления; 2. Способствовать развитию умений и навыков групповой самостоятельной работы, выделять главное, делать выводы; 3. Содействовать воспитанию уважения к противоположному мнению.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны: Определять понятия «нейтрализм», «аменсализм», «комменсализм», «симбиоз», «протокооперация», «мутуализм», «конкуренция», «хищничество», «паразитизм»; Иметь представления о многообразии различных форм межвидовых отношений; Уметь приводить примеры межвидовых взаимоотношений.
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь: Определять понятия, формируемые в процессе изучения темы; Формулировать выводы;
Применять схемы для решения учебных задач; Организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Личностные результаты обучения:
Признание права каждого на собственное мнение.
Оборудование:
Компьютер; Проектор, мультимедийная презентация.
Технологическая карта урока
Этапы работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Проверка внешней и внутренней готовности учащихся к уроку. Приветствие учащихся. Психологическая подготовка к уроку. Приветствие учителя. Настрой на работу, подготовка рабочего места.
Актуализация знаний
Работа с текстом из книги Г. Адамова «Тайна двух океанов». Проблемный вопрос: верите ли вы, что один организм, одна популяция или вид способны к изолированному существованию? Приведите кратко доказательства. Отвечают на вопрос, приводят примеры и обоснования.
Целеполагание
Учитель просит по аналогии с человеческим обществом назвать типы взаимоотношений. С помощью учителя, учащиеся приходят к выводу, что на уроке будем изучать основные типы межвидовых взаимоотношений, для чего это необходимо знать, чему они научатся на уроке.
Изучение нового учебного
материала
Объяснение учителя с использованием презентации. В процессе объяснения учитель через каждые несколько минут задает короткие задания на Ответы на вопросы учителя, приводят свои примеры, участвуют в обсуждении. Заполнение схемы.
понимание, объяснение и применение, которые сопровождаются демонстрацией слайдов с фотографиями и примерами, иллюстрирующими типы взаимоотношений организмов. В презентации показаны только 4 типа взаимоотношений. Вопрос: каких двух типов взаимоотношений не хватает в схеме? Работа в парах
Физкульт. минутка
Закрепление учебного
материала
Учитель демонстрирует слайды с изображением биотических взаимоотношений. Учащиеся заполняют таблицу и участвуют в обсуждении.
Контроль и самопроверка
знаний
Учитель дает задание для выполнения в группах После выполнения заданий группы защищают свои схемы.
Рефлексия
-какие примеры положительных и отрицательных взаимоотношений вам известны? -что представляют собой лишайники с точки зрения взаимоотношений организмов? Устные ответы на вопросы, замечания и комментарии к уроку.
Подведение итогов урока
Учитель просит учащихся высказать свои выводы о пройденном материале. Ответы и комментарии к уроку
Домашнее задание
Прочитать параграф 9.5 и составить кроссворд по изученным темам Текст из книги Г. Адамова «Тайна двух океанов». Медленно проплыла прозрачная, как будто вылитая из чистейшего стекла, розовато-фиолетовая медуза. Ее студенистое колокольчатое тело по нижнему краю было окаймлено нежной бахромой, а из середины его спускались, развеваясь, как пучок разноцветных шнурков, длинные щупальца. Медуза плавно неслась, непрерывно сжимая и раздувая края своего колокола. Возле одного из этих нежных созданий мелькнула маленькая серебристая рыбка, и вмиг картина изменилась. Щупальца прилипли к спине рыбки, рыбка замерла, словно парализованная; стрекательные нити, выброшенные из щупалец, вонзились в ее тело, впущенный яд моментально оглушил ее. Щупальца сжались, подтянулись под колокол, ко рту медузы, и в
следующее мгновение Павлик увидел уже сквозь ее прозрачное тело темные очертания перевариваемой рыбки; целиком она не поместилась в желудке медузы, и хвост торчал еще через рот наружу. - Бичо, смотри, что делает рак-отшельник! Павлик оглянулся. Рак совсем вылез из своей завитой, как рожок, раковины. Сгибая и разгибая голое розовое брюшко, он подполз к другой такой же раковине, но побольше, сунул в нее клешню и вытащил несколько песчинок. - Что он делает? - спросил Павлик. - Сам поймешь сейчас, Бичо. Мне тоже в первый раз удается видеть эту операцию не на картинках, а в натуре, собственными глазами. Рак-отшельник вновь исследовал клешней внутренность раковины и, видимо, остался доволен. Вполз брюшком вперед в раковину и посидел в ней немного, устраиваясь там. Потом он вылез и подполз к прежнему своему жилищу. Красавица актиния, с невысоким цилиндрическим стволом, окрашенным в темно-красный цвет с чернильными полосами и пятнами, стояла свежая, роскошная, то сжимаясь, то разжимаясь и далеко распустив вокруг себя свои длинные фиолетовые, с фиолетово-красными концами щупальца. Щупальца играли, шевелились, извиваясь, окружая вершину ствола букетом гибких цветистых змеек. Две маленькие рыбки, не то в веселой игре, не то в погоне друг за другом, мелькнули серебристыми каплями, задев щупальца актинии. В одно мгновение обе рыбки оказались опутанными клубком щупалец -- беспомощные, не в силах даже шевельнуть хвостом. В следующий момент клубок с добычей исчез в широко раскрывшемся на вершине ствола, в центре венца щупалец, ротовом отверстии. Еще момент - и над актинией вновь распустился очаровательный цветок с красивыми, нежными, слабыми на вид лепестками. Пораженный этой невиданной охотой и коварством, прикрытым красотой и изяществом, Павлик с разгоревшимися глазами машинально повторял: - Вот здорово! Какая красивая злючка! Какая злючка красивая! Зоолог сделал попытку пожать металлическими плечами:
- Не злая, Бичо, и не добрая. Она просто живет и борется за жизнь. А к капусте и к кондитерскому печенью ее никто не приучал. В это время к актинии подполз рак и, приподнявшись, начал ощупывать края ее плоской круглой подошвы, которой актиния прикрепилась к раковине. Потом он ловко и с большим знанием дела, при помощи своих острых ножек, начал отделять подошву актинии от раковины. Он немало потрудился, прежде чем актиния, которая никак не протестовала против действий своего сожителя, очутилась в его обеих клешнях, высоко приподнятая над дном. Рак медленно полз к новому жилищу, бережно неся свою красавицу. Приблизившись к раковине, он поставил на нее актинию, крепко придавил ее подошву к изогнутой поверхности и долго придерживал ее клешнями в таком положении. Павлик следил за этим переездом на новую квартиру - затаив дыхание, боясь пошевельнуться. Минут через десять, когда рак отнял клешни, великолепная актиния прочно стояла на новом месте во всей красе, распустив вокруг себя свои гибкие, нежные щупальца.
В раздел основное общее образование

