"Подвижные игры как одно из спортивно-оздоровительных направлений внеурочной деятельности при реализации стандартов второго поколения в современной школе"
статья
Автор: Куценко Руслана Васильевна, учитель физической культуры, МБОУ СОШ №42, Белгород, Белгородская область
В раздел основное общее образование
Подвижные игры как одно из
спортивно-оздоровительных направлений
внеурочной деятельности при реализации стандартов
второго поколения в современной школе
Куценко Р.В.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще- интеллектуальное, общекультурное). Направление деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся организаторские, творческие, музыкальные способности, что играет большую роль в духовном развитии детей. Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. В МБОУ СОШ №42 г.Белгорода занятия по внеурочной деятельности ведут учителя начальных классов, учитель английского языка, учитель физической культуры, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования. Координирующую роль выполняет классный руководитель (учитель начальных классов). Для реализации внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении имеются необходимые условия: актовый зал, спортивный зал, кабинеты музыки, изобразительного искусства, информатики, библиотека, столовая, медицинский кабинет, спортивная площадка, игровые площадки. Образовательный процесс в начальной школе обеспечен современной компьютерной техникой. Организацию внеурочной деятельности помогают осуществлять социальные партнёры: краеведческий музей, музей народной культуры, литературный музей, художественный музей, кинотеатры города, кукольный театр, драматический театр, Центр туризма, ДДТД, ДК «Дубовое». Расписание занятий составляется в соответствии с режимом труда и отдыха детей, с учётом пожеланий родителей, возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях. Внеурочная деятельность по спортивно - оздоровительному направлению в нашем учреждении включает следующие занятия: народные и подвижные игры, оздоровительное плавание. По каждому курсу, включённому в план
внеурочной деятельности, разработаны рабочие программы. Моя рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования по физической культуре (авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа полностью построена на подвижных играх и различных игровых упражнениях, соответствующих возрастным особенностям первоклассников и особенностям построения учебного процесса в 1 классе. Целью программы является физическое воспитание учащихся. Достижению этой цели способствуют следующие задачи: укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоничному физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды; овладение школой движений; формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья; приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта; воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов. Ожидаемые результаты: снижение заболеваемости учащихся; формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; расширение двигательных действий за счет подвижных игр. В содержание курса «Подвижные игры» включены игры с элементами строя и общеразвивающих упражнений: «Класс, смирно!», «У ребят порядок строгий», «Быстро по местам», «Космонавты», «Совушка», «Мяч соседу». Основы игровой деятельности направлены на совершенствование, прежде всего, естественных движений, элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу), и технико-тактических взаимодействий (выбор места, взаимодействие с партнёром, командой и соперником). В программу «Подвижные игры» на материале гимнастики с основами акробатики входят простейшие виды построений и перестроений, большой круг общеразвивающих упражнений без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазании, в равновесии, несложные акробатические упражнения. На материале легкой атлетики - бег, прыжки, метание. На материале спортивных игр - футбол, баскетбол, волейбол. Подвижные игры для формирования правильной осанки и подвижные игры на свежем воздухе. При проведении подвижных игр среди учащихся младших классов я учитываю анатомо-физиологические особенности детей этого возраста. Поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений. Игра не должна быть слишком продолжительной, поэтому я предлагаю короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками. Правила игры излагаю кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести всё изложенное в действиях.
Стараюсь использовать рассказ об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей. Этим приемом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после физической нагрузки. Сигналы в играх для детей младших классов подаю словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, ещё очень не совершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива. К нарушениям в игре, несоблюдению правил отношусь терпимо, помня, что это происходит в основном из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры и недостаточного общего физического развития детей. Стремление детей к выдумке, творчеству реализуется в подвижных играх, которые зачастую имеют сюжетно-образный характер. Образные сюжеты становятся сложнее, чем в играх детей дошкольного возраста, так как кругозор младших школьников значительно расширяется, они овладевают навыками чтения, письма. Примером сюжетных игр могут быть "Совушка", "Два Мороза", "Караси и щука". В первом классе в начале учебного года нежелательно проводить командные игры. Постепенно, с приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности, можно включать в урок игры с элементами соревнования в парах (в беге, гонке обручей, в катании мяча). В дальнейшем следует разделять детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры типа эстафет с простыми заданиями. Преимущественное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа "догоняй-убегай" и с увертыванием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия (начерченный "ров") и через предметы (невысокую скамейку); игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, шишек, камешков, игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера. Каждая игра состоит в основном из одного, двух вышеперечисленных видов движений, причём обычно они применяются обособленно или попеременно и лишь изредка в сочетаниях. Например, игра "Попрыгунчики-воробушки" построена на подпрыгиваниях, игра "Волки во рву" - на перебежках, в которые включены прыжки в длину. Для проведения большинства игр в младших классах я использую яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит ещё слабо, а внимание рассеянно. Во время занятия распределяю подвижные игры следующим образом. В основной части для развития быстроты и ловкости провожу игры-перебежки ("Два Мороза", "Волки во рву", "Гуси-лебеди"), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть. Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, требующие от играющих организованности, внимания, согласованности движений, способствуют общему физическому развитию (например, игра "Кто подходил") включаю в подготовительную и заключительную части занятия. Иногда занятия
могут полностью состоять из разнообразных подвижных игр. Занятие, состоящее из игр, требует от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. В такое занятие включаю 2-3 игры, знакомые детям, и 1-2 новые. В процессе игры выявляются индивидуальные особенности поведения обучающихся в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, дети постигают определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции, осваивают социальные нормы, необходимые им для полноценного существования в современном обществе.
Литература
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. / [ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] ; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 111 с. (Стандарты второго поколения). Коротков И. М. Подвижные игры в школе: В помощь учителям физ. Культуры. – М.: Просвещение, 1979. Коротков И.М. Подвижные игры в школе. – М.: ФиС, 2001. .
В раздел основное общее образование

