Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Краеведение. Народные промыслы и ремёсла.Ткачество в Курганской области"

методическая разработка

Автор: Стенникова Ольга Ивановна, учитель изобразительного искусства, МКОУ "Казаркинская средняя общеобразовательная школа", Село Казаркино Макушинский район Курганская область



В раздел основное общее образование




Народные промыслы и ремёсла. Ткачество в Курганской области.
«Если дерево оторвать от корней, оно засохнет» (народная мудрость) В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Живём мы в очень красивом уголке нашей огромной России- Курганской области. У нас очень много озёр, лесов, которые богаты животным миром. Задачей нашего поколения является сохранить все эти богатства, но мы не должны забывать и историю, культуру, народные промыслы своей малой родины. Помню с детства как родительский дом украшали яркие салфетки, среди них были ещё домотканые половички с интересным узором. Я рассматривала линии узора и трогала немного колючую поверхность половичка. 60-е годы ХХ века во многих деревнях ткали половики на ткацких станках, кроснах. У кого-то муж, дядя, дед - мастер на все руки и светлая голова, делал станок. Домашнее ткачество представляло собой сложный комплекс работ и орудий производства, возникших в разные времена, и отражало долгую и сложную историю народного мастерства. Прядение и ткачество проделали длительный путь развития. Наиболее часто встречающимся материалом, используемым в производстве ковров и половиков ручной работы, является овечья шерсть. Умение выбрать подходящую пряжу и обработать ее – очень важно, так как от качества шерстяной нити зависит не только мягкость и прочность ковра, но и степень яркости цветовых оттенков. Долгими зимними вечерами эту кудель пряли, а потом пряжу красили. Овечья шерсть также бывает разной категории. Есть особые породы, которые дают более эластичную и мягкую шерсть. Тончайшие шерстяные нити можно изготавливать только из шерсти высшей категории. Обычно овец стригут два раза в год – весной и осенью. Для получения длинной шерсти овец осенью не стригли, а только весной. Шерсть расчесывали гребнем, что позволяло при прядении вытягивать из куделек тонкие и длинные «жилки», дававшие тончайшие шерстяные нити волокна, приготовленные для прядения, привязывались к прялке с подставкой (донцем) или прялись непосредственно с гребня
.
Рассказывали, что прядение было не только необходимым ремеслом, но и таинством. Прядильщица создавала форму – нить из бесформенного – комка шерсти, определённым образом «организовывала пространство». Не случайно в мифах древних народов Богини - хранительницы судеб сидят за прялками или за ткацким станком. Достаточно вспомнить выражения: «Связать свою судьбу», «Путеводная нить». Спряденные нити сматывали в клубки, из одной части нитей сновали основу, из другой – уток. Подготовка утка состояла в намотке уточных нитей на челноки, число которых равнялось числу используемых в изделии цветов
.
Сотрудник музея рассказал мне, как этот станок работал. Я теперь знаю, что горизонтальный ткацкий станок представляет собой широкую двойную раму, на стойках которой закреплены передний и задний навои (воротила) (навои и последник). Пришва - передний навой. На навой навивался сотканный холст. Создание ткани на "кроснах" (ручном горизонтальном ткацком станке) - это переплетение бесцветных продольных нитей основы и цветных поперечных "уточных" нитей. Во время наиболее трудоемкой операции - заправки станка, каждая из нитей
основы пропускается через узелки одного из "нитов" (начильник) - сетчатых рамок, предназначенных для приподнимания либо опускания нитей основы. Распределение нитей по нитям определяет рисунок будущей ткани. Заправка "кросен" производится вдвоем и требует высокого мастерства. Собственно ткать или, как говорили в старину, "затыкать кросны" намного проще. Ткачиха ногой нажимает на педали ("поножи"). При этом одна часть нитей опускается, другая поднимается, а в образовавшийся между нитями основы зев пробрасывается челнок с уточной нитью. Одной из важных деталей станка является челнок с берестяной чивцой, на которой намотана уточная нить. На чивцу пряжу наматывают с тюриков, при этом используют скально. На кроснах ткали простую ткань и узорницу. Для узорной ткани на станке было 4, а то и 8 нитченок и подножек; такая работа требовала высочайшего мастерства. За день ткачиха могла соткать одну стену простого холста; две стены (около 15 метров) назывались концом. Развитие русского ковроделия было связано и с ямским промыслом. Ямщики использовали дешевые ковры и ковровые изделия для покрытия сидений саней, тарантасов, возков. Гладкие безворсовые и махровые изделия служили в качестве одеял для путешественников. Недорогими ковриками-попонками покрывали лошадей. Санные ковры имели необычное членение композиций. Часто их рисунок делился на две части, при этом каждая имела свой узор. Иногда середина санных ковров обрамлялась с двух сторон разными орнаментациями и колоритом, широкими каймами. Такие ковры имели подчеркнуто декоративное решение, их узоры и расцветки придавали им не только нарядный вид, но и были видны издалека, что имело большое значение в дальнем и длительном путешествии, особенно в зимнее время. После отмены крепостного права в 1861 году помещичьи ковровые заведения лишились своей рабочей силы, и производство ковров стало для их владельцев невыгодным. Со второй половины XIX века ковроделие развивалось в домашних условиях, принимая форму кустарного производства ковров на продажу, особенно в южнорусских и западносибирских районах. Здесь в селах было достаточно мастеров, шерсть была менее дорогой, и продукция находила сбыт у местного населения. К концу XIX века изготовлением ковров начинают заниматься не только отдельные семьи, но и целые уезды. К началу ХХ века сформировались два основных района производства ковров, являющихся традиционными центрами русского коврового искусства. Ворсовое ковроделие интенсивно стало развиваться в Западной Сибири и на Урале. Большую известность получило производство ковров (в селе Канаши и других селах Шадринского уезда). Фактически регион стал одним из центров выделки сибирских ковров – уникального традиционного промысла, развитого помимо Шадринска еще всего в нескольких сибирских городах, в том числе Тюмени. В Шадринском уезде производились различные виды ковров (санные, настенные, налавочники, насундучники), наибольшую известность получили санные ковры. Их назначение – утеплять и украшать сани определила и особенности орнамента, и технику их изготовления (это махровые ковры, т.е. длинноворсовые с небольшой плотностью). Сибирские ковры отличала повышенная декоративность, которая достигалась черным цветом фона и ярким цветочным узором – красного, синего, зеленого и желтых тонов. Небольшая плотность ковров делала контуры орнамента размытыми, отчего узор обретал особую живописность. Другой центр ковроткацкого производства в Курганской области находился в Далматовском районе. Ковровая фабрика с 1970г. являлась специализированным ковровым предприятием, выпускало ворсовые ковры, паласы ручного изготовления, шерстяные и полушерстяные ковровые дорожки. Колорит изделий строился на контрастных цветовых сочетаниях.
Прошли десятки лет, ушли из жизни многие люди, а творения их рук остались. Мы любуемся их красотой. Они приносят нам радость, заставляют восхищаться талантом мастериц и рассказывают о духовной красоте русского человека. Будем бережно относиться к каждой старинной вещи, собирать их, изучать, открывая для себя много интересного. Каждая такая вещица хранит в себе тепло рук мастера, который её создал. Это и семейная реликвия, и предмет декоративно-прикладного творчества. Это наша память, история и культура.
Дополнительная литература:
1.Коврики своими руками- М.: Просвещение, 2008 2.Основы художественного ремесла: 2 ч. Ч 1. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей. Композиция и колорирование текстильных художественных изделий / пособие для учителя / под редакцией В.А.Барадулина и О.В. Танкус. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с., ил. 3.Панфилова Т.Ф. Ручное ткачество: продолжение традиций // Школа и производство. – 2005.-№7-С.44-46


В раздел основное общее образование