"Профилактика сколиоза и близорукости школьников"
проект "Один шаг к здоровью"
Автор: Андреева Марфа Афанасьевна, педагог-организатор, МБОУ "Ожулунская СОШ", Республика Саха (Якутия), Чурапчинский улус, с.Дябыла
В раздел основное общее образование
1
Республика Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ожулунская средняя общеобразовательная школа»
ПРОЕКТ
ДОО «Кулуhун»
«Один шаг к здоровью»
Руководитель : педагог-организатор
Андреева Марфа Афанасьевна
Ожулун - 2015
2
Введение
На протяжении более чем вековой истории существования и развития системы массового школьного образования в России, даже, несмотря на существенные преобразования материальной базы учебных учреждений в советское время, нарушения у школьников осанки (сколиоз), зрения носили и продолжают сохранять массовый характер. Столь печальное постоянство во многом определяется самой природой процесса обучения, требующего от детей и подростков большой зрительной работы, нервного напряжения, сидячей рабочей позы и ограничения двигательной активности. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходимы профилактические работы по устранению сколиоза и близорукости у школьников.
Актуальность:
профилактика сколиоза и близорукости у школьников является одной из значимых задач современной школы. В нашем проекте мы хотим доказать, что комплекс упражнений по устранению сколиоза и близорукости поможет повысить тонус мышц, улучшить осанку, дыхание и окажет общеукрепляющее воздействие на организм школьника.
Проблема:
не всегда проводимая педагогами профилактическая работа по профилактике сколиоза и близорукости школьников дает желаемый результат. По итогам медицинского осмотра, показал, что наиболее встречаемые заболевания, это – сколиоз и близорукость. В 2013 году плохое зрение было у 9 школьников, в 2014 году у 15 школьников, в 2015 году у 33 школьников.
3 Сколиоз – в 2013 году у 13 школьников, в 2014 году у 19 школьников, в 2015 году 15 школьников. В решении данной проблемы, необходимо находиться в постоянном поиске новых форм и методов работы, отвечающих интересам и мотивации школьников. В нашей школе активно работает детское общественное объединение «Кулуьун». Из этих активистов создан волонтерский отряд. Деятельности волонтерского отряда является работа, направленная на здоровый образ жизни школьников. Так родилась идея разработки и реализации проекта «Один шаг к здоровью». Главная идея этого проекта заключается в том, что отряд волонтеров будут ввести профилактические занятия, упражнения, вовремя перемен и послеобеденное время в школе.
Цель:
Организация работы по профилактике сколиоза и близорукости у школьников за период обучения в школе.
Задачи:
- раскрыть сущность профилактики сколиоза и близорукости; - анализ медицинских осмотров за 2013 и 2015 учебные годы; - на основе полученных данных разработать комплекс упражнений.
Целевая группа:
Учащиеся стоящие на школьном учете у школьного гигиениста.
Сроки реализации проекта:
2015 – 2017г.г.
Этапы реализации проекта:
I этап – 2015 – 2016 гг. - теоретический: На данном этапе школьники проходят медицинский осмотр, ____ отряд волонтёров «Здоровейка», которая подготавливает и собирает комплекс упражнений по программе, направленной на первичную профилактику сколиоза и близорукости среди школьников. II этап – с января 2016 – 2017 гг. - практический: внедрение комплекса упражнений в образовательный процесс в Ожулунской СОШ, волонтерами отдряда «Здоровейка».
Гипотеза:
профилактика сколиоза и близорукости будет наиболее эффективным, если:
4 - систематически использовать комплекс упражнений по профилактике сколиоза и близорукости; - учитывать возрастные особенности учащихся, соответствовать их интересам и возможностям.
Новизна:
- составление комплекса упражнений по профилактике сколиоза и близорукости; - внедрение комплекса упражнений в образовательный процесс в Ожулунской СОШ, волонтерами отдряда «Здоровейка».
Сколиоз
Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия на него факторов физической и социальной среды.
5 На формирование осанки воздействуют различные факторы, но наиболее негативно на ее состоянии сказываются несовершенство школьной мебели, сидячая рабочая поза учащихся и нехватка двигательной активности. Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте он проявляется наиболее выражено. Сколиоз – это сложная деформация позвоночника, характеризующаяся, в первую очередь, боковым искривлением позвоночника.
Существует 4 степени сколиоза:
1. Угол искривления позвоночника не превышает 5 градусов. 2. Угол искривления позвоночника от 6 до 25 градусов. 3. Угол искривления позвоночника от 26 до 80 градусов. 4. Угол искривления позвоночника более 80 градусов. Лечение сколиоза имеет сложно прогнозируемый результат, эффективность которого во многом зависит от самого больного.
При лечении сколиоза различают два вида лечения:
1.
Консервативное - одним из ведущих средств консервативного лечения сколиоза является лечебная физкультура. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формах сколиоза.
6 Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению.
2.
Оперативное - назначается при значительном и быстро прогрессирующем сколиозе и состоит в установке различного рода механических эндокорректоров, исправляющих кривизну позвоночника. Как правило, полностью исправить искривление в детском возрасте возможно лишь при сколиозах 1-2 степени, когда нет выраженных необратимых изменений в позвоночнике. При сколиозах 3-4 степеней можно добиться лишь остановки прогрессирования болезни. Приведенные данные служат основанием строить профилактику нарушений осанки и возникновения сколиозов у школьников не только путем оптимизации школьно средовых условий обучения, но и через воздействие на детский организм занятий физической культурой, на которых особое внимание будет уделено комплексу упражнений, направленных на совершенствование пространственно- ориентировочных реакций. И первым шагом в этом направлении должен стать контроль за соответствием школьной мебели росту учащихся, особенно в начальной школе. Приступая к этой работе, важно знать, какую сидячую позу считают правильной. Второе, чему должно уделяться внимание в профилактике нарушений осанки – это контроль за позой учащихся во время занятий. Немалую роль в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников может сыграть их валеологическое воспитание, то есть научение тому, как следует ходить, свободно сидеть, лежать во время сна, чтобы избежать повреждений позвоночника и нарушения осанки.
Близорукость.
Нарушения зрения, так же как и нарушения осанки у школьников относят к традиционным школьно обусловленным заболеваниям. Среди нарушений зрения, возникающих у детей после рождения, наиболее часто встречается близорукость, при этом установлено ее интенсивное нарастание у них с возрастом. Среди причин установленной закономерности офтальмологи называют неблагоприятные условия для зрительной работы во время школьных занятий в школе и дома. В
7 профилактику близорукости у школьников включают обеспечение рационального освещения детских учреждений и рабочих мест в школе и дома, выполнение определенных требований к объектам зрительной работы, выработку правильной посадки детей во время занятий, соблюдение режима умственного труда и отдыха, поскольку такой труд всегда сопряжен со зрительной нагрузкой. Статистика свидетельствует о постоянном росте нарушений зрения среди школьников. Сегодня 3 процента детей в первые годы учебы уже имеют нарушения зрения. К 3-4 классу этот показатель увеличивается до 10%. В 7-8 классах он составляет 16%, а среди старшеклассников почти 20% страдают близорукостью. Школьные программы перегружены, уроки проводятся в несколько смен, а с этим связан разный уровень освещения во время занятий. Ну и, безусловно, крайне отрицательную роль на зрение оказывает повальное увлечение детей телевидением и компьютерными играми. Как правило, усиление близорукости начинается в школьные годы и протекает до 18-22 лет. Специальное изучение у школьников состояния зрительных функций при чтении показало, что его непрерывная продолжительность должны быть ограничена для младших школьников 15-20 минут, для учащихся среднего звена 25-30 минут, для старшеклассников – 45 минут. Более длительное чтение у большинства школьников разного возраста вызывает напряжение функций глаза, изменяет характер глазных движений и приводит к сокращению расстояния глаз до книги. Для восстановления выявленных изменений им требовался отдых продолжительностью 6-10 мин.Если учесть, что любая учебная деятельность детей в школе сопряжена с элементами чтения, то в целях охраны их зрения его непрерывная продолжительность должна быть либо регламентирована указанным временем, либо сопровождаться вкраплением в учебную деятельность интервалов для отдыха глаз от зрительной работы. Эффективность такого отдыха существенно возрастает при проведении на уроках комплекса упражнений. Существенную нагрузку на зрение оказывает работа школьников с компьютерной техникой. Поэтому для таких занятий также установлены пределы непрерывной длительности работы учащихся непосредственно с дисплейными терминалами. Так, для учащихся 1 класса она регламентирована 10 минут, 2-5
8 классов – 15 минут, 6-7 классы – 20 минут, 8-9 классов – 25 минут. Для школьников 10-11 классов, имеющих сдвоенные уроки по вычислительной технике, непрерывная длительность занятий с компьютером должна составлять на первом часу занятий 30 минут, а на втором – 20 минут. После занятий с видеотерминалами учащимся всех классов рекомендовано выполнять гимнастику для глаз непосредственно на рабочем месте. При распределении школьников на группы для уроков физкультуры нужно знать, что школьники со средней степенью близорукости могут заниматься физкультурой только в подготовительной группе, а имеющие высокую близорукость - в специальной группе по индивидуальным программам.
Диагностика
результатов
ежегодного
медицинского
осмотра
детей
Ожулунской СОШ.
Для того чтобы выявить группы здоровья детей каждый год проводится медицинский осмотр. Медицинский осмотр состоит из телесного осмотра и опроса обследуемого, антропометрических измерений (рост, вес и т. д.) и простейших инструментальных и лабораторных исследований. При целевых медицинских осмотрах, а также при появлении у врача определенных подозрений на заболевание, осматриваемый направляется на более детальное обследование. Медицинские осмотры дают большие возможности для правильной организации лечебно-профилактические мероприятий и выявления заболеваний на ранней стадии их развития, а раннее выявление заболевания обеспечивает более успешное его лечение. Рассмотрим результаты ежегодного мед. осмотра Ожулунской средней общеобразовательной школы: Диаграмма №1
9 45,3 43,1 11,5
группа здоровья детей на 2013 году
I группа II группа III группа Первая группа – 45,3 % Вторая группа – 43,1 % Третья группа – 11,6 % Диаграмма №2 45,3 43,1 11,5
группа здоровья детей на 2014 году
I группа II группа III группа Первая группа – 43,7% Вторая группа – 43,2 % Третья группа – 13,1 %
10 40% 44% 16%
группа здоровья детей на 2015 году
I группа II группа III группа Из этих результатов мы видим что, на 2015 году здоровья детей ухудшилось, чем в 2013-2014 году. Наиболее встречаемые заболевании, это – сколиоз и близорукость. На этой диаграмме мы видим, что в 2013 году плохое зрение было у 9 школьников, а в 2014 году у 15 школьников, в этом году 33 школьника. Сколиоз – в 2013 году у 13 школьников, в 2014 году у 19 школьников, в этом году 15 школьников. Диаграмма №3 2013 2014 2015 0 5 10 15 20 25 30 35 зрение сколиоз
11
Уточнив эти данные составили:
комплекс упражнений по улучшению зрения. С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка: белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему; чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли; красный – возбуждает, раздражает; голубой – ухудшает настроение; зелёный – улучшает настроение, успокаивает; жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение. коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию. комплекс упражнений при сколиозе комплекс упражнений повышения направленные на профилактику и коррекцию функционального состояния младших школьников. Составили план отряда «Здоровейка» План отряда «Здоровейка» № Этап Работы I этап – 2015 – 2016 гг. - теоретический Сентябрь - Октябрь Медицинский осмотр Ноябрь Выбор членов отряда волонтёров «Здоровейка» Декабрь Разработка проекта II этап – 2016 – 2017гг. - Практическая: Внедрение комплекс упражнений Январь Профилактика Февраль Март Апрель Май Итоги проекта, медицинский осмотр школьников состоящих на учете школьного
12 гигиениста. Расписание отряда «Здоровейка» (Вовремя перемен) Дни недели Ответственные Вид профилактики Понедельни к - Вторник Соня, Рая Гимнастика для глаз Среда Марина, Эмма Сколиоз Четверг Лия, Нарыйа Гимнастика для глаз Пятница Виктория, Аня Сколиоз Суббота -
13
Заключение
В системе образования охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Мы составили комплекс упражнений по профилактике сколиоза и близорукости, которую будем внедрять в школьный образовательный процесс. В ходе исследовательской работы мы выдвинули следующую гипотезу: профилактика сколиоза и близорукости будет наиболее эффективным, если систематически использовать комплекс упражнений по профилактике сколиоза и близорукости; учитывать возрастные особенности учащихся, соответствовать их интересам и возможностям. Проведенные нами работа по профилактике сколиоза и близорукости у школьников даст положительные результаты на следующем медицинском осмотре школьников . Рекомендуем: 1.Гимнастика и физическая активность – это важные составляющие правильной осанки. Делайте по утрам гимнастику, сначала разминку, а затем растяжку всех групп мышц. 2. Попробуйте упражнение - ношение на голове книги. Положите книгу на голову, а руки на пояс и соревнуйтесь, кто дольше будет так ходить или дальше пронесет. Постепенно усложняйте упражнение – вытягивайте руки вперед, приседайте, не отрывая пятки от пола и сохраняя ровную спину, разводите руки в
14 стороны, поднимайте поочередно ноги. Эти упражнения хорошо укрепляют мышцы спины. 3. Следить за правильной осанкой во время учебных занятий. Расстояние от парты (стола) до глаз не менее 30 –35 см; следить за правильной осанкой во время выполнения домашних заданий, просмотра телевизора, работой на персональном компьютере, приема пищи и т.д. 4. Укреплению позвоночника и сохранению правильной осанки способствуют пешие прогулки, катание на велосипеде. 5. Правильно чередуйте учебные занятия (работу) с отдыхом. Полезно разумно использовать спортивные упражнения, такие как ходьба на лыжах, спортивные игры. Таким образом, комплекс упражнений, может быть эффективным средством по профилактике сколиоза и близорукости.
15
Использованная литература:
1. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. – М.: АСТ, 2003. – 128 с. 2. Базарный В.Ф. Программа экспресс–диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф. Базарный. – Сергиев-Посад.: Загорская типография, 1995. – 70 с. 3.Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование). 4. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга /Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. – СПб.: Акцидент, 1994. – 78 с. 5. Зайцев Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1998. – 159 с.
2
Введение
На протяжении более чем вековой истории существования и развития системы массового школьного образования в России, даже, несмотря на существенные преобразования материальной базы учебных учреждений в советское время, нарушения у школьников осанки (сколиоз), зрения носили и продолжают сохранять массовый характер. Столь печальное постоянство во многом определяется самой природой процесса обучения, требующего от детей и подростков большой зрительной работы, нервного напряжения, сидячей рабочей позы и ограничения двигательной активности. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходимы профилактические работы по устранению сколиоза и близорукости у школьников.
Актуальность:
профилактика сколиоза и близорукости у школьников является одной из значимых задач современной школы. В нашем проекте мы хотим доказать, что комплекс упражнений по устранению сколиоза и близорукости поможет повысить тонус мышц, улучшить осанку, дыхание и окажет общеукрепляющее воздействие на организм школьника.
Проблема:
не всегда проводимая педагогами профилактическая работа по профилактике сколиоза и близорукости школьников дает желаемый результат. По итогам медицинского осмотра, показал, что наиболее встречаемые заболевания, это – сколиоз и близорукость. В 2013 году плохое зрение было у 9 школьников, в 2014 году у 15 школьников, в 2015 году у 33 школьников.
3 Сколиоз – в 2013 году у 13 школьников, в 2014 году у 19 школьников, в 2015 году 15 школьников. В решении данной проблемы, необходимо находиться в постоянном поиске новых форм и методов работы, отвечающих интересам и мотивации школьников. В нашей школе активно работает детское общественное объединение «Кулуьун». Из этих активистов создан волонтерский отряд. Деятельности волонтерского отряда является работа, направленная на здоровый образ жизни школьников. Так родилась идея разработки и реализации проекта «Один шаг к здоровью». Главная идея этого проекта заключается в том, что отряд волонтеров будут ввести профилактические занятия, упражнения, вовремя перемен и послеобеденное время в школе.
Цель:
Организация работы по профилактике сколиоза и близорукости у школьников за период обучения в школе.
Задачи:
- раскрыть сущность профилактики сколиоза и близорукости; - анализ медицинских осмотров за 2013 и 2015 учебные годы; - на основе полученных данных разработать комплекс упражнений.
Целевая группа:
Учащиеся стоящие на школьном учете у школьного гигиениста.
Сроки реализации проекта:
2015 – 2017г.г.
Этапы реализации проекта:
I этап – 2015 – 2016 гг. - теоретический: На данном этапе школьники проходят медицинский осмотр, ____ отряд волонтёров «Здоровейка», которая подготавливает и собирает комплекс упражнений по программе, направленной на первичную профилактику сколиоза и близорукости среди школьников. II этап – с января 2016 – 2017 гг. - практический: внедрение комплекса упражнений в образовательный процесс в Ожулунской СОШ, волонтерами отдряда «Здоровейка».
Гипотеза:
профилактика сколиоза и близорукости будет наиболее эффективным, если:
4 - систематически использовать комплекс упражнений по профилактике сколиоза и близорукости; - учитывать возрастные особенности учащихся, соответствовать их интересам и возможностям.
Новизна:
- составление комплекса упражнений по профилактике сколиоза и близорукости; - внедрение комплекса упражнений в образовательный процесс в Ожулунской СОШ, волонтерами отдряда «Здоровейка».
Сколиоз
Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия на него факторов физической и социальной среды.
5 На формирование осанки воздействуют различные факторы, но наиболее негативно на ее состоянии сказываются несовершенство школьной мебели, сидячая рабочая поза учащихся и нехватка двигательной активности. Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте он проявляется наиболее выражено. Сколиоз – это сложная деформация позвоночника, характеризующаяся, в первую очередь, боковым искривлением позвоночника.
Существует 4 степени сколиоза:
1. Угол искривления позвоночника не превышает 5 градусов. 2. Угол искривления позвоночника от 6 до 25 градусов. 3. Угол искривления позвоночника от 26 до 80 градусов. 4. Угол искривления позвоночника более 80 градусов. Лечение сколиоза имеет сложно прогнозируемый результат, эффективность которого во многом зависит от самого больного.
При лечении сколиоза различают два вида лечения:
1.
Консервативное - одним из ведущих средств консервативного лечения сколиоза является лечебная физкультура. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формах сколиоза.
6 Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению.
2.
Оперативное - назначается при значительном и быстро прогрессирующем сколиозе и состоит в установке различного рода механических эндокорректоров, исправляющих кривизну позвоночника. Как правило, полностью исправить искривление в детском возрасте возможно лишь при сколиозах 1-2 степени, когда нет выраженных необратимых изменений в позвоночнике. При сколиозах 3-4 степеней можно добиться лишь остановки прогрессирования болезни. Приведенные данные служат основанием строить профилактику нарушений осанки и возникновения сколиозов у школьников не только путем оптимизации школьно средовых условий обучения, но и через воздействие на детский организм занятий физической культурой, на которых особое внимание будет уделено комплексу упражнений, направленных на совершенствование пространственно- ориентировочных реакций. И первым шагом в этом направлении должен стать контроль за соответствием школьной мебели росту учащихся, особенно в начальной школе. Приступая к этой работе, важно знать, какую сидячую позу считают правильной. Второе, чему должно уделяться внимание в профилактике нарушений осанки – это контроль за позой учащихся во время занятий. Немалую роль в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников может сыграть их валеологическое воспитание, то есть научение тому, как следует ходить, свободно сидеть, лежать во время сна, чтобы избежать повреждений позвоночника и нарушения осанки.
Близорукость.
Нарушения зрения, так же как и нарушения осанки у школьников относят к традиционным школьно обусловленным заболеваниям. Среди нарушений зрения, возникающих у детей после рождения, наиболее часто встречается близорукость, при этом установлено ее интенсивное нарастание у них с возрастом. Среди причин установленной закономерности офтальмологи называют неблагоприятные условия для зрительной работы во время школьных занятий в школе и дома. В
7 профилактику близорукости у школьников включают обеспечение рационального освещения детских учреждений и рабочих мест в школе и дома, выполнение определенных требований к объектам зрительной работы, выработку правильной посадки детей во время занятий, соблюдение режима умственного труда и отдыха, поскольку такой труд всегда сопряжен со зрительной нагрузкой. Статистика свидетельствует о постоянном росте нарушений зрения среди школьников. Сегодня 3 процента детей в первые годы учебы уже имеют нарушения зрения. К 3-4 классу этот показатель увеличивается до 10%. В 7-8 классах он составляет 16%, а среди старшеклассников почти 20% страдают близорукостью. Школьные программы перегружены, уроки проводятся в несколько смен, а с этим связан разный уровень освещения во время занятий. Ну и, безусловно, крайне отрицательную роль на зрение оказывает повальное увлечение детей телевидением и компьютерными играми. Как правило, усиление близорукости начинается в школьные годы и протекает до 18-22 лет. Специальное изучение у школьников состояния зрительных функций при чтении показало, что его непрерывная продолжительность должны быть ограничена для младших школьников 15-20 минут, для учащихся среднего звена 25-30 минут, для старшеклассников – 45 минут. Более длительное чтение у большинства школьников разного возраста вызывает напряжение функций глаза, изменяет характер глазных движений и приводит к сокращению расстояния глаз до книги. Для восстановления выявленных изменений им требовался отдых продолжительностью 6-10 мин.Если учесть, что любая учебная деятельность детей в школе сопряжена с элементами чтения, то в целях охраны их зрения его непрерывная продолжительность должна быть либо регламентирована указанным временем, либо сопровождаться вкраплением в учебную деятельность интервалов для отдыха глаз от зрительной работы. Эффективность такого отдыха существенно возрастает при проведении на уроках комплекса упражнений. Существенную нагрузку на зрение оказывает работа школьников с компьютерной техникой. Поэтому для таких занятий также установлены пределы непрерывной длительности работы учащихся непосредственно с дисплейными терминалами. Так, для учащихся 1 класса она регламентирована 10 минут, 2-5
8 классов – 15 минут, 6-7 классы – 20 минут, 8-9 классов – 25 минут. Для школьников 10-11 классов, имеющих сдвоенные уроки по вычислительной технике, непрерывная длительность занятий с компьютером должна составлять на первом часу занятий 30 минут, а на втором – 20 минут. После занятий с видеотерминалами учащимся всех классов рекомендовано выполнять гимнастику для глаз непосредственно на рабочем месте. При распределении школьников на группы для уроков физкультуры нужно знать, что школьники со средней степенью близорукости могут заниматься физкультурой только в подготовительной группе, а имеющие высокую близорукость - в специальной группе по индивидуальным программам.
Диагностика
результатов
ежегодного
медицинского
осмотра
детей
Ожулунской СОШ.
Для того чтобы выявить группы здоровья детей каждый год проводится медицинский осмотр. Медицинский осмотр состоит из телесного осмотра и опроса обследуемого, антропометрических измерений (рост, вес и т. д.) и простейших инструментальных и лабораторных исследований. При целевых медицинских осмотрах, а также при появлении у врача определенных подозрений на заболевание, осматриваемый направляется на более детальное обследование. Медицинские осмотры дают большие возможности для правильной организации лечебно-профилактические мероприятий и выявления заболеваний на ранней стадии их развития, а раннее выявление заболевания обеспечивает более успешное его лечение. Рассмотрим результаты ежегодного мед. осмотра Ожулунской средней общеобразовательной школы: Диаграмма №1
9 45,3 43,1 11,5
группа здоровья детей на 2013 году
I группа II группа III группа Первая группа – 45,3 % Вторая группа – 43,1 % Третья группа – 11,6 % Диаграмма №2 45,3 43,1 11,5
группа здоровья детей на 2014 году
I группа II группа III группа Первая группа – 43,7% Вторая группа – 43,2 % Третья группа – 13,1 %
10 40% 44% 16%
группа здоровья детей на 2015 году
I группа II группа III группа Из этих результатов мы видим что, на 2015 году здоровья детей ухудшилось, чем в 2013-2014 году. Наиболее встречаемые заболевании, это – сколиоз и близорукость. На этой диаграмме мы видим, что в 2013 году плохое зрение было у 9 школьников, а в 2014 году у 15 школьников, в этом году 33 школьника. Сколиоз – в 2013 году у 13 школьников, в 2014 году у 19 школьников, в этом году 15 школьников. Диаграмма №3 2013 2014 2015 0 5 10 15 20 25 30 35 зрение сколиоз
11
Уточнив эти данные составили:
комплекс упражнений по улучшению зрения. С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка: белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему; чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли; красный – возбуждает, раздражает; голубой – ухудшает настроение; зелёный – улучшает настроение, успокаивает; жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение. коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию. комплекс упражнений при сколиозе комплекс упражнений повышения направленные на профилактику и коррекцию функционального состояния младших школьников. Составили план отряда «Здоровейка» План отряда «Здоровейка» № Этап Работы I этап – 2015 – 2016 гг. - теоретический Сентябрь - Октябрь Медицинский осмотр Ноябрь Выбор членов отряда волонтёров «Здоровейка» Декабрь Разработка проекта II этап – 2016 – 2017гг. - Практическая: Внедрение комплекс упражнений Январь Профилактика Февраль Март Апрель Май Итоги проекта, медицинский осмотр школьников состоящих на учете школьного
12 гигиениста. Расписание отряда «Здоровейка» (Вовремя перемен) Дни недели Ответственные Вид профилактики Понедельни к - Вторник Соня, Рая Гимнастика для глаз Среда Марина, Эмма Сколиоз Четверг Лия, Нарыйа Гимнастика для глаз Пятница Виктория, Аня Сколиоз Суббота -
13
Заключение
В системе образования охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Мы составили комплекс упражнений по профилактике сколиоза и близорукости, которую будем внедрять в школьный образовательный процесс. В ходе исследовательской работы мы выдвинули следующую гипотезу: профилактика сколиоза и близорукости будет наиболее эффективным, если систематически использовать комплекс упражнений по профилактике сколиоза и близорукости; учитывать возрастные особенности учащихся, соответствовать их интересам и возможностям. Проведенные нами работа по профилактике сколиоза и близорукости у школьников даст положительные результаты на следующем медицинском осмотре школьников . Рекомендуем: 1.Гимнастика и физическая активность – это важные составляющие правильной осанки. Делайте по утрам гимнастику, сначала разминку, а затем растяжку всех групп мышц. 2. Попробуйте упражнение - ношение на голове книги. Положите книгу на голову, а руки на пояс и соревнуйтесь, кто дольше будет так ходить или дальше пронесет. Постепенно усложняйте упражнение – вытягивайте руки вперед, приседайте, не отрывая пятки от пола и сохраняя ровную спину, разводите руки в
14 стороны, поднимайте поочередно ноги. Эти упражнения хорошо укрепляют мышцы спины. 3. Следить за правильной осанкой во время учебных занятий. Расстояние от парты (стола) до глаз не менее 30 –35 см; следить за правильной осанкой во время выполнения домашних заданий, просмотра телевизора, работой на персональном компьютере, приема пищи и т.д. 4. Укреплению позвоночника и сохранению правильной осанки способствуют пешие прогулки, катание на велосипеде. 5. Правильно чередуйте учебные занятия (работу) с отдыхом. Полезно разумно использовать спортивные упражнения, такие как ходьба на лыжах, спортивные игры. Таким образом, комплекс упражнений, может быть эффективным средством по профилактике сколиоза и близорукости.
15
Использованная литература:
1. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. – М.: АСТ, 2003. – 128 с. 2. Базарный В.Ф. Программа экспресс–диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф. Базарный. – Сергиев-Посад.: Загорская типография, 1995. – 70 с. 3.Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование). 4. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга /Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. – СПб.: Акцидент, 1994. – 78 с. 5. Зайцев Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1998. – 159 с.
В раздел основное общее образование

