Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Этновоспитание"

особенности воспитания детей у якутов

Автор: Андреев Николай Петрович, учитель физкультуры, Мбоу "Ожулунская СОШ", Республика Саха (Якутия), Чурапчинский улус, с.Дябыла



В раздел основное общее образование




Особенности воспитания детей у якутов.
Термин «этнопедагогика» полнее и точнее определяет содержание сущности науки, предметом которой является педагогическая культура рода, племени, народности и нации. Республика Саха (Якутия) – эта многонациональная республика Российской Федерации, в которой совместно проживают представители многих национальностей. Коренными жителями Якутии наряду с якутами являются эвены, эвенки, юкагири, чукчи и долганы. Они все имеют свои: обычаи, традиции, обряды, устные народные творчества и т.д. В этой работе мы остановимся на особенностях воспитания детей у якутов. Народ на практике семейного воспитания накапливает знания и педагогический опыт. Постепенно шаг за шагом выработал свои «неписанные законы», определенные нормы поведения молодежи, принципы воспитания, правдивости, трудолюбия, уважения к старшим и других черт. К детям старшего возраста родители относятся как к равным, с большим доверием. На старшего сына и дочь возлагаются также обязанности по воспитанию малышей. В зависимости от успехов в промыслах и других трудовых занятиях авторитет детей в семье повышается. Якуты воспитывают у своих детей трудовую смекалку, находчивость и выносливость. Довольно рано дети приобретают навыки, связанные с производственной жизнью и семьи. Среди якутов широко распространены различные наставления для детей: не смейся над престарелыми и калеками. Не обижай сироту. Не вмешивайся в разговор старших. Не приставай к незнакомому человеку. У матери бери теплоту, а у отца – советы. Якуты высоко ценили и ценят чистоплотность, аккуратность в быту. Они говорят: чистая одежда тепла, грязная холодна. Одной из отличительных особенностей якутов издавна считается честность. Раньше якуты не знали замков, запоров. Амбары, юрты, ящики не запирались, и никто в них ничего не трогал.
Если якут находил, какую нибудь вещь, он извещал об этом других. С. Феохари писал: «Я прожил среди якутов семь лет совершенно один в лесу и никогда никакой пакости от них не имел». В воспитании детей огромную роль играет личный пример родителей. Народные мудрецы, исходя из личных наблюдений и опыта, выработали ряд полезных педагогических советов для родителей: У сердобольных родителей дети плаксивые. Какова семья таков и ребенок. В воспитании художественного вкуса и дарования большую роль играет прикладное искусство. Якуты славятся как искусные мастера – косторезы, а якутки – как вышивательницы. Якутский народ выработал свой стиль. Они различными узорами богато украшают одежды, коновязи, берестяную посуду, седла, рукоятку ножей и учат этому искусству своих детей. Исследователи неоднократно отмечали такую добрую традицию у якутов, как гостеприимство. «… Якуты необычайно гостеприимны и всегда накормят приезжего до отвала и совершенно бесплатно». В якутской семье особым почетом и уважением пользуются старшие члены семьи, особенно старики. Непререкаемым авторитетом и уважением, как воспитатели и наставники, пользуются также няни и бабушки. Как и у других народов, у якутов основную воспитательную миссию в семьях выполняют матери, бабушки, дедушки. В воспитании детей значительное место занимают игры. Как и дети других народов, якутские ребята любят поиграть, порезвиться, повеселиться. Большинство родителей рассматривают игры не как простую забаву, а как такое занятие детей, которое имеет воспитательное и оздоровительное значение для них. Особенное внимание придается подвижным играм, в частности национальным видам спортивных игр. Одна из этих игр – куобах. У якутов, как и у других народов, господствует вежливая форма общения между людьми. Дети, вращаясь в среде взрослых и видя образцы общений между ними, с малых лет усваивают нормы культурного поведения. В самобытной якутской народной педагогике предусмотрены меры поощрения и наказания, которые издавна считаются активными методами
воспитания. Дети поощрялись за хорошее поведение, аккуратность и качественное выполнение поручений. Применялись следующие виды поощрения: устная похвала, устное поощрение в присутствии других детей, братьев или сестер с вручением подарков, похвала при родственниках. За нарушение порядка, норм поведения, за выполнение поручений применялось, как и мера воздействия, наказание. Иногда детям указывались их промахи наедине или в присутствии родных и товарищей. Можно считать, что в якутских семьях в качестве основного метода воздействия на детей, допускавших нарушение установленной дисциплины, применялся метод убеждения. Но, конечно, нельзя забывать, что некоторые менее сознательные родители прибегали и к физическому наказанию. Таким образом, вопрос воспитания детей рассматривался и до революции как большая социальная проблема, вокруг которой шла классовая борьба. Якутский народ имел и имеет определенные представления о некоторых сторонах психического процесса познания, чувств и воли. Психологические понятия народа являются продуктом векового жизненного опыта и практики человеческой жизни. Якуты придавали и придают исключительно большое значение памяти, мышлению и сознанию. Они любят и ценят умных, рассудительных, умудренных жизненным опытом людей. С давних пор трудящиеся якуты воспитывают у детей высокие и устойчивые волевые качества, формируют у них сознание общественного долга перед коллективом, перед товарищами, перед народом. Они учат детей своевременно выполнять трудовые задания, критически оценивать свои проступки и, наконец, упорно преодолевать препятствия и трудности. Андреев Николай Петрович Учитель МБОУ «Ожулунская средняя общеобразовательная школа» Чурапчинского улуса Республики Саха Якутия


В раздел основное общее образование