"Секреты успешной защиты НИР"
статья
Автор: Соболева Зоя Юрьевна, учитель биологии, КГАОУ Краевой центр образования, город Хабаровск, Хабаровский край
В раздел основное общее образование
СЕКРЕТЫ УСПЕШНОЙ ЗАЩИТЫ НИР
Соболева З.Ю., к.б.н.,
учитель биологии КГАОУ КЦО
В настоящее время особую актуальность приобрело направление, позволяющее развивать интеллектуальный, творческий потенциал, научно- исследовательское мышление обучающихся разных возрастных категорий. В условиях современной образовательной системы научно-исследовательская деятельность является одной из составляющих успешного процесса воспитания гармоничной личности. Особенно важную роль научно- исследовательская деятельность играет при работе с одаренными детьми. На сегодняшний день мы можем найти множество источников с информацией о том, как создать научно-исследовательскую работу (НИР) по любому из направлений обучения. И вопрос о том как сформулировать цель, задачи, гипотезу и прочие обязательные элементы НИР становится для нас, педагогов, менее актуальным. После завершения работы над содержанием и оформлением текстового варианта НИР следующим этапом, в большинстве конкурсов, является публичная защита. Безусловно, некоторые педагоги могут и не согласится с мнением о том, что этот этап так же важен как и предыдущий. И как показывает практика, большинство педагогов не уделяет особого и должного внимания к содержанию доклада и критериям устной защиты. В связи с этим, "5 золотых правил" - это те критерии, которые позволят учесть все необходимые составляющие в докладе при защите НИР. Итак,
1 правило: Приветствие (встречают по одежке... и не только).
При приветствии важно помнить не только о своем внешнем виде, но и о том, с каких слов начнется доклад. Возможно использование следующих выражений: - Добрый день, уважаемые участники и гости конференци/конкурса... - Здравствуйте, уважаемые члены жюри и участники конференции/конкурса... 1
- Уважаемый председатель, уважаемые члены жюри и участники конференции/конкурса... далее... -разрешите представить вашему вниманию доклад на тему:...
2 правило: Регламент (в данном
правиле
нет
неважных
критериев, поэтому все указаны
под номером 1).
1. Цените не только свое время, но и время жюри. -1. Если заявлено время доклада 7- 10 минут, лучше подготовить доклад на 7 минут! (сэкономленное время, позволит вам лучше ответить на вопросы). 1. Чтобы уложиться по времени, прочитайте доклад 3-4 раза. 1. Во время чтения не забывайте о том, что ваши слова должны быть четкими и понятными.
3. Оформление презентации.
При оформлении презентации стоит помнить о следующем: 1. Текст должен быть читабельным; избегайте ярких цветов и всевозможных анимацией (это НИР!); 2. Выберите два контрастирующих цвета, не раздражающие глаз; 2
3. Перед выступлением лучше ознакомиться с аудиторией (с ее освещенностью и местом, где будет находиться докладчик), если такой возможности нет, что лучше использовать проверенные темы оформления: белый текст на черном фоне и черный текст на белом фоне. 4. Избегайте наличия слайдов с текстом! Оставьте слова докладчику. 5. На слайдах размещайте рисунки, таблицы, диаграммы, фотографии, пояснения в которым рассказывает докладчик. При этом помните, что: рисунки подписываются снизу, таблицы сверху, с указанием нумерации. 6. Структура презентации на 7 – 8 минут: 1-й слайд. Название работы, Ф.И.О. автора, класс, учреждение образования, Ф.И.О. руководителя, ученая степень и ученое звание, должность, место работы. 2 - 4-й слайды. Методология работы (цель, задачи, предмет, объект, актуальность). 5 - 6-й слайды. Итоги анкетирования (если проводилось). 7 – 8-й слайды. Содержание работы. 9- 11-й слайды. Итоги по разделам. 12-й слайд. Практическая значимость работы. 13 - 14-й слайды. Итоги исследования. Выводы выносятся на отдельный слайд. 15-й слайд. Спасибо за внимание! На 7 – 8 минут достаточно 12 – 15 слайдов.
4. Последовательность.
Как и в печатной версии НИР, так и в докладе необходимо придерживаться определенной последовательности: приветствие; актуальность; цель и задачи; объем и методы исследования; результаты исследования; выводы; спасибо за внимание. 3
5. Ответы на вопросы.
Варианты ответа на вопросы: 1. Спасибо за вопрос: а) мой ответ …; Согласно этике проведения научных дискуссий, перед тем, как отвечать по существу на заданный вопрос, принято поблагодарить его автора. Ведь спрашивающий проявил интерес к вашей работе. б) у меня, к сожалению, нет ответа, поскольку рассмотрение этого вопроса не входило в границы моего исследования. 2. Спасибо за вопрос...(ответ) 3. Извините, я не понял (-а) вопроса. Повторите его, пожалуйста! В противном случае, есть опасность того, что вы отвечаете не на вопрос, который вам задали, а на свою версию вопроса. Не стоит впадать в другую крайность – начинать уточнять очевидные и понятные вещи. 4. Правильно ли я понял(а), что вы ...(повторение заданного вопроса позволит докладчику разобраться в сути формулировки) Поскольку устное выступление является своего рода сценическим искусством, т.е. включает в себя владение мимикой, жестами, рекомендуется организовать предварительное выступление учащегося перед небольшой аудиторией, например, перед классом. Это поможет докладчику во время выступления на конференции чувствовать себя увереннее.
Успешной защиты!
4
В раздел основное общее образование