"Групповая работа на уроках русского языка и литературы"
статья
Автор: Зимина Тамара Анатольевна, учитель русского языка и литературы, БОУ "СОШ № 89", город Омск, Омская обл
В раздел основное общее образование
БОУ «СОШ №89»учитель русского языка и литературы Зимина Т.А.
Групповая работа на уроках русского языка и литературы.
«В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше, чем самостоятельно» Л.С. Выготский Цель групповой работы - активное включение каждого ученика в про- цесс усвоения учебного материала. Задачи групповой работы: 1. Активизация познавательной деятельности; 2. Развитие глубокого понимания учебного материала; 3. Совершенствование межличностных отношений в классе. Групповая форма организации работы на уроках русского языка и литературы позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества и создавать мотивацию обучения. В процессе своей работы я стараюсь добиваться того, чтобы уроки были урока- ми сотрудничества не только между учителем и учениками, но и между самими детьми. На мой взгляд, правильно организованная групповая работа успешно может про- текать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого и постоянной поддержке учителя. Без направляющей деятельности учителя группы не могут эффективно работать. По мнению психологов: мысли чаще всего рождаются в группе. При использовании на уроках групповой работы ученики глубже на- чинают понимать учебный материал, возрастает познавательная активность, твор- 1
ческая самостоятельность. Взаимоотношения между детьми приобретают иной характер, они начинают лучше относиться друг к другу, прислушиваются к мне- нию одноклассников. Возрастает самокритичность, они начинают оценивать друг друга и самих себя. Иными словами, ученики думают вместе. При групповой работе на своих уроках я учитываю уровень образова- тельных возможностей учащихся, особенности состава группы, составляю зада- ния для совместного поиска решения, распределяю роли между участниками группы, анализирую способ деятельности. Приведу несколько примеров групповой работы на уроках русского языка и литературы из моего педагогического опыта. Очень часто в свои уроки я включаю игры по группам. Это «Орфогра- фическое лото» по теме «Наречие», «Четвертое лишнее» по теме «Словосочета- ние» ,«Кто больше» по разным темам, орфографические эстафеты ; при изучении раздела «Словообразование» работу с карточками со словами «пол», «банк», «марка», «оса» . Группируя их попарно, учащиеся образовывают новые слова. На уроках русского языка и литературы ребята очень любят состав- лять кластер и синквейн как в среднем , так и в старшем звене. В работе над кластерами они не боятся записывать все, что приходит на ум. Дают волю воображению и интуиции, стараются построить как можно больше связей, на работу отводится 5-7минут. Кластер ребята составляют как на уроках русского языка, например, по теме «Фонетика» о звуках речи; так и на уроках ли- тературы : при изучении пьесы А. Островского «Гроза» составление кластера о Катерине. Составление кластера я использую не только на проверке изученного материала, но и на различных стадиях урока. При изучении стихотворения Н. Н. Некрасова « Крестьянские дети» ребята составляли сначала кластер о своем дет- стве, а затем кластер –детство глазами Некрасова, сравнивали, делали выводы. Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, по- скольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Безусловно, интересно ис- пользование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. 2
Например, при изучении рассказа И. С. Тургенева «Муму», проанализировав об- раз Герасима, пятиклассники составляли такой синквейн: Герасим добрый, трудолюбивый заботится, любит, работает не должен страдать из-за жестокости людей человек С удовольствием учащиеся 5-7 классов участвуют в орфографических эста- фетах. Я считаю целесообразным проводить их во время комплексного по- вторения. Например, при повторении темы «Ь после шипящих в различных частях речи» группам были предложены листки с заданиями: «Ь в существи- тельных», Ь в прилагательных», «Ь в глаголах», «Ь в наречиях». Использую групповую работу и при изучении разделов «Лексика» и «Фразеология». Это шарады, анаграммы, кроссворды. Так, в игре «Кто больше?» Команда, кото- рая вспомнит больше фразеологизмов, содержащих слова «голова», «ноги», «глаза», «руки». В 6 классе при изучении темы «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» группам было предложено объяснить значения следующих фразеологизмов и употребить их в предложении: превозносить до небес, превратиться в слух, придержать язык, приклонить голову, прирастать корнями. Изучение раздела «Синтаксис» также невозможно представить без групповой формы работы. Например, при изучении темы « Обращение» в 5 классе для каждой группы даются разные задания, затем лидер от каждой группы докладывал итог работы. 3
4
5
Часто использую в своей работе прием «Мозаика»: когда класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному мате- риалу , например, по теме « Причастие». И в среднем, и в старшем звене я часто провожу групповую работу с худо- жественным текстом. При изучении темы «Имя прилагательное» в 6 классе ребята сравнивали авторский текст И. Соколова-Микитова «На краю леса» со своим текстом, где они вставляли подходящие по смыслу имена прилагательные. Задание может быть и общим, и разной трудности, где каждый выполняет свою работу, но результат зависит от каждого. Так, в 8 классе, при изучении темы «Вводные слова» учащиеся получили следующие задания по тексту С. Соловейчика «Что такое духовная гимнастика?» - Объяснить, какие значения вносят вводные слова. - Построить схемы выделенных предложений. - Расставить знаки препинания и сделать пунктуационный разбор всего текста. Уроки литературы также дают благодатный материал для групповой формы работы. В старших классах, где объем материала большой, я практикую се- минары, которые позволяют учащимся овладевать умением работать с кни- гой, анализировать прочитанное и излагать свои мысли. Задания к семинарам даются по группам. Разумеется, предварительно с координаторами групп об- суждается ход урока и составляется план выступления для каждой группы. К примеру, к уроку по роману А. С . Пушкин «Евгений Онегин» группы полу- чили задание: 1.группа:Любовь в жизни Евгения Онегина. 2 группа: Дружба в жизни Евгения Онегина. 3 группа: Образ жизни Евгения Онегина в Петербурге. 6
4 группа: Почему Евгений Онегин не смог создать духовный мир, найти свой идеал?
Заслушиваются ответы учеников по группам, ведется обсуждение
спорных вопросов, заслушиваются различные мнения.
Проводя подобную работу, я имею возможность наблюдать, как процесс обучения влияет на воспитанность, культуру отношений учащихся, дает воз- можность почувствовать каждому ученику его значимость в коллективной работе Результаты совместной работы учеников в группах, значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым индивидуально, так как члены группы помогают друг другу и несут коллективную ответ- ственность за результаты отдельных членов группы. Таким образом, не могу не отметить основные достоинства групповой учебной работы: интенсивность и продуктивность совместной деятельности, ответственность каждого члена группы за общее дело, а также развитие на- выков настоящей трудовой дисциплины. Так как я являюсь учителем русского языка и литературы, меня также интересует, как можно повысить интерес к своему предмету, как улучшить познавательный процесс учащихся, что я могу использовать на своих уроках, чему я должна сама научиться, прежде чем научить детей. «Если учитель желает оказать помощь ученикам в их становлении личностями с разви- тым критическим мышлением, то, прежде всего, ему самому необходимо обладать развитым критическим мышлением и быть открытым для новых идей» Групповая работа будет эффективной, если ее проводить систематиче - ски. Хочется закончить словами И. Г. Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача- помочь им раскрыться, развить собственные идеи».Успешность любой педа- гогической технологии зависит от личности учителя и психологически гра- мотной направленности его педагогической деятельности. 7
Список литературы
1. Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. Начальная школа.-1999, №10. 2. Гусев А. Как организовать групповую работу на уроке литературы? 3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении.О коллективном способе учебной работы. – М.: Наука, 1991. – С. 24 – 57, 60 – 81. 4. . Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - №8. – С.3 – 9. 5. . Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности. – Ря- зань, 1977. 6. . Кочетова А. Подготовка к коллективной деятельности. // Высшее об- разование в России. – 2005. - №8. – С. 151 – 154. 7. Курятов В.М.Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педа- гогика. 8. Чередов И.М.Формы учебной работы в средней школе: Книга для учи- теля.-М:Просвещение, 1988. 8
Групповая работа на уроках русского языка и литературы.
«В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше, чем самостоятельно» Л.С. Выготский Цель групповой работы - активное включение каждого ученика в про- цесс усвоения учебного материала. Задачи групповой работы: 1. Активизация познавательной деятельности; 2. Развитие глубокого понимания учебного материала; 3. Совершенствование межличностных отношений в классе. Групповая форма организации работы на уроках русского языка и литературы позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества и создавать мотивацию обучения. В процессе своей работы я стараюсь добиваться того, чтобы уроки были урока- ми сотрудничества не только между учителем и учениками, но и между самими детьми. На мой взгляд, правильно организованная групповая работа успешно может про- текать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого и постоянной поддержке учителя. Без направляющей деятельности учителя группы не могут эффективно работать. По мнению психологов: мысли чаще всего рождаются в группе. При использовании на уроках групповой работы ученики глубже на- чинают понимать учебный материал, возрастает познавательная активность, твор- 1
ческая самостоятельность. Взаимоотношения между детьми приобретают иной характер, они начинают лучше относиться друг к другу, прислушиваются к мне- нию одноклассников. Возрастает самокритичность, они начинают оценивать друг друга и самих себя. Иными словами, ученики думают вместе. При групповой работе на своих уроках я учитываю уровень образова- тельных возможностей учащихся, особенности состава группы, составляю зада- ния для совместного поиска решения, распределяю роли между участниками группы, анализирую способ деятельности. Приведу несколько примеров групповой работы на уроках русского языка и литературы из моего педагогического опыта. Очень часто в свои уроки я включаю игры по группам. Это «Орфогра- фическое лото» по теме «Наречие», «Четвертое лишнее» по теме «Словосочета- ние» ,«Кто больше» по разным темам, орфографические эстафеты ; при изучении раздела «Словообразование» работу с карточками со словами «пол», «банк», «марка», «оса» . Группируя их попарно, учащиеся образовывают новые слова. На уроках русского языка и литературы ребята очень любят состав- лять кластер и синквейн как в среднем , так и в старшем звене. В работе над кластерами они не боятся записывать все, что приходит на ум. Дают волю воображению и интуиции, стараются построить как можно больше связей, на работу отводится 5-7минут. Кластер ребята составляют как на уроках русского языка, например, по теме «Фонетика» о звуках речи; так и на уроках ли- тературы : при изучении пьесы А. Островского «Гроза» составление кластера о Катерине. Составление кластера я использую не только на проверке изученного материала, но и на различных стадиях урока. При изучении стихотворения Н. Н. Некрасова « Крестьянские дети» ребята составляли сначала кластер о своем дет- стве, а затем кластер –детство глазами Некрасова, сравнивали, делали выводы. Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, по- скольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Безусловно, интересно ис- пользование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. 2
Например, при изучении рассказа И. С. Тургенева «Муму», проанализировав об- раз Герасима, пятиклассники составляли такой синквейн: Герасим добрый, трудолюбивый заботится, любит, работает не должен страдать из-за жестокости людей человек С удовольствием учащиеся 5-7 классов участвуют в орфографических эста- фетах. Я считаю целесообразным проводить их во время комплексного по- вторения. Например, при повторении темы «Ь после шипящих в различных частях речи» группам были предложены листки с заданиями: «Ь в существи- тельных», Ь в прилагательных», «Ь в глаголах», «Ь в наречиях». Использую групповую работу и при изучении разделов «Лексика» и «Фразеология». Это шарады, анаграммы, кроссворды. Так, в игре «Кто больше?» Команда, кото- рая вспомнит больше фразеологизмов, содержащих слова «голова», «ноги», «глаза», «руки». В 6 классе при изучении темы «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» группам было предложено объяснить значения следующих фразеологизмов и употребить их в предложении: превозносить до небес, превратиться в слух, придержать язык, приклонить голову, прирастать корнями. Изучение раздела «Синтаксис» также невозможно представить без групповой формы работы. Например, при изучении темы « Обращение» в 5 классе для каждой группы даются разные задания, затем лидер от каждой группы докладывал итог работы. 3
4
5
Часто использую в своей работе прием «Мозаика»: когда класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному мате- риалу , например, по теме « Причастие». И в среднем, и в старшем звене я часто провожу групповую работу с худо- жественным текстом. При изучении темы «Имя прилагательное» в 6 классе ребята сравнивали авторский текст И. Соколова-Микитова «На краю леса» со своим текстом, где они вставляли подходящие по смыслу имена прилагательные. Задание может быть и общим, и разной трудности, где каждый выполняет свою работу, но результат зависит от каждого. Так, в 8 классе, при изучении темы «Вводные слова» учащиеся получили следующие задания по тексту С. Соловейчика «Что такое духовная гимнастика?» - Объяснить, какие значения вносят вводные слова. - Построить схемы выделенных предложений. - Расставить знаки препинания и сделать пунктуационный разбор всего текста. Уроки литературы также дают благодатный материал для групповой формы работы. В старших классах, где объем материала большой, я практикую се- минары, которые позволяют учащимся овладевать умением работать с кни- гой, анализировать прочитанное и излагать свои мысли. Задания к семинарам даются по группам. Разумеется, предварительно с координаторами групп об- суждается ход урока и составляется план выступления для каждой группы. К примеру, к уроку по роману А. С . Пушкин «Евгений Онегин» группы полу- чили задание: 1.группа:Любовь в жизни Евгения Онегина. 2 группа: Дружба в жизни Евгения Онегина. 3 группа: Образ жизни Евгения Онегина в Петербурге. 6
4 группа: Почему Евгений Онегин не смог создать духовный мир, найти свой идеал?
Заслушиваются ответы учеников по группам, ведется обсуждение
спорных вопросов, заслушиваются различные мнения.
Проводя подобную работу, я имею возможность наблюдать, как процесс обучения влияет на воспитанность, культуру отношений учащихся, дает воз- можность почувствовать каждому ученику его значимость в коллективной работе Результаты совместной работы учеников в группах, значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым индивидуально, так как члены группы помогают друг другу и несут коллективную ответ- ственность за результаты отдельных членов группы. Таким образом, не могу не отметить основные достоинства групповой учебной работы: интенсивность и продуктивность совместной деятельности, ответственность каждого члена группы за общее дело, а также развитие на- выков настоящей трудовой дисциплины. Так как я являюсь учителем русского языка и литературы, меня также интересует, как можно повысить интерес к своему предмету, как улучшить познавательный процесс учащихся, что я могу использовать на своих уроках, чему я должна сама научиться, прежде чем научить детей. «Если учитель желает оказать помощь ученикам в их становлении личностями с разви- тым критическим мышлением, то, прежде всего, ему самому необходимо обладать развитым критическим мышлением и быть открытым для новых идей» Групповая работа будет эффективной, если ее проводить систематиче - ски. Хочется закончить словами И. Г. Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача- помочь им раскрыться, развить собственные идеи».Успешность любой педа- гогической технологии зависит от личности учителя и психологически гра- мотной направленности его педагогической деятельности. 7
Список литературы
1. Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. Начальная школа.-1999, №10. 2. Гусев А. Как организовать групповую работу на уроке литературы? 3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении.О коллективном способе учебной работы. – М.: Наука, 1991. – С. 24 – 57, 60 – 81. 4. . Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - №8. – С.3 – 9. 5. . Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности. – Ря- зань, 1977. 6. . Кочетова А. Подготовка к коллективной деятельности. // Высшее об- разование в России. – 2005. - №8. – С. 151 – 154. 7. Курятов В.М.Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педа- гогика. 8. Чередов И.М.Формы учебной работы в средней школе: Книга для учи- теля.-М:Просвещение, 1988. 8
В раздел основное общее образование

