Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Экологический музей в организации учебно-воспитательного процесса"

статья

Автор: Антоненко Лидия Станиславовна, учитель биологии, МБОУ "СОШ №49", город Кемерово, Кемеровская область



В раздел основное общее образование




ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

«Зеленый сад»

в организации учебно-воспитательного процесса.

Содержание
Введение 3
l Документация по экологическому музею «Зелёный сад» 5
Положение о школьном экологическом музее «Зелёный сад» 6
ll Организация работы экологического музея «Зелёный сад» 14


Направление работы музея 15 Структура музея «Зелёный сад» 16 Схема расположения композиций 17 Ассортимент комнатных растений школьного экологического музея 21 Памятка экскурсоводу 27 Использование комнатных растений для выполнения лабора- 28 торных работ и как дидактический материал Тематика экскурсий в школьном экологическом музее «Зелёный сад» 30  Лекарственные комнатные растения 31  Растения влажных тропиков 34  Растения сухих мест произрастания 37  Комнатные растения и экология дома 40
lll Методическое обеспечение образовательно-воспитательной

деятельности 43


Образовательная программа «Экология комнатных растений» 44 Литература 1

Введение
Специфической особенностью преподавания биологии является широкое использование натуральной наглядности, постановка опытов и наблюдений за живыми организмами. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми организмами на уроках и во внеурочное время играют важную роль в решении учебно-воспитательных задач. Комнатные растения широко используются как демонстрационный материал для постановки опытов и наблюдений практически во всех темах ботаники, общей биологии, а также при изучении некоторых вопросов зоологии и анатомии, физиологии и гигиены человека. На уроках комнатные растения могут быть использованы при изучении строения растений, приспособлении организмов к среде обитания, взаимосвязи строения и функций и др. Как правило, большинство опытов с комнатными растениями требуют дополнительного времени, на уроках обычно опыт закладывается и демонстрируются его результаты, а наблюдения за ходом опыта учащиеся проводят во внеурочное время на базе школьного музея. Экологический музей «Зелёный сад», являясь базой для организации учебно-воспитательного процесса, позволяет реализовать ряд задач: 2
 создание условий для расширения и углубления знаний обучающихся по ботанике, общей биологии, экологии, географии ;  развитие навыков исследовательской деятельности у учащихся, в том числе самостоятельной работы с научной литературой, анализа результатов, написания научно- исследовательских работ;  формирование практических навыков по уходу за комнатными растениями и их разведению. 3

l

Документация по экологическому музею

«Зелёный сад».

Рассмотрено и согласовано
На педагогическом совете МОУ «СОШ № 49» Протокол №____ от «__»______________2015 г.
Утверждаю:
Директор МОУ «СОШ № 49» __________ И.Ю.Шаломенцева «___»____________2015 г.
ПОЛОЖЕНИЕ

О ШКОЛЬНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ МУЗЕЕ «ЗЕЛЁНЫЙ САД»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Кемерово.

1.

Общие положения
Школьный экологический музей является тематическим систематическим собранием коллекции комнатных растений, комплектуемым, сохраняемым и экспонируемым в соответствии с действующими правилами. Работа музея тесно связана с уроком и другими формами воспитательно-образовательного процесса школы, с деятельностью ученического самоуправления.
2.

Функции музея
Основными функциями музея являются: формирование среды, способствующей экологическому воспитанию учащихся путем сбора, изучения, систематизации и ухода за комнатными растениями; осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся; организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом; развитие детского самоуправления.
3.

Содержание и формы работы
Школьный музей в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом «Об образовании», Федеральным законом о музейном фонде РФ и музеях РФ, Законом «Об охране и использовании памятников истории и культуры», нормативными актами, инструктивно-методическими документами Министерства образования России, местных органов образования и настоящим положением. Актив музея проводит следующую работу: изучает научно - популярную литературу и другие источники, 4
соответствующие тематике профиля музея; систематически пополняет фонды музея путем активного поиска; обеспечивает сохранность комнатных растений, организует их учет в инвентарной книге музея; создает и пополняет экспозиции, стационарные и передвижные выставки; проводит экскурсионно-лекторскую работу для учащихся и населения; оказывает содействие учителям школы в использовании экспозиции и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе; участвует в работе органов ученического самоуправления; принимает активное участие в выполнении соответствующих профилю музея заданий государственных и научных учреждений, общественных организаций.
4.

Организация музея
Создание школьного музея является результатом целенаправленной творческой поисково-исследовательской и собирательской работы школьников. Музей осуществляет деятельность при наличии: актива учащихся, способного проводить систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную и культурно-просветительскую работу; руководителя-педагога и активного участия в этой работе педагогического коллектива; собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции комнатных растений, дающей возможность создать музей экологического профиля; экспозиции, отвечающей по содержанию и оформлению современным требованиям; помещения (площади) и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа. Вопрос об открытии школьного музея решается на педагогическом совете и совете школьного самоуправления. Решение об открытии школьного музея согласовывается с городским управлением образования и оформляется приказом директора школы.
5.

Руководство работой музея
Работа школьного музея организуется на основе самоуправления. Руководит ею Совет, избираемый на собрании актива музея. Педагогическое руководство работой музея осуществляет учитель, назначенный приказом директора образовательного учреждения. Совет музея на своих заседаниях рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы; заслушивает отчеты поисковых групп; обсуждает вопросы деятельности школьного музея; организует подготовку экскурсоводов, лекторов и учебу актива. В целях организации работы музея из числа его активистов создаются группы во главе с членами совета музея: поисковая; фондовая (по обработке 5
фондов); экскурсионная; лекторская; экспозиционная или художественно- оформительская и др. На базе музея создаётся творческое объединение учащихся «Эколог». Общее руководство и контроль за деятельностью школьного музея осуществляет городское управление образования. Методическую помощь музею оказывают Детско-юношеский центр гуманитарно-экологического развития им. В. Волошиной, экологический центр Дворца творчества детей и юношества Ленинского района г. Кемерово, городской ботанический сад, муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Научно-методический центр» г. Кемерово.
6.

Учет и обеспечение сохранности фондов
Весь собранный материал составляет фонды музея и учитывается, в инвентарной книге, заверенной директором школы. Фонды музея делятся на основной (комнатные растения) и вспомогательный (схемы, горшки, кашпо, контейнеры, террариумы, аквариумы, цветочницы, подставки, экраны, витрины). Ответственность за организацию сохранности фондов музея несет директор учебно-воспитательного учреждения, в котором функционирует музей, и руководитель музея.
Направление работы музея

«Зелёный сад»
1. Лекторская работа. 2. Исследовательская работа (опытническая, проведение лабораторных работ, подготовка рефератов). 3. Участие в районных, городских, областных конференциях. 4. Организация школьных экологических праздников. 5. Летний экологический лагерь. 6. Поведение экскурсий по музею и школьной экологической тропе. 6
7. Практическая работа (разведение комнатных растений для учебных кабинетов, для озеленения школы, выращивание рассады для учебно-опытного участка).
Структура музея «Зеленый сад»
1.Композиция «Растения влажных тропиков» 2.Композиция «Растения сухих мест произрастания» 3.Композиция «Субтропические растения» 4.Композиция «Лекарственные растения» 5.Композиция «Растения-экологи» 1.Информационный стенд (структура современной экологии, родина комнатных растений) o Крупные комнатные растения: монстера, молочай, кофе, инжир и др.
Схема расположения композиций
7

ПАМЯТКА

экскурсоводу

1.
Проведение беседы перед экскурсией (название темы, место экскурсии, цели и задачи).
2.
Экскурсовод объясняет, какие виды комнатных растений будут изучаться, рассказывает об их морфологических, анатомических и физиологических особенностях.
3.
Время проведения экскурсии не должно превышать 45 минут.
4.
Рассказ экскурсовода должен быть эмоциональным, кратким.
Использование комнатных растений для

выполнения лабораторных работ и как

дидактический материал
№ п/п Клас с Изучаемая тема Виды деятельности Время проведени я 1. 5 Растения Л./р. Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах (пахистахис, февраль 8
драцена, колеус) 2. 6 Царство растений Л./р. Изучение строения спороносящего папоротника (нефралепис, адиантум, колеус, олеандр, бемерия). ноябрь 3. Строение и многообразие покрытосеменных растений Л./р. Изучение строения почек и расположение их на стебле (нефралепис, адиантум). декабрь 4. Л./р. Изучение строение листа (гиппеаструм, хлорофитум, бемерия, фатсия). декабрь 5. Л./р. Изучение видоизмененных побегов (стебли кактусов – гиппеаструм). декабрь 6. Пр./р. Вегетативное размножение комнатных растений (хойя, традесканця, колеус, фикус). апрель 7. Классификация растений Экскурсия. Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте (весь ассортимент комнатных растений). апрель 8. Природные сообщества Л./р. Изучение особенностей растений различных экологичес- ких групп (зефиронтес, амарил- лис, аспарагусы, сенполии). апрель 9. 9 Уровни организации живой природы Л./р. Выявление изменчивости организмов (кактусы, циссус, амариллис). декабрь 10. Л./р. Изучение морфологического критерия вида (бегония крапчатая, бегония «Наполеоново ухо»; циперус очереднолистный, циперус раскидистый). январь 11. Экология Л./р. Строение растений в связи с условиями жизни (монтера, алоэ древовидное, опунция буроколючковая). апрель 12. 10 Основы генетики Л./р. Изучение фенотипов растений (бегонии, фикусы, циперусы). апрель 13. 11 Эволюционное учение Л./р. Приспособленности организмов к среде обитания (монстера, кактусы, амариллисы). октябрь 9
14. Л./р. Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных (бегонии, сенполии, колеус, эпифиллюм). ноябрь
Тематика экскурсий

в школьном экологическом музее

«Зеленый сад»
1. Лекарственные комнатные растения. 2. Растения влажных тропических лесов. 3. Растения сухих мест произрастания. 4. Субтропические растения. 5. Экологическое значение комнатных растений. 6. Семенное и вегетативное размножение растений. 7. Многообразие царства растений «Путешествие с комнатными растениями».
Экскурсия

«Лекарственные комнатные растения»
10
Цель: Познакомить учащихся с морфологическими особенностями комнатных растений, обладающих лечебными свойствами. Задачи: 1. воспитывать бережное отношение к природе; 2. развивать познавательный интерес; 3. расширять знания и навыки по биологии; 4. систематизировать знания учащихся о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Ход экскурсии: № п/п Содержание Формы и методы деятельности Время, мин. I Инструктаж (поведение учащихся в музее) рассказ учителя 3 II Цели и задачи экскурсии рассказ учителя 2 III Лекарственные комнатные растения 1. Многообразие лекарственных растений, выращиваемых в комнатных условиях 2. Изучение морфологических особенностей комнатных растений, обладающих лечебными свойствами:  алоказия  алоэ  дихоризандра  камнеломка  каланхоэ вступительная беседа учителя  сообщения уч-ся с демонстрацией комнатных растений  запись в тетрадях 5 25 11
 кислица  пеларгония  сансевиерия  фикус  фатсия IV Вывод по ходу экскурсии беседа 3 V Закрепление. Кто больше знает и может рассказать еще что-то новое и интересное о лекарственных комнатных растениях. За лучший рассказ и большее количество жетонов вручается лекарственное комнатное растение. Конкурс - аукцион 7 Мы привыкли, что растения-целители растут в лесу, в саду, на огороде, но очень многие привычные комнатные растения тоже обладают целительными свойствами. Современные исследования позволили начать использование значительного количества таких растений в официальной медицине, ведь многие из них являются просто бездонной кладовой здоровья. В растениях содержатся различные полезные вещества, включая сапонины, кумарины, алкалоиды, эфирные масла и витамины. В ходе экскурсии учащиеся знакомятся с морфологическими особенностями растений, обладающими лечебными свойствами: 1. Авокадо (лат. Persea) сем. Лавровые 2. Адиантум (лат. Adiantum) сем. Адиантовые 3. Алоказия (лат. Alocasia) сем. Ароидные 4. Алоэ (лат. Aloe) сем. Асфоделовые 5. Аморфофаллус (лат. Amorphophallus) сем. Ароидные 6. Аспарагус, спаржа (лат. Asparagus) сем. Спажевые 7. Аспидистра (лат. Aspidiatra) сем. Лилейные 8. Аукуба (лат. Aucuba) сем. Аукубовые 9. Бересклет (лат. Euonymus) сем. Бересклетовые 10.Гибискус (лат. Hibiscus) сем. Мальвовые 11.Гортензия (лат. Hydrangea) сем. Гидрангиевые 12.Дихоризандра (лат. Dichorisandra) сем. Коммелиновые 13.Жасмин (лат. Jasminum) сем. Маслиновые 14.Каланхоэ (лат. Kalanchoe) сем. Толстянковые 15.Камнеломка (лат. Saxifraga) сем. Камнеломковые 16.Кислица (лат. Oxalis) сем. Злаковые 17.Кофе (лат. Coffea) сем. Мареновые 18.Лимон (лат. Citrus limon) сем. Рутовые 19.Мирт (лат. Myrtus) сем. Миртовые 20.Паслен (лат. Solanum) сем. Пасленовые 12
21.Пассифлора, (лат. Passiflora) сем. Пассифлоровые страстоцвет 22.Пеларгония (лат. Pelargonium) сем. Гераниевые 23.Плющ (лат. Hedera) сем. Аралиевые 24.Сансевиерия (лат. Sansevieria) сем. Агавовые 25.Седум, очиток (лат. Sedum) сем. Толстянковые 26.Фатсия (лат. Fatsia) сем. Аралиевые 27.Фикус (лат. Ficus) сем. Тутовые 28.Финиковая пальма (лат. Phoenix) сем. Пальмовые или Арековые 29.Хлорофитум (лат. Chlorophytum) сем. Лилейные 30.Цикас, саговник (лат. Cycas) сем. Саговниковые 31.Щитовник (лат. Dryopteris) сем. Щитовниковые Вывод: Достоинства такой комнатной «аптеки» очевидны: мало того, что все нужные средства, помогающие человеку предотвратить развитие различных заболеваний, всегда под рукой, так еще и красиво, и воздух чище, и даже биоэнергетическая обстановка, по уверению цветоводов, гораздо благоприятнее, чем при отсутствии домашнего садика. Правда, есть одно «но». Прежде чем приступить к лечению с помощью какого-нибудь растения, необходимо проконсультироваться со своим лечащим врачом.
Экскурсия

«Растения влажных тропических лесов»
Цель: Изучение морфологических, анатомических и физиологических особенностей комнатных растений, произрастающих во влажных тропических лесах. Задачи: 1. воспитывать бережное отношение к природе; 2. развивать познавательный интерес; 13
3. расширять знания и навыки по биологии; 4. систематизировать знания учащихся о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Ход экскурсии: № п/п Содержание Формы и методы деятельности Время, мин. I Инструктаж (поведение учащихся в музее) рассказ учителя 3 II Цели и задачи экскурсии рассказ учителя 2 III Растения влажных тропических лесов. 1. Экоинформация. Условия произрастания во влажных тропических лесах. 2. Знакомство с комнатными растениями, выходцами из тропических лесов, имеющими специальные приспособления для жизни в этих условиях:  аспидистра  бальзамин  бегония  драцена  зигокактус  колеус  кофе  монстера  фикус сообщения уч-ся.  сообщения уч-ся  демонстрация комнатных растений  записи в тетрадях  рассматривание под лупой 2 25 IV Вывод по ходу экскурсии беседа 3 V Закрепление. 1. Назвать условия произрастания растений во влажных тропических лесах. 2. Перечислить приспособления, произрастающих растений во внутреннем строении. 3. Перечислить приспособления растений во внешнем строении, к условиям Блиц-турнир 10 У комнатных растений, родина которых – тропические леса, где выпадает более 400 см годовых осадков, влажность воздуха достигает 90%, температура в течение года держится в пределах 25-30°C, а жизнь 14
травянистых растений и кустарников протекает под пологом огромных тропических деревьев, в результате естественного отбора сформировался ряд морфологических, анатомических и физиологических особенностей, позволяющих им жить в этих условиях и оставлять потомство. У подавляющего большинства комнатных растений, являющихся выходцами из этой зоны, крупные нежные листья, как правило, без приспособлений, ограничивающих испарение. Наоборот, у некоторых из них (монстера), имеющиеся на концах боковых жилок гидатоды служат для выделения избытка влаги, когда воздух влажен и выделения через устьица недостаточны. У травянистых растений (арум, калла) есть водные устьица, выделяющие капельки воды, что способствует испарению, которые, как и «плач» монстеры, являются приспособлением к условиям существования. На примере комнатных растений, происходящих из тропических лесов, можно показать сложную приспособленность организмов к жизни под пологом леса при недостаточном освещении. У одних растений (бегония, колеус) листья содержат красный и фиолетовый пигменты, способные улавливать слабый свет. У других (пестролистные драцены) по краям листовой пластинки имеется белая полоса, состоящая из специфических клеток, которые способны наподобие линз улавливать и аккумулировать рассеянный свет. Третьи (кливия, аспидистра, фикус) в условиях недостаточного освещения способны образовывать огромное количество зеленых пластид, отчего их листья имеют интенсивную темно-зеленую окраску. У лиан из этой зоны развились различные приспособления: присоски (гойя), усики (циссус) и другие, позволяющие им, цепляясь за ветви деревьев, подниматься на значительную высоту и выносить листья к свету. В ходе экскурсии учащиеся знакомятся с морфологическими, анатомическими и физиологическими особенностями комнатных растений, родина которых влажные тропические леса: 1. Антуриум (лат. Anthurium) сем. Ароидные 2. Аспидистра (лат. Aspidiatra) сем. Лилейные 3. Бальзамины (лат. Impatiens sultani) сем. Бальзаминовые 4. Бегония (лат. Begonia ) сем. Бегониевые 5. Драцена (лат. Dracaena) сем. Лилейные 6. Зигокактус (лат. Zygocactus) сем. Кактусовые 7. Инжир (лат. Ficus carica) сем. Шелковичные 8. Кливия (лат. Clivia) сем. Амариллисовые 9. Колеус (лат. Coleus) сем. Губоцветные 10. Кордилины (лат. Cordyline) сем. Лилейные 11. Кофе (лат. Coffea) сем. Мареновые 12. Монстера (лат. Monstera ) сем. Ароидные 13. Плектрантус (лат. Plectranthus) сем. Губоцветные 14. Сансевиерия (лат. Sansevieria) сем. Лилейные 15. Стапелия (лат. ) 16. Фикус (лат. Ficus) сем. Тутовые 17. Хойя прекрасная (лат. Hoya bella) сем. Ластовневые 18. Эпифиллюм (лат. Epiphyllum) сем. Кактусовые 15
Вывод: Комнатные растения, являющиеся выходцами из тропических лесов имеют специальные приспособления для жизни в условиях с повышенной влажностью, недостаточном освещении. Этими приспособлениями являются: большая листовая пластинка, гидатоды, водные устьица, красные и фиолетовые пигменты, специфические клетки-линзы, аккумулирующие свет, огромное количество зеленых пластид, присоски, усики, волоски. Растения. Растущие во влажных тропических лесах, являются главным компонентом экосистемы влажных экваториальных лесов, которые выделяют огромное количество кислорода, являются легкими планеты, участниками круговорота кислорода в биосфере. Поэтому интенсивная вырубка экваториальных лесов приведет к нарушению газового обмена планеты.
Экскурсия

«Растения сухих мест произрастания»
Цель: Изучение морфологических, анатомических и физиологических особенностей растений сухих мест произрастания. Задачи: 1. воспитывать бережное отношение к природе; 2. развивать познавательный интерес; 3. расширять знания и навыки по биологии; 4. систематизировать знания учащихся о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Ход экскурсии: 16
№ п/п Содержание Формы и методы деятельности Время, мин. I Инструктаж (поведение учащихся в музее) рассказ учителя 3 II Цели и задачи экскурсии рассказ учителя 2 III Растения сухих мест произрастания 2. Экоинформация 3. Изучение морфологических, анатомических и физиологических особенностей растений сухих мест произрастаний:  агава американская  алоэ древовидное  молочай «Мили»  молочай ребристый  опунция Бергера  опунция буроколючковая  переския «Голдсфера»  цереус перуанский  эпостоа шерстистая сообщения уч-ся  сообщения уч-ся  демонстрация комнатных растений, изучение их габитуса и рассматривание листьев под микроскопом  запись в тетради  учитель обобщает материал 3 25 IV Вывод по ходу экскурсии беседа 5 V Закрепление. 1. Каковы внешние экологические условия обитания рассматриваемых растений? 2. Перечислить внутренние приспособления растений к недостатку влаги. 3. Перечислить внешние приспособления растений к недостатку влаги. 4. Как растения сухих мест произрастания взаимодействуют с животными? 5. Почему восковой налет защищает от испарения? Конкурс знатоков 10 Семейство кактусовых содержит более 3000 видов, всем им свойственны общий тип строения цветка, семени и проростка, ягодообразный плод и особые органы – ареолы. Большинство видов имеет сочный стебель и не имеет листьев. Кактусы являются жителями пустынь и засушливых 17
областей, и в процессе эволюции, они приспособились создавать запасы воды и очень медленно её расходовать. Толстые стебли кактуса – вместилища влаги – в основном состоят из тонкостенных водозапасающих клеток. Вода составляет от 80 до 96% от общего веса кактуса. Для уменьшения испарения влаги кактусы выработали специальные приспособления. Известно, что чем больше поверхность листа, тем больше воды он испаряет. Почти все кактусы не имеют листьев, а функции листьев выполняет стебель. Стебли кактусов ребристы, иногда покрыты восковым налётом, снабжены многочисленными колючками, создающими постоянную полутень, а у некоторых видов – густыми белыми волосками, полностью закрывающий стебель, – все это приводит к тому, что стебель меньше нагревается и, соответственно, испаряется меньше влаги. Формы и размеры стеблей кактусов очень разнообразны. У некоторых видов они достигают громадных размеров, достигая 20-ти метровой высоты (карпегия, пахицериус). Другие обрели идеальную шаровидную форму, при которой наибольшему обмену соответствует наименьшая поверхность испарения. Среди последних есть гиганты, достигающие почти 1,5 м в диаметре (эхинокактус ингенс) и самые мелкие представители семейства (род блоссфельдия ) со стеблями до 3 см в диаметре. Помимо кактусов к суккулентным растениям, способным переносить недостаток влаги, относятся агавы, алоэ, молочаи. В ходе экскурсии обращают внимание на следующий ассортимент растений, обитающих в местах с недостатком влаги различными формами приспособлений для жизни в таких условиях: 1. Агава американская (лат.Agave Americana) сем. 2. Алоэ древовидное (лат. Aloe) сем. Асфоделовые 3. Алоэ канделябровидное (лат. Aloe) сем. Асфоделовые 4. Алоэ пестрое (лат. Aloe) сем. Асфоделовые 5. Апорокактус (лат. Aporocactus) сем. Кактусовые 6. Молочай «Мили» (лат. Euphorbia) сем. Молочайные 7. Молочай блестящий (лат. Euphorbia) сем. Молочайные 8. Молочай прекраснейший (лат. Euphorbia) сем. Молочайные 9. Молочай ребристый (лат. Euphorbia) сем. Молочайные 10.Опунция Бергера (лат. Opuntia) сем. Кактусовые 11.Опунция буроколючковая (лат. Opuntia) сем. Кактусовые 12.Опунция карликовая (лат. Opuntia) сем. Кактусовые 13.Переския «Голдсфера» (лат. Pereskia) сем. Кактусовые 14.Цереус перуанский (лат. Cereus peruvianus) сем. Кактусовые 15.Эпостоа шерстистая (лат. Espostoa melanosteie) сем. Кактусовые 16.Эхинокактус (ежовые рукавицы) (лат. Echinocactus) сем. Кактусовые 17.Эхинопсис (лат. Echinopsis) сем. Кактусовые Вывод: Для уменьшения испарения в лаги кактусы выработали специальные приспособления: редукция листьев и превращение их в комочки, мясистые 18
зеленые стебли, выполняющие функцию листьев вместилищ влаги, восковой налет, густые волоски, снижающие нагревание и испарения влаги. У агавы и алоэ редуцировались стебли, а листья стали мясистыми и покрытыми кутикулой (в них слизь, удерживающая воду).
Экскурсия

«Комнатные растения и экология дома»
Цель: Изучение морфологических, анатомических и физиологических особенностей комнатных растений, эффективно влияющих на очищение воздуха, обогащение его кислородом, насыщение его ароматическими веществами, фитонцидами. Задачи : 1. воспитывать бережное отношение к природе; 2. развивать познавательный интерес; 3. расширять знания и навыки по биологии; 4. систематизировать знания учащихся о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Ход экскурсии: № п/п Содержание Формы и методы деятельности Время, мин. I Инструктаж (поведение учащихся в музее) рассказ учителя 3 II Цели и задачи экскурсии рассказ учителя 2 III Комнатные растения и экология дома. 1. Химический и бактериологический состав воздуха в помещениях. 2. Знакомство и изучение комнатных растений, влияющих на экологию дома: рассказ учителя сообщения уч-ся с демонстрацией растений, схем и 5 25 19
 растения, улучшающие водно- газовый обмен  растения – высокоэффективные очистители воздуха  растения, обладающие бактерицидными свойствами таблиц IV Вывод по ходу экскурсии беседа 3 V Закрепление. Учащимся задаются вопросы: 1. По внешним признакам угадать комнатное растение и перечислить его свойства, влияющие на экологию помещения. 2. Что такое фитонциды? 3. Какую роль оказывает ионизация воздуха в помещении? Игра – мини викторина 7 В современных панельных домах из железобетона влажность воздуха гораздо ниже нормы – почти как в пустыне. И тут на помощь может прийти уникальное растение, способное превратить пустыню в оазис – циперус. Он сам очень любит влагу, поэтому горшок с ним ставят в поддон с водой. Кстати, такие поддоны с любыми влаголюбивыми растениями хорошо иметь во всех комнатах – они прекрасно влияют на состояние воздуха. Водно- газовый обмен в помещении улучшают антуриум, маранта и монстера. Сотрудники Американского агентства по аэронавтике и космическим исследованиям (НАСА) выяснили, что хлорофитум, плющ, хризантема и алоэ являются высокоэффективными очистителями воздуха. Многие комнатные растения обладают фитонцидными (бактерицидными) свойствами. В помещении, где находятся, например, цитрусовые, розмарин, мирт, хлорофитум в воздухе содержится значительно меньше микробов. А частицы тяжелых металлов, которые тоже есть в наших квартирах, поглощают аспарагусы. Эвкалипт шаровидный уничтожает вирус гриппа, такую е задачу решают цитрусовые. Фитонциды кипариса убивают туберкулезную палочку. Снижают количество микробов в воздухе хризантема – на 66%, туя – на 60%, циперус – на 59%, герань и бегония – на 43%. Нет нужды говорить о том, как плохо чувствует себя человек в душном помещении. Причем дело здесь не в недостатке кислорода как такового, катастрофически не хватает его отрицательных ионов, число которых, кстати, быстро уменьшается, когда в комнате работает телевизор или компьютер. Но, оказывается есть комнатные растения, которые выделяют такие же ионы, делая воздух свежим и легким для дыхания. Это хвойные (кипарис, туя, криптомерия). Их можно вырастить дома из семян, обеспечив 20
в квартире целебный микроклимат, поскольку они обладают еще и фитонцидными свойствами. Желательно чтобы в доме был хотя бы один куст герани. Герань не только мух отгоняет, но и дезинфицирует и дезодорирует воздух. А то, что герань помогает при головной боли и способна изгонять из дома злых духов и прочую нечисть, известно еще издревле. В ходе экскурсии используются следующие комнатные растения музея, влияющие на экологию дома: I. Растения, обладающие фитонцидными (бактерицидным) свойствами 1. Апельсин (лат. Apfesine) сем. Рутовые 2. Бегония (лат. Begonia ) сем. Бегониевые 3. Кипарис (лат. Cupressus) сем. Хвойные 4. Лимон (лат. Citrus limon) сем. Рутовые 5. Пеларгония (герань) (лат. Pelargonium) сем. Гераниевых 6. Туя (лат. Thuja) сем. Туевые 7. Хлорофитум (лат. Chlorophytum) сем. Лилейные 8. Хризантема (лат. Chrysanthemum) сем. Сложноцветные 9. Циперус (лат. Cuperus) сем. Осоковые II. Растения, эффективно улучшающие водно-газовый обмен в помещении. 1. Алоэ (лат. Aloe) сем. Асфоделовые 2. Бегония (лат. Begonia ) сем. Бегониевые 3. Бемерия (лат. Boehmeria) сем. Крапивные 4. Драцена (лат. Dracaena) сем. Лилейные 5. Маранта (лат. Maranta) сем. Марантовые 6. Монстера (лат. Monstera ) сем. Ароидные 7. Спатифиллюм Уоллиса (лат. Spathiphyllum wallissii) сем. Ароидные 8. Плющ (лат. Hedera) сем. Аралиевые 9. Финиковая пальма (лат. Phoenix) сем. Пальмовые или Арековые 10.Хлорофитум (лат. Chlorophytum) сем. Лилейные 11.Циперус (лат. Cuperus) сем. Осоковые Вывод: Для того чтобы микроклимат в помещении был здоров, необходимо осуществлять подбор комнатных растений таким образом, чтобы помимо эстетического наслаждения и обогащения кислородом атмосферы, которым наделены комнатные растения, они обладали также фитонцидными и ионизирующими свойствами. 21



lll

Методическое обеспечение

образовательно-воспитательной деятельности

Образовательная программа

«Экология комнатных растений».
Составитель: Антоненко Лидия Станиславовна, учитель высшей категории, Почётный работник общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Биология – наука о жизни, поэтому и задача учителя – помочь учащимся воспринимать школьный курс биологии как раскрытие и познания тайн живой природы. Достичь этого можно лишь при оптимальной организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Специфической особенностью преподавания биологии является широкое использование натуральной наглядности, постановка опытов и наблюдений за живыми организмами. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми растениями на уроках и во внеурочное время играют важную роль в решении учебно-воспитательных задач. Комнатные растения широко используются как демонстрационный материал для постановки опытов и наблюдений практически во всех темах ботаники, общей биологии, а также при изучении некоторых вопросов зоологии и анатомии, физиологии и гигиены человека. На уроках комнатные растения могут быть использованы при изучении строения растений, приспособления организмов к среде обитания, взаимосвязи строения и функции и др. Как правило, большинство опытов с комнатными растениями требуют длительного времени, на уроке обычно опыт закладывается и демонстрируются его результаты, а наблюдения за ходом опыта учащиеся проводят во внеурочное время. Данная программа расширяет и углубляет знания школьников по ботанике, географии, экологии, т.е. является интегрированным курсом. Учащиеся знакомятся с многообразием комнатных растений, в том числе эффективно влияющими на экологию помещения, лекарственными растениями, центрами их происхождения, экологической адаптацией. Школьный курс биологии этих сведений практически не дает. 22
Программа предусматривает проведение лабораторных, практических работ, постановку опытов. Возможности такой вариативности в школьной программе на уроках ограничены. Программа курса «Экология комнатных растений» рассчитана на учащихся II ступени обучения. Целью образовательной программы «Экология комнатных растений» является формирование у обучающихся экологической культуры на базе изучения комнатных растений в рамках естественнонаучной картины мира. Задачи, позволяющие реализовать данную цель:  создать условия для приобретения знаний по экологии растений, дополняющих и расширяющих школьные курсы по ботанике и основам экологии (6, 9 кл.), географии (7 кл.);  развить навыки исследовательской деятельности, в том числе самостоятельной работы с научной литературой, анализа результатов, написания научно-исследовательских работ;  сформировать практические навыки по уходу за комнатными растениями и их разведению; Основные требования к знаниям и умениям. При изучении курса «Экология комнатных растений» учащиеся должны знать:  основные понятия экологии, специальные понятия, используемые в комнатном цветоводстве;  классификацию комнатных растений;  действие экологических факторов на растения;  экологические группы растений по отношению к различным факторам среды произрастания;  центры происхождения комнатных растений;  биологические и экологические особенности выращивания растений;  элементы питания растений;  заболевания и вредители комнатных растений, меры борьбы с ними;  комнатные растения, эффективно влияющие на экологию помещения;  лекарственные комнатные растения;  дизайн озеленения помещения и способы составления цветочных композиций. По окончании курса «Экология комнатных растений» учащиеся должны уметь:  самостоятельно ставить простейшие опыты, а более сложные под руководством преподавателя;  самостоятельно работать с научно-популярной литературой;  проводить наблюдения, фиксировать результаты опыта, статистически обрабатывать их, оформлять в соответствии с требованиями к научно- популярной работе; 23
 выявлять адаптации и принадлежность к определенной экологической группе (по отношению к экологическим факторам) на конкретных биологических объектах;  сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы;  применять знания и умения по выращиванию и уходу за комнатными растениями на практике, в том числе на пришкольном участке;  участвовать в природоохранной деятельности.
Учебно-тематический план программы

«Экология комнатных растений».
№ п/п Темы занятий Кол-во часов Формы и кол-во часов теория практ. экскурс. 1 Предмет и задачи экологии. 8 7 1 2 Экологический факторы. 10 3 7 3 Классификация комнатных растений. 34 17 15 2 4 Экологические группы растений по отношению к различным факторам среды произрастания. 48 32 16 5 Центры происхождения комнатных растений. 8 6 2 6 Биологические и экологические особенности выращивания комнатных растений. 40 20 18 2 7 Заболевания и вредители комнатных растений, меры борьбы с ними. 12 7 4 1 8 Комнатные растения, эффективно влияющие на экологию помещений. 12 8 4 9 Лекарственные комнатные растения. 16 12 4 10 Дизайн озеленения помещения и способы составления цветочных композиций. 16 4 10 2 ИТОГО: 204 116 80 8 24

Литература.
1. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. Санкт-Петербург, Деан, 1999 г. 2. Верзилин Н. Путешествия с комнатными растениями. М., Педагогика- Пресс, 1995. 3. Крикунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология, 10 (11) кл. Учебник. М., Дрофа, 2005. 4. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. МГУ, 1989. 5. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. М., Просвещение, 1986. 6. Матюшина В.Н. Комнатные растения. М., Издат. Дом МСП, 2000. 7. Образцова Л. Комнатные растения – природные аптеки. Санкт- Петербург, АВК, 2002. 8. Пасечник В.В. Экология. 9 кл.: школьный практикум. М., Дрофа, 1995. 9. Природа и экологические проблемы Кузбасса. Учебное пособие. Кемерово, ОблИУУ, 1993. 10.Растительный мир Кузбасса и его охрана. Кемерово, ОблИУУ, 1995. 11.Ремезова Г.Л. Эратова М.Е. Войди в зеленый мир. Книга для учащихся. М., Просвещение, 1996. 12.Серпухова В.И. Тавлинова Г.К. Комнатные и балконные растения. М., Прейскурантиздат, 1991. 13.Стргар И. Горшечные растения. Любляна, 1965. 14.Тетюрев В.А. Методика эксперимента по физиологии растений. М., Просвещение, 1980. 15.Филиппова И. Доктор на подоконнике. Санкт-Петербург, ИД «Весь», 2004. 16.Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. М., «Кладезь-Букс», 2003. 25


В раздел основное общее образование