"Наши фамилии"
разработка занятия в 6 классе
Автор: Постнова Валентина Викторовна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ с. Екатериновка, с. Екатериновка м. р. Приволжский Самарской области
Смотреть презентациюВ раздел основное общее образование
Конспект учебного занятия в рамках внеурочной деятельности
«Наши фамилии (Путешествие в страну Ономастика)»
Цели учебного занятия:
1. Познакомить учащихся с историей появления фамилий, отчеств. 2. Выявить и расширить знания о своём имени, родословной своей семьи. 3. Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям, интереса к истории своей семьи 4. Формировать представления детей об исследовательской деятельности. 5. Создать комфортную обстановку для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
Форма урока
: урок путешествие.
Подготовка к уроку:
1. Учащиеся заполняют таблицу «Фамилии моей семьи». 2. Учитель составляет - списки фамилий для конкурса «Передай привет и поклон землякам» (3); - Списки фамилий для конкурса «Как звали предка»; - листы для выполнения задания «Сконструируй фамилии»; - карту; - навигатор (список терминов).
Оформление доски:
Ономастика – страна имён
« Нет ничего более приятного для человеческого слуха, чем звук собственного имени» Народная мудрость «Нет средь живущих людей, да и не может и быть, безымянных: В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, Имя, как радостный дар, от родимых своих получает…» (Гомер) По ходу занятия к доске прикрепляются листочки с терминами. Ономастика – наука об именах собственных, “onoma” – имя. Святцы – церковный календарь с указанием памятей святых и круга церковных праздников. Ход занятия: 1. Введение в тему. Знакомство с целями занятия. - Путешествовать любят все. Сегодня мы отправимся в путешествие, нас ждёт страна с необычным названием - Ономастика. Послушайте загадку: Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими. (Нас не было – оно было, Нас не будет – оно будет, Никто ни у кого его не видел, А у каждого оно есть.) Да, это имя. И я надеюсь вы догадались, что ономастика – это…. страна имён. «Онима» в переводе с греческого языка означает имя. - Вы знаете, что значат ваши имена? Представимся друг другу. (Встаём в круг и рассказываем о значении имени). О целях занятия, распределение на команды. Объявление маршрута.
Страна Ономастика огромна. В ней есть долина Зоонимов ( кличек животных), река Топонимов (географических названий), море Космонимов( астрономических названий), но наша цель – город Антропонимика(имён людей). Вот он уже приближается, а на окраине мы видим старинный замок – Исторический музей. Здесь можно узнать о том, как появились имена, фамилии и отчества. 2. Сообщение о появлении отчеств и фамилий. Презентация. 3. Упражнение на конструирование фамилий. Впереди сверкает тонированными витражами современный офис. Это конструкторское бюро. Здесь моделируют фамилии. Поможем и мы. Задание: от данного имени образовать как можно больше фамилий: Иван, Пётр, Василий. 4. Упражнение на узнавание фамилий, характерных для нашей местности. Шагаем дальше по тротуару широкой улицы, которая приводит нас на площадь Приволжское землячество. Как вы думаете, кто здесь живёт? Вам нужно передать привет и поклон своим землякам, жителям сёл Екатериновка и Давыдовка. Найти их нужно по списку фамилий. Задание: найди своих земляков по фамилии. 5. Упражнение по определению древнерусского, языческого имени на основе фамилий. В этой сказочной стране – вечное лето. Что-то становится жарко, а вон впереди синеет озеро. У него поэтичное название – Седая старина. Оно хранит тайны древних имён. Попробуем разгадать эти тайны, и мы узнаем, как называли детей на Руси до принятия христианства. Вам даны списки фамилий, которые образованы от языческих, древнерусских имён. Подумайте и назовите эти имена. 6. Фамилия - история семьи.
Потихоньку добираемся до южной окраины города. Шумят вековые деревья – это парк Памяти. - Почему в городе Антропонимика есть такой парк? (ВЫВОД) - Вы собрали материал о фамилиях своей семьи. Закрепите его на доске. Имена , отчества, фамилии хранят память о ваших предках, эта наша обязанность помнить людей, подаривших нам жизнь. Это ваш подарок стране Ономастика
7. Итог урока
Ребята, неважно, какая у вас фамилия – красивая или не очень, известная или самая простая, важно, как вы ее носите. Недаром в народе говорят: «Не смотри на кличку, а смотри на птичку». Многие ваши таланты, навыки перешли к вам по наследству, от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели. Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами. Вам также передаются подарки. Вручение «фамильных» грамот.
В раздел основное общее образование

