"Кодирование числовой информации"
методическая разработка
Автор: Сусуйкина Алла Александровна, учитель информатики, МБОУ "Школа №125", Нижний Новгород
В раздел основное общее образование
Кодирование числовой информации
Урок начинается с демонстрации слайдов презентации Приложение № 1. Звучит стихотворение А. Старикова “необыкновенная девочка” (слады 1,2,3). Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый класс ходила, В портфеле по сто книг носила – Всё это правда, а не бред. Когда, пыля десятком ног, она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий. Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И десять загорелых рук Портфель и поводок держали. И десять тёмно-синих глаз Рассматривали мир привычно… Но станет всё совсем обычным, Когда поймёте мой рассказ. А. Стариков “Необыкновенная девочка”.
Организационный момент
(объявление темы, целей урока). Вопрос учащимся: Как вы думаете, может ли быть такое на самом деле? Оказывается, может! Только необходимо выяснить, о какой системе счисления идёт речь в стихотворении. Тема нашего сегодняшнего урока “Кодирование числовой информации” (слад 4). Мы рассмотрим системы счисления, которые используются для кодирования информации в компьютере, как они связаны с нашей, десятичной системой счисления. И тогда мы узнаем, сколько девочке лет, сколько ног у неё и у щенка, и в какой класс она ходила. Начнём с повторения.
Фронтальный опрос
: работа по группам (проверка знаний по теме “системы счисления”) 1 группа учащихся: работа с терминами – разгадывание кроссворда за ПК (проверка знаний, формирование практических навыков работы с готовой программой, сохранение документа) (слад 5). Предлагается 2 варианта кроссворда в MS Excel (Приложение №2, Приложение № 3).Учащиеся решают кроссворд, результат оставляют на Рабочем столе. В течение урока учитель проверяет и выставляет оценку (лист с ответами для учителя при работе следует удалить). 2 группа учащихся: работа с терминами на местах (слайды 6-22). Ученики по очереди выбирают номер вопроса, учитель по гиперссылке переходит к вопросу, и ученик на него отвечает. Беседа с классом. Давайте ещё раз обобщим некоторые моменты:
1. Какая система счисления используется повсеместно в наше время? (десятичная) 2. Сколько цифр в 10-й системе? (десять) 3. Значит, основание равно ….? (N=10) 4. Алфавит 10-й системы? (цифры 0-9) 5. Как вы думаете, почему люди используют именно десятичную систему счисления, а не семеричную или пятнадцатеричную? (десять пальцев на руках) 6. Но не всегда люди считали десятками. Послушайте сообщения о том, как люди считали раньше (выступают ученики, которые подготовили творческие презентации). Приложение № 4
Объяснение нового материала, первичное закрепление.
Таким образом, в нашей жизни есть место и 60-й системе (1час = 60 мин., 1мин. = 60 сек.) и 12-й (12 месяцев, 24 часа в сутках, по 12 предметов в сервизах и т. д.), и 7-й (7 дней в неделе, много пословиц). А вот компьютер понимает другие системы счисления. Какие? (2-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления). Двоичная система счисления очень удобна для кодирования любой информации (легко закодировать два состояния: да-нет; жарко - холодно и т. д.). Операции над двоичными кодами легче, чем над десятичными. Но недостаток двоичного кодирования – слишком длинные коды. Поэтому широко используются 8-е и 16-е коды (легко переводить из одной в другую). А как узнать, в какой системе счисления записано число, как его обозначают? Ответ: 10-е число: 45 10 или 45 D 2-е число: 101 2 или 101 B 8-е число: 67 8 или 67 O 16-е число: 5А9 16 или 5А9 Н Задание: определить, правильно ли записано число (слайд 23). На прошлом уроке мы познакомились с разными формами записи числа. Давайте вспомним. Свёрнутая форма записи числа используется в повседневной жизни (слайд 24). Развёрнутая форма записи числа используется для того, чтобы показать какую позицию (место) занимает каждая цифра (слайд 25). 1023 10 = 1*1000+0*100+2*10+3*1=1*10 3 +0*10 2 +2*10 1 +3*10 0 , где 10 – основание системы, 3,2,1,0 – показатель степени; показывает позицию цифры в записи числа – её “ВЕС”. Тогда “Вес” числа складывается как сумма цифр, умноженных на основание системы в определённой степени. Такой порядок подсчёта “ веса” числа используется в других позиционных системах счисления: 32024 5 =3*5 4 +2*5 3 +0*5 2 +2*5 1 +4*5 0 1101 2 =1*2 3 +1*2 2 +0*2 1 +1*2 0 =…….
Чтобы узнать, как это число выглядит в 10-й системе счисления, надо посчитать “вес” исходного числа. ………8+4+0=1=13 10 Правило № 1 (записывается в тетрадь) (слайд 26). При переводе числа из любой системы счисления в 10-ю систему, исходное число надо записать в развёрнутой форме и посчитать “вес” числа. Давайте теперь посчитаем: сколько лет было девочке, в какой класс она ходила, и сколько книг было в её портфеле? (слайд 27) 1100 2 =1*2 3 +1*2 2 +0*2 1 +0*2 0 =8+4+0+0=12 10 (лет) 101 2 =1*2 2 +0*2 1 +1*2 0 =4+0+1=5 10 (класс) 100 2 =1*2 2 +0*2 1 +0*2 0 =4+0+0=4 10 (книг), (ног у щенка) 10 2 =1*2 1 +0*2 0 =2+0=2 10 (количество глаз, ног, ушей, рук) Если бы автор считал в: 16-й системе, сколько ног было бы у девочки? 8-й системе, сколько ног было бы у щенка? (слайд 28). Правило № 2 (записывается в тетрадь) (слайды 29, 30). При переводе числа из 10-й системы счисления в любую другую, надо исходное число разделить на основание новой системы. Задача (слайд 31). В классе с девочкой учится 28 человек. Посчитать количество учеников в разных системах счисления. Практическая работа на ПК (работа с программой Калькулятор) На ПК есть программа, которая поможет проверить наши вычисления: открываем: Пуск – программы – стандартные – Калькулятор – режим “инженерный” (учитель на двух – трёх примерах объясняет работу с Калькулятором). 1 задание: ученикам раздаются карточки с примерами. Приложение № 5. Проверить, все ли они правильно решены (слайд 32). Ученики указывают на неправильные примеры. 25 10 =11001 2 101101 2 =43 10 А12 16 =2578 10 С1 16 = 301 10 271 8 =185 10 2 задание: придумайте пример для товарища по парте (каждый ученик решает пример в тетради, а затем проверяет его с помощью Калькулятора). 3 задание: в классе 10000 2 девочек и 17 8 мальчиков. Сколько учеников в классе? Один ученик решает у дочки, остальные в тетради (слайд 33).
Постановка д/з
(слайды 34, 35, 36). 1. Выучить правила перевода (в тетради). 2. Посчитать, сколько вам лет в 2-й, 8-й, 16-й системах счисления. 3. Определить, сколько лет родителям и брату девочки, если их возраст записан в разных системах счисления: Папа: 47 8 Мама: 100011 2 Брат: 12 16
Подведение итогов урока по форме и содержанию, выставление оценок.
В раздел основное общее образование

