Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения химии"

статья

Автор: Ещанова Сания Мурзалиевна, учитель химии, МОУ СОШ №1, город Богданович, Свердловская область



В раздел основное общее образование




Использование информационно- коммуникационных технологий,

в процессе обучения химии
Ещанова Сания Мурзалиевна- учитель химии 1 квалификационной категории МОУ СОШ №1 г. Богданович "...Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции" В. Сухомлинский Сегодня имеет место тенденция понижения интереса к изучению химии. В последние десятилетие изменилась структура школьного химического образования: вместо линейной системы преподавания предмета введена концентрическая система. Но количество часов, выделяемых базисным учебным планом РФ, не всегда достаточно для усвоения государственного стандарта основной ступени обучения по химии. Признание факта существования указанных противоречий делает актуальной проблему поиска новых педагогических технологий, которые: с одной стороны, способствовали бы формированию устойчивой положительной мотивации, а с другой стороны, обеспечивали бы выполнение государственного стандарта химического образования, формировали бы общеучебные умения, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции. Решение этой проблемы носит комплексный характер. Одно из них - внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий с целью интенсификации образовательного процесса и создания индивидуальных условий на уроке. При обучении химии использование компьютерных технологий эффективно на уроках изучения нового материала (презентации для лекций), при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также во время проведения химического практикума. Одной из актуальных проблем, стоящих перед современным образованием, является подготовка обучающихся к взрослой жизни, реализации своих интересов, способностей, к выполнению жизненных планов. Какие требования предъявляются к учителям современной школы? Сегодня учителю недостаточно владеть учебным материалом и классическими приёмами обучения. Меняются акценты в образовании. Ученики в современной школе должны не получать готовые знания, а научиться их брать. А мы, учителя, должны научиться позволить им это сделать, научиться направлять, сопровождать учащихся. Только
тогда наш ученик будет успешным. И, разумеется, не единственным, но очень важным на этом пути является использование в практике учителя ИКТ. Обучающиеся должны приобрести необходимые навыки в области применения ИКТ, так как они всё глубже проникают в нашу жизнь. ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Использование ИКТ в образовании позволяет увеличить производительность труда преподавателей и обучающихся, повысить эффективность обучения и самообучения. Поэтому среди основных компетентностей, требующих формирования и развития в современной школе, выделяют ИКТ–компетентности, которые включают в себя умение работать с информацией, решать распространённые информационные задачи с помощью современных общедоступных информационных ресурсов (инструментов и источников). Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это целый спектр современных технологий, связанных с обработкой информации. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих обучающихся. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный школьный учебник. Современный урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, то есть как форма обучения, но и как деятельность ученика, то есть как форма учения. При подготовке и анализе урока нужно, прежде всего, решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы о положительной стороне применении информационно-коммуникационных технологий на уроке: повышается мотивации обучающихся к учебной деятельности; происходит активизация деятельности учащихся; расширяются возможности дифференциации и индивидуализации процесса обучения; появляется возможность самостоятельного получения обучающимися дополнительных знаний. Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе не только целесообразно, но и позволяет достичь цели, которую ставит перед педагогами “Концепция модернизации Российского образования” - подготовка разносторонне развитой личности. Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что преподаватель умеет: - обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, рисунки и т.д.); - создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке; - использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине; - организовать работу с электронным учебником на уроке;
-применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие); - осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям; - организовать работу с обучающимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке; - разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование. Применение компьютерных технологий в образовании представляется естественным и необходимым, поэтому важной задачей современного учителя является показать обучающимся возможности ИКТ. В связи с этим возникают вопросы, связанные с наиболее эффективным применением ИКТ при обучении.
Цели применения ИКТ
- интенсифицировать деятельность преподавателя и обучающегося; - повысить качество обучения по дисциплине; - отразить существенные стороны химических, биологических объектов, зримо воплощая в жизнь принцип наглядности; - выдвигать на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных заданий, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование электронных пособий, прежде всего, определяется самим преподавателем, исходя из целей урока, содержания и последовательности подачи учебного материала. На уроках лекциях - это теоретическая поддержка курса, на практических занятиях – виртуальная лаборатория, на этапе контроля – это возможность пройти тест и разобрать свои ошибки. Однако следует помнить, что программные средства для эффективного применения в учебном процессе должны соответствовать курсу химии, иметь высокую степень наглядности, простоту использования, способствовать формированию общеучебных и экспериментальных умений, обобщению и углублению знаний и т.д.
Использование электронных учебников и лабораторий
В своей работе я использую следующие электронные пособия: Учебные электронные издания: образовательной коллекции 1С –«Общая и неорганическая химия» и «Виртуальная химическая лаборатория» Видео опыты на уроках химии.
Хочется отметить, что в условиях учебного заведения не всегда можно провести химический эксперимент на должном уровне. А так как химия – наука экспериментальная, то помощь компьютера в данном случае просто необходимо. Поэтому на уроках химии я использую электронное издание «Химия. Виртуальная лаборатория». На диске достаточно наглядно и красочно демонстрируются все лабораторные опыты курса химии основной и средней школы, хранится весь справочный материал, имеется журнал лабораторных работ. Большое внимание здесь уделяется соблюдению правил техники безопасности. Используя виртуальные реактивы и оборудование, можно проводить опыты так же, как в реальной лаборатории. Учащимся предоставляется возможность собирать различные приборы, установки из составляющих элементов, производить измерения, составлять уравнения реакций. Программа контролирует каждое действие учащегося, проводя его через все этапы, необходимые для успешного выполнения опыта. При проведении ряда практических работ можно использовать видеофрагменты, позволяющие увидеть проводимый ими эксперимент в реальной лаборатории. При этом у обучающихся возрастает познавательный интерес, развиваются навыки работы с соблюдением правил техники безопасности, умения наблюдать, выделять главное и делать выводы по наблюдениям. Выполнение лабораторных опытов по компьютерной технологии вносит определенные особенности в учебный процесс. Появляется возможность постановки опытов не только в процессе изложения нового, но и при закреплении материала, обобщении знаний, решении экспериментальных задач. Улучшается организация лабораторных и практических работ. Учащиеся имеют возможность индивидуально выполнять опыты, что не может не сказаться на развитии самостоятельности, на формировании общих лабораторных, организационных и других практических умений. При выполнении виртуальных опытов происходит экономия учебного времени, которую целесообразно использовать для решения творческих экспериментальных задач, закрепления материала или правильного осмысления сути происходящих реакций.
Создание презентаций
Хочется отметить, что каким бы совершенным не было электронное пособие, каждый преподаватель видит преподавание дисциплины по-своему. И здесь ИКТ опять приходят на помощь преподавателю – он может создать свои собственные презентации к урокам и внеклассным занятиям, например, в программе PowerPoint. Создание собственных презентаций к урокам вызывает живой интерес у обучающихся к программе Power Point – и вот уже они сами предлагают мне свои собственные презентации к различным разделам курса химии. Так сама собой возникла проектная деятельность обучающихся.

Целесообразность применения информационно-коммуникационных технологий

для ученика:
- ИКТ содействует росту успеваемости обучающихся по дисциплине; - ИКТ позволяет обучающимся проявить себя в новой роли; - ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; - ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого обучающегося, делает занятия интересными и развивает мотивацию; - предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; - обучающиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; - позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям; - обучающиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе; - ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика; - возможность формирования коммуникативной компетенции обучающихся, т.к. они становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; - привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию обучающихся, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Использование Интернет – ресурсов
Использование Интернета на уроке при изучении нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация обучающегося к получению знаний. В Интернете можно найти тематические сайты по всем дисциплинам, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов, сложных химических производств. Считаю, что эффект от применения компьютерных технологий в большей степени зависит от желания преподавателя постигать новое и умения использовать эти новые возможности. Важно составить систему обучения с использованием ИКТ, ведь современный урок для современных детей уже не может обойтись без использования ИКТ.

Таким образом, использование ИКТ на уроках химии позволяет насытить короткий промежуток времени урока достаточно большим объёмом информации (презентации), показать процессы микромира (демонстрации), провести электронное или on-line тестирование учащихся, позволяет создать личностное информационное
пространство ученика и заинтересовать ребят в использовании единого образовательного пространства для получения дополнительной информации по предмету. Литература 1. Жукова Е.Л. Элементы анализа учебных занятий с применением информационных технологий. [Электронный ресурс] – режим доступа: 2. Кульневич С.В. Анализ современного урока. [Текст]: Практическое пособие для учителей, преподавателей и руководителей школ./ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина – М.: Изд. «Учитель», 2006. 3. Интернет-школа. Словарь понятий и терминов [Электронный ресурс] /-М.:Просвещение, 2008. .-Режим доступа 4. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс] Федеральный образовательный портал: нормативные документы.- Режим доступа 5. Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии. [Текст] /Н.В. Полякова// Завуч. - 2005. -№ 5. - С. 38-56. 6. Поташник, М. М. Требования к современному уроку [Текст]: методическое пособие. / М.М. Поташник. - М.: - Центр педагогического образования,2007. - 272 с.


В раздел основное общее образование