Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Спец. курс для 5 класса "Научиться организовывать подвижные игры вне школы"

Курс "Подвижные игры народов Прикамья" 5 класс

Автор: Мосягин Юрий Леонидович, учитель физической культуры, МАОУ "Гимназия №6", город Пермь, Пермский край



В раздел основное общее образование



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №6» Утверждаю: Директор гимназии ___________Е.А. Васильева «____»__________2015г. ПРОГРАММА КУРСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ «Подвижные игры народов Прикамья» Автор курса: учитель физической культуры Мосягин Юрий Леонидович 2015г.

Пояснительная записка
В условиях современной цивилизации, в связи с резким снижением двигательной активности детей, возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми, которые являются традиционным, наиболее доступным и эффективным средством воздействия на развитие физических качеств учащихся начальной школы. Подвижные игры соответствуют потребностям растущего организма ребёнка, способствуют всестороннему гармоничному развитию детей, помогают формированию межличностных отношений, расширяют круг его представлений о традициях народов, развивают наблюдательность, сообразительность, самостоятельность, инициативность, помогают творчески осмыслить учебную задачу. Программа курса «Подвижные игры народов Прикамья» реализует спортивно-оздоровительное и гражданско - патриотическое направления во внеурочной деятельности в 5 классе в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Цель:
содействие укреплению здоровья, приобщению детей к культуре народов Прикамья в процессе активного их участия в народных играх и состязаниях.
Задачи:
познакомить учащихся с разнообразием подвижных игр и забав народов Прикамья; – содействовать привитию интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом, как одному из условий здорового образа жизни; – обучить правилам поведения в процессе коллективных действий; – воспитывать чувство коллективизма, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности за свои действия; – развивать двигательную активность в народных играх и состязаниях. – воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к народным традициям. Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны людям самого разного возраста. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого являются традиционным средством педагогики, способствуют установлению прочных связей с коренным народом, обогащают духовные и социальные качества детей. Из покон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, творческой выдумкой. Прикамье - край многонациональный. Расположение региона на границе Европы и Азии, тайги и лесостепи определило его роль в геополитическом пространстве. В Пермском крае сложился достаточно пестрый этнический состав. Основу населения составляют народы, чьи далекие предки давно освоили Прикамье. К таковым можно отнести русских ( 83,8% населения), татар (4,9%), коми-пермяков (4%), башкир (1,7%), удмуртов (около 33 тыс.) и
марийцев. В ХVIII - начале ХХ в. в регионе сформировались компактные группы немцев (15,5 тыс.), поляков (1,2 тыс. человек), эстонцев (около 500 человек), чувашей, белорусов (18,8 тыс.), латышей (857 человек), литовцев (1,2 тыс. человек), евреев (6 тыс.) и наиболее многочисленные диаспоры образовали азербайджанцы, армяне, грузины, чеченцы. Познакомить детей с играми какого-нибудь народа – лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В культурно-историческом развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежали особенности взаимоотношения с окружающей средой. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности. Преимущество подвижных игр перед строго дозированными упражнениями в том, что творчество, фантазия, выдумка, инициатива, импровизация, являющиеся непременным условием большинства игр, способны подарить ученику радость и эмоциональный подъём. Учёт возрастных особенностей физического воспитания учащихся средней школы, к которым относятся недостаточность развития мышечной силы, некоторая неустойчивость сердечной деятельности, повышенный обмен веществ, несовершенство в координации, силе и ловкости движений, относительно быстрая утомляемость, недостаточный уровень волевых и других качеств, малый запас знаний о своих двигательных возможностях, дают нам основание для широкого применения в процессе физического воспитания подвижных игр, которые по специфичному влиянию, оказываемому на личность ребёнка, являются наиболее действенным средством воспитания. Основные формы проведения занятий по данной программе: игры на свежем воздухе и в спортзале, эстафеты, соревнования, конкурсы. Организация работы групповая. Для реализации программы необходимо следующее оборудование и спортинвентарь: мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, кегли, ракетки, канат, гимнастические скамейки, стенки, маты. Программа рассчитана на обучающихся 5 классов - 1 час в две недели (16 час в год).
Ожидаемые результаты:
- высокий уровень мотивации здорового образа жизни; - укрепление здоровья и повышение физической подготовленности и выносливости; - расширение кругозора о подвижных играх и забавах народов Прикамья; - соблюдение дисциплины, правил безопасного поведения в местах проведения спортивных игр и занятий спортом, - самостоятельная организация и проведение подвижных игр в малых группах сверстников по итогам окончания курса;
- соблюдение норм общения и взаимодействия с одноклассниками и сверстниками в процессе подвижных игр и занятий спортом; - владение двигательными действиями, составляющими содержание подвижных игр. – проявление самостоятельности в принятии адекватных решений в условиях игровой деятельности. Способы проверки: проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей), проведение массовых мероприятий, соревнований, конкурсов, праздников, тестирование, обобщающие и закрепляющие занятия.
Учебно-тематическое планирование
№ п\п Название тем Кол-во часов Форма занятий Форма подведения итогов Всего Теорети- ческих Практи- ческих Введение 1 1 групповая Русские народные игры 3 3 групповая Игры народов коми 3 3 групповая Татарские народные игры 3 3 групповая Удмуртские народные игры 3 3 групповая Башкирские народные игры 2 2 групповая Итоговые занятия 1 1 групповая соревнование Итого: 16 1 16
Содержание курса

Введение.
Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Значение подвижных игр для здорового образа жизни. История возникновения народных игр. Особенности игр народов Прикамья. Способы деления на команды (группы). Разучивание считалок, правила игр.
Русские народные игры.
«Блуждающий мяч», «Гонка мяча по улице» «Лапта»
Игры народов коми.
«Невод» (Тыв), «Дзуль-палка», «Перетягивание скалки».
Татарские народные игры.
«Перехватчики» (Куышу уены), «Кто дальше бросит?» (Ыргыту уены?), «Мяч по кругу» (Теенчек уены)
Удмуртские народные игры.

«Водяной» (By мурт), «Догонялки» (Тябыкен шудон), «Игра с платочком» (Кышетзн шудон).
Башкирские народные игры.
«Палка-кидалка» (Сойош таяк),«Стрелок» (Уксы).
Итоговое занятие.
Игры, в которые мы не играли (презентации учащихся). Праздник – соревнование.Самостоятельная подготовка и проведение занятия с младшими школьниками.
Тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия
1 Инструктаж по ТБ. Разучивание считалок, правил игры
Русские народные игры.
2 «Блуждающий мяч» 3 «Гонка мяча по улице» 4 «Лапта»
Игры народов коми.
5 «Невод» 6 «Дзуль-палка» 7 «Перетягивание скалки»
Татарские народные игры.
8 «Перехватчики» 9 «Кто дальше бросит?» 10 «Мяч по кругу»
Удмуртские народные игры
11 «Водяной» 12 «Догонялки» 13 «Игра с платочком»
Башкирские народные игры
14 «Стрелок» 15 «Палка-кидалка»
Итоговое занятие
16 Праздник – соревнование.
Литература: 1. Жуков М. Н. Подвижные игры. – М.: Academia, 2000. – 157 с. 2. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с. 3. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. – М.: Просвещение, 2003. 4. Былеева Л. В., Яковлев В. Г. «Подвижные игры». М.: ФиС, 2006 г. 5. Коротков И. М. «Подвижные игры в занятиях спортом». М.: ФиС, 2006 г. 6. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000


В раздел основное общее образование