"Первые мастера и воины"
конспект урока
Автор: Марус Марина Владимировна, учитель истории и обществознания, МАОУ СОШ № 2, город Усть-Лабинск, Краснодарский край
В раздел основное общее образование
Урок истории в 5 классе
на тему
«Первые мастера и воины»
Работу выполнил: Марус Марина
Владимировна, учитель истории
Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 2
муниципального образования Усть-
Лабинский район
Цели урока по линиям развития личности.
Линии 1–2.
Картина мира в фактах и понятиях. Научить выявлять главное в процессе перехода человечества от родовой общины к соседской.
Линия 3.
Историческое мышление. Анализируя черты, научить сравнивать черты родовой общины и соседской общины.
Линия 4.
Нравственное самоопределение. Анализируя перемены, произошедшие около 10 тыс. лет назад во всех сферах человеческого общества, выявить ценности общества. Обязательный минимум содержания: переход от родовой общины к соседской. (около 10 тыс. лет назад): расслоение, возникновение ремесла, торговли.
Оборудование
. компьютер, мультимедийное оборудование.
План урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Формирование
УУД, технология
оценивания
I.Организационный
момент
Проверяет наличие детей на уроке, их готовность к уроку. Проверяют наличие на парте учебника, тетради, дневника, пенала. -умение организовать свою работу.
II.Проверка
усвоения
предыдущего
материала.
1.Беседа по изученному материалу: - Как произошло зарождение земледелия и скотоводства? -Почему в разных современных языках многие слова очень похожи? 2. – Вспомните, когда и как «человек разумный» осваивал Землю. Для этого заполните логическую цепочку событий Дети рассказывают о процессе появления первых земледельцев и скотоводов, оценивают свои ответы и ставя оценку согласуя ее с учителем. Заполняют логическую цепочку:
100 тыс. лет назад
– «человек разумный» расселился по планете.
40 тыс. лет назад
– родовые общины «человека разумного» -умение строить правильный исторический рассказ, использовать исторические термины умение оценивать себя и товарищей
расселяются по Азии и Европе.
12 тыс. лет назад
– изобретение лука, приручение собаки. -делать логические выводы
III.Изучение нового
материала.
1.Создание
проблемной
ситуации.
Формулирование
проблемы.
– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем о том, как произошло зарождение ремесла, торговли, соседской общины и профессионального войска. – Давайте с вами узнаем, что так заинтересовало Антошку в разговоре с Археологом и Источниковедом. – Открываем учебник на с. 38 и начинаем читать диалог главных героев. – Что удивило Антошку? – Сформулируйте вопрос, на который хочет получить ответ Антошка. – Сравните его с авторским. Фиксирует проблему на доске: Почему появилось много народов ,говоривших на разных языках? Читают диалог главных героев на с. 38. Предлагают разные варианты учебной проблемы. -владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. --определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно- практической (в т.ч. в своих проектах).
2. Версии.
– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? Фиксирует на доске: 1) новые места проживания; 2) перемены в жизни людей; 3) перемены в обычаях. Предлагают версии, принимается любая. -умение выдвигать версии.
3.Актуализация
1. Учитель рисует Дети делают умение делать
знаний.
схему родовой и соседской общины на доске (можно использовать презентацию с эффектом анимации), сопровождая рисунок вопросами . (смотри Приложение.) -Ребята посмотрите внимательно на рисунок и подскажите, чем они отличаются и какие выводы на основании этого мы можем сделать? аналогичные рисунки в тетради и отвечают на вопросы. Дети делают выводы о раздельном проживании семей, раздельном хозяйстве, неравенстве, появлении людей не занимающихся земледелием и скотоводством и роде их занятий. -Как люди обмениваются результатами своего труда. выводы на основании визуального источника.
4.Поиск решения
проблемы.
-Откройте на парте 1 учебник на странице 34, а второй на странице 39,сравните иллюстрации и найдите еще отличия родовой и соседской общины, которые мы еще не назвали. Дети делают выводы об орудиях труда, появивщихся в соседской общине, находят другие элементы отличающие общины. -умение делать выводы на основании визуального источника.
IV.Закрепление
нового материала.
Выражение
решения
проблемы.
Применение нового
знания.
1.-Какие вы сделали выводы? 2.- Какие новые слова мы сегодня узнали? Давайте найдем их в словаре. Дети делятся выводами и оценивают их по критериям, указанным на доске: -новизна -правильность -отсутствие повтора. Дети находят в словаре термины: соседская община, ремесло, торговля, плуг, неравенство. (После чего на доске появляется презентация со словами и рисунками -умение оценивать себя и товарищей - умение работать со словарем, самостоятельно добывать информацию.
к ним для визуального закрепления терминов.)
V. Домашнее
задание.
– Как вы думаете, о чём может рассказываться в следующем параграфе с названием «Первые цари и грамотеи»? – Дома проверьте свои предположения – прочитайте §6. . Предполагают содержание параграфа, его связь с только что изученной темой. ПРИЛОЖЕНИ 1.
РОДОВАЯ ОБЩИНА СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
В своей работе и данном уроке я активно применяю системно-деятельностный подход обучения. Системно-деятельностный подход : 1
. обеспечивает
включение детей в деятельность: целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи; 2. прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний. 3. учебные действия детей - на этапе "открытия" нового знания; 4.действия самоконтроля и самооценки - в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе. 5.
создает
благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода 6.Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования Об этом свидетельствует: •более
гибкое и прочное усвоение знаний
учащимися, •возможность их
самостоятельного
движения в изучаемой области, •существенное
повышение мотивации и интереса
к учению у обучаемых, • возможность
дифференцировать обучение
без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний, •значительно
сокращается время обучения
, •наблюдается
прирост общекультурного и личностного потенциала
обучающихся. Деятельностный метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает в процессе собственной учебно-познавательной деятельности .На данном уроке дети, прорисовывая картинки сами делают вывод об изменениях, произошедших при переходе от родовой общины к соседской, сами предлагают использовать те или иные термины , сами дают им объяснения. Дидактические принципы деятельностного подхода
1.Принцип целостного представления о мире
формирование единой картины мира
2.Принцип непрерывности
преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики
3.Принцип минимакса
ученику предлагается содержание образования по максимальному уровню, а ученик усваивает это содержание по минимальному уровню
4.Принцип психологической комфортности
снятие стрессообразующих
факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы
5.Принцип вариативности
развитие способности к систематическому перебору гипотез и выбору оптимального варианта
6.Принцип творчества
максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности
7.Принцип деятельности
самостоятельное «открытие» детьми нового знания
Учитель на современном уроке:
1.учит детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные вопросы; 2.учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями; 3.организует учебное сотрудничество детей, совместно - распределенную деятельность при решении учебных задач; 4. создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.
В раздел основное общее образование

