"Турнир знатоков русского языка"
внеклассное мероприятие
Автор: Сандыкова Надежда Сандыковна, учитель русского языка и литературы, МКОУ "Жана-Аульская средняя общеобразовательная школа", Республика Алтай
В раздел основное общее образование
Сандыкова Надежда Сандыковна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Жана – Аульская средняя общеобразовательная школа»
Республика Алтай
Внеклассное мероприятие
Турнир знатоков русского языка
5 -7 классы
Цель: закрепление и углубление полученных знаний обучающихся в занимательной форме, развитие познавательного интереса, раскрытие творческих способностей, воспитание любви к русскому языку. Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенной знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком.
1.Разминка.
Блицтурнир. Из истории слов.
-Сколько языков насчитывают на земном шаре? (2500) -Но большинство населения говорит на 13 языках. Какие это языки? - Какие знаете высказывания о русском языке? -Откуда произошло слово «Существительное»? Что оно обозначает ? (От латинского «субстантивум», означающим сущность, существо ) -Откуда произошло слово «падеж» ? Что обозначают названия падежей? -Грамматическая сказка «Откуда пошли названия падежей»?
2.Лингвистические задания.
1.Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию. Как называются такие слова? В поле Поля-Полюшка Собирала Маргарита Полет поле – полюшко. Маргаритки на горе. Сорняков не будет в поле, Растеряла Маргарита Если полет поле Поля . Маргаритки во дворе. 2.Образуйте Р. П. мн. Числа (прибавляя слово «нет» ). И.п. Простыни, полотенца, мечты Р.п. (простынь, полотенец, мечтаний )
3. Шуточные вопросы.
-Из каких 2 приставок можно образовать глаголы? -У каких глаголов корень состоит из 1 буквы? (разуть, шла ) - Назовите глагол, в котором нет корня (вынуть) -Почему глаголы толпиться, группироваться, сбежаться не употребляются в 1 лице?
4.Написать грамматические сказки
: 1 Команда - «Инфинитив – лентяй» 2 К оманда - «Сила любви» ( не с глаголами )
5. Игры –задания
1.Напишите текст из нескольких предложений и пропустите в нем все имена прилагательные. Этот текст не показывайте другим играющим. Пусть остальные называют имена прилагательные, а вы вписывайте в свои тексты. Прочтите играющим то, что получилось. Почему текст получился смешным? 2.К данным устойчивым сочетаниям подберите нужное значение. 1.Зеленая улица 2.Зеленый огонек 3.Зеленое поле
4Зеленый патруль 5.Зеленый друг 6.Белая олимпиада 7.Белые мухи. 8.Белый экран. 9.Белое золото.
6.Конкурс скороговорок
7.Объясните смысл фразеологизмов
: 1 вариант Ахиллесова пята, Кануть в Лету, Геена огненная, Вавилонское столпотворение. 2 вариант Авгиевы конюшни, Сизифов труд, Земля обетованная, Фома неверующий.
8.Игра «Соберите «рассыпанные» пословицы»
1.Натаскает, немного , одна , меду, пчела.
2.Не, горя, не , узнав ,и, радости , узнаешь.
3.Не, беда, ходит, по, а, людям, лесу.
4.Худо, доведет, добра, никакое, до ,не.
5.Тому, хорошо, делать, , помнит, добро, кто.
Подведение итогов. Награждение победителей.
В раздел основное общее образование

