"Как "приохотить" учащихся к чтению".
статья
Автор: Ахметдинова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №16, Город Ишимбай,Республика Башкортостан
В раздел основное общее образование
Послесловие к Году литературы.
Как «приохотить» учащихся к чтению.
Педагоги уже не говорят , а кричат, что дети читают все хуже и
хуже. В школьных коридорах уже не встретишь читающего
школьника. Причина-появление компьютера и интернета. Очевидно
одно- с прекращением чтения разрушится самый важный канал
передачи опыта между поколениями. В таких условиях возрастает
роль учителя- словесника. Мы, являясь проводниками писательской
энергии, должны научить интересоваться литературой,
сформировать представление о русской литературе как
национальном достоянии. Так как же мотивировать школьника к
чтению?
Известно, как мать будущего баснописца И.А.Крылова
«приохотила» сына к книгам. Мария Алексеевна «обещала давать
ему награду», когда он прилежно будет читать с нею в положенные
часы.Он охотно принимался за книги ,усердно читал и каждый раз
получал гривну или две меди.
Но в 21 веке в домах все реже можно увидеть личные библиотеки
(иметь их уже не престижно) как хороший пример семейного
чтения. Что же делать нам, учителям, если любовь к чтению не
привили в семье?
Чтобы вызвать интерес к изучаемому произведению, я использую
на уроке различные приемы.
Буктрейлер – короткий видео-рассказ о книге на 2-3 минуты. Он
может быть создан в формате презентации , постановочного видео с
использованием анимации. В буктрейлере раскрываются самые
яркие моменты произведения. Его цель-рассказать о книге. Но этот
рассказ должен содержать интригу, чтобы заинтересовать ученика и
побудить его к чтению.
Игра «Перекрестный бой»
На первом уроке знакомства с произведением задаю подготовить
дома вопросы на знание текста. Делю класс на команды. Предлагаю
отразить «огонь противника», ответив на его вопрос. Бой
начинается. Дух соперничества заставляет не просто читать произведение, а читать его вдумчиво, чтобы вопросы в игре оказались для конкурентов сложными. Инсценировка старшеклассников. Большую роль в процессе воспитания читателя могут оказать инсценированные постановки фрагментов произведений. Для этого прошу старшеклассников прочитать монологи героев (например, спор Чацкого и Фамусова) или изобразить дуэлянтов Печорина и Грушницкого. После слов Грушницкого: “Стреляйте. Я себя презираю, а вас ненавижу... Нам на земле вдвоем нет места..» , я вижу не только завороженные лица, но и слезы .Получилось. Эффект произведен. А значит- книгу обязательно возьмут в руки, и судьбы героев романа захлестнут воображение читателей. Театральные постановки будоражат фантазию и заставляют читать произведения, предложенные учителем. Проблемная ситуация. Создание проблемной ситуации, побуждающей учащихся самостоятельно находить ответ в книгах. Например, при изучении комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» я предлагаю учащимся подумать над высказыванием самого автора -"В моей комедии двадцать пять глупцов на одного умного человека»- найти этого «умного» человека и его антагонистов. Встречу с романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин» я начинаю следующими словами: «Нас ждет знакомство с удивительным романом-«энциклопедией русской жизни 19 века». Слова В.Г. Белинского говорят о всеохватности произведения: быт и культура России да и еще в одном произведении! Возникает желание прочитать. Читательские конференции. Школьники любят работу подобного рода. Читательские конференции по книгам способствуют развитию самостоятельности, кругозора. На предметной неделе можно
провести конкуры на знатока программных произведений, на лучшего скульптора памятника литературному герою, знатока исторических произведений. Групповые проекты. Метод проектов на уроках литературы позволяет повысить мотивацию к чтению, развить навыки поисковой деятельности. Задача учителя-разработать программу действий, через которую он осуществляет управление работой учеников, цель-мотивировать, координировать, консультировать. В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы.
Учебный проект
Проблема
проекта
“Почему?”
Актуальность
проблемы – мотивация
Цель
проекта
“Зачем?” (мы делаем
проект)
Целеполагание
Задачи
проекта
“Что?” (для этого мы
делаем)
Постановка задач
Методы и
способы
“Как?” (мы это можем
сделать)
Выбор способ и
методов, планирование
Результат
“Что получится?” (как
решение проблемы)
Ожидаемый результат
Пример группового проекта «Путешествие по гоголевской
России» (9 класс поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души»).
Проблема проекта “Почему?” Нравственная деградация помещиков и чиновников; последствия этого процесса.(все настолько плохо? есть ли надежда на возрождение России?) Цель проекта “Зачем?” (мы делаем проект) Выяснение причин, которые затрудняют восприятие произведения. Гоголь в письме к В. Жуковскому: «Вся Русь явится в ней(поэме)». Каковы они: большая всеохватность жизни? непонимание образов? незнание исторической эпохи? неодобрительная оценка правящими кругами: писателя обвинили в пристрастии к грязным подробностям быта, в цинизме и антипатриотизме. Задачи проекта “Что?” (для этого мы делаем) 1) Прочувствовать атмосферу I пол.19века; 2) изучить галерею образов помещиков и «предпринимателя» Павла Ивановича Чичикова; 3) сделать выводы о степени деградации героев; 4) разобраться в оценке произведения критиками. Методы и способы “Как?” (мы это можем сделать) Изучение критических статей, Обращение к историческим сведениям, Составление презентации.
Результат “Что получится?” (как решение проблемы) Познавательный-знания о России Iпол.19 в. с точки зрения политической, религиозной, философской, гражданской и экономической. Развивающий- информационная компетентность, исследовательские умения) Воспитательный-нравственно- духовное воспитание, эстетическое воспитание. В результате проектной деятельности ученики приходят к выводу об актуальности произведения в наши дни «Ноздревы, Маниловы, Чичиковы среди нас». Результаты наблюдений приведены в таблице. № группы Герои поэмы Характеристика Вывод учеников 1 группа П.И. Чичиков Приобретатель, не останавливающийс я ни перед чем. Аферист. 2 группа Манилов Услужлив, любезен, гостеприимен, слащав. «Небокоптитель». 3 группа Коробочка Жадная накопительница, плачется на неурожаи, убытки, а между тем набирает понемногу деньжонок в мешочки. «Дубиноголовая». 4 Ноздрев Наглый,лживый Плут и негодяй.
группа 5 группа Собакевич Грубый,обжора Человеконенавистник. 6 группа Плюшкин Скупость стала его болезнью, страстью. Бездушный, «прореха на человечестве», трагическая фигура. Общий вывод- не нужны толстые тома исторических энциклопедий: достаточно прочитать «Мертвые души». Занимаясь художественным творчеством, исследовательскими проектами, учащиеся окунаются в мир хороших литературных произведений, читают классику, идут к чтению без принуждения. Заложенная в школьном возрасте любовь к книге останется с ними навсегда.
начинается. Дух соперничества заставляет не просто читать произведение, а читать его вдумчиво, чтобы вопросы в игре оказались для конкурентов сложными. Инсценировка старшеклассников. Большую роль в процессе воспитания читателя могут оказать инсценированные постановки фрагментов произведений. Для этого прошу старшеклассников прочитать монологи героев (например, спор Чацкого и Фамусова) или изобразить дуэлянтов Печорина и Грушницкого. После слов Грушницкого: “Стреляйте. Я себя презираю, а вас ненавижу... Нам на земле вдвоем нет места..» , я вижу не только завороженные лица, но и слезы .Получилось. Эффект произведен. А значит- книгу обязательно возьмут в руки, и судьбы героев романа захлестнут воображение читателей. Театральные постановки будоражат фантазию и заставляют читать произведения, предложенные учителем. Проблемная ситуация. Создание проблемной ситуации, побуждающей учащихся самостоятельно находить ответ в книгах. Например, при изучении комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» я предлагаю учащимся подумать над высказыванием самого автора -"В моей комедии двадцать пять глупцов на одного умного человека»- найти этого «умного» человека и его антагонистов. Встречу с романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин» я начинаю следующими словами: «Нас ждет знакомство с удивительным романом-«энциклопедией русской жизни 19 века». Слова В.Г. Белинского говорят о всеохватности произведения: быт и культура России да и еще в одном произведении! Возникает желание прочитать. Читательские конференции. Школьники любят работу подобного рода. Читательские конференции по книгам способствуют развитию самостоятельности, кругозора. На предметной неделе можно
провести конкуры на знатока программных произведений, на лучшего скульптора памятника литературному герою, знатока исторических произведений. Групповые проекты. Метод проектов на уроках литературы позволяет повысить мотивацию к чтению, развить навыки поисковой деятельности. Задача учителя-разработать программу действий, через которую он осуществляет управление работой учеников, цель-мотивировать, координировать, консультировать. В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы.
Учебный проект
Проблема
проекта
“Почему?”
Актуальность
проблемы – мотивация
Цель
проекта
“Зачем?” (мы делаем
проект)
Целеполагание
Задачи
проекта
“Что?” (для этого мы
делаем)
Постановка задач
Методы и
способы
“Как?” (мы это можем
сделать)
Выбор способ и
методов, планирование
Результат
“Что получится?” (как
решение проблемы)
Ожидаемый результат
Пример группового проекта «Путешествие по гоголевской
России» (9 класс поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души»).
Проблема проекта “Почему?” Нравственная деградация помещиков и чиновников; последствия этого процесса.(все настолько плохо? есть ли надежда на возрождение России?) Цель проекта “Зачем?” (мы делаем проект) Выяснение причин, которые затрудняют восприятие произведения. Гоголь в письме к В. Жуковскому: «Вся Русь явится в ней(поэме)». Каковы они: большая всеохватность жизни? непонимание образов? незнание исторической эпохи? неодобрительная оценка правящими кругами: писателя обвинили в пристрастии к грязным подробностям быта, в цинизме и антипатриотизме. Задачи проекта “Что?” (для этого мы делаем) 1) Прочувствовать атмосферу I пол.19века; 2) изучить галерею образов помещиков и «предпринимателя» Павла Ивановича Чичикова; 3) сделать выводы о степени деградации героев; 4) разобраться в оценке произведения критиками. Методы и способы “Как?” (мы это можем сделать) Изучение критических статей, Обращение к историческим сведениям, Составление презентации.
Результат “Что получится?” (как решение проблемы) Познавательный-знания о России Iпол.19 в. с точки зрения политической, религиозной, философской, гражданской и экономической. Развивающий- информационная компетентность, исследовательские умения) Воспитательный-нравственно- духовное воспитание, эстетическое воспитание. В результате проектной деятельности ученики приходят к выводу об актуальности произведения в наши дни «Ноздревы, Маниловы, Чичиковы среди нас». Результаты наблюдений приведены в таблице. № группы Герои поэмы Характеристика Вывод учеников 1 группа П.И. Чичиков Приобретатель, не останавливающийс я ни перед чем. Аферист. 2 группа Манилов Услужлив, любезен, гостеприимен, слащав. «Небокоптитель». 3 группа Коробочка Жадная накопительница, плачется на неурожаи, убытки, а между тем набирает понемногу деньжонок в мешочки. «Дубиноголовая». 4 Ноздрев Наглый,лживый Плут и негодяй.
группа 5 группа Собакевич Грубый,обжора Человеконенавистник. 6 группа Плюшкин Скупость стала его болезнью, страстью. Бездушный, «прореха на человечестве», трагическая фигура. Общий вывод- не нужны толстые тома исторических энциклопедий: достаточно прочитать «Мертвые души». Занимаясь художественным творчеством, исследовательскими проектами, учащиеся окунаются в мир хороших литературных произведений, читают классику, идут к чтению без принуждения. Заложенная в школьном возрасте любовь к книге останется с ними навсегда.
В раздел основное общее образование

