Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Внешний вид и духовный смысл православного храма".

методическая разработка

Автор: Бабикова Светлана Викторовна, учитель музыки,МХК, ГБОУ Школа №1392 имени Д.В.Рябинкина, Москва



В раздел основное общее образование




Методическая разработка урока

Тема: Внешний вид и духовный смысл православного храма
. В работе проводится анализ внутренней и внешней символики православного храма, в результате которого выделяются особенности христианской модели мира.
Тип урока:
изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели:
 изучение особенностей христианской модели мир;  анализа основных внутренних и внешних символов храма
Задачи урока:
Воспитательные:  воспитание чувства любви к Родине;  воспитание культурно-ценностного отношения к русской истории;  воспитание чувства национальной гордости за великие культурные достижения наших предков; Образовательные:  познакомить учащихся с символикой православного храма;  активизировать познавательный интерес к духовному наследию наших предков; Развивающие:  развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать символы, отражающие христианскую модель мира;
Тип урока:
формирование новых знаний.
Ход урока:
Русь невозможно представить без храмов. Купол церкви, увенчанный крестом православным, для всего мира является символом России. С момента крещения Руси храм играл необычайно большую роль в жизни наших предков. Вся жизнь русских людей неразрывно была связана с храмом: от крещения в студеной купели до гробовой доски. Родился человечек - его крестили, женился - венчали, при болезни - соборовали, исповедовали, а когда уходил человек из этого мира, то его отпевали. -
Найдите в словаре понятие храм?
В словаре Ожегова читаем: "здание для богослужения, церковь". Устройство православного храма основано на многовековой традиции, восходящей к первому храму-палатке (скинии), сооруженному пророком Моисеем за полторы тысячи лет до Рождества
Христова. Христианские храмы сначала были редким явлением. Только после объявления императором Константином Великим свободы вероисповедания (в 313-ом году), христианские храмы начали возникать повсеместно. Поначалу храмы имели форму базилики - продолговатого четырехугольного помещения с небольшим выступом при входе (портиком, или крыльцом) и закруглением (апсидой) на противоположной входу стороне. Внутреннее пространство базилики разделялось рядами колонн на три или пять отделений, называемых «нефами» (или кораблями). Средний неф был выше боковых. Наверху его устраивались окна. Базилики отличались обилием света и воздуха. Вскоре стали возникать и другие формы храма. Начиная с V-го столетия в Византии начали строить храмы крестовидной формы со сводом и куполом над средней частью храма. Редко строились круглые или восьмигранные храмы. Византийская церковная архитектура оказала большое влияние на православную Русь.. Православный храм являет собой неразрывное религиозное и эстетическое единство. Православный храм представляет сбой сложный символ. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно. Храм как целостный символ - это образ Вселенной. Уже в ранних христианских памятниках есть указание на то, что храм должен напоминать корабль, должен иметь три двери, как указание на Святую Троицу. Образ корабля, особенно Ноева ковчега, часто используется и по сей день для обозначения Церкви. Как Ноев ковчег был спасением от морских волн, так Церковь, ведомая Святым Духом, является для христиан прибежищем в житейском море. Поэтому до сих пор «кораблем» называется срединная часть храма.
- Может кто-нибудь из вас знает, а на какую часть света ориентированы католические храмы?
(Католические и протестантские храмы ориентированы на Запад.)
- Почему так?
(Потому, что западные храмы полностью воспроизвели конструкцию античных храмов, в которых первые лучи восходящего солнца должны были осветить статую божества, стоящую в глубине храма).
Особенностью русского храма является ориентация на восток.

Восточная часть в православии
– «страна живых», страна райского блаженства. Потерянный рай был на Востоке, в Эдеме (Быт. 2, 8). Восток так же место вознесения Христа.
Х
рам имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света. Этому символу вполне соответствует древний архитектурный стиль церквей, как византийский, так и византийско-русский (киевский, новгородский, владимирский, московский). Каждая стена должна соответствовать одной из сторон свет и, одновременно, - той или иной области церковной жизни.

По образцу ветхозаветного храма, который имел двор, святилище и святая святых, православный храм также разделяется на три части: притвор, среднюю часть и алтарь. РИСУНОК 1. Поднявшись по ступеням, (символ духовного восхождения) входим в притвор.
Притвор
является символом мира греховного. Он находится в западной части храма, противоположной алтарю – символу рая. Здесь стоят некрещеные люди (не христиане) и кающиеся (те, кого Церковь не допускает к причащению
Святых Таинств). Они не изгоняются из храма , но и не могут участвовать во внутренней жизни Церкви, ее Таинствах. Внутри храм встречает человека необычной красотой и тишиной. Храм имеет два духовных центра – алтарь и купол. И там, и там по символике храмового пространства располагается духовное небо со всеми его обитателями. Соответственно основные направления пространственного движения в храме – с запада на восток (к алтарю) и снизу вверх (к куполу) – воплощаются в некий новый вектор духовного пространства от мира дольнего к миру горнему. РИСУНОК 2. Над четырьмя стенами главной части храма возвышается
свод
и символизирует Царствие Божие ( Горний мир) . В куполе изображается Глава Церкви - Христос Вседержитель. В храме входящего человека окружают изображения на стенах.
Стены
, по словам Св. Дмитрия Ростовского, толкуются как Закон Божий. И в этом смысле интересно сопоставить росписи стен внутри Храма с символикой архитектурных деталей снаружи. Содержание стеновых росписей обычно составляют евангельские события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, Св. Апостолов . На стенах так же пишутся и образы Святых – князей, святителей, мучеников, преподобных –проповедовавших закон христианской веры.
Алтарь
- это самая священная часть храма. В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме - святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения (Евхаристии) - преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Алтарь устраивается на возвышении. Посреди алтаря находится Святой престол- особо освященный четырехугольный стол, покрытый священными одеждами. На нем лежат крест, Евангелие, антиминс, стоят дарохранительница и дароносица. На престоле невидимо восседает Сам Господь ( Традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенности, как бы приближая к небу). Самое главное богослужение в Православной церкви называется Литургия. Службу совершают священнослужители, обращаясь к прихожанам храма с амвона.
Солея, амвон
– продолжение алтарного возвышения. Амвон (гр.) – «восхождение», знаменует собой те места, с которых проповедовал Господь Иисус Христос (гору, корабль). Амвон возвещает так же о воскресении Христовом, означает камень, отваленный от дверей Гроба Господня. На амвоне совершается Таинство Причащения Святыми Дарами верующих. Величие этого таинства требует и возвышения места. Общую идею храма выражают иконография его средней части.
Средняя часть храма
, «корабль» - представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь. Место , где стоят молящиеся, отделяется от алтаря
иконостасом:
перегородкой с множеством икон. Иконостас символически соединяет мир земной и Царство небесное. В самых древних храмах эта перегородка была низкой и не имела икон. Только с конца VIII-го столетия после осуждения иконоборческой ереси к перегородке между алтарем и средней частью храма стали прикреплять иконы. Так с веками образовался иконостас, состоящий из нескольких рядов икон, расположенных по определенному плану. Иконы передают в контурах и красках то, что Священное Писание описывает словами.
- Скажите, а в чем разница между языческим поклонением идолам и православным

почитанием икон ?
(Язычники обожествляли предметы. Простому камню или изваянию
приписывалась магическая сила, это и было само божество. Молясь же перед иконой, мы молимся не веществу, из которого она сделана, а Господу, Богоматери или святому, которые на ней изображены.)
Западная сторона
храма символизирует «страну мертвых», ад. На этой стороне, как правило, хоронили умерших внутри или снаружи храма, в притворе, реже на прилегающей северо- западной стороне. Иногда на западной части храма изображались не мрачные образы пророчеств и Страшного Суда, а светские сцены забав и игрищ (Храм св. Софии в Киеве), которые были напоминанием о неразумной, суетной жизни, ведущей к гибели.
На северных и южных стенах
храма – изображение Вселенских соборов – важных событий Церковной истории. Вся роспись храма – символ Церкви вечной. Все церковные события, все соучастники церковной жизни размещены на всем пространстве храма, включены в сложную символическую иерархию. Поддерживающие купол "
паруса
" храма с изображенными на них Евангелистами, возвестившими миру Слово Божие, - это крепящиеся к мачте «корабля спасения» паруса, наполненные Духом Божиим и ведущие корабль-Церковь к тихой пристани Царства Небесного.
Столбы
–опоры -соединение неба и земли.
Окна
символизируют свет учения Церкви.
Пол
- нижняя часть храма, знаменует собой землю. В архитектуре православного храма небо и земля не противопоставляются, а напротив, находятся в тесном единстве.
- Итак, мы разобрали значения внутренних символических частей храма, рассмотрим теперь

внешние символические составляющие. Внешняя форма храмов может быть различна: крест,

круг, восьмиконечная звезда, прямоугольник, но духовное значение одно - это «ковчег

спасения».
Увенчанные крестами купола церкви связывают небесное и земное.
- Что напоминает плоский византийский купол над храмом ?
( Небесный свод над землей)
- А готический шпиль католического храма ?
(Выражает стремление души ввысь, к небесам). Русская луковичная глава , покрытая позолотой, как гигантская свеча, устремленная в небеса , символизирует идею молитвенного горения, необходимого каждому христианину для единения с Богом.
Крест
является обязательным атрибутом православного храма. Он завершает купол. Крест – главный христианский символ. Языческий символ крест, означавший счастье, свет, жизнь или животворящие силы, получил совершенно новый смысл в христианстве: в нем слились воедино и мученическая смерть Иисуса Христа во имя человечества, и избавление от страданий, и вечная жизнь. Почитание креста в православной традиции начинается только с IV в. н. э. В христианском искусстве первых веков изображение креста отсутствует — это связано с тем, что в античности крест воспринимался как орудие пытки . Изменение отношения к кресту связано с именем императора Константина Великого, который приказал изобразить знак креста на своих знаменах.
Войско победило. После этого крест стал символом победы в широком смысле — победы над смертью, знак духовного ограждения от воздействия злой силы. В самом храме знаком креста отмечена вся церковная утварь — чаша для причастия, сосуды для освящения воды, кисточка, которой совершается помазание и т.д. Многочисленные кресты украшают богослужебные облачения духовенства. Священника в храме всегда можно узнать по нагрудному кресту. Православный обычай — после окончания службы обязательно приложиться к кресту. -
И так, что же мы узнали сегодня на уроке? В сознании наших предков храм олицетворял

вселенную, космос. Не случайно на главках церквей нередко изображали звезды на синем

фоне. Под куполом небом развертывалось литургическое действо. Узнали также, что зодчие

уделяли огромное внимание как внешнему , так и внутреннему убранству храма, где

собиралась община верующих, приобщаясь к миру духовному, божественному, ища в нем

душевное спокойствие и надежду на спасение после смерти.
Божии храмы как связь времен, и сегодня являются центрами духовной жизни граждан, россиян. Смотришь на великолепные храмы, соборы, и чувствуешь великую благодатную силу, ощущаешь в душе светлое и доброе чувство сопричастности к истории своей страны, своему народу.
Домашнее задание:
Ответить на вопросы: Каково космологическое значение иконостаса в структуре Православного храма? С чем у вас ассоциируется подкупольное пространство с изображенным в нем Пантократором? Как вы думаете, возникла бы такая ассоциация с изображением Пантократора, если бы оно было расположено на стене? В свою очередь купол без изображения Пантократора был бы для верующего символом места обитания небесных жителей? Как вы думаете, воздействует ли внешняя и внутренняя красота Православного храма на душу человека? Играет ли она роль в нравственном совершенствовании личности?

Список используемой литературы:
Бобков К.В., Шевцов Е.В. Символ и духовный опыт православия. С. 37. Бычков В.В. Павел Флоренский // Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 31 Вагнер Г.К. От символа к реальности. М., 1980. Забелин И.Е. Русское искусство. Черты самобытности в древнерусском зодчестве // Вопросы науки, искусства, литературы и жизни. Вып. 24. М., 1900. Кудрявцев М., Кудрявцева Т. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм // К свету. 1994, № 17. С. 60. Лосев А.Ф. Проблемы символа в религиозном искусстве. М., 1995. Лотман Ю.М. Символы в системе культуры. Тарту, 1987. Миронов А.М. История христианского искусства. Казань, 1914. Мокеев Г.Я., Кудрявцев М.П. О типичном русском храме XVII в. // Архитектурное наследство. 1981, № 29. С. 70-79. Русская Православная Церковь. М., 1980. С. 203-204. Троицкий Н. Христианский православный храм в его идее // К свету. 1994, № 17. С. 26. Троицкий Н.И. Иконостас и его символика // Православное обозрение. 1891, кн. 4. Уваров А.С. Христианская символика. Ч. 1. М., 1980. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 322.
РИСУНОК 1.
Рисунок 1

РИСУНОК 2. Рисунок 2


В раздел основное общее образование