"Программа по риторике".
методическая разработка
Автор: Соломина Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы, МАОУ Лицей №10, город Пермь, Пермский край
В раздел основное общее образование
СОГЛАСОВАНО
Утверждаю: _________________
Научно-методическим советом
Директор МАОУ «Лицей «10»
МАОУ «Лицей №10»
И.В.Ивенских
Протокол №__1___
от «__30__» __августа 20_11_г.
«_______»______________20___г.
ПРОГРАММА
курса дополнительного образования
Риторика диалога
для учащихся 5-6 классов
Составитель:
учителя русского языка и литературы Додолева И.Г., Соломина Н.Н.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке», как для других, так и для самого себя. Быть – значит общаться диалогически». (М.М. Бахтин). В повседневной жизни каждый человек постоянно находится в общении, но овладевает культурными способами чаще стихийно. А современная общественная ситуация в России и в мире требует развитых способностей взаимодействия, соглашения. 2001 год был объявлен Годом диалога и в Декларации, и в программе действия в области культуры 1999 года заявлено: «Культура мира является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, основанных на уважении к жизни, практически отказе от насилия через посредство образования, диалога и сотрудничества». Основная проблема современного общества – неумение человека вступать в диалог , любой может научиться слышать и слушать собеседника, создавать тексты адресной направленности, и произойти это может, если уже в школе человек будет целенаправленно осваивать способы культурного речевого взаимодействия. Школьный курс «Риторика диалога» может помочь решить данную задачу. На каких принципах строится данный курс? В основе лежит теория деятельности. Это существенное отличие данного курса от всех остальных предметов, преподаваемых в современной школе. «Коммуникативная деятельность играет огромную роль во всех видах деятельности, поскольку социальная природа человека делает общение людей условием их жизни» (М.С. Коган). Поэтому предметом преподавания риторики будет освоение основ риторической деятельности. Риторическая деятельность определяется как система последовательных и взаимосвязанных риторических действий по созданию
автором адресного текста, по его исполнению и рефлексии, а также система риторических действий по реконструкции замысла уже созданного текста. Риторический текст – это всегда диалог. Риторический текст включает совокупность следующих понятий: риторическая ситуация, тема, автор, адресат, целевая установка, тезис, аргументация, речевые средства, композиция. Каждый элемент и компонент текста несет в себе свойство диалогичности. Основной особенностью данного курса является не сколько вообще сам курс, не входящий в перечень предметов школьной программы, сколько его технологическая особенность - преподавание курса риторики основано на технологии РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Система РО ставит задачей формирование субъекта учебной деятельности. Реализация этой задачи предполагает активное участие учеников и учителя в диалоге, вне диалога не существует и не развивается. Риторика является одним из основных способов реализации задач РО . Умение слушать и слышать, формулировать точно и понятно для партнера мысли, задавать вопросы в нужной форме, высказывать свои мысли в соответствии с рамками данного жанра, осуществлять рефлексию современного действия – без этого невозможен содержательный диалог, необходимый для образовательной деятельности в системе РО. Программа сквозного курса строится с учетом возрастных особенностей младших школьников и подростков. Распределение программного материала по этапам осуществляется на основе концентричности, целостности, которые предполагают наращивание и углубление знаний и умений.
Цель курса
: создать условия для полноценного диалогового общения через создание собственного теста как риторического жанра (цель, ситуация, адресат) и через понимание чужого теста (реконструкцию замысла) на основе знания законов риторической деятельности.
Задачи курса (широкие):
1. Создать мотивацию для изучения риторики путем выбора риторических ситуаций (ситуаций общения), актуальных для учащихся. 2. Помочь освоить основные этапы РД. 3. Помочь освоить способы создания риторических текстов в разных жанрах. 4. Помочь освоить правила ведения диалога, диалоговых форм общения. Предполагаемый результат характеризуется следующими знаниями: 1. Основных риторических понятий: автор, адресат, ситуация, тема, целевая установка, жанр, тезис, аргументация, речевые и языковые средства, композиция. 2. Способов создания, исполнения, рефлексии риторических текстов (жанров). Предполагаемый результат характеризуется следующими умениями: a) Создавать риторические тексты в разных жанрах с учетом ситуации и интересов аудитории, выступать с публичной речью ярко и эмоционально, рефлексировать собственную риторическую Д. b) Слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных видов в культурной форме, корректно вступать в разговор, дополняя и развивая тему, аргументировано возражая по существу предмета обсуждения. c) Вникать в замысел чужой речи (письменной и устной), понимать целевую установку, тезис, давать собственную оценку услышанному и прочитанному.
Основные этапы курса:
I этап: Начальная школа.
II этап изучения курса. Средняя школа.
Возрастные особенности развития подростков требуют увеличения и многообразия диалоговых форм общения и организации учебного процесса, поэтому важными темами в риторике становятся учет адресата, построение тезиса с точки зрения аргументации, полемические формы диалога (правила ведения, жанры диалогового общения). Как и учащиеся начальной школы подростки с интересом готовят речи – презентации, эпидейктические речи, но для того, чтобы быть успешными в учебной деятельности, необходимо освоить жанры сообщения, доклада, жанра, которые могли бы помочь в исследовательской, проектной деятельности, реферата. Проблема, с которой встречаются учащиеся, неумение слушать и слышать собеседника, вникнуть в чужой замысел. Еще более острая проблема – неумение реконструировать замысел авторов прочитанных текстов.
5 класс
Учебная задача «Что такое диалог?» (правила ведения диалога) Частные учебные задачи: 1. Диалоговые формы общения 2. Жанры диалогового общения (беседа, интервью) 3. Формулировка тезиса. 4. Подбор аргументации. 5. Виды вопросов.
6 класс
Учебная задача «Как вступить в диалог с другим автором?» (способы анализа текста) Частные учебные задачи:
1. Определение темы текста 2. Определение условий установки 3. Выделение тезиса 4. Аргументация 5. Подбор речевых и языковых средств 6. Кто автор текста? 7. Кому адресован текст? 8. В какой ситуации создан? 9. Создание текстов как отклика на исходный текст (жанр рецензия, впечатление, отклик) Условием реализации данной программы является риторизация преподавания предметов и внеучебной деятельности. В качестве диагностики используются риторические тексты учащихся на разных этапах риторической деятельность, в том числе начальные и отредактированные тексты. Диагностика освоения знаний и умений учащихся осуществляется на основе критериев, выработанных совместно с учащимися (анализ риторического текста).
Формы и методы преподавания
Кк уже говорилось нами ранее, основным принципом построения курса является деятельностный подход. Содержание курса – это освоение риторической деятельности на этапе создания (в том числе редактирования), исполнения и рефлексии авторско-адресного текста-жанра. В начале изучения курса, учащиеся совместно с преподавателем диагностируют имеющиеся трудности, создавая письменные тексты, и ищут способы преодоления этих трудностей. Важно отметить, что запрос идет от учащихся, способ решения проблемы открывается в коллективно- распределенной деятельности, после чего следует обобщающая лекция педагога. Индивидуальная работа по созданию авторских текстов, редактирование текстов, исполнение завершается рефлексией собственной риторической деятельности. На каждом этапе риторической деятельности мы говорим о речевом и лингвистическом оформлении текста, более подробно основы культуры речи изучаются на речевом этапе риторической деятельности. Редактирование текста занимает наряду с изданием ведущее место. Осваивая риторическую деятельность, учащиеся будут создавать тексты в жанрах «представление», «сообщение», «Слово о …», «размышление», «обращение», которые используются в деловой риторике. Выбор тем для обсуждения может быть связан с задачами профильного обучения, с будущей профессией, с жизнью современного общества, предложен преподавателями профильных предметов или самими учащимися. Задачи курса (более узкой направленности): 1. преодоление трудностей по созданию риторического текста-жанра
2. редактирование письменного варианта созданного текста на основе освоения способов риторической деятельности 3. изучение основных коммуникативных качеств речи 4. создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Подзадачи: 1. На начальном этапе обучения диагностировать трудности учащихся при создании риторического текста; 2. Помочь освоить технологию создания риторического текста-жанра на этапах риторической деятельности; 3. Помочь учащимся освоить способ редактирования письменного варианта риторического текста на основе знания коммуникативных качеств речи; 4. Помочь научиться точному и целенаправленному выбору речевых и языковых средств, соответствующих ситуации общения; 5. Помочь освоить рефлексию риторической деятельности. Предполагаемые результаты могут характеризоваться следующими конкретными умениями: при создании риторического текста составлять портрет аудитории и описывать ситуации общения;
раскрывать тему на основе выделения ключевых слов и точном подборе материала; разрабатывать целевую установку; формулировать тезис; находить аргументы для обоснования тезиса с учетом ситуации и адресата; выстраивать композицию текста с учетом знания законов логики и риторики; целенаправленно выбирать речевые и языковые средства, соответствующие коммуникативной задаче; редактировать свои тексты на основе знаний культуры речи и способов риторической деятельности; рефлексировать по поводу риторической деятельности.
Содержание программы (34 часа)
I. Введение. Диагностика трудностей учащихся
II. Этапы риторической деятельности 1. Создание риторического текста а) аналитико-концептуальный этап риторической деятельности (автор – тема – концепция – адресат) формулировка (понимание) темы; подбор материала; определение концепции; портрет адресата; анализ ситуации; речевое и лингвистическое оформление. б) Ориентационно-стратегический этап риторической деятельности (адресат – цель – тезис): разработка целевой установки, системы задач; речевое и лингвистическое оформление в) композиционно-стретегический этап риторической деятельности (тезис – аргументация – композиция): правила формулирования тезиса; формы уклонения от тезиса; способы деления тезиса; аргументация в логике и риторике; способы построения речи; составление плана;
речевое и лингвистическое оформление. г) речевой этап риторической деятельности: коммуникативные качества речи; средства речевой и языковой выразительности; нормы литературного языка; речевые, грамматические, стилистические ошибки; редактирование. 2. Исполнение риторического текста: техника речи (тема, тембр, сила голоса); орфоэпические нормы. 3. Рефлексия риторической деятельности. экспертиза риторического текста; критерии риторического текста-жанра; диагностика овладения способами риторической деятельности и культуры речи. Условия реализации данной программы: интеграция преподавания элективного курса и других предметов; занятия приводить парами в течение I полугодия.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
на I – II полугодие 2010-11 учебного года.
Предмет: РИТОРИКА
Класс
: 5
Учитель:
Додолеваа И.Г.
Количество часов в неделю: 34 (1 час в неделю)
Программа :
Программа составлена Додолевой.И.Г., учителем русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 10» и одобрена Научно- методическим советом МАОУ «Лицей № 10»
Учебный комплекс для учащихся:
Учебник по риторике для учащихся 5 – 7, классов. М., «Дрофа», 2005
Наличие методических наработок для учителей:
Методические рекомендации для учителя (авторы Т.А. Ладыженская) – М., «Балас», 2006 г.
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Название темы Кол-во часов Контрольные мероприятия, примерные сроки Лицейский компонент план факт 1. Что такое общение? 2 Побуждение к коммуникативной деятельности. 2. Виды общения 2 Подготовка к публичному выступлению 3. Правильная речь 2 Творческая работа Рефлексия деятельности 4. Учимся писать - редактировать 4 Мастерская слова 5. Что вы знаете о вежливости? Малые риторические жанры. 2 Рефлексия деятельности
6. Учимся слушать. Мини-выступления в малой аудитории 2 . Участие в авторской лаборатории 7. Учимся читать. Диалог с автором текста. 2 8. Текст 6 9. Вторичные тексты 2 Творческая работа Рефлексия. 10. Комплименты. Нешаблонные жанры. 2 11. Объявление. Диалог с незнакомым адресатом. 2 Публичное выступление. Создание презентации 12. Большие жанры. Текст – объяснение. 2 Текст Авторская лаборатория 13. Шаблонные тексты. 2 14. Биография. Текст – представление. Отличия. 2 Письменный текст. Защита текста Авторская мастерская Итого: 34 часа
Календарно-тематическое планирование учебного материала
на I – II полугодие 2010-11 учебного года.
Предмет: РИТОРИКА
Класс
: 6
Учитель:
Соломина Н.Н., Додолева И.Г.
Количество часов в неделю: 34 (1 час в неделю)
Программа :
Программа составлена Додолевой И.Г. учителем русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 10» и одобрена Научно- методическим советом МАОУ «Лицей № 10»
Учебный комплекс для учащихся:
Учебник по риторике для учащихся 7 – 9, классов. М., «Дрофа», 2005
Наличие методических наработок для учителей:
Методические рекомендации для учителя (автор Т.А.Ладыженская) – М., «Балас», 2006 г.
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Название темы Кол-во часов Контрольные мероприятия, примерные сроки Лицейский компонент план факт 1. Виды общения. Риторические жанры – тексты. Диалог. 2 Побуждение к коммуникативной деятельности. 2. Обращение. Особенности адресата. 2 Подготовка к публичному выступлению 3. Жесты. Дополнительные средства общения. Особенности выступления. 2 Рефлексия деятельности 4. Виды речевой деятельности 2 Мастерская слова 5. Устная речь. 2 Публичное выступление Рефлексия деятельности 6. Способы и приёмы слушания 2 . Участие в авторской лаборатории 7. Дружеская беседа 2 Публичное выступление
8. Можно ли управлять спором? 2 9. Речевые жанры «диспут», «совет» 2 Защита текста. Рефлексия. 10. Аннотация 2 11. Предисловие 2 Создание презентации 12. Отзыв 2 Текст Авторская лаборатория 13. Личные письма 2 14. Дневниковые записи 2 Письменный текст. Защита текста Авторская мастерская 15. Похвальное слово. Комплимент. Хула. Отличия. 2 16. Интервью 2 Зачётная творческая работа. 17. Проводим собрание. Сольные выступления. 2 Итого: 34 часа Литература: 1. Ладыженская Т.А. Риторика и культура речи. – М., Просвещение, 1999 2. Михальская А.К. Русский язык. Риторика. – М., Дрофа, 2001 3. Граудина Л.К. Риторика диалога. - М., Просвещение, 1998 4. Поярков А.Д. Подростковые особенности в речи. – М., Аст-Пресс, 2002
ПРОГРАММА
курса дополнительного образования
Риторика диалога
для учащихся 5-6 классов
Составитель:
учителя русского языка и литературы Додолева И.Г., Соломина Н.Н.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке», как для других, так и для самого себя. Быть – значит общаться диалогически». (М.М. Бахтин). В повседневной жизни каждый человек постоянно находится в общении, но овладевает культурными способами чаще стихийно. А современная общественная ситуация в России и в мире требует развитых способностей взаимодействия, соглашения. 2001 год был объявлен Годом диалога и в Декларации, и в программе действия в области культуры 1999 года заявлено: «Культура мира является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, основанных на уважении к жизни, практически отказе от насилия через посредство образования, диалога и сотрудничества». Основная проблема современного общества – неумение человека вступать в диалог , любой может научиться слышать и слушать собеседника, создавать тексты адресной направленности, и произойти это может, если уже в школе человек будет целенаправленно осваивать способы культурного речевого взаимодействия. Школьный курс «Риторика диалога» может помочь решить данную задачу. На каких принципах строится данный курс? В основе лежит теория деятельности. Это существенное отличие данного курса от всех остальных предметов, преподаваемых в современной школе. «Коммуникативная деятельность играет огромную роль во всех видах деятельности, поскольку социальная природа человека делает общение людей условием их жизни» (М.С. Коган). Поэтому предметом преподавания риторики будет освоение основ риторической деятельности. Риторическая деятельность определяется как система последовательных и взаимосвязанных риторических действий по созданию
автором адресного текста, по его исполнению и рефлексии, а также система риторических действий по реконструкции замысла уже созданного текста. Риторический текст – это всегда диалог. Риторический текст включает совокупность следующих понятий: риторическая ситуация, тема, автор, адресат, целевая установка, тезис, аргументация, речевые средства, композиция. Каждый элемент и компонент текста несет в себе свойство диалогичности. Основной особенностью данного курса является не сколько вообще сам курс, не входящий в перечень предметов школьной программы, сколько его технологическая особенность - преподавание курса риторики основано на технологии РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Система РО ставит задачей формирование субъекта учебной деятельности. Реализация этой задачи предполагает активное участие учеников и учителя в диалоге, вне диалога не существует и не развивается. Риторика является одним из основных способов реализации задач РО . Умение слушать и слышать, формулировать точно и понятно для партнера мысли, задавать вопросы в нужной форме, высказывать свои мысли в соответствии с рамками данного жанра, осуществлять рефлексию современного действия – без этого невозможен содержательный диалог, необходимый для образовательной деятельности в системе РО. Программа сквозного курса строится с учетом возрастных особенностей младших школьников и подростков. Распределение программного материала по этапам осуществляется на основе концентричности, целостности, которые предполагают наращивание и углубление знаний и умений.
Цель курса
: создать условия для полноценного диалогового общения через создание собственного теста как риторического жанра (цель, ситуация, адресат) и через понимание чужого теста (реконструкцию замысла) на основе знания законов риторической деятельности.
Задачи курса (широкие):
1. Создать мотивацию для изучения риторики путем выбора риторических ситуаций (ситуаций общения), актуальных для учащихся. 2. Помочь освоить основные этапы РД. 3. Помочь освоить способы создания риторических текстов в разных жанрах. 4. Помочь освоить правила ведения диалога, диалоговых форм общения. Предполагаемый результат характеризуется следующими знаниями: 1. Основных риторических понятий: автор, адресат, ситуация, тема, целевая установка, жанр, тезис, аргументация, речевые и языковые средства, композиция. 2. Способов создания, исполнения, рефлексии риторических текстов (жанров). Предполагаемый результат характеризуется следующими умениями: a) Создавать риторические тексты в разных жанрах с учетом ситуации и интересов аудитории, выступать с публичной речью ярко и эмоционально, рефлексировать собственную риторическую Д. b) Слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных видов в культурной форме, корректно вступать в разговор, дополняя и развивая тему, аргументировано возражая по существу предмета обсуждения. c) Вникать в замысел чужой речи (письменной и устной), понимать целевую установку, тезис, давать собственную оценку услышанному и прочитанному.
Основные этапы курса:
I этап: Начальная школа.
II этап изучения курса. Средняя школа.
Возрастные особенности развития подростков требуют увеличения и многообразия диалоговых форм общения и организации учебного процесса, поэтому важными темами в риторике становятся учет адресата, построение тезиса с точки зрения аргументации, полемические формы диалога (правила ведения, жанры диалогового общения). Как и учащиеся начальной школы подростки с интересом готовят речи – презентации, эпидейктические речи, но для того, чтобы быть успешными в учебной деятельности, необходимо освоить жанры сообщения, доклада, жанра, которые могли бы помочь в исследовательской, проектной деятельности, реферата. Проблема, с которой встречаются учащиеся, неумение слушать и слышать собеседника, вникнуть в чужой замысел. Еще более острая проблема – неумение реконструировать замысел авторов прочитанных текстов.
5 класс
Учебная задача «Что такое диалог?» (правила ведения диалога) Частные учебные задачи: 1. Диалоговые формы общения 2. Жанры диалогового общения (беседа, интервью) 3. Формулировка тезиса. 4. Подбор аргументации. 5. Виды вопросов.
6 класс
Учебная задача «Как вступить в диалог с другим автором?» (способы анализа текста) Частные учебные задачи:
1. Определение темы текста 2. Определение условий установки 3. Выделение тезиса 4. Аргументация 5. Подбор речевых и языковых средств 6. Кто автор текста? 7. Кому адресован текст? 8. В какой ситуации создан? 9. Создание текстов как отклика на исходный текст (жанр рецензия, впечатление, отклик) Условием реализации данной программы является риторизация преподавания предметов и внеучебной деятельности. В качестве диагностики используются риторические тексты учащихся на разных этапах риторической деятельность, в том числе начальные и отредактированные тексты. Диагностика освоения знаний и умений учащихся осуществляется на основе критериев, выработанных совместно с учащимися (анализ риторического текста).
Формы и методы преподавания
Кк уже говорилось нами ранее, основным принципом построения курса является деятельностный подход. Содержание курса – это освоение риторической деятельности на этапе создания (в том числе редактирования), исполнения и рефлексии авторско-адресного текста-жанра. В начале изучения курса, учащиеся совместно с преподавателем диагностируют имеющиеся трудности, создавая письменные тексты, и ищут способы преодоления этих трудностей. Важно отметить, что запрос идет от учащихся, способ решения проблемы открывается в коллективно- распределенной деятельности, после чего следует обобщающая лекция педагога. Индивидуальная работа по созданию авторских текстов, редактирование текстов, исполнение завершается рефлексией собственной риторической деятельности. На каждом этапе риторической деятельности мы говорим о речевом и лингвистическом оформлении текста, более подробно основы культуры речи изучаются на речевом этапе риторической деятельности. Редактирование текста занимает наряду с изданием ведущее место. Осваивая риторическую деятельность, учащиеся будут создавать тексты в жанрах «представление», «сообщение», «Слово о …», «размышление», «обращение», которые используются в деловой риторике. Выбор тем для обсуждения может быть связан с задачами профильного обучения, с будущей профессией, с жизнью современного общества, предложен преподавателями профильных предметов или самими учащимися. Задачи курса (более узкой направленности): 1. преодоление трудностей по созданию риторического текста-жанра
2. редактирование письменного варианта созданного текста на основе освоения способов риторической деятельности 3. изучение основных коммуникативных качеств речи 4. создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Подзадачи: 1. На начальном этапе обучения диагностировать трудности учащихся при создании риторического текста; 2. Помочь освоить технологию создания риторического текста-жанра на этапах риторической деятельности; 3. Помочь учащимся освоить способ редактирования письменного варианта риторического текста на основе знания коммуникативных качеств речи; 4. Помочь научиться точному и целенаправленному выбору речевых и языковых средств, соответствующих ситуации общения; 5. Помочь освоить рефлексию риторической деятельности. Предполагаемые результаты могут характеризоваться следующими конкретными умениями: при создании риторического текста составлять портрет аудитории и описывать ситуации общения;
раскрывать тему на основе выделения ключевых слов и точном подборе материала; разрабатывать целевую установку; формулировать тезис; находить аргументы для обоснования тезиса с учетом ситуации и адресата; выстраивать композицию текста с учетом знания законов логики и риторики; целенаправленно выбирать речевые и языковые средства, соответствующие коммуникативной задаче; редактировать свои тексты на основе знаний культуры речи и способов риторической деятельности; рефлексировать по поводу риторической деятельности.
Содержание программы (34 часа)
I. Введение. Диагностика трудностей учащихся
II. Этапы риторической деятельности 1. Создание риторического текста а) аналитико-концептуальный этап риторической деятельности (автор – тема – концепция – адресат) формулировка (понимание) темы; подбор материала; определение концепции; портрет адресата; анализ ситуации; речевое и лингвистическое оформление. б) Ориентационно-стратегический этап риторической деятельности (адресат – цель – тезис): разработка целевой установки, системы задач; речевое и лингвистическое оформление в) композиционно-стретегический этап риторической деятельности (тезис – аргументация – композиция): правила формулирования тезиса; формы уклонения от тезиса; способы деления тезиса; аргументация в логике и риторике; способы построения речи; составление плана;
речевое и лингвистическое оформление. г) речевой этап риторической деятельности: коммуникативные качества речи; средства речевой и языковой выразительности; нормы литературного языка; речевые, грамматические, стилистические ошибки; редактирование. 2. Исполнение риторического текста: техника речи (тема, тембр, сила голоса); орфоэпические нормы. 3. Рефлексия риторической деятельности. экспертиза риторического текста; критерии риторического текста-жанра; диагностика овладения способами риторической деятельности и культуры речи. Условия реализации данной программы: интеграция преподавания элективного курса и других предметов; занятия приводить парами в течение I полугодия.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
на I – II полугодие 2010-11 учебного года.
Предмет: РИТОРИКА
Класс
: 5
Учитель:
Додолеваа И.Г.
Количество часов в неделю: 34 (1 час в неделю)
Программа :
Программа составлена Додолевой.И.Г., учителем русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 10» и одобрена Научно- методическим советом МАОУ «Лицей № 10»
Учебный комплекс для учащихся:
Учебник по риторике для учащихся 5 – 7, классов. М., «Дрофа», 2005
Наличие методических наработок для учителей:
Методические рекомендации для учителя (авторы Т.А. Ладыженская) – М., «Балас», 2006 г.
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Название темы Кол-во часов Контрольные мероприятия, примерные сроки Лицейский компонент план факт 1. Что такое общение? 2 Побуждение к коммуникативной деятельности. 2. Виды общения 2 Подготовка к публичному выступлению 3. Правильная речь 2 Творческая работа Рефлексия деятельности 4. Учимся писать - редактировать 4 Мастерская слова 5. Что вы знаете о вежливости? Малые риторические жанры. 2 Рефлексия деятельности
6. Учимся слушать. Мини-выступления в малой аудитории 2 . Участие в авторской лаборатории 7. Учимся читать. Диалог с автором текста. 2 8. Текст 6 9. Вторичные тексты 2 Творческая работа Рефлексия. 10. Комплименты. Нешаблонные жанры. 2 11. Объявление. Диалог с незнакомым адресатом. 2 Публичное выступление. Создание презентации 12. Большие жанры. Текст – объяснение. 2 Текст Авторская лаборатория 13. Шаблонные тексты. 2 14. Биография. Текст – представление. Отличия. 2 Письменный текст. Защита текста Авторская мастерская Итого: 34 часа
Календарно-тематическое планирование учебного материала
на I – II полугодие 2010-11 учебного года.
Предмет: РИТОРИКА
Класс
: 6
Учитель:
Соломина Н.Н., Додолева И.Г.
Количество часов в неделю: 34 (1 час в неделю)
Программа :
Программа составлена Додолевой И.Г. учителем русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 10» и одобрена Научно- методическим советом МАОУ «Лицей № 10»
Учебный комплекс для учащихся:
Учебник по риторике для учащихся 7 – 9, классов. М., «Дрофа», 2005
Наличие методических наработок для учителей:
Методические рекомендации для учителя (автор Т.А.Ладыженская) – М., «Балас», 2006 г.
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Название темы Кол-во часов Контрольные мероприятия, примерные сроки Лицейский компонент план факт 1. Виды общения. Риторические жанры – тексты. Диалог. 2 Побуждение к коммуникативной деятельности. 2. Обращение. Особенности адресата. 2 Подготовка к публичному выступлению 3. Жесты. Дополнительные средства общения. Особенности выступления. 2 Рефлексия деятельности 4. Виды речевой деятельности 2 Мастерская слова 5. Устная речь. 2 Публичное выступление Рефлексия деятельности 6. Способы и приёмы слушания 2 . Участие в авторской лаборатории 7. Дружеская беседа 2 Публичное выступление
8. Можно ли управлять спором? 2 9. Речевые жанры «диспут», «совет» 2 Защита текста. Рефлексия. 10. Аннотация 2 11. Предисловие 2 Создание презентации 12. Отзыв 2 Текст Авторская лаборатория 13. Личные письма 2 14. Дневниковые записи 2 Письменный текст. Защита текста Авторская мастерская 15. Похвальное слово. Комплимент. Хула. Отличия. 2 16. Интервью 2 Зачётная творческая работа. 17. Проводим собрание. Сольные выступления. 2 Итого: 34 часа Литература: 1. Ладыженская Т.А. Риторика и культура речи. – М., Просвещение, 1999 2. Михальская А.К. Русский язык. Риторика. – М., Дрофа, 2001 3. Граудина Л.К. Риторика диалога. - М., Просвещение, 1998 4. Поярков А.Д. Подростковые особенности в речи. – М., Аст-Пресс, 2002
В раздел основное общее образование

