"Развитие личности ребенка диалогом культур"
методическая статья
Автор: Сайфуллина Евгения Сергеевна, заместитель директора по УВР, учитель английского языка, МАОУ СОШ №2 УИИЯ, Ноябрьск, ЯНАО
В раздел основное общее образование
Развитие личности ребенка диалогом культур
Что такое культура? Это понятие имеет множество значений в различных областях человеческой жизни. Культура – это и человеческая деятельность в самых разных ее проявлениях, включая все формы человеческого самовыражения, это и исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а так же в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (Большая советская энциклопедия), и совокупность генетически наследуемой информации в области поведения человека (Ю.М.Лотман, русский литературовед и культуролог). Каждый народ на нашей планете является носителем уникальной и неповторимой национальной культуры, приобретаемой с рождения и взращиваемой на протяжении всей жизни в постоянной взаимосвязи с культурой окружающих народностей и мировым наследием. Это своеобразие представляет огромную ценность для людей и для мировой культуры в целом. Другими словами формирование культуры каждого человека основывается одновременно на двух принципах: единстве и национальном разнообразии культур. Тесная связь общего и частного приводит к смешению культурных ценностей народов и тогда эти ценности становятся общечеловеческими. Понимание этих принципов и связей сегодня дает педагогу возможность правильно организовать учебно-воспитательный процесс по формированию иноязычной культуры как средства личностного роста и развития каждого ребенка. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 года определяют «культурные ценности» как нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы. Фольклор, художественные промыслы и ремесла, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость …. Занимая значительную позицию в жизни каждого человека, культура выполняет определенные функции: - накопление и хранение социальных достижений, материальных носителей культуры, научных знаний, традиций, исторической и народной памяти, религиозных ценностей, нравственных устоев, образцов художественной культуры; - передача материально-духовных ценностей из поколения в поколение; - познание и преобразование мира; - коммуникация людей, порой имеющих различные экономические, политические и социальные интересы посредством диалога культур; - воспитание личности через овладение культурными ценностями (непрерывное поликультурное воспитание в полиэтнических условиях способно решить многие национальные вопросы и предотвратить межнациональные конфликты); - эстетика через достижение гармонии и эстетического наслаждения при создании и восприятии культуры и культурных ценностей. Вопросом иноязычной культуры занимались многие ученые Е.И.Пассов, В.П.Кузовлев, Е.М.Верещагин, В.Б.Царькова, H.Hammerly, H.Widdowson, J.Scrivener, J.Hatmer и другие. Многие из них склонны рассматривать иноязычную культуру с позиции культурологического подхода, согласно которому субъектом культуры в образовательном процессе выступает обучающийся, а формирование иноязычной культуры – это процесс личностного открытия, развития, роста и обогащения индивидуального опыта на основе диалога культур. Формирование иноязычной культуры в образовательном пространстве современной школы согласно нормативным документам (Федеральный закон от 20.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», Федеральные государственные образовательные стандарты) предполагает всесторонне развитие ребенка, обогащение его духовного мира, создание условий для саморазвития и личностного самоопределения, условий для непрерывного самообразования, что нашло отражение в требованиях стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Составляющие иноязычной культуры относятся и к личностным, и к метапредметным, и отчасти к предметны результатам освоения программы. Личностные результаты содержат следующие компоненты иноязычной культуры: готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность системы социальных и межличностных отношений, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, формирование таких качеств личности как ответственность, любознательность, целеустремленность в достижении цели и приобретении новых знаний, формирование эстетических чувств и т.д. Метапредметные результаты включают некоторые компоненты иноязычной культуры: способность организации учебного сотрудничества, построение индивидуальной образовательной траектории и т.д. Предметные результаты охватывают такие компоненты иноязычной культуры как: освоение специфических данных предметной области, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, умения, полученные при изучении учебного предмета и другие. Таким образом, становится очевидной необходимость рассмотрения формирования иноязычной культуры с точки зрения личностно-ориентированного подхода, так как усвоение этой культуры происходит именно через освоение различных компонентов, представляющих ценность и значимость для личностного развития и роста ребенка. В каждом из нас генетически заложена своя уникальная культура, которую мы бережно храним, оберегаем и передаем следующим поколениям. Однако ни один человек не может ограничить себя рамками только своей национальной культуры, потому как формирование иноязычной культуры и культуры в целом – это процесс социального и общественного взаимодействия, в ходе которого человек усваивает социальные нормы, духовные и нравственные ценности, узнает мировое историко-культурное наследие. Научно-технический прогресс, развитие системы образования, интеграция российской системы образования в мировое образовательное пространство, процесс миграции и эмиграции населения, мировое разделение труда во многом способствуют смешению, взаимопроникновению и углублению культур. Политика нашего государства направлена сегодня не только на формирование российской гражданской идентичности обучающихся, но и на сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, на овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России (Федеральные государственные образовательные стандарты). В школе задача каждого педагога заключается в создании такой образовательной среды, которая могла бы формировать способности каждого обучающегося, способствовать личностному развитию через усвоение образцов мировой культуры, способы и возможности использования этого мирового наследия, а также приобщать и приумножать культурные ценности при бережном отношении к своей национальной культуре. Иностранный язык рассматривается как культурно-историческая среда, которая обеспечивает постижение, миропонимание национального менталитета народа (Г.В. Романова), т.е. не только как средство общения, но и приобщения к культурному наследию стран и народов изучаемого языка. Некоторые ученые подчеркивают, что изучение иностранного языка оказывает положительное воздействие на культурное обогащение учащихся, духовное совершенствование на базе диалога культур (Е.И. Пассов, Э.С.Баллер, В.С.Библер и другие), как единый процесс развития человека и общества. По мнению С.Г.Тер-Минасовой, урок иностранного языка – это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает мир и иностранную культуру. Наверное ни один учебный предмет, кроме как иностранный язык не имеет такого воспитательного и образовательного потенциала, потому что преподавание всегда осуществляется в контексте диалога культур, взаимодействие которых в процессе учебной деятельности ведет к накоплению фундаментальных человеческих ценностей, к развитию личности каждого ребенка. Литература 1. Ветчинова М.Н. Иноязычное образование – ключ к диалогу культур. 2. Гадзаова Л.П. Формирование иноязычной культуры как процесс личностного открытия. Высшее образование сегодня. №8, 2008.
3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд., М.: Просвещение, 1991. 4. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация/С.Г.Тер-Минасова.- М., 2004. 5. Федеральный закон от 20.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации». 6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального (основного) общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
В раздел основное общее образование

