"Электронный мониторинг метапредметных результатов"
статья
Автор: Ильюк Наталья Михайловна, учитель математики, МАОУ "Выдринская СОШ", село Выдрино, Кабанский район, Республика Бурятия
В раздел основное общее образование
МАОУ «Выдринская СОШ»
Инновационная идея
Электронный мониторинг достижения учащимися
метапредметных результатов.
Актуальность
Согласно требованиям ФГОС ООО целенаправленному формированию и отслеживанию подлежат не только предметные, но и метапредметные образовательные результаты. Вывести учащихся на высокий метапредметный результат учитель может только посредством систематической, постоянной работы над формированием универсальных учебных действий в течение всего периода обучения детей в школе. Чтобы отследить продвижение каждого ребенка по пути развития УУД и определить эффективность собственной педагогической работы, нужен некоторый инструментарий, программа, которая позволит обрабатывать большие объемы информации и определять уровень сформированности УУД.
Цель и содержание инновационной модели.
Пришла идея
внедрить
программный
инструмент для формирования базы данных
, который бы позволил решить следующие
задачи:
• ввести в систему внутришкольного мониторинга достижения учениками метапредметных результатов; • получить информацию по уровню сформированности метапредметных результатов; • применить эффективную коррекцию для учеников, у которых мониторинг выявит несформированность проверяемых умений.
Электронный журнал разработан в программе
Microsoft Excel и очень прост в использовании.
На главной
странице
выведены
четыре
Действия (см. рис. 1)
Рисунок 1.
В
Действии 1
формируется список класса. Данный список дублируется программой в
Действии
4,
на всех станицах журнала и закрепляет за каждым учеником отдельный лист. на котором уровень сформированности УУД формируется в виде графиков (см. рис. 4). В
Действии 2
для удобства можно прописать порядковый номер диагностической работы, ее наименование и дату проведения. В
Действии 3
в программе представлен перечень УУД из основной образовательной программы основного общего образования. Он включает регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные действия.
ДЕЙСТВИЕ 3
АНАЛИЗ УУД по КЛАССУ КОД Наименование РУУД1 Целеполагание РУУД2 Умение планировать пути достижения целей РУУД3 Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им РУУД4 Умение самостоятельно находить и исправлять ошибки РУУД5 Умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач РУУД6 Умение определять степень успешности своей работы и работы других ПУУД1 Умение осуществлять расширенный поиск информации ПУУД2 Умение создавать и преобразовывать модели и схемы . ПУУД3 Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач ПУУД4 Умение давать определение понятиям ПУУД5 Умение устанавливать причинно-следственные связи ПУУД6 Умение осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия ПУУД7 Умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию ПУУД8 Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей ПУУД9 Умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования ПУУД10 Знать основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения ПУУД11 Умение структур ировать тексты ПУУД12 Умение выстраивать последовательность описываемых событий ПУУД13 Умение работать с метафорами ПУУД14 Умение проводить наблюдение и эксперимент ПУУД15 Основам реализации проектно-исследовательской деятельности КУУД1 Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения КУУД2 Умение формулировать собственное мнение и позицию КУУД3 Умение аргументировать свою точку зрения КУУД4 Уметь осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра КУУД5 Умение отображать в речи содержание совершаемых действий
КУУД6 Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Для большего удобства каждому УУД присвоен код, который позволяет оперативно ориентироваться на страницах ЭЖ (см. рис. 2).
Рисунок 2.
В
Действии 4,
на закреплённом за каждым учеником отдельном листе в виде графиков отображается уровень сформированности УУД в динамике (см. рис. 4)
Рисунок 4.
Результаты диагностических работ заносятся на страницы УУД. Электронный журнал адаптирован под любые критерии оценок. На его страницах есть возможность увидеть и проанализировать уровень сформированности УУД как по классу в целом (по итогам диагностической работы), так и по каждому ученику в отдельности. Для определения процентного соотношения достаточно вбить суммарный максимальный балл по вертикали и по горизонтали по каждой работе после конкретного периода обучения. Применяя возможности ЭЖ, мы расширяем образовательное и информационное пространство школы, оптимизируем и наглядно представляем работу администрации, учителей-предметников и классных руководителей. Наполняя содержание электронного журнала, повышаем интерес родительской общественности в плане наглядности метапредметных результатов детей, что позволяет своевременно оказать каждому ученику педагогическую поддержку, необходимую на данном этапе его развития. Основные этапы
№ п/п
Перечень
Дата
Подготов ительный Теоретические семинары, приказы, положения.
01.0
6.20
14-
30.0
9.20
14
Деятельн остный Практика реализации ЭЖ в систему мониторинга в образовательном процессе школы. Индивидуальные консультации по запросам. Консилиумы по результатам мониторинга формирования метапредметных УД.
01.1
0.20
14-
30.0
4.20
16
Итоговый Итоги внедренияЭЖ. Итоги индивидуальных достижений учащихся по формированию метапредметных навыков. Рефлексия.
01.0
5.20
16-
30.0
6.20
16
Механизмы реализации идеи
1. Семинар с демонстрацией и практической работой с электронным журналом. 2. Приказ по внедрению ЭЖ в систему школьного мониторинга. 3. Разработка единых критериев оценивания. 4. Групповые занятия преподавателей по проектированию диагностических работ с целью формирования у учащихся метапредметных навыков. 5. Создание и обучение группы экспертов из числа преподавателей , родителей и общественности . 5. Отслеживание и анализ результатов мониторинга, коррекция. 6. Рефлексия в конце каждой четверти.
Ожидаемые результаты
-преподаватели должны уметь: планировать занятия с учетом системного формирования метапредметных УД; -осуществлять электронный мониторинг и проводить анализ результатов с позиций сформированности метапредметных УД; -применить эффективную коррекцию для учеников, у которых мониторинг выявит несформированность проверяемых умений.
Ильюк Н.М.
учитель математики
МАОУ «Выдринская СОШ»
В раздел основное общее образование

