"НОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС"
статья
Автор: Трусова Раиса Ивановна, учитель начальных классов, МАОУ "Выдринская СОШ", село Выдрино, Кабанский район, Республика Бурятия
В раздел основное общее образование
Н
ОВЫЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ
В
СООТВЕТСТВИИ
ФГОС
Работа ОУ в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) требует дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить все аспекты его деятельности.
Обновление содержания
коснулось действий, реализующихся ВШК, и направленных на проверку: системы управления ОУ, работы с кадрами, работы с обучающимися, финансово-экономической и хозяйственной деятельности ОУ, материально-технического и информационного оснащения ОУ, партнерского взаимодействия ОУ в условиях введения ФГОС.
Основные направления и показатели
образовательного мониторинга в связи с введением ФГОС II поколения в школе: - психологическая диагностика; - мониторинг здоровьесбережения; - социодиагностика (диагностика результатов обучения, диагностика результатов воспитания, отслеживание результативности внеучебных достижений обучающихся); - диагностика инновационных процессов в обучении и воспитании; - мониторинг динамики обобщения и распространения ППО; - диагностика кадрового обеспечения образовательного процесса; - мониторинг обеспеченности образовательного процесса информационно-техническими и материально-техническими ресурсами; - мониторинг учебно-воспитательного процесса на ступени начального общего образования в условиях ФГОС; - мониторинг сформированности универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.
Направления внутришкольного контроля
согласно требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО
ВШК
Качество
результатов
Качество
процесса
Качество
управления
1.ВШК качества результатов
Критерий
проверки
Показатели
Формат проверки
Методы проверки
Исполнители
Здоровье
обучающихся
Уровень здоровья учащихся Исследование Диспансеризация Медработник школы
Личностные
образовательны
е
результаты
Уровень социализированности и уровень воспитанности Мониторинг Включенное наблюдение, анкетирование Зам по УВР, ВР, кл. Уровень учебно- познавательной мотивации (базовый, познавательный, социальный, социально- духовный) Мониторинг Включенное наблюдение, анкетирование, посещение уроков 1 класса Зам по УВР, пред. Уровень сформированности ценностей ЗОЖ Микроисследовани я Включенное наблюдение, анкетирование, тестирование Социолог, психолог, учителя биологии
Метапредметны
е
образовательны
е
результаты
Уровень реализации регулятивных УУД (организация и управление, навыки системного, экологического мышления) Мониторинг Специальные КМС (контрольно- методические срезы) Зам. по УВР, Пред. М/О
Уровень реализации познавательных УУД (мыслительные ОУУ, логические умения) Мониторинг Специальные КМС Зам. по УВР, Пред. М/О Уровень реализации коммуникативных УУД ( смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь) Мониторинг Специальные КМС, включенное наблюдение, посещение уроков Зам. по УВР, Пред. М/О Уровень развития ИКТ – компетентности (преобразование информации, владение ПК, навыки грамотного использования Интернета) Мониторинг Специальные КМС, эффективность использования ИКТ- технологий Зам. по УВР, Пред. М/О
Предметные
образовательны
е результаты
Качество и динамика обученности Мониторинг Итоговые к/р, оценки за полугодие, год Зам. по УВР, пред. Подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки В соответствии с режимом внешнего мониторинга КМС внешней экспертизы Зам. по УВР, пред. Уровень обучаемости Мониторинг Специальные КМС Зам. по УВР, пред. М/О, учителя Участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах По факту Портфолио ученика Зам. по УВР, пред. М/О, учителя
2. ВШК качества процесса
Критерий
проверки
Показатели
Формат проверки
Методы проверки
Качество
обучающей
предметной
деятельности
Качество планирования и организации уроков по предмету мониторинг Посещение уроков Микроисследования Проверка рабочей документации учителя Качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД) мониторинг Единая система оценки, разработанная методическим советом школы Качество деятельности по реализации требований по сохранению здоровья обучающихся в учебном процессе мониторинг Единая система оценки, разработанная методическим советом школы. Изучение психологического состояния ученика, степени удовлетворения его познавательных потребностей
Качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ мониторинг Единая система оценки, разработанная методическим советом школы Качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся Мониторинг Единая система оценки, разработанная методическим советом школы Качество деятельности по организации и проведению внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий и др. Мониторинг Единая система оценки, разработанная методическим советом школы Качество деятельности учителей по развитию и обустройству предметного кабинета образовательного пространства школы Мониторинг, микроисследования Критериальная система оценивания качества предметного кабинета и образовательного пространства школы Качество деятельности педколлектива по реализации внеурочной деятельности как ресурса реализации Мониторинг, микроисследования тематические Критериальная система оценивания качества внеурочной деятельности
требований к «портрету выпускника»
Качество
системы
воспитательно
й работы
Содержание и структура программы воспитательной работы ( в соответствии с ФГОС: духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни) микроисследования Периодическое сопоставление сетевого графика/ «дорожной карты» программы воспитательной работы с реальным ходом выполнения программы с целью коррекции Качество реализации программы воспитательной работы мониторинг Критериальная система оценивания событий, объектов воспитательной программы Качество работы с родителями микроисследования Критериальная система оценивания совместной деятельности школы и родителей по реализации образовательной программы
Качество
научно-
методической
системы
школы
Динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя Мониторинг Критериальная система оценивания уровня компетентности учителя для определения направления профессионального развития
Качество методической деятельности М/О начальной школы и предметных кафедр Критериальная система оценки качества методической деятельности М/О, кафедр Качество работы библиотеки, медиатеки, ресурсных центров школы Критериальная система оценки результатов и процесса деятельности подразделений школы Качество деятельности социально-психологической службы
3. ВШК качества управления
Критерий проверки
Показатели
Формат проверки
Методы проверки
Качество
образовательной
программы школы
Структура программы, содержание и механизмы её реализации Мониторинг Периодическое сопоставление сетевого графика/ «дорожной карты» с реальным ходом выполнения образовательной программы с целью коррекции
Качество управления
образовательным
процессом
Состав и структура ВШК Микроисследования Критериальная система оценивания состава и структуры ВШК Качество процесса реализации ВШК как ресурса управления Микроисследования Критериальная система оценивания качества ВШК как ресурса управления
Качество управления
реализацией
требований
государственных
документов
Выполнение СанПин, ГОСТ и т.д. Мониторинг Оценка отклонений от нормы с целью коррекции
Качество выполнения
Положения о
документообороте ОУ
Полнота, своевременность и правильность ведения школьной документации всеми участниками ОП Мониторинг Оценка отклонений от нормы с целью коррекции
Качество управления
материально-
технической базой ОП
Достаточность и качество оснащения образовательной среды школы Микроисследования Оценка объема и качества выполнения программы развития школы по данному разделу
В раздел основное общее образование

