"Юный исследователь"
методическая разработка
Автор: Надырова Гульжан Абдоловна, учитель биологии, химии, МАОУ "СОШ №9", город Мегион, ХМАО-Югра
В раздел основное общее образование
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Утверждаю
Директор МАОУ «СОШ № 9»
М.И. Макаров _____________
Приказ № _____ от _________
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Рабочая программа учебного курса
«Юный исследователь»
5 класс
Мегион, 2015
__________________________________________________________________________________________________________ _ Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «СОШ №9» Рабочая программа учебного курса «Юный исследователь», 5 класс 1
Содержание рабочей программы
1. Пояснительная записка. 2. Общая характеристика учебного курса. 3. Описание места учебного курса в учебном плане. 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса. 5. Содержание учебного курса. 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. 7. Планируемые результаты изучения учебного курса. 8. Тематическое планирование учебного курса с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (утверждается отдельным локальным актом МАОУ «СОШ № 9»). __________________________________________________________________________________________________________ _ Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «СОШ №9» Рабочая программа учебного курса «Юный исследователь», 5 класс 2
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы обучения цифровой лаборатории «Архимед», авторской программы О.А. Скоробогатовой, учителя биологии- химии в соответствии с учебным планом школы и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности в 5 классах средней общеобразовательной школы. В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Содержание данной учебной программы реализует принципы и задачи «Программы воспитания и социализации обучающихся», «Программы коррекционной работы» основного общего образования, которые являются структурным компонентом ООП ООО МАОУ «СОШ № 9». Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог. Изучение курса «Юный исследователь» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности». Программа построена так, чтобы дать учащимся представление о новых технологиях и применении их на практике. Она даёт возможность экспериментировать и получать результаты. Сборка своими руками схем установок вызывает повышенный интерес к работе, приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с различными датчиками, что позволяет расширить спектр экспериментов. Эксперименты могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Результаты работы могут быть представлены на конференциях. Материально-техническое обеспечение описано в настоящей программе, его изменение фиксируется в паспорте учебного кабинета. Информационно-методические условия также отражены в программе. Календарно-тематическое планирование учебных занятий оформляется приложением к данной программе. Оно содержит название тем, разделов, виды учебной деятельности, объём часов, сроки прохождения программы. Данная программа реализуется на период действия учебно-методического комплекса, который указан в ней. Оценивание результатов освоения данной учебной программы осуществляется на основе комплекса документов, регламентирующих систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО МАОУ "СОШ №9". __________________________________________________________________________________________________________ _ Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «СОШ №9» Рабочая программа учебного курса «Юный исследователь», 5 класс 3
Общая характеристика учебного курса
Учебное содержание курса «Юный исследователь» рассчитано на 1 час в неделю (34 часа). Для понимания учащимися сущности природных явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к изучаемому материалу. Цели обучения: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предметам естественно - научного цикла; развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными; формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам живой природы. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения курса «Юный исследователь» проявляются в признании: ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; ценности методов исследования живой и неживой природы; понимания сложности и противоречивости самого процесса познания. Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса «Юный исследователь» позволяет сформировать: уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости здорового образа жизни; осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности. Курс «Юный исследователь» обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют: правильному использованию терминологии и символики; развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Ценностные ориентации, формируемые данным курсом в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы. Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты. Данная программа сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. __________________________________________________________________________________________________________ _ Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «СОШ №9» Рабочая программа учебного курса «Юный исследователь», 5 класс 4
Содержание учебного курса может реализовываться в различных формах, в т.ч. нетрадиционных: экскурсии, общешкольные мероприятия, лекции и другое.
Описание места учебного курса в учебном плане
Место учебного предмета определяется своей последовательностью и пропорциональностью на весь период обучения для получения основного общего образования. Определяется учебным планом, который представлен в основной образовательной программе основного общего образования. Учебный курс «Юный исследователь» реализуется в 5 классе и представлен в учебном плане своей частью: в количестве 34 часов. Данная структура поддерживается учебно-методическим комплексом, о котором сказано в разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
курса
Личностные результаты: Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям. Целостное восприятие окружающего мира. Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Знание основных принципов и правил бережного отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. Реализация установок здорового образа жизни. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты: Овладение понятийным аппаратом и научными методами познания в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования. Умение логично, ясно и точно формулировать и аргументированно излагать свои мысли, применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений. Умение привлекать изученный материал и использовать различные источники информации, в том числе локальные и глобальные. Умение анализировать конкретные жизненные ситуации, различные стратегии решения задач, выбирать и реализовывать способы поведения, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность. Готовность выслушать и понять другую точку зрения, корректность и толерантность в общении, участие в дискуссиях. Приобретение начального опыта и навыков исследовательской деятельности и публичного представления её результатов, в том числе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. __________________________________________________________________________________________________________ _ Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «СОШ №9» Рабочая программа учебного курса «Юный исследователь», 5 класс 5
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: Приведение доказательств (аргументация) о взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, инфекционных и простудных заболеваний. Сравнение объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения. Овладение научными методами: наблюдение и описание изучаемых объектов и процессов; постановка экспериментов и объяснение их результатов. 2. В ценностно-ориентационной сфере: Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни. Анализ и оценка последствий деятельности человека и природе, влияния факторов риска на здоровье человека. 3. В сфере трудовой деятельности: Знание и соблюдение правил работы в кабинете Технопарка. Соблюдение правил работы с приборами и инструментами. 4. В сфере физической деятельности: Освоение приемов оказания первой помощи при травмах; рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма. 5. В эстетической сфере: Выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Содержание учебного курса
Скорость тока воды в побегах и листьях наземных растений. Транспирация. Осмотическое давление. Устьица. Ксилема. Фотосинтез. Использование световой энергии. Синтез органических веществ из неорганических веществ. Хлорофилл. Источник энергии. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Биологический катализ. Активность ферментов. Каталаза. Энзим. Биологический катализатор. Скорость реакции Концентрация. Кровообращение и его нарушение. __________________________________________________________________________________________________________ _ Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «СОШ №9» Рабочая программа учебного курса «Юный исследователь», 5 класс 6
Транспорт веществ. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Кровяное давление (артериальное), пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Приёмы оказания первой помощь при кровотечениях. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выявляющие природу пульса. Подсчёт пульса в разных условиях и измерение артериального давления. Функции кожи. Выделительная функция кожи. Терморегуляция - потоотделение, предохраняющее организм от перегрева. Испарение влаги, охлаждение. Зависимость потери тепла потоотделением о увеличения температуры тела. Значение для организма потоотделения. Приёмы оказания первой помощь перегреве. Обезвоживание. ЭКГ и дыхание. Электрокардиограмма. Измерение сокращения сердечной мышцы. Деполяризация сердечной мышцы. Сокращение предсердий и желудочков. Сердечный цикл. Синусно-предсердный узел Гигиена сердечно-сосудистой системы. Влияние городских зеленых зон на температуру и относительную влажность. Влажность. Неблагоприятные климатические условия. Зависимость растительности и температуры, влажности. Аэрация и климат. Климат. Параметры помещений: размер, ориентация, строительный материал, расположение, вентиляция. Влияние вентиляции на температуру и комфортность. Химия в быту.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение: Цифровая лаборатория «Архимед» NOVA. Лабораторные работы по биологии. - М.: Институт новых технологий. Костенчук И.А. Химия с VERNER-ПКГ. - М.: Развитие образовательных систем.2012. Теремов А.В. Биология с VERNER-ПКГ. - М.: Развитие образовательных систем. 2012. Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах (исследование, интегрирование, моделирование) 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель. 2010. Габриелян О.С. и др. Химия. Вводный курс. 7 класс. - М.: Дрофа. 2010. __________________________________________________________________________________________________________ _ Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «СОШ №9» Рабочая программа учебного курса «Юный исследователь», 5 класс 7
Наглядные пособия (оборудование): датчики измерения CO2, датчики измерения O2, датчики влажности датчики освещенности датчики давления дыхательные камеры колбы лабораторные датчики температуры химические реактивы датчики рН нить ЭКГ датчики ЭКГ электроды Информационно-коммуникативные средства: Лабораторные работы по биологии цифровой лаборатории Архимед Биология с Verner Химия с Verner Технические средства обучения: Проектор. Интерактивная доска. Цифровой микроскоп. Персональный компьютер. Портативный компьютер
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты: понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; умение реализовывать теоретические познания на практике; понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией и химией; признание права каждого на собственное мнение; готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; овладение умениями применять полученные знания; усвоить технические характеристики, назначение датчиков, правила техники безопасности при подготовке и проведении эксперимента; __________________________________________________________________________________________________________ _ Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «СОШ №9» Рабочая программа учебного курса «Юный исследователь», 5 класс 8
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; формирование умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов. Познавательные УУД: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе; использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни. под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта; анализировать объекты под микроскопом; выполнять лабораторные работы под руководством учителя; работать с различными видами химической посуды, реактивами, соблюдать технику безопасности при работе с ними; овладеть работой с портативным специализированным компьютером NOVA5000; уметь работать с разнообразными видами датчиков; овладеть умениями проводить эксперименты, наблюдать, сравнивать и анализировать полученные результаты; находить информацию в научно-популярной литературе, словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую; собирать схемы установок для проведения экспериментов и осуществлять работу с необходимыми датчиками; анализировать полученные данные. Коммуникативные УУД: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией»; формировать у учащихся коммуникативную и валеологическую компетентности; умение слушать и слышать другое мнение; умение отстаивать свою точку зрения. Предметные результаты: пользоваться простыми измерительными приборами, инструментами и оборудованием; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. работать с электронным микроскопом; объяснять роль растений в биосфере. Для достижения планируемых результатов изучения учебного курса «Юный исследователь» в ходе реализации программы используются следующие формы контроля и оценки: тестирование, оформление отчетов в виде презентаций, участие в школьной конференции «Вокруг нас необыкновенный мир». __________________________________________________________________________________________________________ _ Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «СОШ №9» Рабочая программа учебного курса «Юный исследователь», 5 класс 9
В раздел основное общее образование

