"Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"
методическая статья
Автор: Бандурин Евгений Андреевич, учитель физической культуры, МОУ СОШ №5, г. Серпухов, Московская область
В раздел основное общее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
«Здоровьесберегающие технологии
на уроках физической культуры.»
Автор: Бандурин Евгений Андреевич
Учитель физической культуры
г. Серпухов
2016 г
1
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………………… 3 1.Здоровьесберегающие технологии в школе………………………………………………… 5 2. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры…………………………………………………………………………………………8 Заключение………………………………………………………………………………………15 Список литературы………………………………………………………………………….......16 2
Введение
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Со - крат в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке. Рассматривая здоровье как многокомпонентную модель, я основываюсь на определении, данном Всемирной организацией здравоохранения, в котором здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В целом модель здоровья можно представить в виде схемы: Схема 1.Модель здоровья человека. В современном мире мы добились новых достижений в науке и технике, начавшийся тех - нологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, по - мимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлени - ям. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмо - ций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные измене - ния: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным. Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личностного плана. В соответствии с 3
Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличе - нию числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические за - болевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного про- цесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, - это пред - мет “Физическая культура”. Возникает
проблема,
актуальная как для педагогической науки, так и для практики:
«
как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников?» Решить её можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеоло - гии: сохранение, укрепление и формирование здоровья. Актуальность работы заключается в решении данной проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников, оно может быть достигнуто путем реализации следующих задач: 1. Создание условий, способствующих развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью. 2. Обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни. 3. Предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни. 4
1.
Здоровьесберегающие технологии в школе.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих техноло - гий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей школьного возраста. С 2013 г. в МОУ СОШ №5 г. Серпухова реализуется программа “Здоровая личность – здо - ровая нация”. Занятия физической культурой, основной целью которых является оздоров - ление и профилактика заболеваний, стали неотъемлемой составляющей данной програм - мы.
Цель:
формирование здорового и безопасного образа жизни как основы для успешной со - циализации личности.
Задачи:
формировать осознанное, ценностное отношение к здоровью, представления о нор - мах и правилах здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закали - вании, при формировании полезных привычек и др.); формировать эколого-валеологические представления, раскрывающие зависимость здоровья человека от состояния окружающей экологической среды, основы безопас - ности собственной жизнедеятельности; развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих по - ступков для себя и других людей; воспитывать интерес и уважение к здоровому образу жизни, потребность в здоро - вьесберегающей и здоровьеукрепляющей деятельности; сотрудничество с учреждениями спорта и здравоохранения.
Ожидаемые результаты:
Теоретическая и практическая готовность к реализации проекта; рост профессиональной компетентности педагогов в области формирования ЗОЖ; положительная динамика показателей здоровья обучающихся; комфортные и безопасные условия пребывания учеников и персонала в общеобразо- вательном учреждении; убежденность выпускников в ценности здорового образа жизни и осознание ими от - ветственности за свое здоровье; 5
активная позиция образовательного учреждения и выпускников в отношении созда - ния условий для собственного и общественного благополучия и высокого качества жизни; рост показателей результативности участия учащихся школы в соревнованиях, тур- слетах, спартакиадах.
Основные мероприятия по реализации программы для обеспечения сохранно
-
сти и укрепления здоровья учащихся.
Нормативно-пра-
вовая база
Методическая дея
-
тельность
Воспитательная
деятельность
Результат
1.Утверждение физкультурно-оздо- ровительных про- грамм для детей с разным уровнем здоровья и физиче- скими возможно- стями 1. Организация посто- янно действующего педагогического се- минара по изучению формирования ЗОЖ. 2.Внедрение физ- культурно-оздорови- тельных программ для детей с разным уровнем здоровья и физическими возмож- ностями. 3.Внедрение программы по разви- тию системы органи- зации школьного пи- тания и формирова- ния основ культуры питания у подрастаю- щего поколения. 4. Внедрение здоро- вьесберегающих тех- нологий в учебно- 1.
Проведение КТД
и мероприятий
по пропаганде
ЗОЖ:
*Дни физической культуры и здоро- вого образа жизни, *Мама, папа, я - спортивная семья, -*Спартакиада школьников, *Малые олимпий- ские игры, *Мы – за здоровый образ жизни, * Система семина- ров и лекций и классных часов по пропаганде ЗОЖ, *Уроки здоровья, *Акция «Молодёжь – за здоровый об- 1.Рост профессио- нальной компетент- ности педагогов в об- ласти формирования ЗОЖ 2.Положительная ди- намика показателей здоровья обучающих- ся 3.Комфортные и без- опасные условия пре- бывания учеников и персонала в общеоб- разовательном учре- ждении; 4.Убежденность выпускников в ценно- сти здорового образа жизни и осознание ими ответственности за свое здоровье; 6
воспитательный про- цесс. раз жизни» *Акция «Здоровье – твоё богатство» *Мероприятия в рамках ВФСК «ГТО» *Акция «Детям Подмосковья – без- опасность на доро- гах» 5.Активная позиция образовательного учреждения и выпускников в отно- шении создания усло- вий для собственного и общественного благополучия и высо- кого качества жизни; 6.Рост показателей результативности уча- стия учащихся шко- лы в соревнованиях, турслетах, спартакиа- дах; Создание здоро- вьесберегающей ин- фраструктуры образо- вательного учрежде- ния. 7
2.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической
культуры.
Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и си - стем организма. Социальный заказ для учителя физической культуры сегодня - не только формирование двигательных навыков у учащихся, но и оздоровление детей, предупреждение роста за - болеваемости детей в условиях школьного обучения, укрепление детского организма, что является также и условием активизации интеллектуальной деятельности, а значит, и повышения качества обучения по всем предметам. Здоровьесберегающие технологии предполагают комплексный подход к укреплению здоровья. Система мероприятий здоровьесбережения в рамках процесса физического воспитания в школе включает следующие виды деятельности: проведение комплексной диагностики физического здоровья обучающихся; организацию учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью; пропаганду здорового образа жизни (проведение ежемесячных классных часов, спортивных мероприятий по данной тематике и дней здоровья); применение физических упражнений для профилактики заболеваний; применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные заболевания. Диагностика состояния здоровья, проводимая на базе школы, показала, что среди школьников около 70% обследованных имеют хронические заболевания. При этом наи - более распространенными являются
заболевания органов дыхания, ослабленное зре
-
ние, заболевание опорно-двигательного аппарата
(нарушение осанки, плоскостопие). Однако, наличие хронических заболеваний - не единственный критерий физического здоровья обучающихся. В качестве таковых можно выделить следующие: уровень физического развития, степень его гармоничности, соответствие биоло - гического возраста календарному; уровень физической подготовленности; 8
нервно-психическое развитие ребенка (психические функции, социальное пове - дение); уровень функционирования основных систем организма; степень сопротивляемости и устойчивости организма к стрессам и болезням; адаптация (приспособление) к меняющимся внешним условиям; улучшение (динамика) состояния здоровья. Организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью предполагает более тесное сотрудничество преподавателя физической культуры и врача, осуще - ствляющего медицинский контроль здоровья школьников. При планировании подобных занятий большая часть учебного времени
(30%)
отводится на занятия
с применением
комплекса упражнений лечебной физической культуры.
Таким образом,
одно заня -
тие в неделю носит непосредственно здоровьесберегающую направленность.
Я остановлюсь на 4-х основных направлениях в оздоровительной работе учителя физ - культуры: профилактика нарушения зрения, формирование правильной осанки, снятие эмоционального напряжения и развитие силовых способностей детей.
1.
Нарушение остроты зрения является одной из самых распространённых патоло - гий. В нашей школе данное заболевание наблюдается у 23,4% учащихся, особенно у учащихся начальных классов, так как дети уже приходят в школу с нарушением зрения. Профилактика близорукости в условиях проведения урока физической культуры имеет ряд преимуществ: большая площадь спортивного зала, снимающая естественное напряжение с мышц глаз; проведение уроков физической культуры на открытой спортивной площадке, имеющей те же преимущества; общий положительный эмоциональный фон занятий и смена деятельности уча - щихся. В качестве средств решения проблемы профилактики зрения можно использовать спе - циальные комплексы упражнений, по 3–4 упражнения в каждом, которые направлены на снятие напряжения с глазных мышц. Выполнять комплексы упражнений целесообразно в начале подготовительной части урока физической культуры. Также возможно выпол - нение этих упражнений в комплексе ОРУ. Выполнение упражнений занимает 2–3 мину - 9
ты и не имеет прямой зависимости от особенностей учебного материала, изучаемого на уроке физкультуры.
2.
Ещё одной серьёзной проблемой неблагоприятных влияний учебной деятельности на организм школьника является патология опорно-двигательного аппарата, выражен - ная в основном в нарушениях осанки. Это связано с несоблюдением параметров школь - ной мебели и длительным удержанием вынужденной позы в течение учебного дня. Уроки физической культуры должны быть направлены на формирование правильной осанки школьника, так как данное заболевание отмечается у 31,6% учащихся.В этой связи уроки физической культуры имеют все необходимые условия, а именно: обязательное выполнение общеразвивающих упражнений на каждом уроке; возможность использования фронтального метода организации занимающихся при выполнении упражнений для профилактики нарушений осанки; возможность осуществления целенаправленной работы по профилактике нару - шений осанки; наличие необходимой материально-технической базы. Средствами решения задач формирования правильной осанки являются физические упражнения, которые в физическом воспитании принято называть “упражнениями на ощущение правильной осанки”. Это могут быть разнообразные упражнения, внутрен - няя структура которых направлена на такое выполнение упражнений, при котором осу - ществлялось бы активное “вытягивание” позвоночного столба, препятствующее упло - щению межпозвоночных дисков. Такие упражнения должны включаться в каждый комплекс ОРУ в самом его начале и выполняться как без предметов, так и с предметами (гимнастическая палка, обруч, скакалка и др.). Такие упражнения оказывают непосред - ственное влияние на формирование правильной осанки. Существует ряд упражнений, оказывающих опосредованное влияние на профилактику нарушений осанки. К таковым можно отнести разновидности ходьбы (на носках, пятках и др.) и бега (с высоким под - ниманием бедра, приставными шагами и др.). Эти упражнения являются развивающими и специально-подготовительными, и выполнение их подразумевает сохранение правиль- ной осанки, а в совокупности с упражнениями на ощущение правильной осанки они мо- гут оказать существенное влияние на решение проблемы патологии опорно-двигатель - 10
ного аппарата школьников. Также весьма полезны для профилактики нарушений осанки плавательные упражнения и передвижения на лыжах.
3.
За последние годы увеличилось психоэмоциональное напряжение школьников, ко - торое связано с повышающимися умственными нагрузками и сопровождающиеся ощу - щениями дискомфорта. Такое состояние принято называть “школьными стрессами” (Н.Смирнов. 2003). Одним из эффективных методов противостояния эмоциональному перенапряжению является выполнение на уроках физкультуры дыхательных упражне - ний, тем более что выполнение их рекомендуется методическими особенностями прове - дения урока. Большим преимуществом для выполнения дыхательных упражнений для снятия эмоционального напряжения в условиях урока физической культуры является: относительная простота упражнений; возможность выполнения дыхательных упражнений фронтальным методом; независимость от особенностей образовательных задач урока физической культу- ры; вынужденная смена деятельности детей с умственной на физическую; оздоровительный эффект дыхательных упражнений. Существует большое многообразие дыхательных упражнений, а для снятия эмоцио - нального напряжения могут быть рекомендованы дыхательные упражнения без выра - женной задержки дыхания. Для выполнения таких упражнений необходимо сосредото - читься на биении сердца и добиться синхронизации дыхания, выполняя на два удара сердца вдох и на четыре удара выдох. В дальнейшем можно увеличивать вдох до трёх ударов, а выдох до шести. Выполнять эти упражнения можно в начале подготовитель - ной части урока, как на месте, так и в движении, перед выполнением разминки. В зави - симости от задач урока возможно выполнение таких упражнений и в заключительной части урока.
4.
Под физическим здоровьем понимают степень физического развития человека. За - дачи по гарантированию здоровья решаются на основе развития свойственных каждому человеку физических качеств и производных от них двигательных способностей, осо - бенно тех, развитие которых ведёт к подъёму общего уровня функциональных и адапта - ционных возможностей организма (Л.П.Матвеев. 1991). Становится очевидным, что для формирования здоровья приоритетным является развитие собственно-силовых способ - 11
ностей и общей (аэробной) выносливости. В качестве средств воспитания собственно- силовых способностей могут использоваться общеразвивающие упражнения, объединённые в комплексы, а также упражнения с отягощениями, в том числе с отяго - щением собственного веса или веса партнёра. Существует специфика применения соб - ственно-силовых упражнений в зависимости от реализации образовательных задач. На занятиях лёгкой атлетикой рекомендуется выполнять упражнения собственно- силового характера в конце основной части урока, если не предусмотрено выполнение упражнений для развития общей выносливости. На уроках спортивных игр возможно выполнение таких упражнений с использованием набивных мячей в подготовительной части урока. На занятиях гимнастикой возможно выполнение собственно-силовых упражнений как в подготовительной, так и в основной частях урока. Для школьников целесообразно подбирать отягощения весом
40–60%
от максимума, количество повторе- ний должно не превышать
12–16 раз,
количество упражнений в комплексе целесообраз - но не превышать
6–7
упражнений, интервалы отдыха между упражнениями –
2–3 мину-
ты
. Упражнения собственно-силового характера
выполняются со старшеклассника -
ми
, с учащимися
среднего школьного возраста
в
гораздо меньшем объёме
, и совсем
не рекомендуются
для выполнения
с детьми младшего школьного возраста.
Для развития общей выносливости применяются упражнения циклического характера продолжительностью до 15–20 минут, в зависимости от возраста и уровня подготовлен - ности, в аэробном режиме. Для развития общей выносливости применяются беговые упражнения, передвижения на лыжах, плавание. В условиях школьной физкультуры наиболее доступными являются бег и передвижения на лыжах. Такие упражнения поз - воляют легко дозировать нагрузку, доступны для занимающихся и не требуют особых условий. Наиболее распространённым методом для выполнения этих упражнений является метод стандартного выполнения упражнения в равномерном режиме. Однако, для целенаправ - ленного развития общей выносливости необходимо разнообразить применяемые мето - ды. Для этого возможно выполнение упражнений общей выносливости методом стан - дартного выполнения упражнения в режиме повторной нагрузки. Для учащихся старше - го школьного возраста и наиболее подготовленных учеников целесообразно применение циклических упражнений методом переменно-непрерывного упражнения. Наиболее 12
сложным является выполнение упражнений в переменно-интервальном режиме, кото - рое возможно лишь при соответствующей подготовке занимающихся. Также для воспи - тания общей выносливости может использоваться метод круговой тренировки выполне - ния физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы. Необ - ходимо помнить, что оздоровительный эффект аэробной нагрузки находится в диапазо - не ЧСС 130–140 ударов в минуту, так как в этом случае наблюдается наибольший удар - ный объём сердечной мышцы. Также для результативного использования здоровьесберегающих технологий мною применяются следующие группы средств: гигиенические факторы; оздоровительные силы природы; средства двигательной направленности. Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиениче - ского режима. Для наглядности используем схему 2. В мои обязанности входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гиги - еническим условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторо - ну – самому, с помощью администрации, медиков. Схема 2. Гигиенические средства достижения здоровьесбережения. Второе использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное 13
влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повы - шают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д. Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую по - требность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и под - держанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года. Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления. 14
Заключение.
Следует отметить, что объединение действий учителей физической культуры, медиков, ро - дителей и преподавателей других учебных дисциплин для укрепления здоровья школьни - ков, поможет добиться устойчивых положительных результатов. Безусловно, проблема повышения оздоровительного эффекта урока физической культуры требует серьёзной научной проработки, сложность решения которой заключается в необхо - димости решения на одном уроке образовательных и оздоровительных задач, что зачастую вступает в противоречие. Физическая культура в школе призвана способствовать решению острейшей на сегодняш - ний день проблемы – формированию здорового образа жизни. А применение здоровьесбе - регающих образовательных технологий на уроках физической культуры позволяет: повысить успеваемость по предмету; повысить динамику роста физической подготовленности учащихся; повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни; повысить динамику состояния здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздо - ровления школьников, в частности, на уроках физической культуры. 15
Список литературы.
1.
Адаптация организма подростков к учебной нагрузке/Сост.Гурьев А.Е. М.:Просве - щение,2008.-195 с.;
2.
Андреев Ю.А. Три кита здоровья.-3-е изд., прераб. и доп.-Ростов-на-Дону: Чайка, 2001.-287 с;
3.
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2004.;
4.
Душанин С.А. Тренировочные программы для здоровья/ Душанин С.А., Коробова А.Н., Соловейко Н.Р.-К.: КВ, 2007.-189 с.;
5.
Как быть здоровым: учеб. пос./Сост. Алимова А.Р.-СПб: Питер Ком, 2000.-456 с.;
6.
Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Посо - бие для учителя. / Серия «Учение с увлечением».// - Ростов н /Д: изд-во «Феникс»- 2004.-С 384;
7.
Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Педагогика.//- 2005. - № 6. -С 23.;
8.
Пицхелаури Г.З. Образ жизни и здоровье.-2-е изд.-М:Просвещение, 2005.-245 с.;
9.
Хрипкова А.Г. Гигиена и здоровье школьника/Хрипкова А.Г., Колесов Д.В.-М.: Просвещение,2006.-120с.;
10.
Чуян Е.Н. Валеология: осн. пробл. совр. науки,.- Симферополь: Крымское учебно- педагогическое государственное издательство, 2000.-256 с. 16
17
В раздел основное общее образование

