"Право"
методическая разработка учебного занятия
Автор: Турчанинова Ирина Александровна, учитель истории, обществознания и права, МБ НОУ "Лицей № 84 имени В. А. Власова", город Новокузнецк, Кемеровская область
В раздел основное общее образование
Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение
«Лицей № 84 имени В. А. Власова»
Методическая разработка учебного занятия по обществознанию
для 9 класса
Тема: «Право».
Автор: Турчанинова И. А.,
учитель истории, обществознания, права
I квалификационная категория
Новокузнецк, 2015.
Тема учебного занятия:
«Право».
Цель:
формирование представления учащихся о сущности и роли права.
Задачи:
Образовательная:
Создать условия для получения учащимися знаний о признаках, видах и функциях права.
Развивающие:
1) способствовать развитию умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе; 2) создать условия для развития умения определять понятия, создавать обобщения; 3) организовать деятельность учащихся по приобретению опыта применения знаний при решении познавательных задач; 4) способствовать развитию умения формулировать суждение по той или иной проблеме и приводить аргументы; 5) содействовать развитию умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в парах.
Воспитательная:
Содействовать повышению уровня правовой культуры учащихся, через получение знаний о сущности права и осознание значимости, в том числе и личностной, правовых норм.
Тип урока:
урок изучения нового материала.
Форма организации деятельности:
Фронтальный опрос. Работа в парах.
Методы:
Метод проблемного изложения. Словесный (эвристическая беседа). Наглядный (таблица и мультимедийная презентация).
План учебного занятия.
1. Мотивация. Постановка проблемы. 2. Целеполагание и поиск способов решения проблемы. 3. Учебная задача. 4. Решение задачи. 5. Рефлексия и оценивание. 6. Домашнее задание.
Материалы:
Мультимедийная презентация. Карточки с заданиями. Краткие конспекты урока.
Ход учебного занятия.
1. Мотивация. Постановка проблемы.
Слова учителя:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем вести речь о праве.
Задание № 1. Познавательная задача.
Внимательно посмотрите мультфильм и перечислите права, названные в нем? Демонстрация м/ф «Смешарики. Азбука права». Серия 4.
Ответ:
право быть черным и белым, право быть ловким и смелым, право на имя, право быть любимым, право на особую заботу, если есть проблемы со здоровьем и т.п. Какие из перечисленных прав, являются юридическими правами? К какому виду правовых норм относятся данные права? Аргументируйте свои ответы.
2. Целеполагание и поиск способов решения проблемы.
1) Какие затруднения у вас возникли при выполнении данного задания? 2) Что необходимо сделать для того, чтобы их устранить? Выходим, таким образом, на затруднения в области знаний о сущности права, видах правовых норм и умений по составлению аргументированного ответа. Как мы видим из мультфильма каждый ребенок и не только ребенок, но и взрослый имеет права. Право часть нашей жизни, с правовыми нормами вы сталкиваетесь ежедневно, например, переходя дорогу, покупая необходимые вам вещи и т.п. С нашими правами и обязанностями вам предстоит познакомиться в разделе «Человек и его права», изучение которого мы начнем сегодня. В рамках сегодняшнего занятия, выполняя различные задания, вы сможете не только узнать о сущности и значимости права, но и совершенствовать умения, необходимые для выполнения экзаменационной работы, что является в данный момент очень актуальным. Наиболее активные из вас в конце занятия получат отметки, а для всех я приготовила небольшой сюрприз. Итак, тема сегодняшнего занятия «Право», в рамках которой мы: Определим сущность права и его основные признаки. Сформируем представление о видах правовых норм. Выясним предназначение права.
3. Учебная задача.
Для того чтобы понять сущность юридического права и уметь отделять его от других видов норм, действующих в обществе, необходимо установить его признаки. В определении признаков права нам помогут следующие вопросы.
Фронтальный опрос.
1) Кто устанавливает правовые нормы? 2) Кто подчиняется данным нормам? 3) Где содержатся правовые нормы? 4) Что произойдет, в случае несоблюдения правовых норм? При ответе на данные вопросы выходим на
признаки права:
Устанавливается государством.
Общеобязательность. Выражено в источниках: законах, указах и т.д. Юридическая ответственность за несоблюдение. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах лежат листочки со словами и словосочетаниями, отражающие признаки права.
Задание № 2. Лингвистический конструктор:
Из представленных признаков, составьте определение понятия права
Ответ: Право –
система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством, выраженных в нормативных актах, за несоблюдение которых следует юридическая ответственность. Правовые нормы разнообразны. Для того чтобы мы не запутались в них, лучше усвоили и соблюдали, данные нормы упорядочиваются и классифицируются по различным основаниям. Рассмотрим один из вариантов классификации правовых норм.
Задание № 3. Вариант логических цепочек.
Продолжим работу в парах. Перед вами карточки, в которых приведены примеры конституционных прав гражданина РФ, однако эти примеры подобраны не случайно. Ваша задача определить, что объединяет данные права.
Группа прав №1.
1. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ст. 29.2). 2. Принудительный труд запрещен (ст. 37.2). 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35.3).
Группа прав № 2.
1. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). 2. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). 3. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ (ст.59.1).
Группа прав № 3.
1. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32.1). 2. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37.1). 3. Каждый вправе иметь имущество в собственности (ст. 35.2). А теперь проверим, что у вас получилось.
Ответ: 1 группа –
данные правовые нормы запрещают определенные действия.
2 группа –
правовые нормы обязывают совершать те или иные действия.
3 группа –
правовые нормы предоставляют возможность совершать те или иные действия. Все правовые нормы можно разделить на три вида, исходя из их предназначения:
Запрещающие нормы.
Обязывающие нормы.
Управомочивающие нормы.
Латинское изречение гласит: «Право учреждается для пользы человечества». Польза права для каждого из нас и общества в целом состоит в реализации определенных функций. Правовые нормы выполняют свои основные функции или предназначение, через запреты, предписания и дозволения. Определим данные функции, раскрыв смысл высказывания немецкого юриста Фридриха Карла Савиньи.
Задание № 4. Определение смысла высказывания.
О чем идет речь в данном высказывании? «Право, есть правило, четко фиксирующее линию, очерчивающую сферу, внутри которой жизнедеятельность любого индивида свободна от каких бы то ни было посягательств» Фридрих Карл Савиньи (1779 – 1861), немецкий юрист.
Ответ:
в высказывании идет речь о том, что право устанавливает границы поведения человека и защищает его свободу. В высказывании Савиньи указаны важнейшие функции права:
Охранительная функция –
защита интересов людей посредством установления юридической ответственности.
Регулятивная функция –
регулирование общественных отношений посредством установления моделей поведения. Таким образом, каждый из вас должен помнить, право помогает нам наиболее эффективно взаимодействовать с другими людьми, дает гарантии защиты наших интересов, но чтобы обеспечить эти гарантии всем без исключения необходимо выполнять определенные обязанности.
4. Решение задачи.
Вернемся к вопросам, которые мы обозначили в начале урока и, опираясь на полученные знания, ответим на них. право быть черным и белым, право быть ловким и смелым, право на имя, право быть любимым, право на особую заботу, если есть проблемы со здоровьем и т.п. Какие из перечисленных прав, являются юридическими правами? К какому виду правовых норм относятся данные права?
А теперь аргументируйте свой ответ.
Поделюсь с вами секретом как необходимо выстроить свой ответ, чтобы он стал аргументированным.
Прием «ПОПС-формула»
П
озиция – я считаю, что…
О
бъяснение – потому, что…
П
ример – могу доказать это на примере…
С
ледствие – таким образом… Аргументированно ответьте на вопрос, к какому виду правовых норм относятся названные в мультфильме права? Каждый ученик формулирует ответ. Некоторые озвучиваются.
Пример ответа:
П
озиция – я считаю, перечисленные нормы относятся к управомочивающим.
О
бъяснение – потому, что данные нормы предоставляют возможности для осуществления тех или иных действий.
5. Рефлексия и оценивание.
В заключении проведем рефлексию. Пожалуйста, ответьте на вопросы: 1) Что вы узнали на уроке? 2) Чему научились? 3) Что давалось легко, и было наиболее интересным? 4) В чем возникали затруднения? Итак, мы видим, что право, как система общеобязательных норм, установленных государством, играет большую роль в жизни общества и каждого человека, регулируя общественные отношения и защищая наши интересы. В рамках следующего урока вы сможете расширить представления о правовой системе, познакомившись более подробно с характеристиками ее элементов. При выполнении заданий вы смогли проявить свои умения устанавливать соответствие между терминами и признаками социальных явлений, применять теоретические знания в решении практических познавательных задач, формулировать суждения по той или иной проблеме и приводить аргументы. Эти умения очень важны для успешного выполнения экзаменационных заданий. За активную работу … (называются фамилии и имена учащихся) получают следующие отметки.
6. Домашнее задание.
Каждому из вас, я передаю краткий конспект сегодняшнего урока с заданиями, выполнив которые дома, вы сможете закрепить изученный сегодня материал, и подготовится к экзамену. Спасибо за урок!
Тема учебного занятия:
«Право».
Цель:
формирование представления учащихся о сущности и роли права.
Задачи:
Образовательная:
Создать условия для получения учащимися знаний о признаках, видах и функциях права.
Развивающие:
1) способствовать развитию умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе; 2) создать условия для развития умения определять понятия, создавать обобщения; 3) организовать деятельность учащихся по приобретению опыта применения знаний при решении познавательных задач; 4) способствовать развитию умения формулировать суждение по той или иной проблеме и приводить аргументы; 5) содействовать развитию умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в парах.
Воспитательная:
Содействовать повышению уровня правовой культуры учащихся, через получение знаний о сущности права и осознание значимости, в том числе и личностной, правовых норм.
Тип урока:
урок изучения нового материала.
Форма организации деятельности:
Фронтальный опрос. Работа в парах.
Методы:
Метод проблемного изложения. Словесный (эвристическая беседа). Наглядный (таблица и мультимедийная презентация).
План учебного занятия.
1. Мотивация. Постановка проблемы. 2. Целеполагание и поиск способов решения проблемы. 3. Учебная задача. 4. Решение задачи. 5. Рефлексия и оценивание. 6. Домашнее задание.
Материалы:
Мультимедийная презентация. Карточки с заданиями. Краткие конспекты урока.
Ход учебного занятия.
1. Мотивация. Постановка проблемы.
Слова учителя:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем вести речь о праве.
Задание № 1. Познавательная задача.
Внимательно посмотрите мультфильм и перечислите права, названные в нем? Демонстрация м/ф «Смешарики. Азбука права». Серия 4.
Ответ:
право быть черным и белым, право быть ловким и смелым, право на имя, право быть любимым, право на особую заботу, если есть проблемы со здоровьем и т.п. Какие из перечисленных прав, являются юридическими правами? К какому виду правовых норм относятся данные права? Аргументируйте свои ответы.
2. Целеполагание и поиск способов решения проблемы.
1) Какие затруднения у вас возникли при выполнении данного задания? 2) Что необходимо сделать для того, чтобы их устранить? Выходим, таким образом, на затруднения в области знаний о сущности права, видах правовых норм и умений по составлению аргументированного ответа. Как мы видим из мультфильма каждый ребенок и не только ребенок, но и взрослый имеет права. Право часть нашей жизни, с правовыми нормами вы сталкиваетесь ежедневно, например, переходя дорогу, покупая необходимые вам вещи и т.п. С нашими правами и обязанностями вам предстоит познакомиться в разделе «Человек и его права», изучение которого мы начнем сегодня. В рамках сегодняшнего занятия, выполняя различные задания, вы сможете не только узнать о сущности и значимости права, но и совершенствовать умения, необходимые для выполнения экзаменационной работы, что является в данный момент очень актуальным. Наиболее активные из вас в конце занятия получат отметки, а для всех я приготовила небольшой сюрприз. Итак, тема сегодняшнего занятия «Право», в рамках которой мы: Определим сущность права и его основные признаки. Сформируем представление о видах правовых норм. Выясним предназначение права.
3. Учебная задача.
Для того чтобы понять сущность юридического права и уметь отделять его от других видов норм, действующих в обществе, необходимо установить его признаки. В определении признаков права нам помогут следующие вопросы.
Фронтальный опрос.
1) Кто устанавливает правовые нормы? 2) Кто подчиняется данным нормам? 3) Где содержатся правовые нормы? 4) Что произойдет, в случае несоблюдения правовых норм? При ответе на данные вопросы выходим на
признаки права:
Устанавливается государством.
Общеобязательность. Выражено в источниках: законах, указах и т.д. Юридическая ответственность за несоблюдение. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах лежат листочки со словами и словосочетаниями, отражающие признаки права.
Задание № 2. Лингвистический конструктор:
Из представленных признаков, составьте определение понятия права
Ответ: Право –
система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством, выраженных в нормативных актах, за несоблюдение которых следует юридическая ответственность. Правовые нормы разнообразны. Для того чтобы мы не запутались в них, лучше усвоили и соблюдали, данные нормы упорядочиваются и классифицируются по различным основаниям. Рассмотрим один из вариантов классификации правовых норм.
Задание № 3. Вариант логических цепочек.
Продолжим работу в парах. Перед вами карточки, в которых приведены примеры конституционных прав гражданина РФ, однако эти примеры подобраны не случайно. Ваша задача определить, что объединяет данные права.
Группа прав №1.
1. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ст. 29.2). 2. Принудительный труд запрещен (ст. 37.2). 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35.3).
Группа прав № 2.
1. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). 2. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). 3. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ (ст.59.1).
Группа прав № 3.
1. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32.1). 2. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37.1). 3. Каждый вправе иметь имущество в собственности (ст. 35.2). А теперь проверим, что у вас получилось.
Ответ: 1 группа –
данные правовые нормы запрещают определенные действия.
2 группа –
правовые нормы обязывают совершать те или иные действия.
3 группа –
правовые нормы предоставляют возможность совершать те или иные действия. Все правовые нормы можно разделить на три вида, исходя из их предназначения:
Запрещающие нормы.
Обязывающие нормы.
Управомочивающие нормы.
Латинское изречение гласит: «Право учреждается для пользы человечества». Польза права для каждого из нас и общества в целом состоит в реализации определенных функций. Правовые нормы выполняют свои основные функции или предназначение, через запреты, предписания и дозволения. Определим данные функции, раскрыв смысл высказывания немецкого юриста Фридриха Карла Савиньи.
Задание № 4. Определение смысла высказывания.
О чем идет речь в данном высказывании? «Право, есть правило, четко фиксирующее линию, очерчивающую сферу, внутри которой жизнедеятельность любого индивида свободна от каких бы то ни было посягательств» Фридрих Карл Савиньи (1779 – 1861), немецкий юрист.
Ответ:
в высказывании идет речь о том, что право устанавливает границы поведения человека и защищает его свободу. В высказывании Савиньи указаны важнейшие функции права:
Охранительная функция –
защита интересов людей посредством установления юридической ответственности.
Регулятивная функция –
регулирование общественных отношений посредством установления моделей поведения. Таким образом, каждый из вас должен помнить, право помогает нам наиболее эффективно взаимодействовать с другими людьми, дает гарантии защиты наших интересов, но чтобы обеспечить эти гарантии всем без исключения необходимо выполнять определенные обязанности.
4. Решение задачи.
Вернемся к вопросам, которые мы обозначили в начале урока и, опираясь на полученные знания, ответим на них. право быть черным и белым, право быть ловким и смелым, право на имя, право быть любимым, право на особую заботу, если есть проблемы со здоровьем и т.п. Какие из перечисленных прав, являются юридическими правами? К какому виду правовых норм относятся данные права?
А теперь аргументируйте свой ответ.
Поделюсь с вами секретом как необходимо выстроить свой ответ, чтобы он стал аргументированным.
Прием «ПОПС-формула»
П
озиция – я считаю, что…
О
бъяснение – потому, что…
П
ример – могу доказать это на примере…
С
ледствие – таким образом… Аргументированно ответьте на вопрос, к какому виду правовых норм относятся названные в мультфильме права? Каждый ученик формулирует ответ. Некоторые озвучиваются.
Пример ответа:
П
озиция – я считаю, перечисленные нормы относятся к управомочивающим.
О
бъяснение – потому, что данные нормы предоставляют возможности для осуществления тех или иных действий.
5. Рефлексия и оценивание.
В заключении проведем рефлексию. Пожалуйста, ответьте на вопросы: 1) Что вы узнали на уроке? 2) Чему научились? 3) Что давалось легко, и было наиболее интересным? 4) В чем возникали затруднения? Итак, мы видим, что право, как система общеобязательных норм, установленных государством, играет большую роль в жизни общества и каждого человека, регулируя общественные отношения и защищая наши интересы. В рамках следующего урока вы сможете расширить представления о правовой системе, познакомившись более подробно с характеристиками ее элементов. При выполнении заданий вы смогли проявить свои умения устанавливать соответствие между терминами и признаками социальных явлений, применять теоретические знания в решении практических познавательных задач, формулировать суждения по той или иной проблеме и приводить аргументы. Эти умения очень важны для успешного выполнения экзаменационных заданий. За активную работу … (называются фамилии и имена учащихся) получают следующие отметки.
6. Домашнее задание.
Каждому из вас, я передаю краткий конспект сегодняшнего урока с заданиями, выполнив которые дома, вы сможете закрепить изученный сегодня материал, и подготовится к экзамену. Спасибо за урок!
В раздел основное общее образование

