Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Смысловое чтение и работа с текстом"

материалы по формированию смыслового чтения

Автор: Гиталенко Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ 18, ст.Рязанская, Краснодарский край



В раздел основное общее образование




Смысловое чтение и работа с текстом.
(Из опыта работы).
1.Виды чтения
Известно, что люди читают с разными целями. От цели чтения зависит характер самого чтения: темп, глубина понимания, внимание к различным частям и отдельным деталям. Чаще всего мы пользуемся двумя видами чтения. Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней содержится, для кого она написана, то он использует
ознакомительное
чтение. Другими словами,
ознакомительное
чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде. Именно поэтому в ходе
ознакомительного
чтения мы прежде всего обращаем внимание на внешние данные книги:
название книги, заголовки, эпиграф, автора книги или текста,

оглавление, аннотацию.
Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы прибегаем к медленному
изучающему
чтению. Цель
изучающего
чтения – определить замысел автора, главные мысли каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения, т.п. Иначе говоря, целью
изучающего
чтения является максимально полный охват нужной информации, стремление ее осмыслить. Следовательно, если читающий осознает цель чтения, он правильно планирует свою дальнейшую работу, т.е. определяет: 1) с чего начинать чтение (знакомство с
внешними данными книги
); 2) как читать (
быстро
или
медленно
); 3) какой вид чтения (
ознакомительный
или
изучающий
) использовать.

Изучающее чтение

Предполагает (цель?)

Обеспечивает (результат?
1. Глубокое проникновение в содержание текста
Понимание и запоминание прочитанного
2.
Вдумчивый анализ читаемого
Создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказ, план, аннотация, отзыв, рецензия, конспект и др.) Цели: формирование умения выявлять в публицистическом тексте точку зрения автора, другие точки зрения и обосновывать собственную позицию относительно прочитанного. Перед вами две статьи, опубликованные в молодежной газете, их авторы – учащиеся школы. Прочитайте статьи и ответьте на вопросы. Мое поколение Смотрю я на нынешнее поколение со своей колокольни и думаю: куда я попала? Наверное, все-таки не туда, иначе не задумывалась бы. Что мне не нравится во взглядах сегодняшней молодежи? Да многое. Начать хотя бы с того, что интересы многих ребят и девчонок сводятся к тому, как бы так хорошо провести время: «потусить», «побухать», «обкуриться»... дальше продолжать даже не стоит — неприлично. Наверное, я все-таки чего-то не понимаю, наверное, это на самом деле очень увлекательно — забивать себе голову тем, что мне «нечего надеть на дискотеку», хотя шкаф полон тряпок; что же делала Маша Иванова, когда ее бросил Вася Петров, и прочим хламом. А что слушает нынешняя «продвинутая» молодежь?! Начиная с «Тату» и «Руки вверх» и заканчивая «Фабрикой звезд» (зарубежные шедевры я в расчет не беру, т.к. в них не особо разбираюсь, но даже в русских хитах можно найти много
забавного). Не понимаю, как можно слушать подобную чушь типа «Я шоколадный заяц, я ласковый мерзавец, я парень на все сто, о-о-о» (песенка мальчика-зайчика, страдающего шизофренией), «У-е, ты не слышишь меня, я не вижу тебя» (гимн слепо-глухо... но, к сожалению, не немых) или «Попробуй, м-ма, м-ма, попробуй, джага-джага» (что нам пытаются этим рекламировать, до сих пор не выяснено). Я молчу про элементарную рифму («ты целуй меня везде, восемнадцать мне уже»), что уже говорить про смысл... И ведь современная молодежь — это основной потребитель массовой культуры. И от этого никуда не денешься. Процентов 70 молодых людей пойдут вместо музея на дискотеку. И вместо того, чтобы послушать настоящую живую музыку на рок- или симфоническом концерте, они пойдут на шоу-представление фанерных записей каких-нибудь иванушек. Но каково разочарование других представителей молодежи (которые «не такие, как все»), когда из радиоколонок в автобусе слышится не голос Виктора Цоя, а противные завывания Витаса. И что тогда делать? Психологию большинства не переделаешь, да у нас и демократия вроде как... Но говорил же дедушка Ленин: «Нет, мы пойдем не таким путем. Не таким путем надо идти». Не сегодняшнему ли дню адресованы эти слова? Ксения Попова Нормальное поколение Чего у нас только не говорят о современной молодежи! И почему-то все сводится к тому, что одевается она не так, учиться не хочет и вообще занимается всякой ерундой. Становится как-то не по себе. Начинаешь задумываться: неужели действительно все так запущено?! Или же это общераспространенный миф? Давайте попробуем разобраться. Не спорю, у нынешней молодежи есть свои минусы. Добрая часть молодых людей порой просто не задумывается над собственными действиями и поступками. Их привлекают сиюминутные радости, а что-то серьезное остается «далеко за горизонтом». Но (!) есть и другая молодежь, которая занимается реальным делом. Чтобы не ходить далеко, возьмем, к примеру, Молодежный парламент, который появился в нашем крае в прошлом году (мы писали о нем в одном из наших прошлых номеров). Там молодые люди пытаются разрабатывать собственные проекты, организовывают дискуссионные клубы, где обсуждают актуальные общественные и образовательные проблемы. Немало у нас и творческой молодежи, которая ежегодно проявляет себя в различных конкурсах. Некоторые молодые люди уже к 17—18 годам становятся мастерами в том или ином виде спорта. А есть молодежь, которая сочетает учебу с работой (причем одно с другим сосуществует весьма успешно)! Еще одна проблема — это разные взгляды старших и младших. Как часто ворчат взрослые, что мы, мол, слушаем не ту музыку, смотрим не те передачи по телевизору. Возможно, это на самом деле так. Но на то мы и молодежь! Пройдет время, и наши вкусы станут более зрелыми.
Некоторым может показаться, что я несколько приукрашиваю ситуацию. Но ведь я сам являюсь представителем молодежи, и мне идеализировать ее просто нет смысла. Мое поколение очень разное, но в целом оно нормальное! А отморозков везде хватает... Александр Мазур Задания Задание 1 Выявление авторских позиций, их сравнение. В чем совпадают взгляды авторов на современную молодежь? Выберите ответ, который вы считаете правильным. Оба автора считают, что: A. Современная молодежь слушает не ту музыку. B. Современная молодежь не хочет учиться и трудиться. C. Интересы многих молодых людей довольно примитивны, лишены серьезного содержания. D. Поколение сегодняшней молодежи очень разное, но в целом нормальное. E. Задание 2. Выявление разных позиций, представленных в тексте. Какие два взгляда на современную молодежь представлены в статье Александра? Кому они принадлежат? Задание 3. Выявление позиции, представленной в тексте. Можно ли говорить, что в статье Ксении тоже представлены два взгляда? Да или нет? Обоснуйте свой ответ. Задание 4. Реконструкция вопроса, поиск информации и переработка ее. Опираясь на статью Ксении, дайте характеристику тем представителям молодежи, которых девочка называет «не такие, как все».
Задание 5. Реконструкция авторского замысла, аргументация. Можно ли считать статью Александра откликом на статью Ксении? Аргументируйте свой ответ. Задание 6. Выявление авторских позиций, аргументация. Допустим, что оба автора назвали свои статьи одинаково – «Мое поколение». Как вы считаете, какой статье это название подходит больше? Объясните свой ответ. Задание 7. Рефлексия на содержание, аргументация, привлечение дополнительных знаний и личного опыта. Кто из авторов, на ваш взгляд, дал более правдивый портрет современной молодежи? Объясните, почему вы так считаете.
Формирование смыслового чтения и работы с текстом (таксономия Блума)
« Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины- ты один мне поддержка и опора, о великий и могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома? Но нельзя не верить, что такой язык не был дан великому народу». (И.С.Тургенев) Уровень Навыки Примеры заданий Знание Направлены на проверку запоминания через повторение или узнавание информации; вспоминание информации и материала. Кто такой И.С.Тургенев? Какие произведения этого автора вам известны? Прочтите выразительно данный текст, который представляет собой стихотворение в прозе. Понимание Перенос информации в другую, знакомую, систему, 1.Выберите правильный вариант ответа.
определение путей передачи другим запомненной информации. Описание сходств, различий и результата, сопоставление. Стихотворение в прозе – это… А. Стихотворение особой формы, преимущ. на историческую, обычно легендарную тему. Б. Небольшое прозаическое произведение, напоминающее по своему характеру лирическое стихотворение, но лишенное стихотворной организации речи. В. Повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему. 2.Как можно озаглавить данный текст? Использова ние Использование или применение информации для решения какой-либо проблемы. 1.И.С. Тургенев – патриот, он любит свою родину. Автор хвалит русский язык, поэтому это – похвальное слово. А не кажется ли вам, что для похвального слова этот текст слишком грустно начинается? Закрасьте синим маркером слова, в которых выражены отрицательные эмоции лирического героя, а зеленым маркером – слова с положительной эмоциональной окраской. Назовите слова, в которых отражены отрицательные эмоции. Как вы понимаете их значение? Работа со словарем. Сомнение – неуверенность в истинности чего-н., отсутствие твердой веры в кого-, что-н. Тягостный – трудный, обременительный, мучительно неприятный. Отчаяние – состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности. Какие чувства испытывает лирический герой в начале стихотворения в прозе? Чем вызваны эти чувства? (Размышлениями о судьбе родины.)
2. Почему, по вашему мнению, слово «судьба» стоит во множественном числе? 3.Чем отличаются слова «тягостный» и «тяжёлый»? 4.Какие качества русского языка вызывают восхищение лирического героя? Как вы понимаете значение этих определений-эпитетов? Работа со словарем: Великий – превосходящий общий уровень, обычную меру, значение, выдающийся. Могучий – мощный, сильный. Правдивый – 1. Содержащий, выражающий правду. 2. Любящий говорить правду, стремящийся к правде. Свободный – пользующийся свободой (отсутствием стеснений и ограничений). Анализ Д Деление исследуемого объекта на составляющие части с целью определения его структуры, а также выявление скрытых смыслов. 2 Прочитайте последнее предложение. Как оно связано с предыдущим? К какому выводу приходит лирический герой? Какие чувства выражены в этом предложении? Синтез Творческое объединение элементов с целью создания нового содержания. Конструирование новой модели (структуры) на основе собственного опыта с использованием предположения, условностей, Продолжите 3-5 предложениями фразу: «Быть патриотом – это значит…»
возможностей. Оценка Принятие решения и защита собственной точки зрения по спорной и полемичной теме. Была ли работа, проведенная на уроке, полезна для вас, помогла ли она глубже понять стихотворение в прозе И.С. Тургенева, посвященное родному языку?
Возможности УМК (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.) по формированию смыслового чтения и работы с

текстом. 5 класс.

Глава (раздел) Язык и человек

Количество часов 1
Планируемые результаты освоения основ смыслового чтения и работы с текстом Материал по учебнику в данной главе (разделу) Задания к данному материалу Стратегии (приемы) формирования смыслового чтения и работы с текстом УУД, формируемые с помощью данных стратегий (приемов) Работа с текстом: поиск информа ции и понимани е прочитан ного Познакомить учащихся с учебником. Ориентироваться в содержании текста, находить требуемую информацию. Решать учебно-познавательные задачи. Эпиграф. Работа с пословицами. Текст на стр.4 Что такое эпиграф? Как вы понимаете смысл высказывания И.С.Тургенева? Найдите ключевые слова. Сложите из слов на карточках пословицы о русском языке, объясните их. Прочтите текст на стр.4. Что нового узнали о языке? Стратегии предтекстовой деятельности: - «мозговой штурм». Стратегии текстовой деятельности: - «чтение в кружок» (попеременное чтение); -«восстановление деформированного текста». Стратегии послетекстовой деятельности: -«вопросы после текста». Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом). Коммуникативные: умение слушать и понимать партнёра. Регулятивные (целеполагание как постановка учебной задачи
на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно). Работа с текстом: преобраз ование и интерпре тация информа ции Интерпретировать текст, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию, обнаруживать доводы, делать выводы. Упр.1,3 Прочитайте текст Л.Успенского. Выпишите слова, выделенные полужирным шрифтом? Что их объединяет? Прочитайте и озаглавьте текст упр.3. Найдите не менее 2-х аргументов, доказывающих правильность тезиса: «Язык помогает людям передавать опыт». Запишите их. Стратегии текстовой деятельности: - «чтение про себя с пометками» Стратегии послетекстовой деятельности: -«вопросы после текста». Личностные: работать самостоятельно и демонстрировать результат деятельности. Коммуникативные: умение ясно и чётко излагать мысли. Познавательные: синтезировать знания по теме. Регулятивные: предвосхищение результата и уровня освоения темы. Работа с текстом: оценка информа ции Откликаться на содержание текста, находить доводы в защиту своей точки зрения. Построение рассуждения. Составление письменного высказывания. Упр.2 О каких самых важных функциях языка вы узнали на уроке? Какими примерами из жизни вы можете доказать, что язык – это средство общения? Закончите предложение: «С Стратегии послетекстовой деятельности: -«вопросы после текста». -«задание на дополнение информации» Регулятивные (коррекция, оценка, саморегуляция; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели). Коммуникативные: адекватно передавать информацию; чётко письменно излагать своё мнение.
помощью языка люди общаются между собой, т.е….». Личностные: принятие и осознание жизненных ценностей.
Формирование смыслового чтения и работы с текстом (лист оценивания навыков смыслового чтения)

предмет
литература Оценивание работы учащегося – это очень сложная и кропотливая работа. Составить инструментарий оценивания умений требует большого опыта и много времени. Могу предложить лист оценивания навыков смыслового чтения при работе с текстом на уроке литературы. № Вид деятельности 2 балла 1 балл 0 баллов 1 Поиск необходимой информации (выписать из текста…, продолжить предложения…., выбрать правильный ответ… и т.д.) 2 Сопоставление. Критическая оценка информации. Аргументация предложенных точек зрения. 3 Выявление авторской позиции. 4 Изложение собственной точки зрения. 5 Овладение разными способами чтения: подробное просмотровое выборочное
Уровень усвоения текста учащимися оценивается по ответам на вопросы. Если учащийся может ответить только на вопросы фактологического характера, делается вывод о низком развитии навыка смыслового чтения (0 баллов). Хорошее развитие этого навыка выявляют вопросы причинно-следственного характера (1, 2 балла).


В раздел основное общее образование