"Тест по истории России начала ХХ века в формате ЕГЭ"
Тест по истории России начала ХХ века в формате ЕГЭ
Автор: Денисова Надежда Юрьевна, учитель истории и обществознания, МБОУ "Октябрьская средняя школа №1", р.п.Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области
В раздел основное общее образование
Тест по истории России начала ХХ века в формате ЕГЭ
1. Задание 1 № 8120.
Расположите в хронологической последователь- ности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) создание РСДРП 2) Портсмутский мир 3) реформы Столыпина
2. Задание 2 № 7889.
Установите соответствие между событиями и го- дами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОБЫТИЯ ГОДЫ А) указ о свободном выходе крестьян из общины с наделом Б) Манифест об учреждении Государственной Думы В) Манифест о начале войны с Германией Г) Манифест о роспуске II Государственной Думы и изменении избирательного закона 1) 1905 г. 2) 1906 г. 3) 1907 г. 4) 1911 г. 5) 1914 г. 6) 1910 г.
3. Задание 3 № 4734.
Ниже приведены термины. Все они, за исключе- нием одного, обозначают формы монополий. 1) тресты; 2) синдикаты; 3) картель; 4) концессии; 5) концерны; Найдите и запишите порядковый номер термина, выпадающий из общего ряда.
4. Задание 4 № 326.
Напишите пропущенное понятие (термин). В годы проведения Столыпинской аграрной реформы участок земли, выделенный крестьянину, вышедшему из общины с сохранением его двора в деревне назывался _______.
5. Задание 5 № 8141.
Установите соответствие между фамилиями исторических деятелей начала ХХ века и их позициями в вопросе о политическом устройстве России: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ ПОЗИЦИИ A) А.И.Гучков 1)Немедленная ликвидация всякой
Б) П.Н.Милюков B) В.И.Ленин Г) К.П.Победоносцев государственной власти 2) установление в России парламентской монархии английского типа 3)сохранение за царем всей полноты исполнительной власти при при разделении законодательных полномочий с Государственной думой 4) свержение самодержавия, установление диктатуры пролетариата 5) сохранение самодержавия в неприкосновенности Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
6.
Установите соответствие между фрагментами исторических источни- ков и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначен- ному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обо- значенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Превращение империалистической войны в гражданскую войну есть единственно правильный пролетарский лозунг, указываемый опы- том Коммуны, намеченный Базельской резолюцией партии и вытекаю- щий из всех условий империалистической войны между высокоразвиты- ми буржуазными странами. Как бы ни казались велики трудности такого превращения в ту или иную минуту, социалисты никогда не откажутся от систематической настойчивой, неуклонной подготовительной работы в этом направлении, раз война стала фактом». Б) «В то время как весь народ противника, от члена правительства до последнего носильщика, отлично понимал и смысл, и самую цель войны с Россией, когда чувство неприязни к русскому человеку накап- ливалось там годами, когда о войне с Россией говорили все и всюду, у нас начало войны на Дальнем Востоке явилось для всех полной неожи- данностью; смысл этих действий понимали лишь очень немногие... Все, что могло выяснить смысл предстоящего столкновения, цели и намере- ния правительства либо замалчивалось, либо появлялось в форме сооб- щений, что все обстоит благополучно. В результате в минуту, когда по- требовалось общее единение, между властью и народом легла трудно устранимая пропасть». A Б В Г
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Речь идёт о начавшейся Первой мировой войне. 2) Дано описание ситуации, связанной с Русско-японской войной. 3) В ходе войны широкую известность приобрели имена генералов М.Д. Скобелева, И.В. Гурко, Н.Г. Столетова. 4) Одним из следствий войны стала революция в России, начавшаяся с «кровавого воскресенья». 5) Одним из итогов войны стало запрещение России иметь военно- морской флот на Чёрном море. 6) Итогом войны, о которой идёт речь, стало крушение четырёх импе- рий. Фрагмент А Фрагмент Б
7.
Какие три из названных положений входили в программу РСДРП? Со- ответствующие цифры запишите в ответ. 1) передача помещичьей земли в частную собственность крестьян 2) сохранение православия в качестве официальной религии 3) свержение самодержавия 4) единая и неделимая Россия 5) право наций на самоопределение 6) 8-часовой рабочий день
8.
Заполните пропуски в данных предложениях, используя при- ведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предло- жения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. А) _______Государственная дума была распущена в июне 1907 года. Б) _______ конференция проходила в 1905 г., в ходе переговоров обсуждались вопросы заключения мира между Россией и Японией. В) Снабжение российских войск в русско-японской войне осуществлялось по ________ железной дороге Пропущенные элементы: 1) Портсмутская 2) Парижская 3) Китайско-Восточной 4) Байкало-Амурской 5) Первая 6) Вторая Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А Б В
9.
Установите соответствие между именами деятелей культуры начала ХХ вв. и сферами их творчества. ДЕЯТЕЛИ СФЕРЫ ТВОРЧЕСТВА А) Ф. И. Шаляпин Б) Ф.О.Шехтель В) К. С. Малевич Г) С.С.Прокофьев 1) художник 2) композитор 3) оперный певец 4) архитектор 5) литературный критик Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г
10. Задание 10 № 8180.
Прочтите отрывок из воспоминаний и укажи- те название войны, о которой идет речь в отрывке. «Парадный обед в честь Пуанкаре состоялся в Большом Петергоф- ском дворце. Стоял чудный тёплый вечер, через открытые окна зала доносился шум воды, извергавшейся могучим «Самсоном». В виде осо- бой бестактности, а может быть, просто по недомыслию, меня посадили за обедом рядом с германским военным атташе. Разговор, естественно, ограничивался обменом впечатлений о сравнительных красотах Петер- гофа и Потсдама. Но когда Николай II встал и начал свою речь, мне хо- телось тут же провалиться на месте. Я никак не мог предполагать, что вопрос войны уже настолько назрел».
11. Задание 11 № 4936.
Заполните пустые ячейки таблицы, исполь- зуя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Принадлежность к
партии
Лидер
Положение
программы
_______________ (А) _______________ (Б) Социализация земли ______________ (В) П.Н.Милюков Зависимость исполнительной власти от законодательной октябристы _______________ (Г) _______________ (Д)
______________ (Е) В.И.Ленин Национализация всех помещичьих земель Пропущенные элементы: 1) кадеты 2) эсеры 3) большевики 4) меньшевики 5) А.И.Гучков 6) В.М.Чернов 7) А.И.Дубровин 8) сохранение исполнительной власти в руках монарха 9)право наций на самоопределение, вплоть до отделения Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12.
Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий. «Подойдя к крепости, японцы решили взять её открытой силой, но ряд атак на наши позиции центра был неудачен. 3-го августа генерал Ноги прислал парламентёра с предложением сдать крепость, но собран- ный генералом Стесселем совет отклонил это предложение, а 6-го авгу- ста японцы начали артиллерийскую подготовку штурма и в тот же день перешли в наступление, направив после ряда демонстративных атак на- шего западного фронта главный свой удар в центр наших позиций, про- тив Орлиного Гнезда. Начался первый штурм Порт-Артура. Первые дни японцы наступали густыми колоннами, думая массой за- давить защитников крепости. Строгая дисциплина, суровый военный закон, фанатизм и личная доблесть японцев приводили к тому, что японские батальоны, неся не- вероятные потери, всё же доходили до цели своих атак, хотя бы в со- ставе нескольких человек и схватывались с нашими в штыки. В моём кратком обзоре невозможно описать всё то, что творилось под Орлиным Гнездом в дни с 6 по 11 августа включительно, дни сплошного, беспре- рывного боя. Скажу одно, что доблесть была проявлена как с одной, так и с другой стороны. Два редута, №№ 1 и 2, на которых в то время сосредоточивался бой, много раз переходили из рук в руки, и в резуль- тате этого семидневного побоища японцы только овладели разрушен- ным фасом этих редутов, а внутренний остался в наших руках». А Б В Г Д Е
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суж- дения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) Описанные события произошли в 1905 г. 2) Автор пишет о высоком уровне моральной и боевой готовности противника к сражениям. 3) Автор считает, что противник в результате описанного штурма полностью захватил редуты №№ 1 и 2. 4) Русский генерал, упомянутый в отрывке, погиб в ходе обороны крепости, о которой идёт речь. 5) По итогам войны, в ходе которой произошли описанные события, был подписан мирный договор в городе Портсмуте. 6) В результате войны, в ходе которой произошли описанные собы- тия, Россия лишилась части острова Сахалин.
13. Задание 13 № 3973.
Рассмотрите схему событий одного из перио- дов истории России начала ХХ века и выполните задание Продолжите фразу: «События, обозначенные на схеме стрелками, на- чались в тысяча девятьсот ______________ году».
14.
Рассмотрите схему событий одного из периодов истории России начала ХХ века и выполните задание Напишите название города, в котором происходили данные события.
15.
Рассмотрите схему событий одного из периодов истории России начала ХХ века и выполните задание
В каком районе города, указанного на схеме, происходили самые ожесточенные столкновения рабочих с царскими войсками?
16.
Рассмотрите схему событий одного из периодов истории России начала ХХ века и выполните задание Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Во время данных событий Россия участвовала в русско-японской войне 2) Обозначенные на схеме события произошли зимой 3) Обозначенные на схеме события произошли в годы первой русской революции 1905-1907 гг. 4) Обозначенные на схеме события имеют в истории название «кровавое воскресенье» 5) Обозначенные на схеме события не привели к смене государственной власти в стране 6) Обозначенные на схеме события завершили революцию 1905-1907 гг.
17. Задание 17 № 7955.
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПАМЯТНИКИ КУЛЬ- ТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ А) «Броненосец Потемкин» Б) «Стенька Разин» В) «Демон сидящий» Г) «Чайка» 1) Автор – М.Врубель 2) Этот фильм посвящен событиям первой русской революции 3) В главной роли снялась В.Комиссаржевская 4) Первая исполнительница –А.Павлова 5) Первый русский игровой фильм 6) С этого спектакля начался МХТ Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Б В Г
18.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие суждения, связанные с изображением, которое Вы видите, яв- ляются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запи- шите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Война, в память о которой установлен изображённый обелиск, способствовала стабилизации внутриполитической обстановки в России. 2) Следствием войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, была утрата Россией всего острова Сахалин. 3) Сторонником развязывания данной войны был С. Ю. Витте. 4) В начале войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, вражеские корабли попытались захватить русский крейсер и канонерскую лодку в корейском порту Чемульпо. 5) Участниками войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, были Р. И. Кондратенко и С. О. Макаров.
19.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
20.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из записки «О необходимости проведения попечительской поли-
тики в отношении рабочих», направленной в Департамент поли-
ции офицером жандармского корпуса.
«На мой взгляд, дело обстоит так: смешивая революционное рабочее движение с культурным, революционеры эксплуатируют рабочих в своих видах (интересах)… Но как устроить таким образом: чтобы и ре- волюционера взгреть, и рабочих удовлетворить (дабы тем самым выве- сти на свежую воду революционера и вышибить у него из-под ног самую почву для успеха)? Делать упорно, делать и систематически сие необходимо, иначе нас накроют… Везде и все партии проделывают тонкую эксплуатацию рабочих, в ре- зультате чего и летели правительства. Чтобы не повторилось того же и у нас, за массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту и стараются поколебать как оппозиционные, так и революционные пропагандисты. Необходимо питать эту веру фактами попечительности – и тогда… всяческая оппозиция бессильна (конечно, не следует забы- вать, что против особо усердствующих у нас остаются репрессии, от времени усовершенствующиеся)… значит, мораль такая: 1)… /политиче- ских агитаторов/ на почве нужды и бедности /масс/ надо изолировать и, 2) борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улуч- шения их положения на почве мелких нужд и требований /больше они и не просят/. Но обязательно это должно делаться правительством, и при- том неустанно, без задержки. …При нынешнем положении внутренней политики должно быть: «поддержание равновесия классов», злобно друг на друга посматривающих. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделяй и властвуй». …Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нагло буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая бур- жуазию и /пропагандистов/ и располагая к себе рабочих и крестьян». Кто, на ваш взгляд, является автором этой записки? Укажите время, когда реализовался курс, предложенный автором записки. Как в среде революционеров называли данную идеологию?
21.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из записки «О необходимости проведения попечительской поли-
тики в отношении рабочих», направленной в Департамент поли-
ции офицером жандармского корпуса.
«На мой взгляд, дело обстоит так: смешивая революционное рабочее движение с культурным, революционеры эксплуатируют рабочих в своих видах (интересах)… Но как устроить таким образом: чтобы и ре- волюционера взгреть, и рабочих удовлетворить (дабы тем самым выве- сти на свежую воду революционера и вышибить у него из-под ног самую почву для успеха)? Делать упорно, делать и систематически сие необходимо, иначе нас накроют… Везде и все партии проделывают тонкую эксплуатацию рабочих, в ре- зультате чего и летели правительства. Чтобы не повторилось того же и у нас, за массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту и стараются поколебать как оппозиционные, так и революционные пропагандисты. Необходимо питать эту веру фактами попечительности – и тогда… всяческая оппозиция бессильна (конечно, не следует забы- вать, что против особо усердствующих у нас остаются репрессии, от времени усовершенствующиеся)… значит, мораль такая: 1)… /политиче- ских агитаторов/ на почве нужды и бедности /масс/ надо изолировать и, 2) борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улуч- шения их положения на почве мелких нужд и требований /больше они и не просят/. Но обязательно это должно делаться правительством, и при- том неустанно, без задержки. …При нынешнем положении внутренней политики должно быть: «поддержание равновесия классов», злобно друг на друга посматривающих. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделяй и властвуй». …Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нагло буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая бур- жуазию и /пропагандистов/ и располагая к себе рабочих и крестьян». Проанализировав текст документа, укажите, какие силы, по мнению его автора, являются врагами существующего политического строя в России? Какими методами предполагалось его поддерживать и укреп- лять?
22.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из записки «О необходимости проведения попечительской поли-
тики в отношении рабочих», направленной в Департамент поли-
ции офицером жандармского корпуса.
«На мой взгляд, дело обстоит так: смешивая революционное рабочее движение с культурным, революционеры эксплуатируют рабочих в своих видах (интересах)… Но как устроить таким образом: чтобы и ре- волюционера взгреть, и рабочих удовлетворить (дабы тем самым выве-
сти на свежую воду революционера и вышибить у него из-под ног самую почву для успеха)? Делать упорно, делать и систематически сие необходимо, иначе нас накроют… Везде и все партии проделывают тонкую эксплуатацию рабочих, в ре- зультате чего и летели правительства. Чтобы не повторилось того же и у нас, за массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту и стараются поколебать как оппозиционные, так и революционные пропагандисты. Необходимо питать эту веру фактами попечительности – и тогда… всяческая оппозиция бессильна (конечно, не следует забы- вать, что против особо усердствующих у нас остаются репрессии, от времени усовершенствующиеся)… значит, мораль такая: 1)… /политиче- ских агитаторов/ на почве нужды и бедности /масс/ надо изолировать и, 2) борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улуч- шения их положения на почве мелких нужд и требований /больше они и не просят/. Но обязательно это должно делаться правительством, и при- том неустанно, без задержки. …При нынешнем положении внутренней политики должно быть: «поддержание равновесия классов», злобно друг на друга посматривающих. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделяй и властвуй». …Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нагло буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая бур- жуазию и /пропагандистов/ и располагая к себе рабочих и крестьян». Используя знания по истории, укажите, удалось ли автору записки реализовать задуманное? Назовите имя одного из его последователей, которое вошло в историю российского революционного движения нача- ла XX в. Какое событие истории России связано с этим именем?
23.
В начале января 1905 года «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном принял решение о подаче петиции царю, в которой бы излагались тре- бования рабочих. О желании рабочих подать петицию было известно властям, в том числе и царю. Приведите три причины недовольства ра- бочих своим положением.
24. Задание 24 № 4788.
В исторической науке существуют дискусси- онные проблемы, по которым высказываются различные, часто проти- воречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зре- ния, существующих в исторической науке. Россия накануне событий 1905 - 1907 гг. двигалась по прогрессивному пути социально-экономического развития, революционеры-демократы и либералы своей борьбой с властью лишь "раскачивали" российскую го- сударственность и вовлекали в борьбу с ней народные массы
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) …
25. Задание 25 № 6180.
Вам необходимо написать историческое со- чинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1894-1918 гг.; 2) 1906-1911 гг.; 3) 1905-1907 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событи- ях (явлениях, процессах) данного периода истории России; – указать не менее двух причинно-следственных связей, существо- вавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для исто- рии России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
В раздел основное общее образование