"Проект про ложку.Сказки из бабушкиного сундука"
статья о роли авторской сказки в педагогическом процессе.Разработка проекта для работы с детьми
Автор: Неплюева Галина Валентиновна, учитель истории и обществознания, МБУ "Школа № 41", город Тольятти,Самарская область
В раздел основное общее образование
«Сказки из бабушкиного сундука»
Роль авторской сказки в педагогическом процессе.
Авторы проекта: Неплюева Г.В., Федина С.В., Мальцева О.В.
Историческое краеведение помогает конкретизировать материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Через краеведческий материал учитель истории приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края. Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, которые сформулированы в законах об образовании РФ. Но как донести до ребенка тот ценнейший материал, которым богат наш народ, если дети не любят читать? Как научить их искать информацию в окружающих их жизнь предметах и вещах? Мы предлагаем вернуть детей в сказку, не важно, в каком возрасте – сказка о вещах может стать предметом в проектной деятельности, да и сама сказка может стать объектом исследования, школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко- культурного наследия. Сказка расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путешествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора. Важно помочь ребенку раскрыть значение малой Родины в своей жизни, и в тоже время понять, что он может сделать для неё. Да и для самих учителей, сказка дает почву для совершенствования своей работы. Не важно, какой это учебный предмет-сказка помогает формировать социальную позицию, формировать ценностный взгляд на окружающий мир, формировать основы
российской гражданской идентичности, воспитывает чувство гордости за достижения своих земляков; воспитание уважительного отношения к своей истории, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Сказка способствует формированию основ экологической культуры, пониманию ценности любой жизни. Сказка становится мощным мотиватором познания. А источником для сказки может быть любой предмет, который нас окружает, например- ложка.
Проект «Сказки из бабушкиного сундука»
Авторы проекта: Неплюева Г.В., Федина С.В.
Продолжительность проекта:
Долгосрочный
Тип проекта:
Историко-познавательный, творчески-прикладной.
Участники проекта:
5-6 класс
Проблема:
Ценность и уникальность предметов домашнего обихода
Цель:
Активизация интереса к изучению родной истории, формирование у школьников чувство патриотизма и гражданской ответственности. Развитие художественно-творческой активности через ознакомление с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры.
Задачи:
Знакомство с историей ложки, активизация представления о ложке как о столовом приборе. Развитие интереса к народному укладу, быту и традициям русского народа.
Виды деятельности учащихся в процессе разработки проекта:
Индивидуальные, парные, групповые формы деятельности в областях: история, география, художественная литература, изобразительное искусство
Этапы проектной деятельности
Этапы
Сроки проведения
Участники проекта
I Мотивационно-
организационный
II Сбор и обработка
материала
I полугодие
Группы учащихся по
тематическим
направлениям,
коммуникативным
особенностям
III Информационно-
операционный
IV Этап итоговой
защиты проектов и
исследовательских
работ
II полугодие
Группы учащихся по
тематическим
направлениям,
коммуникативным
особенностям
Тематика индивидуальных и групповых исследовательских и
творческих работ, которая помогает учащимся систематизировать свою
деятельность в процессе выбора материала для исследования.
1. История ложки для школьного музея. Ложка-как экспонат школьного музея. 2. Ложка в русском этикете. 3. Ложкарный промысел. 4. Ложка к как предмет кухонной утвари. 5. Росписи по ложке. Ложкино «лицо». 6. Сказки про ложку. 7. Сказкотерапия. О чем может «рассказать» ложка. 8. Ложка как семейная реликвия. 9. Приметы и пословицы про ложку. 10.Музеи и памятники ложке 11.Авторская сказка как основа будущей профессии (художник- оформитель, писатель) 12.Ложка-поварешка как музыкальный инструмент. 13.Традиции разных народов, связанные с ложкой. 14.Ложка-путешественница. История ложки у разных народов. География ложки. 15.Ложка в песнях и сказках у разных народов 16.Народная и авторская сказка как источник и хранитель информации 17.Ложка-игрушка, сувенир.
Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий
№ Содержание Дата проведения
1 Его величество Этикет. Правила пользования столовыми приборами. Для чего человек придумал ложку? 2 Как ложка к нам в дом пришла. Ложка- путешественница. 3 Сударыня ложка. Разнообразие имен и форм 4 Ложка многоликая. Знакомство с декоративно- прикладным творчеством. 5 Ложкарный промысел на Руси 6 Ложкины одежки. Надписи на ложках. Ложка в подарок. 7 Пословицы и поговорки про ложку у разных народов. Старинные народные приметы про ложку. 8 Музеи и памятники ложке в мире. 9 Сказкотерапия.Анализ сказок про ложку. 10 «Сказка ложь, да в ней намек-добрым молодцам урок». О чем может рассказать сказка про ложку. 11 Ложка в быту и в выборе профессии поможет. Знакомство с работой художника оформителя, резчика по дереву, дизайнера, писателя 12 Коллективная работа над авторской сказкой про ложку. 13 Коллективная работа над авторской сказкой. Оформление сказки. 14 Коллективная работа над авторской сказкой. 15 - 17 Защита индивидуальных и коллективных творческих проектов, исследовательских работ, выставка рисунков,поделок к проектам
В раздел основное общее образование